"Первая встреча с Николаем Некрасовым".
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Толокольникова Антонина Анатольевна

Конспект урока по ознакомлению детей с жизнью и творчеством русского писателя и поэта Н. Некрасова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervaya_vstrecha_s_nikolaem_nekrasovym.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока « Первая встреча с Николаем Некрасовым».

Цели и задачи урока:

1. Обучающая

- Дать учащимся первичную информацию о жизни и творчестве Н. Некрасова;

- Обобщить имеющие знания о великом русском поэте.

2. Развивающая.

- Развивать память и внимание, общую и мелкую моторику детей;

- Развивать навык беглого выразительного чтения.

- Развивать творческие, исследовательские способности учащихся.

3. Воспитывающая.

- Воспитывать чувство сострадания, любви на примере творчества Некрасова.

- Воспитывать чувство прекрасного при близком знакомстве с литературой, приобщать к национальным ценностям.

Ход урока

I Организационный момент.

- Здравствуйте дети! Сегодня на уроке чтения мы с вами познакомимся с жизнью и творчеством великого русского поэта Николая Алексеевича Некрасова.

II Сообщение темы урока.

Тема сегодняшнего урока: «Первая встреча с Николаем Некрасовым» (запись на доске).

Девиз урока: «Я лиру посвятил народу своему».

- Давайте послушаем, как говорили другие знаменитые русские литераторы о Некрасове.

1. Гениальнейший и благороднейший из всех русских поэтов…

Н. Г. Чернышевский.

2. Да знаете ли Вы, что Вы поэт – и поэт истинный?

В.Г. Белинский.

3. Поэзия Некрасова правдивая, прекрасная. Она прекрасна – как песня русская!

В. Бохов.

4. Не принижая на минуту алтарей Пушкина и Лермонтова, мы всё же говорим, что нет в русской литературе такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонились ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский.

Родился Н. Некрасов 28 ноября 1821 года в местечке Немирове подольской губернии в семье мелкого дворянина – это был третий ребёнок. Все детские годы прошли в селе Грешнёве, в родовом имении отца.

Село Грешнёво было окружено лугами и полями, а несколько поодаль возвышалась зубчатая стена большого леса, в котором в изобилии росли  грибы и ягоды.

Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «Зелёному шуму» зародилась у него в ранние детские годы и отразилась позднее в стихах поэта:

…Идёт-гудёт Зелёный Шум,

Зелёный Шум, весенний шум!

Как молоком облитые

Стоят сады вишнёвые

Тихохонько шумят…

Зелёный Шум – так народ называл пробуждение природы весной.

… Как – то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нём

А разразилась жестоким дождём!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые.

Так описывает автор летний дождь.

А вот и картина осенней природы.

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит;

Лёд неокрепший на речке студёной,

Словно как тающий сахар, лежит;

…Листья поблёкнуть ещё не успели,

Желты и свежи лежат, как ковёр…

Так говорит автор о листве.

А это песня Мороза – воеводы, которая рисует нам русскую зиму:

Метели, снега и туманы

Покорны морозу всегда,

Пойду за моря-океяны

Построю дворцы изо льда.

Задумаю-реки большое

Надолго упрятать под гнёт,

Построю мосты ледяные,

Каких не построит народ…

С детства знакомые ярославские, костромские, владимирские раздолья всегда были близки и милы сердцу Некрасова.   После заграничной поездки он написал в черновой рукописи:

Я посещал Париж, Неаполь, Ниццу,

Но я нигде так сладко не дышал,
Как в Грешневе…

При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Дети врывались в сад и набрасывались на яблоки, груши, смородину, вишню. Но стоило няньке крикнуть: "Барин, барин идет!" - как они мгновенно исчезали.

Конечно, барскому сыну не разрешали дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через ту же лазейку к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался в речке Самарке. Этот момент его жизни - непосредственное общение с крестьянскими детьми - оказал влияние на его творчество.

…О, милые плуты! Кто часто их видел,

Тот, верю я, любит крестьянских детей...

Я делывал с ними грибные набеги:

Раскапывал листья, обшаривал пни,

Старался приметить грибное местечко,

А утром не мог ни за что отыскать.

…грибная пора отойти не успела,

Гляди – уж чернёхоньки губы у всех,

Набили оскому: черница поспела!

А там и малина, брусника, орех!

Ребяческий крик, повторяемый эхом,

С утра и до ночи гремит по лесам.

Дети на селе начинали трудиться рано. Крестьянский мальчик 5-6 лет учился ездить верхом на лошади и гонял скот на водопой. В 7-8 лет помогал на пашне – управляясь с лошадью. В 9 лет появлялись обязанности накормить скотину, вывезти в поле навоз, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе со всеми хлеб. К 14 годам подросток владел косой, серпом, топором, а уже через год мог заменить отца в случае его отъезда или болезни.

Именно из Грешнёва Некрасов - поэт вынес исключительную чуткость к чужому страданию. В Грешнёве завязалась сердечная привязанность Некрасова к русскому крестьянину, определившая впоследствии исключительную народность его творчества.

- Мужичок с ноготок (чтение строк наизусть учеником).

Физкультминутка.(Ледник)

Детские воспоминания поэта связаны с Волгой, которой он посвятил много стихов. Здесь он впервые увидел глубокое человеческое страдание. Он брел по берегу в жаркую пору и вдруг услышал стоны и увидел бурлаков, которые брели вдоль реки, «почти пригнувшись головой к ногам, обвитым бечевой». Они стонали от непосильной работы.

Н. Некрасов написал поэмы и циклы стихов о городских бедняках: "На улице",  "О погоде"

- о судьбе народной: "Несжатая полоса", "Железная дорога" и др.,

- о крестьянской жизни "Крестьянские дети", "Забытая деревня", "Орина, мать солдатская", "Мороз, Красный нос" и др..

Показ слайдов с книгами и иллюстрациями произведений Н. Некрасова.

В начале 1875 года  Некрасов тяжело заболел, и скоро жизнь его превратилась в медленную агонию. Мучительная операция ни к чему не привела. Вести о смертельной болезни поэта довели популярность его до высшего напряжения. Со всех концов России посыпались письма, телеграммы, приветствия, адресы. Они доставляли высокую отраду больному в его страшных мучениях, и творчество его забило новым ключом.

Некрасов умер 27 декабря 1877 г. Несмотря на сильный мороз, толпа в несколько тысяч человек, преимущественно молодежи, провожала тело поэта до места вечного его успокоения в Новодевичьем монастыре.

III. Чтение отрывка

«Мороз красный нос».

VI. Домашнее задание:

Стр.  

V. Итог урока.

- Кто был главным героем сегодня на нашем уроке?

- Что говорит нам девиз урока?

- Что запомнил о Н. Некрасове?

Выставление оценок за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

П.Кончаловский "Сирень". Первая встреча с картиной на уроках русского языка. 5 класс

Урок-экскурсия. П.Кончаловский "Сирень". Данная встреча предшествует работе над сочинением - описанием картины. Проводила его как внеклассное мероприятие по предмету....

А.А. Пластов "Летом". Подготовка к сочинению. Первая встреча с картиной

Котельникова Е.В.  Родная природа на полотнах русских живописцев.  5 класс. Русский язык. Развитие  речи. Фрагмент урока «Подготовка к сочинению-описанию картины  А. А. Пластова «Л...

Классный час "Первая встреча с классным руководителем"

Классный час "Первая встреча с классным руководителем". Цели: познакомиться  с детьми; с новыми учебными предметами, определить мотивации к учёбе, адаптировать пятиклассников к новой системе обуч...

Маленькие трудности первой встречи

Несколько советов о том, как провести первое родительское собрание в  5 классе...

Урок – подготовка к первому сочинению в жанре эссе. 7 класс. Моя первая встреча с М.Ю. Лермонтовым.

Цели: знакомство с жанром эссе как с видом творческой работы;           формирование умения работать с текстом, излагать свои мысли литературным языко...

Статья на тему: Встреча с Николаем Готовчиковым

Встреча с заслуженным журналистом Республики Крым, лауреатом и победителем трёх международных литературных конкурсах Николаем Готовчиковым. презентация книги "Единственная или женщина - танк"...

«Поэмы «Фатима» Коста Хетагурова и «Мороз, Красный нос» Николая Некрасова как отражение этнических традиций авторов»

Научно-исследовательская работа  Предмет: Русский язык и литература    Тема работы: «Поэмы «Фатима» Коста Хетагурова и «Мороз, Красный нос» ...