Урок литературы "Я - гражданин? Я - гражданин!"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Мечкова Татьяна Федоровна

Урок проводится после изучения творчества В. Маяковского. предусмотрено проведение индивидуальной и групповой деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Мечкова Татьяна Федоровна, учитель русского языка и литературы.

Полное название образовательного учреждения:

 МБОУ «Ошьинская средняя общеобразовательная школа – Базовая школа» Куединского района Пермского края

Предмет: литература 

Класс: 9

Тема: Я – гражданин? Я - гражданин!

Учебно-методическое обеспечение: учебник  «Литература, 9 класс», 1-2 часть, под редакцией Г.И. Беленького, Издательство «Мнемозина», 2010 год.

Время реализации занятия: 45  минут 

Цель урока:  формирование у обучающихся компетенций поиска,   самостоятельного решения проблемной задачи, используя различные источники информации.

Задачи урока:

Образовательные:

  1. сформировать представление о гражданских качествах человека;
  2. формировать умение высказывать свое мнение и отстаивать свою позицию;
  3. Используя знания обучающихся, полученные ими на уроках истории, обществознания, права, литературы продолжить работу по  формированию  понятий гражданин, качества гражданина

   Развивающие:

  1. формировать ключевые компетенции:
  1. выделять главное в тексте,
  2. строить причинно-следственные связи,
  3. анализировать и обобщать информацию,
  4. предлагать собственное решение вопроса.

    Воспитательные:

  1. формировать коммуникативную компетенцию в условиях групповой и парной работы.
  2. продолжить работу по формированию у обучающихся активной  гражданской позиции.

Проблемные вопросы:

 1. Как вы понимаете слово «гражданин»? Что значит быть гражданином?

 2. Где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в России  или за ее пределами?

 3. Почему вы считаете себя гражданами своей страны?

Тип урока:

 интегрированный урок проводится после изучения творчества В.В. Маяковского, его произведения «Стих о советском паспорте»

Форма урока:

проблемно-эвристический урок

Формы обучения:

  1. фронтальная работа
  2. работа в парах
  3. групповая работа
  4. игровые формы: эвристические,  организационно - деятельностные.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, листы ватмана, маркеры, карточки, тексты Конституции РФ, Закон о гражданстве.

Методы:

  1. Частично  - поисковые
  2. Проблемно – сообщающие
  3. Проблемно-эвристические
  4. Сравнение, анализ, синтез  и т.д.

Ход урока:

Название

этапа урока

Содержание этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Использование

ИКТ

1.подготови-

тельный этап

1.оргмомент

2 минуты

  1. Проверка готовности к уроку
  2. Тренинг «Салат»

              (готовность к уроку)

  1. Учащиеся отмечают по 5 – ти бальной системе готовность к работе на уроке

2.подготовка к изучению нового материала

2 минуты

  1. Целеполагание:  

Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А.Некрасов)

  1. Как вы понимаете слова  поэта Некрасова? Какие слова ключевые?
  1. Устные ответы учащихся

Слайд №1

2. основной этап

3.новый материал

3 минуты

  1. Объяснение нового материала:

Вчера вам на дом было задано прочитать «Стихи о советском паспорте». Какие слова из этого произведения можно считать самыми важными? С какими чувствами произносит их поэт? Почему ?

 Понятие и сущность определения «Гражданин» с исторической точки зрения.

  1. Рассуждения учащихся, мнения по данному вопросу, запись основных понятий в тетрадь

Слайд № 2

4. практическая работа

10 минут

Сейчас вы самостоятельно попробуете найти ответы на вопросы:

В парах:

Что значит быть гражданином?

В группах:

Какими качествами должен обладать идеальный гражданин демократического государства? Что он должен знать и уметь?

  1. Объяснение материала и хода работы:

«литераторы»:

используя знания содержания различных литературных произведений, должны выделить качества личности, определяющие человека как гражданина. Необходимо привести примеры героев литературных произведений и их поступков, свидетельствующих о проявлении гражданственности;

историки:

обсуждают вопрос: кого и почему называли гражданами в истории России? Необходимо привести примеры поступков исторических личностей, которые можно характеризовать как гражданские поступки. При ответе на этот вопрос желательно использовать факты из истории России.

правоведы:

используя правовые документы, выделяют черты, свойственные настоящему гражданину.

  1. В результате должен появиться список гражданских качеств личности  
  1. Работа в парах, в тетрадях записать ответы
  2.  Выступление учащихся

  1. Обсуждение высказываний

Учащиеся делятся на группы: литераторы, историки, правоведы.

На листах ватмана записывают качества, присущие гражданину.

  1. Высказывания учащихся с аргументацией ответа

Далее после выступления каждой группы на доске  появляется список гражд. качеств

Слайд № 3

Слайд 4

5. вывод

2 минуты

  1. Педагог дает полное определение понятия «Гражданин»
  2. Слова Ильина
  1. Запись в тетрадях

Слайд 5 – определение «Гражданин»

Слайд 6  - слова  Ильина

6. работа с тестом «Ты гражданином быть обязан»

6 минут

  1. Объяснение хода работы с тестом: разделить все качества на доске на группы:
  2. качества, которые присущи тебе в полной мере,
  3. качества, не свойственные , не значимые для тебя
  4. Вывод по тесту
  5. Педагог подчеркивает, что формирование гражданских качеств личности предполагает осознание каждым человеком своей гражданской ответственности перед обществом.

 

  1. Самостоятельная работа с тестом

  1. Обсуждение наиболее важных качеств, присущих учащихся и не значимых для них

Слайд 7

Задание теста

7. проблемная ситуация

10 минут

- Обучающимся предлагается решить вопрос: где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в России  или за ее пределами.

Обучающиеся подбирают по два – три довода в подтверждение своей позиции по принципу «за» и «против».

- Выводы каждой группы записываются на доску и путем дискуссии выделяются основные аргументы по заданной проблеме.

Педагогу следует привести высказывания известных людей по данной проблеме, пословицы и поговорки:

- где родился, там и пригодился,

- в родном доме и стены помогают и др.

  1. Обучающиеся делятся на две группы: «предпочитающие жить в России», «предпочитающие жить за пределами России» (можно изготовить таблички – указатели).

Слайд 8

где бы вы предпочли выбрать себе место жительства: в России  или за ее пределами.

Слайд 9

где родился, там и пригодился…

3 минуты

О понятии «Почетный гражданин», за что присваивается такое почетное звание (историческая справка).

Знаете ли вы, кому в нашем районе присвоено такое почетное звание?

Почетный гражданин Куединского района Усынин Александр Егорович, председатель правления СПК колхоз «Новый путь»

  1. Ответы учащихся

Слайд 10

Слайд 11

3. Заключи-

тельный этап

8. Итог урока

2 минуты

9. Рефлексия

4 минуты

10. Домашнее задание

1 минута

Оцените по 5 бальной системе, насколько вы считаете себя Гражданином своей страны? Кто хотел бы высказаться по этому поводу: почему вы считаете себя гражданами? Как вы проявляете себя как граждане своей страны?

Рефлексия: Каждому желающему дается возможность высказать свое мнение об уроке. Урок:

  1. Привлёк меня тем…
  2. Показался интересным…
  3. Взволновал…
  4. Заставил задуматься…
  5. Навёл на размышления…
  6. Что на вас произвело наибольшее впечатление?
  7. Пригодятся ли вам знания, приобретённые на этом уроке, в дальнейшей жизни?
  8. Что нового вы узнали на уроке?

Д\З: :  Кому  из наших современников вы присвоили бы звание «Почетный гражданин России» и за что? Напишите сочинение - рассуждение.

  1. Оценить по 5-ти бальной системе при помощи табличек

Слайд  12

Слайд 13

14 слайд

Использованые ресурсы:

  1. cgo.perm.ru  - тренинг  «Салат» и физ.минутка «Молекулы»
  2. Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.
  3. http://festival.1september.ru/articles/550089/ - урок «Я  - гражданин»,
  4. http://www.invest.city.tambov.gov.ru/index.php?id=135 – о почетном гражданине, историческая справка
  5. images.yandex.ru   - картинки для презентации
  6. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/vidy-refleksii  - рефлексия на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Я ребенок! Я гражданин"

Урок по обществознанию. 7 класс....

Разработка урока "Я-ребенок! Я-гражданин!"

Парламентский урок. Форма проведения урок-игра, для учащихся 6-8 классов. Я провела этот урок не как учитель истории, а как классный руководитель 8 класса и задействовала младших школьников....

Методическая разработка урока "Права человека и гражданина"

Методическая разработка получила диплом III степени региогального этапа Всероссийского конкурса школьных проектов, посвященного 20-летию принятия Конститукции Российской Федерации в номинации "К...

урок-игра по обществознанию "Гражданином быть обязан"

Урок по обществознанию "Гражданином быть обязан " проводился к 20-летию принятия Конституции РФ . Цель урока : Сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и ...

Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»

«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...

Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.

Кирилл и Мефодий – просветители-славяне. Цель:1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;2) раскрыть роль Кирилла ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...