Интегрированное внеклассное мероприятие
видеоурок (литература) по теме

Филиппова Елена Геннадьевна

Литература + физика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizikaliteratura_seminar.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1

сельского поселения «Село Пивань»

Комсомольского муниципального района

«Путешествие в страну

"Мир световых явлений"»

интегрированное внеклассное мероприятие

 физика и литература

Учитель: Е.Г. Филиппова

2012/2013 учебный год

 «Путешествие в страну "Мир световых явлений"»

Эпиграф:

Художник не может произвести истинно художественной работы, не понимая законов представляемых им явлений.

Г. Спенсер

Оборудование:

  1. Мультимедиапроектор;
  2. Диапроектор;
  3. Магнитофон;

Опережающее задание:

  1. Выучить наизусть стихотворения;
  2. Сообщение о световом явлении «Закат Солнца»;
  3. Сообщение о миражах;

Цели урока:

  1. Показать внутреннюю связь между поэтическим восприятием природы и ее научным описанием, взаимообогащение науки и искусства.
  2. Продемонстрировать «поэтичность» физики и необходимость знания ее законов.
  3. Научить в ходе наблюдений за природными явлениями видеть прекрасное;
  4. Воспитать бережное отношение к природе.
  5. Развивать умение логично и образно выражать свои мысли.

Ход урока

Учитель литературы.

Я человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мной мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост —

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост.

        A. Тарковский

Учитель физики.

Ребята, задумывались ли вы, что скрывается там, за «скорлупою» неба? Что происходит здесь, на Земле, внутри физических тел, которые нас окружают, и в атомах, из которых они состоят? И что такое природа? А ведь эти вопросы всегда волновали думающего человека.

В давние времена природа внушала человеку то страх, то восхищение. И это нашло отражение в поэтических произведениях.

Учитель литературы.

Прослушайте стихотворение и попытайтесь ответить на вопрос: «К чему призывает поэт в этом стихотворении?» (хранить природу, любоваться ею).

Повсюду прелести, везде живые краски.

Для всех природы длань исполнена даров.

Зачем же, к красоте бесчувственно-суров,

Ты ищешь тайн ее и жаждешь их огласки?

Любуйся дивною, пей девственные ласки,

Но целомудренно храни ее покров!

Смирись пред ней! Не рви таинственных узлов

и не срывай с нее застенчивой повязки!

B. Бенедиктов

Учитель литературы.

Почему автор обращается к нам, говоря: «Смирись пред ней…»? (признаёт её главенство).

Природа – это таинство, чудо, значит, человек стремится проникнуть в тайны природы.

Учитель физики.

Но человека влекло неведомое, и он старался все глубже проникнуть в тайны природы, раздвинуть круг своих знаний о ней.

Сегодня мы поговорим только об одной области физики — изучающей световые явления.

Сценка 1

(За стол садится ученик и начинает включать и выключать настольную лампу.)

Учитель физики: Что ты делаешь?

Ученик. Ничего. Просто играю.

Учитель физики. Ты включаешь лампу, и возникает свет. А знаешь ли ты, что такое свет?

Ученик. Свет — это когда светло.

Учитель физики.

Чтобы расширить твои знания о свете, я приглашаю тебя в страну, которая называется «Мир световых явлений».

Каждый человек воспринимает этот мир по-своему. Ученый считает, что свет — это лучистая энергия, поступающая в глаз и делающая окружающее видимым. Иначе думают люди искусства.

Вот перед тобой картина известного литовского художника М.К.Чюрлёниса.

(Демонстрируется репродукция картины «Соната Солнца»)

Посмотри, как играют на ней краски, как прекрасны эти блики, как великолепен мир в отблесках солнечного света!

А теперь послушай чудесную музыку французского композитора Дебюсси. Она тоже о свете.

(Звучит фрагмент из произведения «Лунный свет».) 

Рассмотреть сегодня все световые явления подробно мы не сможем, а назвать хотя бы некоторые из них попробуем. Кроме того, мы сравним взгляды на различные световые явления ученых и поэтов.

Сценка 2

Учитель физики.

Посмотрите на эти предметы (демонстрация через видеопроектор). Это свеча, спичка, лампа, «портреты» Солнца, звезд. Все они — источники света. Благодаря им мы видим разные тела.

Ученик. А Луна тоже источник света?

Учитель физики.

Нет. Она сама не светит, а только отражает свет, падающий на нее от Солнца.

Ученик. Те тела, которые вы назвали, светятся потому, что они горячие?

Учитель физики.

Да. Но бывает и холодное свечение. Смотрите, как красиво! (Показывает светящуюся трубку.) В этой трубке светится газ. У меня есть волшебная палочка, которая светится в руках. Смотрите!

Показывает опыт № 1: свечение газонаполненной трубки, помещенной в поле индукционного разрядника.

Учитель литературы.

Давайте вспомним, в каких поэтических произведениях упоминаются вышеназванные источники света. Какие художественные образы, связанные с ними, рисовали нам поэты. (Стихи читают заранее подготовленные учащиеся.)

О свече

Голубое основанье,

Золотое острие...

Вспоминаю зимний вечер,

Детство раннее мое.

И.Бунин

Мерцая желтым язычком,

Свеча все больше оплывает.

Вот так и мы с тобой живем —

Душа горит, и тело тает.

А.Тарковский

О спичке

Как золотая птичка,

Дрожит огонь впотьмах.

В одну минуту спичка

Сгорит в моих руках...

И в этом зыбком свете,

Пусть выпавшем из рук,

Я по одной примете

Узнаю все вокруг.

А. Тарковский

О солнце

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля.

Чу, за тучей погремело,

Принахмурилась земля.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя —

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

Ф. Тютчев

О луне

И на лугу ночном, и здесь,

На чутком сене,

Луна бесшумно расправляет

Складки тени.

Все в лунный свет уже ко сну

Переодето,

И лишь береза на горе —

Дневного цвета.

Ю. Шестаков

Учитель литературы.

Какие выразительные средства использовали авторы для передачи своих ощущений от созерцания источников света? (Выслушивает и комментирует ответы ребят.)

Вернемся к одному, главному, источнику света. Это о нем такие строки (демонстрация слайдов с изображением Солнца через видеопроектор):

Среди поля голубого

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю-матушку обходит.

Светит весело в оконце.

Ну, конечно, это —

Солнце!

Учитель физики.

А теперь давайте обратимся к ещё одному световому явлению — «Закат Солнца».

Сообщение заранее подготовленного ученика.

Представляюсь: я — хранитель тайн солнечного заката, но вам я их сейчас открою. Тайна первая: заход, или закат, Солнца связан с тем, что Земля вращается вокруг своей оси. Тайна вторая: наблюдаемая картина заката зависит от состояния атмосферы, типа и формы облаков; ведь они подсвечиваются лучами скрывающегося за горизонтом Солнца. Поэтому один закат так не похож на другой. Тайна третья: если закат наблюдать при ясном, безоблачном небе, то можно заметить, что Солнце имеет красноватый цвет и небо вблизи него — такой же. Цвет может меняться: от нежного оттенка, почти розового до ярко-красного и даже багрового. Это связано с рассеянием световых лучей в атмосфере Земли.

Учитель физики.

Для убедительности сказанного покажу вам опыт.

Демонстрирует опыт № 2: на аквариум прямоугольной формы с водой, «подкрашенной» молоком, направляет узкий пучок света от диапроектора; чтобы пучок был узким, в проектор вместо слайда вставляет кусочек плотной черной бумаги с круглым отверстием диаметром 2—3 мм. Опыт проводится при затемнении; наблюдается рассеяние светового пучка, проходящего через аквариум.

Посмотрите на аквариум через торцевые стенки: на входе пучка лучей и на его выходе. Что вы увидели? У входа в раствор молока пучок кажется голубоватым. И это потому, что содержащиеся в молоке частички жира не растворяются в воде и находятся в ней во взвешенном состоянии; они рассеивают преимущественно синий свет. Пучок же, прошедший через аквариум, приобретает красноватый оттенок; это связано с тем, что синий свет рассеивается сильнее, чем красный, так что в выходящем пучке красный свет преобладает.

А обращали ли вы внимание на то, что днем Солнце круглое, а на закате немного сплюснутое? Это еще одно чудо и тайна заката. Она связана с тем, что световые лучи искривляются в атмосфере. Попробую показать это на опыте.

Демонстрирует опыт № 3: в аквариум прямоугольной формы налита до половины вода; через воронку со шлангом, опущенным до дна, медленно вводит насыщенный раствор поваренной соли, приготовленный из расчета 300 г соли на 1 л воды (можно добавить еще щепотку хвойного экстракта). В итоге нижняя половина аквариума будет заполнена более плотной жидкостью (раствором), верхняя — менее плотной (водой). Вследствие диффузии между жидкостями образуется переходный слой, имеющий плавно изменяющиеся плотность и, значит, показатель преломления. Направляя световой луч в раствор под разными углами, можно увидеть его искривление в среде с разной плотностью.

Учитель литературы.

А сейчас, ребята, мы будем работать по группам. Перед вами стихотворения, выразительно прочитайте их и ответьте на вопрос: «Какие выразительные средства использует автор для создания образа Солнца?».

В дали зеркальной, огненно-лучистой,

Закрывшись тучей

И окаймив дугой ее огнистой,

Пунцово-жгучей,

Огромный шар, склонясь, горит над нивой

Багрянцем роз.

Андрей Белый

Солнце уходит в далекие страны,

В сумрак ночной, за леса и моря.

В темных лесах засинели туманы,

В море горит золотая заря.

И. Бунин

Садится солнце. Воздух дивно тих,

И вздрагивает ветер, словно сонный.

Окошки темных домиков на миг

Зарделись и погасли. Отягченный

Росой внезапной, стынет луг. Затих

Весь необъятный мир. И благовонный,

Прозрачный пар понесся в вышину...

И небо ждет холодную луну.

И. Тургенев

И ветер, играя листвою,

смешал молодые березки,

и солнечный луч, как живой,

зажег задрожавшие блестки,

а лужи налил синевой.

И. Бунин

Знать, солнышко утомлено:

За горы прячется оно;

Луч погашает за лучом

И, алым тонким облачком,

Задернув лик усталый свой.

Уйти готово на покой.

Пора ему и отдохнуть;

Мы знаем — летний долог путь.

Везде ж работа: на горах,

в долинах, в рощах и лугах;

Того согрей, тем свету дай

И всех при том благословляй.

В.Жуковский

Учитель литературы.

Назовите наиболее понравившиеся вам стихотворения. Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока (чтение эпиграфа). О каком художнике идёт речь? (о поэте).

Учитель физики (демонстрация слайдов с изображением пустыни через видеопроектор).

Представьте себе, ребята, что вы находитесь в пустыне. Пески, жара. Вас одолела жажда. Вы мечтаете о капле влаги. И вдруг видите вдали сады, водоем. Вы бросаетесь к воде, и... все исчезает. Вы в недоумении, растерянности, огорчены.

Учитель литературы.

Послушайте, как это явление описал поэт К.Д.Бальмонт.

О, как ты далек! Не найти мне тебя, не найти!

Устали глаза от простора пустыни безлюдной.

Лишь кости верблюдов белеют на тусклом пути.

Да чахлые травы змеятся над почвою скудной.

Я жду, я тоскую. Вдали вырастают сады.

О, радость! Я вижу, как пальмы растут, зеленея.

Сверкают кувшины, звеня от блестящей воды.

Все ближе, все ярче! — И сердце забилось, робея,

Боится и шепчет: «Оазис!» — Как сладко цвести

В садах, где, как праздник, пленительна жизнь молодая!

Но что это? Кости верблюдов лежат на пути!

Все скрылось. Лишь носится ветер, пески наметая.

Учитель физики.

Если ответить кратко на вопрос поэта, то скажем так: «Это "проделки" физики». А чтобы ответить подробнее, давайте послушаем сообщение.

Сообщение заранее подготовленного ученика.

Начну с примера. Люди не раз наблюдали такое: глядя на убегающую вдаль асфальтовую дорогу, сильно нагретую летним солнцем, они хорошо видели лужи на этой дороге, хотя она была совершенно сухой; и до луж нельзя было доехать: они все время отступали. Это мираж; он называется нижним и возникает над сильно нагретой поверхностью. Его причина — преломление света.

Вот еще один пример. Жители города Ломоносова — пригорода Санкт-Петербурга — иногда отчетливо видят в воздухе здания и улицы северной столицы, мосты через Неву. А ведь от Ломоносова до Петербурга 40 км. Вот какие чудеса делает преломление света! (Рассказ сопровождается показом рисунков миражей.)

Учитель физики. А я загадаю загадку.

Над лугами, над водой

Хлынул дождик проливной,

А потом повисло

В небе коромысло.

Что это? Когда бывает радуга?

Радуга возникает тогда, когда луч света преломляется в капельках воды, находящихся в воздухе. Это самое простое объяснение. Для более полного понимания надо учить физику.

Показывает опыт № 4 «Разложение белого света в спектр». А хотите, я вам покажу «кусочек» радуги прямо сейчас и прямо здесь? Я не могу показать вам всю радугу, а продемонстрировать часть ее могу. Роль водяной капли будет играть стеклянная призма; она, между прочим, — один из основных элементов многих оптических приборов. Вот она, радуга!

А сколько в ней цветов?

Ученик. Семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Все помнят считалочку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

Учитель физики.

Это сейчас думают, что в радуге 7 цветов, а древнегреческий ученый Аристотель называл всего 3: красный, зеленый и фиолетовый; английский физик Ньютон выделял сначала 5 цветов, а потом говорил о десяти, но сомневался; в конечном счете, остановился на семи.

Вот интересный, но малоизвестный факт. Английские поэты XVII в. упрекали Ньютона в том, что, объяснив возникновение радуги, он тем самым посягнул на ее красоту. Но нам, знающим физическую причину образования радуги, это удивительное явление природы кажется все равно прекрасным!

По библейскому преданию, радуга была дарована людям после всемирного потопа как знамение того, что «не будет более истреблена всякая плоть водами потопа и не будет уже потопа на опустошение земли».

Учитель литературы.

Если обратиться к словарям, то мы найдем там исторически родственные слова термину «радуга» (показывает слова через видеопроектор):

радушие — душевная готовность служить другим, делать добро людям,

радушный — исполненный радушия,

радеть — заботиться, хлопотать.

Слово «радуга» имеет старославянский корень «рад», что означает «веселый». Наверное, потому, что она дарит людям ощущение радости, многие расшифровывают название этого явления природы как «райская дуга».

А теперь, ребята, послушаем стихотворение (заранее подготовленный ученик), в котором наш соотечественник поэт Ф.И.Тютчев запечатлел художественными средствами образ радуги (демонстрация слайдов с изображением радуги через видеопроектор):

Как неожиданно и ярко

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своем минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла —

Она полнеба обхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно дано нам на мгновенье,

Лови его — лови скорей!

Смотри — оно уж побледнело.

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

А вот образ радуги, созданный М.Ю. Лермонтовым:

Там разноцветною дугой,

Развеселясь, нередко дивы

На тучах строят мост красивый,

Чтоб от одной скалы к другой

Пройти воздушною тропой.

Учитель физики.

Мы с вами, ребята, увидели, как различные явления природы предстали перед нами с точки зрения науки...

Учитель литературы (продолжает, заканчивая мысль).

И какими они явились, одетые в художественное слово. Красота явлений, наверное, побуждала к их познанию. Научное познание и поэтическое восприятие мира идут рядом, но каждое своей дорогой; вместе же они дополняют друг друга и обогащают нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и истории

Цели:Создание условий для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям, негативным факторам жизни.Пропаганда здорового жизненного стиля; форм...

Интегрированное внеклассное мероприятие «Мой Ямал, олений край!»

Тема: «Мой Ямал, олений край!» Форма: путешествие-состязание. Данное мероприятие четко связано с другими, направленными на воспитание чувства патриотизма и соответствует возрастным особеннос...

Интегрированное внеклассное мероприятие - оленьи гонки "И это всё о тебе, Ямал!"

Тема: Тема: «И это все о тебе, Ямал!» Форма: состязание. Данное мероприятие рассчитано на учащихся 5-6 классов, в число которых входят дети «группы риска». Форма выбрана не случайно: дети «группы р...

Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1-2 кл. "Летим в космос"

Занятие проведено учителем-логопедом совместно с воспитателем группы продленного дня с обучающимися в 1-2 кл....

Интегрированное внеклассное мероприятие с обучающимися в 1кл. "В гости к дедушке Корнею"

Интегрированное внеклассное мероприятие проведено с первоклассниками, посещающими логопедические занятия и группу продленного дня....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...