Главные вкладки

    "Проблема воспитания гражданина и патриота в дореволюционной России".
    материал на тему

    Шишаков Герман Анатольевич

    Познавательная статья об истоках и проблеме патриотического воспитания до 1917 года. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vospitanie_patriota_v_dorevolyutsionnoy_28.01 КБ

    Предварительный просмотр:

                          Шишаков Герман Анатольевич – Классный руководитель,                  воспитатель ФГКОУ «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации»

    Проблема воспитания гражданина и патриота в

    дореволюционной России.

       В России  ХIХ в. воспитанию гражданина и патриота в русской педагогике уделялось большое значение.  Многие просветители и профессиональные педагоги разрабатывали основы воспитания и обучения достойного человека, гражданина своей Родины, что нашло отражение в их трудах и литературных произведениях. Причем существовали различные подходы  к проблеме патриотического и гражданского воспитания.

     Распространенным было представление о патриотическом воспитании как части нравственного воспитания, неотъемлемой части образования, то есть патриотическое воспитание рассматривается как вид нравственного воспитания. Ярким представителем этой позиции является В.И.Водовозов. Н.Г. Чернышевский понимал гражданско-патриотическое воспитание как развитие естественных склонностей и потребностей человека. К.Д.Ушинский рассматривал патриотическое воспитание как часть семейного воспитания. В.П.Острогорский соединял гражданственное, патриотическое воспитание с процессом эстетического образования. Подходили к рассмотрению данной  проблемы с позиции комплексности В.А.Жуковский, Н.И.Пирогов. В.Я.Стоюнин. С их точки зрения патриотическое  воспитание целесообразно в ходе  изучения истории, словесности, географии Отечества с одновременным развитием умственных и физических способностей человека.

    Стоит рассмотреть эти подходы к проблеме патриотического воспитания того времени подробнее. Среди прогрессивных русских педагогов 60-х годов ХIХ века, внесших большой вклад в развитие народной школы в России, одно из видных мест принадлежит выдающемуся педагогу-демократу, последователю идей К.Д.Ушинского Василию Ивановичу Водовозову. Он заслуженно считается одним из основателей новой русской педагогики. Преподавал словесность  в 1-й Петербургской гимназии и Смольном институте, руководил воскресной школой. Его заслугой в том числе является то, что в средних учебных заведениях того времени  зубрежка сухой теории словесности была заменена непосредственным изучением произведений русской и иностранной литературы. Основной ценностью художественного произведения В.И.Водовозов определял его нравственный смысл и общественное значение. Он считал нравственное воспитание неотъемлемой частью образования, а воспитание патриотизма представлял в русле нравственного воспитания, целью которого является подготовка к дальнейшей жизни полезных граждан, любящих Отечество и дело, которому служат.

    Несколько отличается подход к образованию у видного общественно-политического деятеля второй половины ХIХ века Николая Гавриловича Чернышевского. Он представлял педагогический процесс как развитие естественных склонностей ребенка. То есть - воспитание  должно не подавлять в человеке личность, а постараться развить его эго в разумное и полезное для общества русло, воспитать «положительного человека»: «Положителен только тот, кто хочет быть вполне человеком: заботясь о собственном благосостоянии, любит и других людей (потому что одинокого счастья нет); отказываясь от мечтаний, несообразных с законами природы, не отказывается от полезной деятельности; находя многое в действительности прекрасным, не отрицает также, что многое в ней дурно, и стремится, при помощи благоприятных человеку сил и обстоятельств, бороться против того, что неблагоприятно человеческому счастью. Положительным человеком в истинном смысле слова может быть только человек любящий и благородный [Чернышевский, 1950:230]. Таким образом,  Н.Г.Чернышевский ввел понятие «разумного эгоизма», развитие  которого, по его мнению, является основой воспитания. О роли образования в формировании положительного человека Н.Г.Чернышевский высказывался так: «Лучше не развиваться человеку, нежели развиваться без влияния мысли об общественных делах, без влияния чувств, пробуждаемых участием в них. Если из круга моих наблюдений, из сферы действий, в которых вращаюсь я, исключены идеи и побуждения, имеющие предметом общую пользу, т.е. исключены гражданские мотивы, что остается наблюдать мне? В чем остается участвовать мне? Остается хлопотливая сумятица отдельных личностей с личными узенькими заботами  о своем кармане, о своем брюшке или о своих забавах» [Чернышевский, 1950:169]. А хорошее воспитание, по его мнению, напротив способно развить патриотические качества человека: «Содействовать славе не проходящей, а вечной своего Отечества и благу человечества – что может быть выше и вожделеннее этого?»[Чернышевский, 1950:137]. Патриотическое, гражданственное воспитание Н.Г.Чернышевский представлял как цель подготовки человека к жизни в обществе.

     Константин Дмитриевич Ушинский, основоположник научной педагогики, считал необходимым усиления патриотического воспитания, и почерпнуть это нравственное чувство молодой человек может, прежде всего, в семье. В статье «О нравственном элементе  в русском воспитании» К.Д.Ушинский  обращал особое внимание на слабость воспитания по сравнению с умственным образованием  в учебных заведениях. «Одного ума  и одних познаний  еще недостаточно для укоренения в нас того нравственного чувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, а часто и в противоречии с ним, связывает людей в честное, дружное общество »[Ушинский, 1948:431].  Семья, вот где зарождаются патриотические чувства ребенка, еще не осознанные и не оформившиеся, но глубоко коренящиеся в сердце. Этому способствует теплота в семье, забота обо всех ее членах, духовность. Однако семейное воспитание во всех сословиях, как правило, было направленно на формирование нового члена семьи, рода, а не гражданина, полезного члена общества. Константин Дмитриевич отмечал, что в подавляющем большинстве любящие родители воспитывают своих детей под девизом личного счастья, успехов в продвижении по служебной лестнице, желая детям достичь большего, чем достигли они сами, и мало кто задумывался о последствиях такого одностороннего воспитания. Конечно, такое воспитание формирует в душе юноши особое  трепетное отношение к своей семье, однако общество не заботится о развитии этого «семейного патриотизма» до уровня национального, государственного. К.Д.Ушинский с горечью подчеркивал, что в обществе часто происходит все наоборот: «… Какой-нибудь литератор или наставник усиливается доказать, например, что французов в двенадцатом году побили морозы, что в истории нашей все достойно насмешки и презрения, или с наслаждением развенчивают Державина, Карамзина, Пушкина, Жуковского, Гоголя, показывая детям, какие это были мелочные, пошлые натуры, или доказывает с жаром, что ни в нашем прошедшем, ни в нашем настоящем нет ничего такого, на чем могла бы остановиться юная душа любовью и уважением» [Ушинский, 1948:475]. Более полутора века, прошло с момента написания этих строк, но даже сегодня это звучит более чем актуально и полностью соответствует сложившейся в нашем современном обществе ситуации.

    Исправление сложившегося положения Константин Дмитриевич  видел в необходимости сделать русские школы русскими, о чем писал: «…Нам не мешало бы занять, вместо всех прочих, одну черту из западного образования – черту уважения к своему Отечеству… лишь затем, чтоб не быть иностранцами посреди своей родины» [Ушинский, 1948:309].

    Следовательно, можно с уверенность утверждать, что К.Д.Ушинский считал семейное воспитание основой воспитания молодежи. Для повышения эффективности патриотического воспитания в школах он предлагал перенести дисциплины по изучению Родины на начальный этап образования, значительно расширить курс таких дисциплин и отказаться от педагогического нигилизма.

    Интересна в плане изучения вопроса о воспитании гражданина и патриота деятельность педагога и литератора Виктора Петровича Острогорского (1840-1902). Он был преподавателем русской словесности во многих учебных заведениях и, будучи последователем идей Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, В.Я.Стоюнина, активно продвигал их как в процессе своей педагогической деятельности, так и многочисленными статьями в журналах. Он был глубоко убежден, что основой воспитания нравственности является эстетическое воспитание.

    Изучая  проблему высокого уровня самоубийств, среди пессимистично  настроенных выпускников гимназий, и, особенно высших учебных заведений В.П.Острогорский пришел к выводу, что ответ кроется в недостатке эстетического воспитания, как воспитания чувства и воображения, которые главным образом и формируют характер человека, направляя, укрепляя или парализуя его волю. По его мнению, именно эстетическое воспитание дает человеку то постоянное настроение, выражающееся в интересе и вкусе к жизни, способности находить в ней наслаждение, в созерцании красивого в искусстве и людях, стремление к самосовершенствованию и совершению благородных поступков, которые составляли бы внутреннюю потребность и наслаждение. Виктор Петрович считал, что в эстетическое чувство входит множество элементов, которые можно свести к трем группам: «во-первых, чутье собственно красоты, т.е. чутье красивой формы в линиях, красках, тенях, движениях, звуках (ритм, мелодия, гармония); во-вторых, чутье правды, истины, т.е. чутье распознавания лжи от правды, пошлого от содержательного, умного от глупого, верного от неверного, случайного от вечного; в-третьих, чутье добра, т.е. чутье того, что в человеке есть хорошего, трогательного, высокого, - чутье любви, страданий, жертв ради других, подвигов, – словом, всего, что может вызвать в нас слезу умиления, человеколюбивое всепрощение, восторг, что может действовать на наше сердце» [Острогорский, 1984:30].  Из этого следует, что развитое эстетическое чувство человека подавляет в нем эгоизм, вносит смысл в обыденную жизнь, способствует к широкому общению с природой, обществом, Родиной и человечеством. «Все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу и создают в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом, - словом, то, что единственно только и составляет  во все времена человеческое счастие» [Острогорский, 1984:31-32].  Итак, представление  эстетического воспитания как основы воспитания нравственного красной нитью проходит через  всю педагогическую деятельность В.П.Острогорского. Патриотическое воспитание он видел в стремлении к нравственному идеалу средствами эстетического воспитания.

           В вопросе патриотического воспитания молодежи того времени наиболее распространенным являлся комплексный подход, предполагающий патриотическое воспитание в процессе изучения истории, словесности, географии Отечества с одновременным развитием умственных и физических способностей человека. Знаменитый русский поэт Василий Андреевич Жуковский (1783-1852) был  сторонником именно такого подхода.

           Будучи преподавателем русского языка и, затем воспитателем в царской семье В.А.Жуковский  ступил на путь педагога-практика и в своих многочисленных работах много места уделял вопросам воспитания. Он считал, что основой воспитания является вырабатывание привычки, а главной задачей воспитателя привитие детям добрых привычек и искоренение плохих. Так как основанием привычек являются наследственные или приобретенные качества ребенка, воспитатель должен быть очень проницательным: «Чем скорее угадает воспитатель тайну природы, т.е. врожденные качества – и умственные, и нравственные, и физические – воспитанника, тем удачнее будет действовать на произведение привычек, способствующих развитию добрых и подавлению худых врожденных качеств» [Жуковский, 1885:138]. Действенным средством воспитания  Василий Андреевич полагал как изучение отечественной литературы, произведений русских поэтов и писателей,  на героях которых должна воспитываться молодежь, так и отношения в семье, в лоне которой формируются и развиваются разнообразные качества ребенка. Для успешного воспитания молодежи он отмечал необходимость изучения высоконравственных и патриотических произведений. В семейных отношениях Василий Андреевич определил добрым и счастливым человеком только того, кто способен наслаждаться семейной жизнью, в чей семье царит гармония, и ребенок воспитывается на хорошем примере родителей: «В тех самых чувствах, которые делают его счастливым посреди домашних, хранится и чистый источник гражданских его добродетелей» [Жуковский, 1869:470].

           Все это дает основания полагать, что В.А.Жуковский основой процесса воспитания видел развитие положительных и подавление отрицательных врожденных качеств человека. А источником патриотического воспитания молодежи он полагал изучение исторических произведений писателей и поэтов.

    Продолжил и глубже разработал идеи о развитии врожденных качеств, в своих работах выдающийся русский хирург, педагог и гуманист Николай Иванович Пирогов (1810 - 1881). Он запомнился своим соратникам  по педагогической  деятельности гуманизацией образовательного процесса, усилением роли  педагогических советов, обобщением и распространением передовых методик обучения и воспитания, непримиримостью к национализму.

    Воспитание человека как гражданина и патриота Николай Иванович считал главной задачей образования. Для этого необходимо, по его мнению, формирование «внутреннего человека», т.е. нравственности, мировоззрения и убеждений юноши. В статье «Вопросы жизни» он писал: «Дайте выработаться и развиться внутреннему человеку! Дайте ему время и средства подчинить себе наружного, и у вас будут и негоцианты, и солдаты, и моряки, и юристы; а главное у вас будут люди и граждане» [Пирогов, 1995:37].  Н.И.Пирогов  выделил черты характера, которыми должен обязательно обладать гражданин и патриот. Прежде всего, он отметил убеждения, как систему ценностной ориентации человека. Но не всякий человек  может иметь убеждения: «Только тот может иметь их, кто приучен  с ранних лет проницательно смотреть в себя, кто приучен с первых лет жизни любить искренно правду, стоять за нее горою и быть непринужденно откровенным как с наставниками, так и со сверстниками. Без этих свойств вы никогда не достигнете никаких убеждений» [Пирогов, 1995:45-46]. По мнению Н.И. Пирогова, убеждения формируются на основе любви, вдохновения, нравственной свободы мысли, упражнений в самопознании. В данном контексте Николай Иванович представлял любовь как способность жертвовать собой, вдохновение и сочувствие. Он считал, что способность жертвовать собой ради своих убеждений и идеалов отличает гражданина и патриота от простого искателя острых ощущений. Вдохновению, он также придавал большое значение: «без вдохновения нет воли, без воли нет борьбы, а без борьбы ничтожество и произвол. Без вдохновения ум слаб и близорук» [Пирогов, 1995:46].  Путь к формированию указанных качеств Н.И. Пирогов считал, лежит через нравственное воспитание: «Конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира и преимущественно общественного, т.е. того, в котором ему со временем придется действовать, - это, прежде всего. Затем последовательным результатом такого понимания должно быть возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам правды и добра. И наконец, в задачу воспитания как результат того и другого, должно входить постепенное образование нравственных современных убеждений, образование твердой и свободной воли и, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют лучшее украшение времени и общества» [Пирогов,  1995:174].

    Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что Н.И. Пирогов главной задачей образования видел формирование гражданина и патриота, а содержанием патриотического воспитания выводил формирование у молодежи убеждений, совести, любви к истине.

    Еще одни видным представителем комплексного подхода к патриотическому воспитанию был теоретик и историк педагогики и народного образования, крупнейший методист и преподаватель русского языка и литературы, публицист, литературный и театральный критик Владимир Яковлевич Стоюнин (1826-1888).

    Любовь к человеку,  уважение к личности, индивидуальный подход в воспитании – эти принципы составляли основу педагогической системы В.Я.Стоюнина. Он считал, что  воспитание  человека и гражданина будет эффективно при создании бессословной школы,  с изменением структуры и содержания образования, с применением новых методов преподавания в которых будет глубоко использоваться воспитательное значение лучших образцов литературы, искусства, картин природы и народного творчества. Владимир Яковлевич утверждал, что гражданин – это, прежде всего, член нравственного общества, которое свободно развивается под государственной охраной, и это развитие возможно только при самоуправлении, свободном труде, суде при участии граждан, гласности, серьезной науке. Нравственное общество в свою очередь определяет силу государства, ведь только в таком обществе возможно  воспитание людей, одушевленных горячей любовью к Отечеству, образованных и честных. Исходя из этого задача педагога: «Развить стремление к добру и, следовательно, любовь к людям, т.е. воспитать сердце. Развить волю и направить ее к добру, т.е. дать ей нравственное направление» [Стоюнин, 1991:118]. Действенным способом воспитания нравственности В.Я. Стоюнин считал изучение лучших литературных произведений исторической тематики. В статье «О преподавании русской литературы» он писал: «При разборе каждого литературно-исторического памятника главное внимание должно быть обращено на элемент общечеловеческий  в связи с национальным и личным. Под именем общечеловеческого мы разумеем все то, что человечество успело выработать до нашего времени как непреложно истинное и на что, по нашему взгляду, имеет право каждый человек. Не следует забывать, что современный историк не должен терять из виду конечный исход своего труда, т.е. наше время. Он должен показать, как идеалы протекшей жизни, видоизменяясь и перерождаясь, наконец, перешли в наши идеалы, по которым мы стремимся устроить свою жизнь, признавая за ними достоинство общечеловеческое» [Стоюнин, 1991:316].

    Следовательно, на основании вышеизложенного можно утверждать, что В.Я.Стоюнин считал главной задачей системы образования воспитание граждан, патриотов своей страны. Патриотическое воспитание он представлял как развитие стремления к добру, любви к людям, направленные на достижение определенного идеала нравственного воспитания человека в свободном обществе.

    Для представителей комплексного подхода к системе воспитания общей просматривается убежденность в необходимость гармоничного развития личности. Патриотическое воспитание, по их мнению, очень важно, но не может рассматриваться отдельно от других видов воспитания и развития.

         


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)

    Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....

    Опыт работы. "Воспитание гражданина и патриота"

    Тема опыта отражает  направления  работы педагогического коллектива школы в рамках подпрограммы  «Возрастная воспитательная программа» (блок «Отечество»)  и подпрограммы «Зна...

    Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»

    «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...

    Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.

    Кирилл и Мефодий – просветители-славяне. Цель:1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;2) раскрыть роль Кирилла ...

    Воспитание гражданина и патриота в современном обществе

    Алексеева Наталья ВладимировнаТимчик Юлия ЮрьевнаУчителя ГБОУ школы №497Невского района Санкт-Петербурга...

    Духовно-нравственное развитие и воспитание основа формирования личности гражданина и патриота России

    Духовно-нравственное воспитание - основа формирования культурной личности, способной к саморазвитию, адаптации в сложной окружающей действительности, умеющей совершенствовать и позитивно реализов...

    Воспитание гражданина и патриота

    Выступление на родительском собрании...