Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Кирилл и Мефодий – просветители - славяне.
план-конспект занятия по литературе (5 класс) на тему

Чос Любовь Николаевна

Кирилл и Мефодий – просветители-славяне.

 

Цель:

1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;

2) раскрыть роль Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов.

 

Оборудование: фотографии памятников Кириллу и Мефодию, азбука «Кириллица», иллюстрация древних книг.

 

Эпиграф на доске.

Братцы! Двоицу святую

В день сей радостно почтим!

Просветителей честную

Память светло совершим.

Песнью хвальною, велегласною

Да восхвалим их:

Радуйся, Кирилле, радуйся, Мефодие,

Радуйтесь славянских стран апостолы!

«Хвалебная песнь» святым Кириллу и Мефодию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kirill.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России»

Кирилл и Мефодий – просветители-славяне.

Цель:

1) способствовать воспитанию чувства гордости за великую культуру, уважения к предкам, оставившим великое духовное наследие;

2) раскрыть роль Кирилла и Мефодия в деле просвещения славянских народов.

Оборудование: фотографии памятников Кириллу и Мефодию, азбука «Кириллица», иллюстрация древних книг.

Эпиграф на доске.

Братцы! Двоицу святую

В день сей радостно почтим!

Просветителей честную

Память светло совершим.

Песнью хвальною, велегласною

Да восхвалим их:

Радуйся, Кирилле, радуйся, Мефодие,

Радуйтесь славянских стран апостолы!

«Хвалебная песнь» святым Кириллу и Мефодию.

Слово учителя:

- Мы говорим сегодня о вашей Родине – России, это страна русичей, русских, россиян. Каждый из вас должен знать и помнить, откуда он родом, кто его предки. Род, родился, родословная, Родина – эти слова однокоренные, слова – родственники. Сегодня мы обратимся к своим истокам, воздадим дань прошлому.

        Великий русский писатель и историограф Н.М. Карамзин писал: «История ума представляет две главные эпохи: изобретение букв и типографии, все другие были их следствием. Чтение и письмо открыли людям мир».

        Как возникла славянская азбука, кто является её изобретателем – на эти вопросы мы сегодня и ответим.

Новые слова, понятия:

        Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своей жизнью.

Подвиг просветительства. Просветительство – это великий подвиг – труд создания славянской азбуки, чтобы сделать язык письменным и перевести на него Библию и богослужение. Надо было не только создать азбуку, но и научить ею пользоваться, открыть школы, создать буквари, подготовить учителей.

        Почти за 100 лет до крещения Руси совершилось великое событие: в первый раз раздалось слово Божие на родном для славян языке. Это великое дело совершили два брата, Кирилл и Мефодий, которых стали называть славянскими первоучителями.

        День памяти святых Кирилла и Мефодия – 24 мая.

        Более 1115 лет назад братья Кирилл и Мефодий принесли на земли славян свет письменности и знаний. Произошло это в 863 году.

        Братья родились в многодетной семье военачальника, служившего в Солуни, городке на границе Болгарии и  Греции. Мефодий был старше на 6 лет, мальчики с детства знали 2 языка: родной греческий и славянский.

        Константин (Кирилл) получил блестящее образование при дворе императора, он отличался от других учеников блестящими способностями, быстрым и живым умом. Оба брата жили духовной жизнью, не придавая значения богатству, карьере, славе. Младший брат переводил, писал, создавал славянскую азбуку, старший – издавал книги, руководил школой, писал гимны и проповеди в стихах.

        Константину пришлось нелегко, с появлением славянской письменности стали пустеть храмы, где проповедовали немецкие священники, и полны были те, где звучала славянская речь. Немцы объявили братьев вне закона, и те были вынуждены отправиться в Рим, там сам папа освятил славянские книги. Константину не суждено было вернуться на Родину.

        Тяжело заболев, он принял постриг, получил имя Кирилл и через несколько часов скончался. Умирая, он сказал брату: «Вот, брат, были мы с тобой парой в одной упряжке и пахали одну борозду. И я на поле падаю, окончив день свой. Не смей оставлять учительство своё …»

        Мефодий, похоронив брата, вернулся к славянам, но по ложному доносу был схвачен и заключён в тюрьму, в которой томился два с половиной года.

        С большим трудом ученики добились его освобождения.

        До конца своей жизни Мефодий продолжал учительскую и просветительскую деятельность.

        Та азбука, которую основали Кирилл и Мефодий, менялась на протяжении веков. Но летописи, которые являются важнейшими историческими памятниками, написаны на старославянском языке. Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших предков. Начертание буквиц таило в себе чертёж мира, здесь можно увидеть поступь зверя, изгиб крыла, сплетение корней, контуры двойников – солнца и сердца. Эти буквицы поют, щебечут, издают звериный рык, летают, скачут, говорят.

        Каждая буквица неповторима, как неповторим каждый лист на дереве жизни.

        Первая буква в кириллице Аз. Не случайно пословица гласит: «Сперва аз да буки, потом и науки». Народные пословицы сохранили воспоминания о трудности изучения азбуки. Назовите их. (Например, «Аз, буки, веди страшны как медведи», «Азбуку учат – на всю избу кричат»).

        А сейчас проведем викторину по теме занятия.

Викторина

Вопрос (задание)

1. – Каково происхождение слов «азбука» и «алфавит»? («Азбука» - слово исконно русское («аз» и «буки» - первые буквы), «алфавит» - греческое слово («альфа», «вита» - его первые буквы))

2. Являются ли слова «азбука» и «алфавит» - синонимами? (Да. Оба означают «совокупность букв», расположенных в особом порядке)

3. Где в практике люди применяют алфавитный порядок? (Алфавит необходим при составлении словарей, справочников, списков)

4. Какие буквы были устранены из старославянской азбуки? (Зело, н – десятеричное, омега, ять, юс малый, юс большой, кси, пси, фита, ижица)

5. Какие буквы постепенно обновили славянский алфавит? (Сначала введены Э, Я, потом Й, Е)

6. Какая славянская азбука отличалась от кириллицы формой букв, а в остальном совпадала? (Глаголица (от слов «глагол», «глаголить», т.е. «речь», «говорить»))

7. Какое название имел предложный падеж в древнерусском языке? (Местный)

8. Какой падеж упразднён? (Звательный)

9. Как чтят память Кирилла и Мефодия в других странах? (Каждый год 24 мая в России, Болгарии и других славянских государствах отмечается День славянской письменности)

10. Какая награда учреждена в Болгарии? (Орден Кирилла и Мефодия)

11. В каких странах до сих пор используют кириллицу? (в странах СНГ, Болгарии, Югославии, Монголии)

12. Мирское имя Кирилла? (Константин)

13. Кем был отец братьев? (Военачальник)

14. Какую букву назвали буквой – страшилищем? (Буки)

15. Как называется запись событий по годам? (Летопись)

16. Как называется одна из первых летописей? («Повесть временных лет»)

17. Как звали летописца – монаха, создавшего «Повесть временных лет»? (Нестор)

18. Как появилось название «Красная строка»? (Заглавные буквы рисовались красным цветом в виде диковинных зверей, птиц, растений)

19. Дано предложение в орфографии, которая была принята в России до 1918 года.

По дорогhнеслучилосьникакихъсобытiй.

Сколько отличий от того, как пишется это предложение сегодня? (Три)

Подведение итогов викторины.

Благодарственное слово потомков:

1 ученик.

Спасибо вам, буквы, что учите нас мудрости, доброте, красоте. Спасибо братьям Кириллу и Мефодию за то, что подарили нам славянскую азбуку. Они -гордость всего славянского народа.

2 ученик.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

3 ученик.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии, Словакии.

4 ученик.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Все ученики вместе:

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание гражданина и патриота в условиях коррекционной школы (выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012)

Опыт работы по патриотическому воспитанию в коррекционной школе VII вида. Выступление на Первом международном слете учителей - Ялта-2012....

Опыт работы. "Воспитание гражданина и патриота"

Тема опыта отражает  направления  работы педагогического коллектива школы в рамках подпрограммы  «Возрастная воспитательная программа» (блок «Отечество»)  и подпрограммы «Зна...

"Проблема воспитания гражданина и патриота в дореволюционной России".

Познавательная статья об истоках и проблеме патриотического воспитания до 1917 года....

Интегрированный урок из цикла «Воспитание гражданина и патриота России» Тема: «Школа, образование, письменность в древнерусском государстве»

«Школа, образование, письменность в древнерусском государстве» Цели урока: - знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси, - расширение представлений учащихся о школе ...

Воспитание гражданина и патриота в современном обществе

Алексеева Наталья ВладимировнаТимчик Юлия ЮрьевнаУчителя ГБОУ школы №497Невского района Санкт-Петербурга...

Воспитание гражданина и патриота

Выступление на родительском собрании...

Роль хореографии в воспитании гражданина и патриота

Истинно патриотическим считается воспитание детей в хореографическом коллективе. Сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного о...