Главные вкладки

    Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»
    план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

    Чос Любовь Николаевна
    «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе в древнерусском государстве. Задачи: Образовательные: - формирование представлений учащихся о жизни народа в древнерусском государстве; - работа по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой; - обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения. Развивающие: - развитие внимания, памяти, мышления младших школьников; - развитие эмоциональной сферы учащихся; - развитие познавательного интереса к урокам истории, русского языка и литературы; - развитие творческого воображения учащихся; Воспитательные: - формирование истинных общечеловеческих ценностей через содержание учебного материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл shkola.docx20.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок

    из цикла

    «Воспитание гражданина и патриота России»

    Тема:

    «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»

    Цели урока:

    - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси,

    - расширение представлений учащихся о школе в древнерусском государстве.

    Задачи:

    Образовательные:

    - формирование представлений учащихся о жизни народа в древнерусском государстве;

    - работа по развитию речи учащихся: а) обогащение словарного запаса, б) развитие умения учащихся высказывать предположения, объяснять значение различных слов, связанных с данной темой;

    - обучение умению наблюдать, строить предположения, высказывать собственную точку зрения.

    Развивающие:

    - развитие внимания, памяти, мышления младших школьников;

    - развитие эмоциональной сферы учащихся;

    - развитие познавательного интереса к урокам истории, русского языка и литературы;

    - развитие творческого воображения учащихся;

    Воспитательные:

    - формирование истинных общечеловеческих ценностей через содержание учебного материала.

    Ход урока

    II Актуализация опорных знаний

    1. Беседа.

    - Подтвердите или опровергните высказывание «Было время, когда на Руси не было грамотных людей, а дети не ходили в школу» (ответы учащихся)

    - Да, верно. Такое время на Руси было. Учёные предполагают, что до X века в Древней Руси школ не было, дети учились дома.

    - Вспомните, к каким векам относится период существования Древней Руси (Древняя Русь существовала с VIII по XIII век)

    - Итак,  чему же учились дети в это время?

    - Да, во времена Древней Руси дети учились у старших умению трудиться, проявлять уважение к людям, тому, как заботиться о младших. Учились родительскому ремеслу. Если отец был сапожником, то он учил своих детей сапожному ремеслу. Но дети не знали грамоты, не имели книг, т.е. ни читать, ни писать они не могли, к сожалению, как и многие взрослые.

    2. Формулирование темы урока.

    - Как вы считаете, какова тема нашего сегодняшнего урока? (Ответы учащихся)

    - Да, мы поговорим с вами о просвещении в Древней Руси, о первых школах, о том, как возник алфавит.

    III. Повторение опорного материала.

    1. Театрализация.

    - Сейчас перед вами появится необычный человек. Ваша задача – узнать, кто это и чем он занимается.

    В классе гаснет свет, на столе зажигается свеча, и ученик, одетый в костюм монаха, изображает пишущего по свитку гусиным пером.

    Ученик декламирует стихотворение М. Богдановича:

    На девственном листе, под узеньким окном,

    Неспешно буковки я вывожу пером

    И между ярко-красными рядами

    Вставляю я строку; веселыми цветами

    И разноцветными головками зверей,

    И птиц невиданных – фантазией своей

    Искусной вязью, - вдоволь есть сноровки,-

    Украшу я заставки и концовки.

    И заголовки все, - ведь некуда спешить!

    Порою труд прерву, чтоб  лучше заострить перо гусиное … и гляну: радость – солнце

    Столпами падает на стол через оконце;

    И чудится: в них вовсе не остыл

    Чуть синеватый дым невиданных кадил.

    2. Беседа.

    - Ребята, вы узнали кто это? (Монах-летописец)

    - Какой документ он писал?  Что записывал? (Летопись. Исторические события)

    - От каких слов произошло слово «летопись»? («лето» - год, писать)

    - Да, «летопись» - рукописная книга, в которой в далеком прошлом записывались все события, случившиеся за лето. Словом «лето» в Древней Руси назывался год.

    - Какого известного летописца времен Древней Руси вы знаете? (Нестора)

    - Верно, это монах Киево-Печерской Лавры, он написал летопись «Повести временных лет», из неё мы узнали многое о жизни предков-славян, в том числе и о том, как и чему учились дети на Руси.

    Действительно, мы хотим знать, как жили люди раньше, какой была наша страна сотни лет назад, а задумывались ли вы над тем, какой была школа в прошлом, во времена Древней Руси?

    Сегодня нам представилась возможность «заглянуть» в древнерусскую школу. Но прежде возникает вопрос: “А когда же впервые появляются школы на Руси?” Историки связывают появление первых школ с именем князя Владимира Красное Солнышко.

    - Что вы знаете об этом князе? (с именем этого князя связано начало официального крещения Руси).

    Итак, князь Владимир отдает приказ собирать детей и обучать их школьной грамоте.

    - Как вы думаете, что побудило пойти Владимира на этот поступок?

    (После высказываний детей учитель подчеркивает, что начало школьного дела напрямую связано с распространением христианства на Руси, т.к. процесс образования и воспитания в духе православия мыслилось начинать с детских лет, чтобы с раннего возраста русичи постигали мудрость из святого писания). Чему же учили в древнерусской школе?

    Учитель зачитывает фрагмент древнерусского источника: «...грамоте учитися, книгам учитися, азбукам и всякому написанному святых книг слову» (высказывания детей). Итак, первоначально, по всей видимости, с детьми учили только алфавит, с помощью которого те читали «святые книги». Гораздо позже к этому прибавились пение и счисление (математика). Возможно, вы удивитесь: «Зачем надо было учиться петь?»

    Ученые считают, что это связано с принятием христианства и необходимостью петь в церкви молитвы (для убедительности воспроизводится запись фрагмента церковного песнопения).

    - Какие чувства пробуждаются в вашей душе при этих звуках?

    - Конечно, первоначально дети вряд ли могли сразу проникнуться духом православия, но согласитесь, что красота церковного песнопения захватывает, и сначала машинально, а со временем осознанно человек все больше проникается смыслом и духом звучащей молитвы. Именно этого и добивался князь Владимир, именно поэтому древние школьники на уроках учились петь.

    Итак, представим себе, что мы на несколько минут оказались в древнерусской школе (проецируется на экран картина Кустодиева Б.М. “Школа в Русском государстве”).

    - Мы с вами находимся внутри помещения, которое очень напоминает обыкновенную русскую избу. Но здесь вдоль стен расположены лавки, а в центре - большой деревянный стол, за которым сидят ученики и их строгий учитель. В углу - русская печь, рядом с ней рукомойник. На самом видном месте, на стене, висят розги - гроза нерадивых учеников. Ребята-однокашники по-вторяют “зады”, т.е. домашнее задание (однокашники от слова “каша”, учитель показывает чугунок каши на картине - в перерыв ученики вместе ели кашу, отсюда и произошло слово “однокашник”), а тем временем учитель дает строгие наставления...

    (далее можно предложить несколько вариантов: выступление в роли “учителя” ученика, в этом случае заранее обговариваются его текст, манера говорить, жесты, костюм и т.д.; чтение самим учителем текста).

    “Чада мои неразумные, соберите разум сердца своего и внимайте словам моим. Прострите сердечный сосуд свой да накапливаются туда словеса книжные. Не должно книгу читать скоро, а трижды воротиться следует. Не следует только устами книгу говорить, но сокрыть в сердце истину книжную. Осуждайте ненаучающихся, какие только ногами дрыгают да словеса глаголют”.

    Чему же поучает своих учеников учитель? (ответы учащихся)

    Ученики учили правила: из «Азбуковника»

    1 ученик читает:

    В доме своём, от сна восстав, умыйся,

    Прилучившимся плата краем добре утрися,

    В поклонении святым образам продолжися,

    Отцу и матери низко поклонися.

    В школу тщательно иди

    И товарища своего веди,

    В школу с молитвой входи

    Тако же вон исходи.

    2 ученик читает:

    Малии в вас и велицыи все равны

    Учений же ради вящих местом да будут знатны …

    Не потесняй ближнего твоего

    И не называй прозвищем товарища своего…

    Тесно друг к другу не сочетайтеся,

    Коленями и локтями не присвояйтеся

    Данное тебе учителем кое место

    Тут житие твоё да будет вместно.

    - Можем ли мы использовать это поучение и правила из «Азбуковника» в наше время?

    Как вы думаете, с чего начиналось обучение в школе? (с изучения азбуки).

    - Что вы уже знаете о русской азбуке? (дети вспоминают о Кирилле и Мефодии).

    Давайте внимательно посмотрим на древнерусскую азбуку, алфавит (см. приложение).

    - Что вы заметили? (дети отмечают общее и отличия от современного алфавита: наличие похожих букв, количество букв, написание букв, несовпадение в написании букв и др.)

    - Как вы думаете, легко ли было запомнить сразу древнерусский алфавит?

    Для облегчения запоминания алфавит учили хором, нараспев (можно продемонстрировать принцип разучивания вместе с детьми).

    Однако ученые обратили внимание на одну особенность древнерусского алфавита: буквы в нем связаны между собой по смыслу, например, “Аз” - я, “Буки” - буквы, “Веди” - ведаю, знаю... и т.д.

    Учитель предлагает детям продолжить: “Я буквы знаю, добро говорю, есть...” (далее договариваемся с детьми, что попробуем довести как можно дальше расшифровку алфавита дома, один из вариантов (при наличии времени) можно устроить соревнование: какая группа детей за определенное время на уроке “расшифрует” алфавит как можно дальше).

    - Вновь возвращаемся в школу. Когда дети уже знали алфавит, их учили читать: “Аз-Буки - АБ, Буки-Аз – БА” и т.д. Затем уже ученики пробовали самостоятельно читать тексты, попробуем и мы. Ребятам предлагается прочитать и перевести на современный язык отрывок из источника “Поучение Владимира Мономаха детям” (приложение), (возможна работа в группах):

    “Вдомесвоемънеленитесьнозавсемънаблюдайтечтобыприходящиекъвамънепосмея-лисьнинадвашимьдомомданинадобедомъвашимъ...”

    “Чтоумеетехорошеготогонезабывайтеачегонеумеететомуучитесь...” писановълето SXKE.

    После окончания данной работы дети отмечают особенности древнерусских текстов и письма (отсутствие пробелов, использование буквы “Ять”, особенности написания букв), а также осмысливается суть поучения, делается вывод о том, что, несмотря на древность высказывания, актуальность его смысла не потеряна.

    Учитель обращает внимание детей на таинственный знак в конце текста, выслушивает предположения детей, а затем помогает им обратиться к древнерусскому алфавиту и выяснить, как с его помощью в древности обозначались на письме цифры. Дети вместе с учителем переводят знак SXKE в современную цифровую систему, получается 6625 год. Учитель поясняет детям, что раньше на Руси счет годам вели от сотворения мира, для того чтобы дату перевести в современную календарную систему, нужно от 6625 вычесть 5508.

    - В каком же году написаны данные строки? Правильно, в 1117 году.

    Древнерусская школа учила детей быть послушными и покорными, однако, дети во все времена любили пошалить. Однажды археологи, изучающие древности Великого Новгорода, нашли кусочек бересты с написанными, вернее нацарапанными в 2 ряда буквами. Это оказалась шутка - загадка, которую мы попробуем отгадать (возможна работа в группах).

    Н В Ж П С Н Д М К З А Т С Ц Т

    Е Е Я И А Е У А А А Х О Е И А

    (ключ к загадке: нужно читать по вертикали сначала букву первой строки, затем букву второй и так до конца). В результате получается: “Невежя писа, не дума каза, а хто се цита...” (“Невежа писал, не думая, сказал, а кто читает…” Не правда ли, напоминает известную детскую шутку: “Кто писал, не знаю, а я - … читаю...”

    Конечно, можно предположить, как радовались дети окончанию занятий в школе, когда им можно было поиграть. А какие игры вы знаете, дошедшие до нас сквозь столетия? (“Кулючки” - прятки, “Слепой козел”- жмурки и др., можно заранее поиграть с детьми, чтобы они догадались, о каких именно играх идет речь).

    Итоги урока.

    Домашнее задание:

    Вариант 1: продолжить расшифровку древнерусского алфавита.

    Вариант 2: с помощью древнерусского алфавита написать собственные имя, отчество и фамилию, год своего рождения.

    Вариант 3: подобрать и объяснить смысл 2-3 древнерусских пословиц и поговорок о книжном учении, школе, мудрости.

    Литература:

    1. «Повесть временных лет»

    2. Школа и педагогика в культуре Древней Руси (историческая хрестоматия), Москва, 1992 г.

    3. Рябцев Ю.С. «Путешествие в Древнюю Русь», Москва, 1995 г.

    4. Федорова М.Е., Сумникова Т.А. Хрестоматия по древнерусской литературе, Москва, 1985 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)

    Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....

    Опыт работы. "Воспитание гражданина и патриота"

    Тема опыта отражает  направления  работы педагогического коллектива школы в рамках подпрограммы  «Возрастная воспитательная программа» (блок «Отечество»)  и подпрограммы «Зна...

    "Проблема воспитания гражданина и патриота в дореволюционной России".

    Познавательная статья об истоках и проблеме патриотического воспитания до 1917 года....

    Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.

    Кирилл и Мефодий – просветители-славяне. Цель:1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;2) раскрыть роль Кирилла ...

    Воспитание гражданина и патриота в современном обществе

    Алексеева Наталья ВладимировнаТимчик Юлия ЮрьевнаУчителя ГБОУ школы №497Невского района Санкт-Петербурга...

    Статья "Опыт внедрения интегрированных уроков естественнонаучного цикла в образовательный процесс и требования ФГОС ООО"

    Статья будет интересна всем учителям биологии, ОБЖ, физики, химии, внедряющим ФГОС ООО....

    Воспитание гражданина и патриота

    Выступление на родительском собрании...