Программа предпрофильного курса "Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины 20 века"
элективный курс по литературе (9 класс) по теме

Гарлик Галина Александровна

 

.В. М. Шукшин создал свой «материк» в искусстве. Он писал рассказы, киноповести, романы, сказки, статьи, письма критикам;  ставил фильмы, давал интервью...К сожалению, знакомство учащихся с творчеством Шукшина часто ограничивается знанием нескольких рассказов. Предпрофильный  курс «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века» позволит учащимся расширить представление о творчестве нашего земляка, соотнести художественную литературу с кинематографией, тем более что интерес молодых людюй к кино в  наше время велик.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kinopovesti_shukshina.doc59.5 КБ
Office presentation icon garlik_g.a._kinopovesti_v.m.shukshina.ppt372 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Средняя общеобразовательная школа № 52»

                                        ПРОГРАММА        

ПРЕДПРОФИЛЬНОГО КУРСА ПО ВЫБОРУ (9 КЛАСС)

 «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века»

                                                                 Составитель  Гарлик Г.А.,                               учитель русского языка литературы МБОУ  «Средняя общеобразовательная школа № 52» Октябрьского района

                                                г. Барнаул

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В. М. Шукшин создал свой «материк» в искусстве. Он писал рассказы, киноповести, романы, сказки, статьи, письма критикам;  ставил фильмы, давал интервью…

        Вся его жизнь и творчество – обнаженная совестливость, вечная обеспокоенность главными вопросами: «что такое жизнь? зачем жить? как жить?»; высокая гражданственность, понимание того, что судьба художника и судьба народа и Родины неразъединимы.

        Шукшин сумел задеть за живое, пробиться в наши души, заставить нас потрясенно спросить: «Что с нами происходит?» Он не щадил себя, торопился, чтобы успеть сказать правду и этой правдой объединить, сблизить людей.

        Интерес к творчеству писателя не ослабевает: его читают и смотрят во всем мире, его помнят. Свидетельство тому – ставшие традиционными Шукшинские чтения на его родине в селе Сростки.

        К сожалению, знакомство учащихся с творчеством Шукшина часто ограничивается знанием нескольких рассказов.

 Элективный курс «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века» позволит учащимся расширить представление о творчестве нашего земляка, соотнести художественную литературу с кинематографией, тем более что интерес молодых людей к кино в наше время велик.

Немного у нас писателей, работающих в жанре сценария, зато много людей, отрицающих сценарий как вид литературы. Творчество Шукшина уникально еще и потому, что он не делил свою работу на литературную и сценарную. Книга его сценариев значит для читателя ничуть не меньше, чем книга рассказов.

Курс «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века» рассматривает общие закономерности развития литературы и кино в их тесной взаимосвязи, вписывает киноповести Шукшина в русло развития отечественного киносценария.

Цели курса:

- Воспитание духовно развитой личности;

- формирование гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к настоящим ценностям отечественной культуры, каковыми являются произведения Шукшина;

- формирование представления о специфике киносценария, языковых и несловесных средствах создания образа в нем;

           - освоение текстов киноповестей в единстве содержания и формы;

           основных литературно-кинематографических сведений и понятий.        

  1. совершенствование умений анализа и интерпретации киноповести как художественного произведения; выявления смыслового энергетического поля, работы с эпизодом; самостоятельного поиска и систематизации необходимой информации, в том числе в сети Интернета.
  2. расширение эстетического кругозора учащихся.

 Изучение элективного курса «Киноповести В.М. Шукшина и  отечественный киносценарий 2 половины XX века» способствует решению специфических задач:

        - обогащение духовно-нравственного опыта учащихся и расширения эстетического кругозора при сопоставлении киносценария и фильма;

        - формирование умения соотносить киносценарий (как основу) и фильм, снятый по нему; находить словесные и несловесные средства создания художественного образа;

        - совершенствование коммуникативной и культурологической компетенции учащихся.

        Данный курс поможет вести диалог со школьниками по самым насущным проблемам;  показать, что молодой человек не одинок в своих раздумьях, что все волнующие его вопросы волновали людей всегда, что именно эти «вечные» вопросы и связывают людей в бесконечное во времени человечество.

        Курс рассчитан на 17 часов.

        Методы и формы обучения самые различные, исходя из того, что курс строится по интегративному принципу: лекции, беседы, уроки – концерты, просмотры фильмов или фрагментов из них…

        Большая роль в освоении курса отводится самостоятельной работе учащихся с текстами, фильмами, медийными средствами.

        Для более плодотворной работы возможна групповая организация работы учащихся, необходимое условие которой – принцип активной личной вовлеченности в учебный процесс. Все это позволит добиться целей, поставленных выше.

        Актуальность данного курса объясняется переходом на профильное обучение.

                Время неумолимо подчеркивает действенную силу настоящего искусства, его непреходящую ценность. А цель курса и заключается в том, чтобы показать закономерность и самобытность киноповестей Шукшина в истории развития отечественного киносценария.

Содержание

предпрофильного курса «Киноповести В.М. Шукшина и отечественный киносценарий 2 половины XX века»

Написать оригинальный сценарий  для меня задача неимоверно трудная. Он должен совмещать достоинства литературного письма с предельно точным кинематографическим видением.

                                В.М. Шукшин

Раздел I. Введение в проблематику курса.

  - Понятие «киносценарий», различные трактовки.

  /1. Киносценарий – новая литературная форма (Герасимов, Габрилович…)

  2. Киносценарий -  произведение киноискусства, а не литературы (Вартан, Козлов…)

  3. Киносценарий – литературно-кинематографическое произведение (Жданов…)/

 - Соотношение киносценария и традиционных форм.

 - Художественный образ. Словесные и несловесные средства его создания в киносценарии.

 - Появление и становление киносценария.

Раздел II. Основные этапы развития  отечественного киносценария во 2 половине ХХ века( 50-70 гг.) и киноповести В.М.Шукшина.

.а) Конец 50-начало 60 годов. Лирический киносценарий и его особенности.(Шпаликов «Я шагаю по Москве», Ольшанский «Дом, в котором я живу», Ахмадулина «Чистые пруды»)

 - Близость героя  и автора

 - Магнитофонный стиль

 - Оптимистичное любование жизнью

 - Сюжет-путешествие

 - Сцепление эпизодов по эмоциональному звучанию

 - Образ-лейтмотив

   б) Певец «калины красной». Очерк жизни и творчества Шукшина                          

   в) Киноповесть Шукшина «Живет такой парень» 1964г.

 - Композиция и сюжет произведения

 - Пашка Колокольников. Средства создания образа.

 - Гармоническое отношение героя и мира

 - Две темы киноповести и их соотношение

 - Рассказчик, повествователь, герой

 - Образ ясного светлого утра – лейтмотив произведения

2. Середина 60-х годов. Аналитический сценарий – сценарий драматизированного эпоса. (Габрилович «Твой современник», Васильев и Ростоцкий «А зори здесь тихие»…)

 - Взаимодействие принципов эпоса и драмы

 - Контраст как средство выявления внутреннего конфликта

б) В.М.Шукшин «Брат мой»

 - Город и деревня в художественном мире Шукшина

 - Событие как гармония человека и мира

 - Композиция и конфликт .Контраст

 - Иван и Сеня Громовы. Сравнительная характеристика братьев

 - Черты бытия в киноповести

3. Конец 60-х  - начало 70-х годов. Романизация рассказов и повестей. (Герасимов «У озера», Тарковский «Андрей Рублев»…)

 а)- Две тенденции романизации киноповести.

 - Притча как средство расширения рамок киноповести.

 - Появление кинороманов

б) Шукшин «Калина красная»

 - Поиск целостного взгляда на человека.

 - Человек и 3 жизни. Притча.

 - «Три жизни Егора Прокудина»

 - Заглавные образы киноповести (Воля – неволя)

 - Несловесные средства создания образа

 - Почему погибает Егор Прокудин?

в) Шукшин «Печки-лавочки»

 - Близость киноповести русской сказке

 - Мир патриархальный – Москва – юг

 -  Цепь ситуаций (встреч) как средство раскрытия образа Ивана Расторгуева и всей России

 - Что же приобретает Иван: гармонию или красивую жизнь?

 - Как мы живем?

Раздел III. Киноискусство и литература. Сходство и специфика .

 - «Взлеты и падения» В.М.Шукшина.

 - Чем была для Шукшина работа в кино.

                                


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА

ТЕМА

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОДУКТ

1.

Введение в проблематику курса.Киносценарий и худ. образ в киносценарии.

Лекция с элементами эвристической беседы.

   

       1

   

Рефлексивная анкета. Аргументация собственного мнения

2.

Появление и становление киносценария.

Сообщения учащихся, кинозал(демонстрация фрагментов фильмов0.




        1

 Визитка «Мой любимый старый фильм»

3.

Лирический киносценарий.

  Лекция с элеменрами беседы.

         

        1

Отзыв о фильме/киносценарий эпизода

4.

Певец «калины красной»

Урок-концерт

        1

Эссе «Мое знакомство с В. М. Шукшиным»

5.

Киноповесть Шукшина «Живет такой парень»

Практикум

         2

Анализ эпизода

6.

Сценарий драматизированного эпоса. Киноповесть Шукшина «Брат мой»

Урок-обзор, практикум

         3

Выявление традиций и новаторства.  Сравнительная характеристика братьев.

7.

Романтизация киноповести. В.М.Шукшин «Калина красная»

Лекция, практикум-диспут

        4

Сочинение- рассуждение «Почему погибает Егор Прокудин?»

8.

«Печки-лавочки» и русская сказка.

Практикум-путешествие

         2

«Хорошо ли мы живем?»(эссе), выявление  «энергетического» поля (подбор эпизодов)

9.

Киноискусство и литература.

Урок-исследование

          1

 Круглый стол

10

«Взлёты и падения» В.М.Шукшина

Литературная гостиная

         1

Рефлексивная анкета. «Чем была для В.М.Шукшина работа в кино»(проект)


Библиография

  1. Белов Л.И. Очерки истории советской кинодраматургии. М.:Современник, 1986
  2. Валькенштейн «Кинодраматургия»
  3. Горн В.Ф. Характеры Василия Шукшина. Барнаул: Алт. кн. издательство, 1981
  4. Горн В.Ф. Прорваться в будущую Россию. В кн.: Василий Шукшин, Барнаул 1991
  5. Дедков И. Последние штрихи.- Дружба народов, 1975, № 4
  6. Дубровин А. Требуется сила и смелость…Заметки о типическом в нашем искусстве. – Новый мир, 1976, №1
  7. Емельянов Л. Василий Шукшин: Очерк творчества, Л.: Худ. Литература, 1983
  8. Козлов Л. Изображение и образ
  9. Козлова С.М. Поэтика рассказов Шукшина, Барнаул, АГУ, 1993
  10. Остроумов Л. Кинодрама и киноповесть.
  11. Туркин Драматургия экрана
  12. Шукшин В.М. Киноповести. М.: Искусство, 1991
  13. Шукшин В.М. Перед миллионной аудиторией: Беседа с корр. Журнала «Вопросы кино» //Вопросы самому себе
  14. Шукшин В.М. Калина красная – М.: Искусство, 1990
  15. Шукшин В.М. Если бы знать. Публицистика, -Барнаул, 1991
  16. Шукшин В.М. Нравственность есть Правда –М.: 1978
  17. Ягункова Л. От редактора. В кн. В. Шукшин. Киноповести. М.: Искусство, 1991.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литература первой половины ΧΙΧ века.

Материал для приема зачета...

Художествееное осмысление процесса коллективизации в отечественной литературе 20 века.

Тема предполагает сопоставление произведений разных эпох: 30-х годов ("Впрок" и "Котлован" Платонова, "Поднятая целина" Шолохова) и последних десятилетий 20 века (...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...

Художественная гостиная "Два с половиной века музея "Эрмитаж"

Данный материал можно использовать для уроков МХК и искусство, а так же для классных часов и внеклассной работы....

Презентация "Два с половиной века музея "Эрмитаж"

Презентация сопровождает выступления художественной гостиной с одноимённым названием....