"Первая встреча с Николаем Некрасовым".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Конспект урока по ознакомлению детей с жизнью и творчеством русского писателя и поэта Н. Некрасова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervaya_vstrecha_s_nikolaem_nekrasovym.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока « Первая встреча с Николаем Некрасовым».
Цели и задачи урока:
1. Обучающая
- Дать учащимся первичную информацию о жизни и творчестве Н. Некрасова;
- Обобщить имеющие знания о великом русском поэте.
2. Развивающая.
- Развивать память и внимание, общую и мелкую моторику детей;
- Развивать навык беглого выразительного чтения.
- Развивать творческие, исследовательские способности учащихся.
3. Воспитывающая.
- Воспитывать чувство сострадания, любви на примере творчества Некрасова.
- Воспитывать чувство прекрасного при близком знакомстве с литературой, приобщать к национальным ценностям.
Ход урока
I Организационный момент.
- Здравствуйте дети! Сегодня на уроке чтения мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.
II Сообщение темы урока.
Тема сегодняшнего урока: «Первая встреча с Николаем Некрасовым» (запись на доске).
Девиз урока: «Я лиру посвятил народу своему».
- Давайте послушаем, как говорили другие знаменитые русские литераторы о Некрасове.
1. Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…
Н. Г. Чернышевский.
2. Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?
В.Г. Белинский.
3. Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она прекрасна – как песня русская!
В. Бохов.
4. Не принижая на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы всё же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова.
А. В. Луначарский.
Родился Н. Некрасов 28 ноября 1821 года в местечке Немирове подольской губернии в семье мелкого дворянина – это был третий ребёнок. Все детские годы прошли в селе Грешнёве, в родовом имении отца.
Село Грешнёво было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли грибы и ягоды.
Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «Зелёному шуму» зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в стихах поэта:
…Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые
Стоят сады вишнёвые
Тихохонько шумят…
Зелёный Шум – так народ называл пробуждение природы весной.
… Как – то особенно тихо вдруг стало,
На небе солнце сквозь тучу играло.
Тучка была небольшая на нём
А разразилась жестоким дождём!
Прямы и светлы, как прутья стальные,
В землю вонзались струи дождевые.
Так описывает автор летний дождь.
А вот и картина осенней природы.
Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лёд неокрепший на речке студёной,
Словно как тающий сахар, лежит;
…Листья поблёкнуть ещё не успели,
Желты и свежи лежат, как ковёр…
Так говорит автор о листве.
А это песня Мороза – воеводы, которая рисует нам русскую зиму:
Метели, снега и туманы
Покорны морозу всегда,
Пойду за моря-океяны
Построю дворцы изо льда.
Задумаю-реки большое
Надолго упрятать под гнёт,
Построю мосты ледяные,
Каких не построит народ…
С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова. После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:
Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,
Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…
При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.
Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.
…О, милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей...
Я делывал с ними грибные набеги:
Раскапывал листья, обшаривал пни,
Старался приметить грибное местечко,
А утром не мог ни за что отыскать.
…грибная пора отойти не успела,
Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Дети на селе начинали трудиться рано. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом на лошади и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управляясь с лошадью. В 9 лет появлялись обязанности накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. К 14 годам подросток владел косой, серпом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.
Именно из Грешнёва Некрасов - поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества.
- Мужичок с ноготок (чтение строк наизусть учеником).
Физкультминутка.(Ледник)
Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой». Они стонали от непосильной работы.
Н. Некрасов написал поэмы и циклы стихов о городских бедняках: "На улице", "О погоде"
- о судьбе народной: "Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.,
- о крестьянской жизни "Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др..
Показ слайдов с книгами и иллюстрациями произведений Н. Некрасова.
В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.
Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.
III. Чтение отрывка
«Мороз красный нос».
VI. Домашнее задание:
Стр.
V. Итог урока.
- Кто был главным героем сегодня на нашем уроке?
- Что говорит нам девиз урока?
- Что запомнил о Н. Некрасове?
Выставление оценок за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс
Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....
А.А. Пластов "Летом". Подготовка к сочинению. Первая встреча с картиной
Котельникова Е.В. Родная природа на полотнах русских живописцев. 5 класс. Русский язык. Развитие речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины А. А. Пластова «Л...
Классный час "Первая встреча с классным руководителем"
Классный час "Первая встреча с классным руководителем". Цели: познакомиться с детьми; с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обуч...
Маленькие трудности первой встречи
Несколько советов о том, как провести первое родительское собрание в 5 классе...
Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.
Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы; формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...
Статья на тему: Встреча с Николаем Готовчиковым
Встреча с заслуженным журналистом Республики Крым, лауреатом и победителем трёх международных литературных конкурсах Николаем Готовчиковым. презентация книги "Единственная или женщина - танк"...
«Поэмы «Фатима» Коста Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Николая Некрасова как отражение этнических традиций авторов»
Научно-исследовательская работа Предмет: Русский язык и литература Тема работы: «Поэмы «Фатима» Коста Хетагурова и «Мороз, Красный нос» ...