Главные вкладки

    календарно-тематическое плланирование по литературе для 5 класса по учебнику Коровиной
    календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

    календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс рассчитано на 3 часа в неделю

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ktp_po_lit-re_5_kl_po_korovinoy.docx94.61 КБ

    Предварительный просмотр:

    № п/п

    Время проведения

    Раздел. Тема урока

    Тип

    Вид

    урока

    Результаты обучения

    ( требования к уровню подготовки)

    Контроль и диагностика

    Особ-ти орг-ции

    учебного

    процесса

    Доп.содержание

    предметные

    личностные

    метапредметные

    1

    Введение. ( 1ч.)

    Писатели о роли книги в жизни человека и общества. К читателям.

     Книга как духовное завещание одного поколения другому. Книга и ее компоненты. Учебник литературы и работа с ним

    Вводный урок

    Познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника; дать понятие
    о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

    Групповая:

    вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

    Индивидуаль-ная: написать рассказ по пословице

    Базовый: знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

    Продвинутый уровень: создание связного текста на необходимую тему

    Рассказ, работа с книгой, опорные записи

    Объяснительно-иллюстративная

    модель обучения

    В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература.
    5 класс: методические советы
    (М.: Просвещение, 2008)

    Устное народное творчество ( 10ч.)

    2

    Фольклор. Малые жанры фольклора. Детский фольклор

    Урок изучения нового материала

    Обобщить знания об известных фольклорных жанрах;показать жанровые особенности  загадок и считалок

    Индивидуаль-ная: сочинить загадку, частушку или колыбельную песню

    Базовый: знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

    Продвинутый: уметь создавать письменное оригинальное произведение

    выставка книг, посвященных русскому фольклору, иллюстрации

    Репродуктивная

    модель обучения

    В. П. Аникин,

    Ю. Г. Круглов. Русское народное поэтическое творчество
    (Л.: Просвещение, 1987)

    3

    1. Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

    Урок -экскурсия

    Расширить представления о

    Групповая: придумать

    Базовый: знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки

    Продвинутый: знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок

    Проблемные задания,

    Поисковая

    мире сказок, сказочных жанрах и элементах; показать способы построения народной сказки

    сказку заданного вида, создать иллюстрацию

    иллюстрации И. Билибина,

    В. Васнецова,

    Т. Мавриной,

    И. Кузнецова

    А. Афанасьев. Народные русские сказки (.: Наука, 1985)

    4

    1.  Поэтика волшебной сказки. Народная мораль в сказке . Высокий нравственный облик Василисы Премудрой

    Урок контроля знаний

    5

    1. Волшебная богатырская  сказка «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо»

    Урок практичес-ких знаний

    6

    Тема мирного труда и защиты родной земли

    Урок практичес-ких работ

    Обучение худ.пересказу

    создать иллюстрацию

    уметь отличать виды сказок

    Худож.пере-сказ

    7

    Народные сказки о животных. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель»

    Урок систематизации и обобщения знаний

    Совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки; совершенствовать навыки пересказа и речи

    Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки

    Базовый: уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды

    Продвинутый: уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа  

    Работа по вопросам,работа с иллюстрация-ми

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 классе:

    кн. для учителя (М., 2002)

    8

    1. Народные представления  о справедливости,  добре и  зле

    Урок изучения нового материала

    Расширить представления о видах сказок; рассмотреть употребление в тексте постоянных эпитетов, повторов, народных выражений

    Коллективная: чтение и обсуждение сказок.

    Групповая: творческое задание.

    Индивидуаль-ная: подготовить пересказ бытовой сказки или сказки
    о животных

    Базовый: знать виды сказок; уметь характеризовать героев сказок  

    Продвинутый: уметь сопоставлять варианты сказок

    Беседа, художественный пересказ, проблемные задания

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    А. Афанасьев. Народные русские сказки (М.: Наука, 1985)

    9

    Контрольная работа. Письменный ответ на проблемный вопрос

    Урок систематизации и обобщения знаний

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    А. Афанасьев. Народные русские сказки (М.: Наука, 1985

    10

    РР Создание своей волшебной сказки

    Урок практичес-ких знаний

    Развитие речи уч-ся

    создать иллюстрацию

    уметь сопоставлять варианты сказок

    Создание сказки

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    11

    Вн. чт.Русские народные сказки.

    Урок внеклассного чтения

    Познакомиться с другими произведениями устного нар.тв.

    Выразит. Чтение и пересказ

    Уметь характериз.героев

    Беседа, пересказ

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    Афанасьев Народные русские сказки (М.: Наука, 1985

    Из древнерусской литературы (2ч.)

    12

    Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Книги на Руси (обзор).

    Урок изучения нового материала

    Познакомить с жанрами древнерусской литературы, чертами русских летописей; показать нравственные аспекты летописи

    Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

    Базовый: знать жанры древнерусской литературы, уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы Продвинутый: знать особенность связи в летописном тексте отдельных предложений

    Рассказ, работа

    с текстом, беседа. Связь с уроками истории, ИЗО. Иллюстрации А. Иванова

    Объяснительно-иллюстративная

    Энциклопедия для детей. Т. 9: в 2 ч. Ч. 1
    (М.: Аванта+, 1998)

    13

    «Повесть временных лет»: «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои и их подвиги во имя мира на земле. Отзвуки фольклора в летописи

    Урок-экскурсия

    Объяснительно-иллюстративная

    Из литературы ХVIII века  ( 2ч.)

    14

    М.В.Ломоносов – ученый, поэт, гражданин.

    Урок-встреча.

    Урок практичес-ких знаний

    Познакомить учащихся с творческой деятельностью М. В. Ломоносова и основными событиями его жизни; рассмотреть содержание и художественные особенности представленного стихотворения; обучить навыкам выразительного чтения и анализа произведения

    Групповая: творческое чтение, задания.

    Индивидуальная: сообщение о Ломоносове

    Базовый: иметь представление о месте М. В. Ломоносова в истории русской культуры и науки; знать особенности поэтического произведения.

    Продвинутый: первоначальные, базовые знания о лингвистическом анализе текста

    Беседа, выставка книг, иллюстраций

    Урок-встреча. Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая

    15

    «Случились вместе два астронома в пиру…». Научные истины в поэтической форме

    Беседа, выставка книг, иллюстраций

    Из литературы ХIХ века  ( 16ч.)

    16

    Русские басни. Истоки жанра.

    Проблемная лекция, беседа,

    Познакомить
    с истоками басенного жанра; дать понятие об эзоповом языке, аллегории

    Групповая: инсценирование басни, создание иллюстраций к басням

    с цитатами-комментариям

    Базовый: познакомиться с русскими
    и зарубежными баснописцами XVIII века

    Продвинутый: знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена

    Проблемная лекция, беседа, выставка книг, иллюстрации

    Проблемное изложение

    17

    1. И. А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне

    Проблемная лекция, беседа

    Дать понятие
    о басне; познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
    с цитатами-комментария-ми

    Базовый: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

    Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали

    Углублённый: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

    Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
    к басням

    Объяснительно-иллюстративная

    1. «Волк и Ягненок». Понятие об аллегории и морали.

    18

    1. И. А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали.

    Урок изучения нового материала

    познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
    с цитатами-комментария-ми

    Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
    к басням

    Объяснительно-иллюстративная

    19

    1. Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне 1812 года. Понятие об эзоповом языке.

    Урок изучения нового материала

    познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
    с цитатами-комментария-ми

    Базовый: знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

    Продвинутый: владеть навыком объяснения смысла морали

    Углублённый: уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях

    Проблемная лекция, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
    к басням

    Объяснительно-иллюстративная

    20

    1. РР Обучение выразительному чтению басни. Конкурс инсценированной басни.

    Урок практичес-ких работ

    Обучить выр.чтению басен,познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть, создание иллюстраций к басням
    с цитатами-комментария-ми

    Выр.чтение, беседа, портрет Крылова, иллюстрации
    к басням

    21

    Вн.чт. Басни И.А.Крылова

    Урок внеклассного чтения

    22

    1. В. А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с творчеством писателя, понятием «литературная сказка
    »

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение сказки

    Базовый: знать отличие литературной сказки от народной

    Продвинутый: знать и уметь приводить примеры антитезы

    Беседа, работа
    с книгой, иллюстрации

    Объяснительно-иллюстративная

    23

    1. Сказка «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки.

    Урок с использованием учебного фильма

    Познакомить
    с творчеством писателя, понятием «литературная сказка
    »

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение сказки

    Базовый: знать особенности жанра баллады

    Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского

    Беседа, работа
    с книгой, иллюстрации

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    24

    1. В. А. Жуковский. «Кубок». Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с жанром баллады; рассмотреть нравственно-психологические проблемы произведения

    Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

    Базовый: знать особенности жанра баллады

    Продвинутый: уметь определять роль пейзажа в балладах В. А. Жуковского

    Рассказ, беседа, проблемные задания

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    И. М. Лейфман. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс

    25

    1. А. С. Пушкин. Детство и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны.

    Урок изучения нового материала

    Пополнить, уточнить знания о биографии писателя; дать начальные представления о прологе; совершенствовать навыки выразительного чтения

    Групповая: сообщения о детских и лицейских годах

    А. С. Пушкина.

    Базовый: знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»

    Продвинутый: знать содержание
    и понимать идею поэмы «Руслан и Людмила»

    Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

    Репродуктивная

    Учебный в/ф «Мой Пушкин». Отрывок из х/ф «Руслан и Людмила» (режиссер А. Птушко, 1972)

    26

    1. « У лукоморья дуб зелёный».Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок.

    Урок практичес-ких знаний

    дать начальные представления о прологе; совершенствовать навыки выразительного чтения

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение наизусть Пролога

    знать содержание
    и понимать идею поэмы «Руслан и Людмила»

    Работа с книгой, тренинг, просмотр видеофильмов

    27

    А С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки.

    Урок практичес-ких знаний

    Познакомить с историей рождения сюжета, центральными образами сказки; отметить поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

    Коллективная: работа над терминами «ритм», «стихотворная и прозаическая речь».Индивидуальная: сравнить «Сказку о мертвой царевне…» со «Спящей красавицей» В. А. Жуковского в виде сравнительной таблицы и сказкой «Белоснежка» из сборника братьев Гримм

    Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
    и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм
     

    Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

    Объяснительно-иллюстративная

    С. Я. Маршак.

    «Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

    28

    1. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки.

    Урок практичес-ких знаний

    выявить нравственные проблемы и народную мораль в произведении

    Продвинутый: уметь определять сходство и различия сказок Пушкина, Жуковского и братьев Гримм, понимать
    и находить «бродячие» сюжеты

    Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

    Объяснительно-иллюстративная

    С. Я. Маршак.

    «Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

    29

    1. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки.

    Урок практичес-ких знаний

    отметить поэтичность и музыкальность пушкинской сказки

    Коллективная: работа над терминами «ритм», «стихотворная и прозаическая речь».

    Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
    и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм
     

    Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

    30

    1. РР  Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Обучение выразительному чтению наизусть (на материале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина)

    Урок практичес-ких знаний

    Обучение выразительному

    чтению наизусть,

    работа с рифмой,

    ритмом, строфой

    Коллективная: работа над терминами «ритм», «стихотворная и прозаическая речь».

    Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
    и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм
     

    Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

    Объяснительно-иллюстративная

    С. Я. Маршак.

    «Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

    31

    1.   Вн. чт. Художественный мир пушкинских сказок

    Урок практичес-ких знаний

    Обучение выразительному

    чтению

    Индивидуаль-ная: выразительное чтение , создание иллюстраций

    Базовый: знать содержание сказки, уметь описывать
    и характеризовать центральные образы

    Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

    Объяснительно-иллюстративная

    С. Я. Маршак.

    «Заметки о сказках Пушкина». Собр. соч.: в 8 т. Т. 7 (М.: Художественная литература, 1971)

    Русская литературная сказка ( 24ч.)

    32

    1. Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка.

    Урок изучения нового материала

    Расширить читательский кругозор учащихся; формировать умение анализировать художественный текст-

    Коллективная:  исследовательская работа по тексту.

    Индивидуальная:выразительное чтение

     

    Базовый: уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

    Продвинутый: знать особенности художественного мира Погорельского

    Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    33

    1. Нравоучительный смысл и причудливый сюжет сказки. Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке.

    Урок практичес-ких знаний

    Расширить читательский кругозор учащихся; формировать умение анализировать художественный текст-

    Коллективная:  исследовательская работа по тексту.

    Индивидуальная:выразительное чтение

     

    Базовый: уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям.

    Продвинутый: знать особенности художественного мира Погорельского

    Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    34

    1. В. М. Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения.

    Урок практичес-ких знаний

    Познакомить с творчеством В. М. Гаршина; ввести в художественный мир писателя; помочь понять нравственные проблемы сказки; осмыслить трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения

    Работа в группах: анализ выбранных эпизодов.

    Индивидуальная: творческая работа

    Базовый: знать содержание произведения; уметь характеризовать центральные образы.

    Продвинутый: уметь находить аналогии между темой, образами данной сказки и другими произведениями

    Работа с текстом, беседа, комментированное чтение

    Исследовательская

    35

    1. М. Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». Историческая основа и патриотический пафос стихотворения.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    со средствами художественной выразительности,
    с исторической основой стихотворения, композицией

    Коллективная: исследовательская работа по тексту.

    Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

    Базовый: знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

    Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

    Рассказ учителя, работа с текстом произведения, комментированное чтение, беседа, портрет писателя; книги, иллюстрации, посвященные Бородинской битве

    Объяснительно-иллюстративная

    З. Я. Рез. Лермонтов в школе (М., 1963)

    36

    1. РР. Изобразительно – выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения.

    Урок практичес-ких знаний

    Познакомить
    со средствами художественной выразительности,
    с исторической основой стихотворения, композицией

    Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения.

    Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

    Базовый: знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев (К.).

    Продвинутый: показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен

    Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

    Объяснительная иллюстрация

    37

    1. Н. В. Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни в повести.

    Урок с использованием учебного фильма

    Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения; развивать представления о фантастике и юморе

    Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения.

    Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

    Базовый: знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь характеризовать повествовательную манеру писателя

    Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

    Объяснительная иллюстрация

    38

    1. Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. Юмор.

    Урок практичес-ких знаний

    Познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения; развивать представления о фантастике и юморе

    Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения.

    Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

    Продвинутый: уметь доказывать, что «Заколдованноеместо» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

    Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

    Объяснительная иллюстрация

    39

    1. Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; развивать представление об эпитете; совершенствовать навыки выразительного чтения

    Коллективная: 
    работа с текстами произведений, частичный анализ.

    Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

    Базовый: уметь характеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения

    Продвинутый: учить сопоставлять стихотворение Н. А. Некрасова «На Волге» с картиной художника И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»; объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», его символическое значение

    Рассказ, связь
    с уроками истории, проблемные задания

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    В. А. Никольский. Методика преподавания литературы в средней школе  (М.: Просвещение, 1971)

    40

    1. Н. А. Некрасов. «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской женщины.

    Урок изучения нового материала

    Совершенствова-ть навыки выразительного чтения

    Коллективная: 
    работа с текстами произведений, частичный анализ.

    Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

    объяснить смысл названия поэмы Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос», его символическое значение

    Самостоятельное планирование и проведение исследования

    Объяснительная иллюстрация

    41

    1. Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика персонажей. Р.Р.Урок выразительного чтения по  стихотворениям Н.А.Некрасова

    Урок практичес-ких знаний

    Совершенствова-ть навыки выразительного чтения

    Коллективная: 
    работа с текстами произведений, частичный анализ.

    Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

    Продвинутый: владеть  начальными навыками литературоведческого анализа

    Самостоятель-ное планирование и проведение исследования

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    42

    РР. Сочинение по поэме Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

    1. Урок контроля знаний

    Учить писать сочинение на заданную тему, в письменной форме выражать свое отношение к прочитанному

    Самостоятельное планирование и проведение исследования

    Индивидуальная: раскрыть одну из тем:

    – Мое отношение

    к героине поэмы Некрасова «Мороз, Красный нос»;

    – Сказочные традиции в поэме Некрасова «Мороз, Красный нос»

    Самостоятель-ное планирование и проведение исследования

    Исследовательская

    43

    1.   Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. Герасим и Татьяна.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями повести, работать над пониманием отношений Герасима и дворни, истории Татьяны, любви Герасима к Татьяне, Герасима и Муму;

    Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

    Групповая: выразительное чтение диалогов по лицам.

    Индивидуальная: сообщения по биографии Тургенева (детство Ивана Тургенева, самовластие Варвары Петровны, история дворника Андрея – прообраза Герасима, «аннибалова клятва»). Пересказ основных эпизодов

    Базовый: владеть навыком письменного развернутого ответа на проблемный вопрос

    Продвинутый: владеть  начальными навыками литературоведческого анализа

    Самостоятельное планирование и проведение исследования

    Объяснительная иллюстрация

    Б. В. Богданов. «Душа моя, все мысли мои в России...». И. С. Тургенев в Спасско-Лутовинове: фотоальбом (М.: Планета, 1989)

    44

    1. Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и ее челяди.

    Урок практичес-ких знаний

    раскрыть одну из тем

    – Что воспевает Тургенев в образе Герасима?

    – Друзья и враги Герасима.

    – В чем вина и беда барыни?

    Базовый: знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет».

    Продвинутый: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме

    Работа с текстом, беседа, проблемные задачи

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    45

    1. Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества.

    Урок практичес-ких знаний

    Объяснительная иллюстрация

    Б. В. Богданов. «Душа моя, все мысли мои в России...». И. С. Тургенев в Спасско-Лутовинове: фотоальбом (М.: Планета, 1989)

    46

    РР   Сочинение-отзыв о прочитанном произведении Тургенева «Муму»

    Урок практичес-ких знаний

    Дать понятие
    об отзыве; познакомить с планом, по которому строится работа над отзывом; развивать связную письменную речь

    Индивидуаль-ная: сочинение-отзыв

    Базовый: знать жанровые особенности отзыва.

    Продвинутый: владеть начальными навыками литературоведческого анализа

    Рассказ, беседа, письменное высказывание

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    47

    1. И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Понятие о литературном герое.

    Урок изучения нового материала

    Объяснительно-иллюстративная, творческая

    48

    А.А.Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь». Картины весны в изображении поэта

    Урок практичес-ких знаний

    Раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов

    Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.

    Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе
    (по выбору) с опорой на схему, презентация выбранных стихов.

    Базовый: знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

    Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

    Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями

    Исследовательская

    49

    РР  Урок выразительного чтения стихов А.А.Фета

    Урок  контроля практичес-ких знаний

    учить выразительному чтению стихов

    Индивидуаль-ная: заучивание наизусть, выразительное чтение стихов Фета

    уметь выделять средства передачи настроения.

    Продвинутый: знать понятие параллелизма, уметь сравнивать стихи разных поэтов.

    выразительное чтение стихов, работа со словарями

    50

    1. Л. Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с жизнью и творчеством писателя; сообщить историю создания произведения; объяснить смысл жанрового определения «рассказ», содержание понятий «сюжет», «идея произведения»

    Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

    Групповая: выразительное чтение эпизодов; составление характеристик выбранных героев.

    Базовый: знать этапы жизни Толстого; знать содержание рассказа; иметь представление
    о теме и идее.

    Продвинутый: уметь давать сравнительную характеристику литературных героев, аргументированно представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной формах

    Рассказ учителя, аналитическая беседа; комментированное чтение; составление цитатного плана; творческий пересказ

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    51

    1. РР. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

    Урок практичес-ких знаний

    учить составлять сравнительные характеристики героев на основе их поступков; развивать речь учащихся и умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

    Индивидуальная: создание творческих работ

    уметь давать сравнительную характеристику литературных героев, аргументированно представлять свою позицию, формировать свои оценки в устной и письменной формах

    творческий пересказ

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    52

    1. РР. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

    Урок практичес-ких знаний

    умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

    Индивидуальная: создание творческих работ

    формировать свои оценки в устной и письменной формах

    творческий пересказ

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    53

    А. П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ

    Урок изучения нового материала

    Расширить представление о содержании понятия «юмор», объяснить отличие юмора от сатиры; дать начальные представления о понятии «речевая характеристика персонажей»; подвести к осознанию, что речь героев является средством создания комической ситуации

    Групповая: инсценирование или чтение по ролям рассказа «Хирургия»

    Базовый: знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

    Рассказ, работа
    с книгой, беседа

    Частично-поисковая; творческая

    54

    1. РР. Обучение составлению киносценария по рассказу «Хирургия».

    Урок практичес-ких знаний

    Рассказ, работа
    с книгой, беседа

    Частично-поисковая; творческая

    55

    Вн. чт. Читаем Чехова

     

    Урок-экскурсия

    Групповая: создание рекламы рассказа. Индивидуальная: презентация проекта «Я и Чехов»

    Базовый: знать особенности художественного мира Чехова.

    Продвинутый: уметь выбирать какое-либо произведение для чтения; аргументированно защищать свою позицию

    Рассказ учащихся. Презентация творческих работ

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    Русские поэты 19 века о родной природе

    ( 4ч.)

    56

    1. Лирика Ф. И. Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений.

    Урок-концерт

    Формировать навыки анализа поэтического произведения; дать понятие о стихотворном ритме как средстве передачи эмоционального состояния, настроения

    Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов XIX века.

    Индивидуальная: выразительное чтение наизусть
    и анализ стихотворений

    Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

    Диалог.

    Демонстрация

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    Портреты и репродукции картин, пейзажи русской природы; музыка Вивальди, Свири-дова

    57-58

    1. Лирика И. С. Никитина, А. Н. Плещеева, А. Н. Майкова, И. З. Сурикова, А. В. Кольцова.

    Урок-концерт

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    59

    1. РР. Обучение домашнему сочинению по анализу лирического текста (по русской поэзии 19 века)

    Урок практичес-ких работ

    умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    Из русской литературы  ХХ века ( 29ч.)

    60

    1. И. А. Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить учащихся с особенностями художественного мира Бунина; воспитывать патриотические чувства, любовь к родной земле

    Коллективная: беседа.

    Групповая: выразительное чтение отрывков

    Базовый: воспринять и осмыслить особый мир произведения Бунина.

    Продвинутый: уметь сопоставлять пейзажные зарисовки разных писателей

    Работа с текстом художественного произведения; рассказ учителя; аналитическая беседа

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    61

    1. В. Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений.

    Урок изучения нового материала

    Дать представление о содержании понятия «повесть»; познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

    Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

    Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи
    и Валека, Сони
    и Маруси, судьи
    и Тыбурция.

    Индивидуальная: выступления
    на темы «Жизнь
    и смерть Маруси» и «Жизнь и характер Валека»;выра
    -зительное чтение заключи тельной сцены повести.

    Базовый: знать, уметь характеризовать героев повести, давать оценку их поступкам.

    Продвинутый: определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести ;

    Работа с главами повести, беседа

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    В. Я. Коровина, И. С. Збарский. Литература.

    5 класс: метод. советы (М.: Просвещение, 2008)

    62-63

    1. Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком  и Марусей.
    2. Портрет как средство изображения героев.

    Урок практичес-ких знаний

    познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

    Работа с главами повести, беседа

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    64

    1. Изображение города и его обитателей в повести В. Г. Короленко «В дурном обществе». Понятие о композиции литературного произведения.

    Урок практичес-ких знаний

    познакомить с главными героями повести, ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

    Работа с главами повести, беседа

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    65

    РР   Письменные ответы на вопросы по повести

    Урок контроля знаний

    умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

    Письменные ответы на вопросы по повести

    дать развернутый письменный ответ на один из вопросов: 1. Каким вы представляете себе Васю (Валека, Тыбурция
    и т. д. – на выбор)?

    2. Какой эпизод повести вам запомнился больше всего?
    Почему?

    Письменный ответ на вопрос

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    66

    1. С. А. Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение родины и родной природы  в стихотворениях. Своеобразие языка стихотворений.

    Урок изучения нового материала

    Ввести учащихся

    в художественный мир поэта; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

    Групповая: подготовка сообщений; представление исследовательских работ.

    Индивидуальная: выразительное чтение; анализ поэтического текста

    Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

    Продвинутый: уметь сопоставлять поэтические произведения разных поэтов; знать и отличать особенности художественного мира Есенина

    Беседа; выразительное чтение; исследование текста

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    67

    1. П. П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить с биографией и творчеством писателя; ввести читателей в уникальный мир сказов Бажова; дать начальное представление о сказе как жанре литературы; уяснить общее и различное сказа и сказки; развивать навыки выразительного чтения

    Коллективная: беседа по вопросам, комментированное чтение.

    Групповая: составление характеристики героя.

    Индивидуальная: исследование текста по проблеме: диалектизмы в речи героев сказа

    Базовый: знать особенности прозы Бажова; знать жанровые особенности сказа; уметь составлять характеристику героев.

    Продвинутый: владеть первичными навыками лингвистического анализа текста

    Беседа; выразительное чтение; исследование текста

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    68

    1. Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка.

    Урок практичес-ких знаний

    Беседа; выразительное чтение; исследование текста

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    69

    1. К. Г. Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб».

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с творчеством писателя; раскрыть нравственное содержание сказки, душевные качества героя; пронаблюдать тесную взаимосвязь природы и человека в представленном рассказе; показать романтическую настроенность произведений писателя

    Коллективная: чтение сказки, рассказа. Беседа по вопросам.

    Групповая: сообщение о жизни и творчестве К. Паустовского. Инсценировки отрывков из сказки К. Паустовского, выразительное чтение отрывков.

    Индивидуальная: сообщение о романтизме, словесное рисование

    Базовый: знать содержание сказки, рассказа К. Паустовского, уметь определять тему произведений, выделять проблемы.

    Продвинутый: знать и уметь находить черты художественного мира Паустовского в его произведениях

    Рассказ, беседа, работа с книгой; иллюстрации

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    70

    1. Роль пейзажа в сказке К. Паустовского «Теплый хлеб». Нравственные проблемы произведения.

    Урок практичес-ких знаний

    Рассказ, беседа, работа с книгой; иллюстрации

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    71-72

    1. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведениях К. Паустовского.

    Урок практичес-ких знаний

    Рассказ, беседа, работа с книгой; иллюстрации

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    73

    1. С. Я. Маршак. Слово о писателе. Сказки С. Маршака. Пьеса – сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы.

    Урок изучения нового материала

    Рассказать о писателе; познакомить с жанром пьесы-сказки; уяснить понятие «драма как род литературы»; показать многогранность человеческого характера, зависимость поведения от конкретных обстоятельств

    Коллективная: обсуждение прочитанного, беседа.

    Групповая: составление цитатного плана; составление характеристики героя

    Базовый: знать особенности жанра пьесы-сказки; владеть умениями анализа текста художественного произведения.

    Продвинутый: уметь давать оценку действий героев, представлять аргументированное собственное мнение

    Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение; устные монологичес-кие высказывания

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    74

    Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла

    Урок практичес-ких знаний

    Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение; устные монологичес-кие высказывания

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    75

    1. Художественные особенности пьесы – сказки. Юмор в сказке. Традиции народных сказок в пьесе.

    Урок практичес-ких знаний

    Коллективная: обсуждение прочитанного, беседа.

    Групповая: составление цитатного плана; составление характеристики героя

    Объяснительно-иллюстративная, исследовательская

    76

    1. РР. Сочинение по пьесе – сказке «Двенадцать месяцев»

    Урок контороля знаний

    умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    77

    1. А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с особым миром платоновских героев – с былью
    и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя,

    с представлением

    о жизни как борьбе добра и зла, страданием
    и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира

    Коллективная: беседа по вопросам.

    Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ

    о главном герое. 

    Индивидуальная: письменно ответить на вопрос:

    «Каким предстает мир перед главным героем рассказа А. Платонова “Никита”»?

    Базовый: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев

    Продвинутый: уметь разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы

    Работа с текстом, тренинг

    А. П. Платонов. Повести, рассказы, статьи, из писем / сост.
    М. А. Платонова (Воронеж, 1982)

    78

    1. Душевный мир главного героя рассказа «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира.

    Урок практичес-ких знаний

    Беседа, работа
    с текстом

    79

    1. В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить со своеобразием творчества писателя; дать начальные представления об автобиографичности литературного произведения; показать значение картин природы в рассказе; совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

    Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

    Групповая: пересказ истории с глухарем, чтение по лицам отдельных эпизодов.

    Индивидуальная: подготовить сообщения о начале литературной деятельности писателя

    Базовый: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева

    Продвинутый: знать об автобиографических произведениях писателя; уметь определять значение картин природы в рассказе; уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа

    Беседа, работа
    с текстом

    В. А. Астафьев. «Судьба рассказа “Васюткино озеро”» (статья писателя в учебнике на с. 144)

    80

    1. «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении.

    Урок практичес-ких знаний

    Беседа, работа
    с текстом

    81

    «Ради жизни на земле»: К.М.Симонов. «Майор привез мальчишку на лафете…»,  Война и дети.

    Урок контроля знаний

    Познакомить с творчеством поэта, совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

    Групповая: сообщение о жизни и творчестве поэта.

    Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворения

    Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

    Продвинутый: уметь давать характеристику лирического героя на основании лингвистического анализа текста

    Исследование художественного текста, анализ произведения

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    82-83

    1. А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в  годы ВОВ.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить с творчеством поэта, в произведениях которого отразились важнейшие этапы истории страны; развивать навыки анализа поэтического произведения; воспитывать патриотизм

    Групповая: сообщение о жизни и творчестве поэта.

    Индивидуальная: выразительное чтение наизусть; анализ стихотворений

    Базовый: владеть навыками анализа поэтического произведения.

    Продвинутый: уметь проводить сопоставительный анализ произведений разных авторов

    Исследование художественного текста, беседа; выразительное чтение; анализ произведения

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    84

    1. Произведения о Родине и родной природе. Поэтическое восприятие мира природы и своего места в нем.

    Урок практичес-ких знаний

    Познакомить с творчеством поэтов ХХ века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствова-ть навыки выразительного чтения

    Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов
    ХХ века.

    Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

    Базовый: знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение

    Проведение исследования-анализа произведения

    Исследовательская

    В. А. Шошин. Русские писатели. ХХ век: биобиблиографический словарь:
    в 2 ч. (М.: Просвещение, 1998

    85

    1. Русские поэты ХХ века о Родине и родной природе. Образ Родины в стихах о природе.

    Урок практичес-ких знаний

    Проведение исследования-анализа произведения

    Исследовательская

    86

    1. РР. Обучение анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов ХХ века)

    Урок практичес-ких знаний

    совершенствова-ть навыки выразительного чтения

    Проведение исследования-анализа произведения

    Исследовательская

    87

    1. Писатели улыбаются. Саша Черный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь – Робинзон»

    Урок практичес-ких знаний

    Познакомить с понятием  «эмиграция» и с творчеством писателя – представителя 1-й волны эмиграции; актуализировать знание
    о юморе; развивать умение анализировать художественное произведение

    Коллективная: обсуждение прочитанного, беседа. Групповая: исследование эпизодов
    с целью отбора приемов  создания юмористического эффекта

    Базовый: знать содержание рассказа, владеть умением анализа текста художественного произведения.

    Продвинутый: уметь находить литературные аналоги и сравнивать различные литературные источники

    Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    88

    1. Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Черного.

    Урок практичес-ких знаний

    Рассказ учителя, беседа; выразительное чтение

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    Из зарубежной литературы   ( 13ч.)

    89

    1. Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. Ее драматический характер.

    Урок изучения нового материала

    Углубить знания

    о балладе; помочь почувствовать драматический характер произведения

    Групповая: выразительное чтение по ролям; анализ поэтического произведения

    Базовый: знать жанровые особенности баллады и уметь находить их в тексте; владеть навыками анализа поэтического произведения.

    Продвинутый: уметь проводить сопоставительный анализ разных по жанру, но близких по тематике произведений

    Рассказ учителя; аналитическая беседа, работа с термином «баллада»; выразительное чтение

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    90

    1. Д. Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить
    с творчеством писателя; рассмотреть особенности характера главного героя, основную мысль произведения

    Коллективная: прочитать роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» (в изданиях для детей).

    Групповая: подготовить сообщения на темы:

    – Как боролся Робинзон  за свою жизнь в первые годы пребывания на острове?

    – Как менялись взаимоотношения Робинзона и Пятницы?

    – Как Вы объясните слова Робинзона о том, что он охотно согласился бы не возвращаться в Англию?

    Индивидуальная: подготовить сообщение по биографии Д. Дефо

    Базовый: знать биографические сведения о Д. Дефо и его творчестве, уметь характеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; уметь доказывать, что роман Д. Дефо «Робинзон Крузо» – гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста, уметь пересказывать эпизоды произведения

    Продвинутый: знать, что в наше время обозначают слова «робинзон»
    и «робинзонада», уметь объяснять их, приводя примеры из разных произведений

    Работа с книгой, беседа

    Объяснительно-иллюстративная

    91

     Характер главного героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

    Урок практичес-ких знаний

    Работа с книгой, беседа

    92

    1. Х. К. Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить с биографией

    писателя, своеобразием творческой манеры Андерсена-сказочника; пополнить знания по сказкам датского писателя; совершенствовать навыки создания характеристики героев, художественного пересказа; совершенствовать знания о жанровой
    и композиционной особенности сказки; дать начальное представление о понятии «художественная деталь»

    Базовый: знать содержание рассказа, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

    Коллективная: ответы на вопросы по произведению; дискуссия.

    Индивидуальная: подготовить портретную, сравнительную характеристику героев

    Базовый: знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки

    Продвинутый: уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг; понимать
    и объяснять смысл слов из Евангелия, прочитанного бабушкой в конце сказки «Снежная королева»

    Работа с книгой, рассказ, беседа

    93

    1. В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини.

    Урок контороля знаний

    Работа с книгой, рассказ, беседа

    94

    РР. Подготовка к сочинению

    Урок практичес-ких знаний

    умение аргументирован-но излагать свою точку зрения

    Объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская; объяснительно-иллюстративная; частично-поисковая; исследовательская

    95

    РР. Сочинение по сказкам Х. К. Андерсена

    Урок контороля знаний

    96

    1. Ж. Санд. «О чем говорят цветы?» спор героев  о прекрасном.

    Урок изучения нового материала

    Расширить представления учащихся о зарубежной литературе; развивать умения анализа художественного произведения; уяснение понятия аллегории (иносказания) в повествовательной литературе; формировать стремление к прекрасному

    Коллективная: работа с учебником; чтение сказки; беседа по вопросам.

    Индивидуальная: составление цитатного плана характеристики героев сказки

    Базовый: знать содержание, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию сказки, выделять проблемы.

    Продвинутый: уметь сопоставлять различные произведения, сходные по теме (например, со сказкой В. М. Гаршина «Attalea princeps»

    Рассказ учителя; аналитическая беседа; работа

    с текстом

    Объяснительно-иллюстративная, частично-поисковая

    97

    1. М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том и его друзья. Черты характера героя.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить с биографией и творчеством писателя; совершенствовать умение словесного рисования

    Умение излагать свою точку зрения

    Обучение выборочному пересказу

    Коллективная: беседа по вопросам.

    Индивидуальная: словесный портрет  героев (словесное рисование

    Базовый: иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена; уметь составлять словесный портрет героев (словесное рисование)

    Продвинутый: оценивать и анализировать поступки героев

    Рассказ учителя; аналитическая беседа; работа

    с текстом

    Объяснительно-иллюстративная

    В. Я. Коровина,

    И. С. Збарский.
    Литература.

    5 класс: методические советы
    (М.: Просвещение, 2008
    )

    98

    1. Том и Гек в романе. Том и Бекки. Внутренний мир героев М. Твена.

    Урок контороля знаний

    Рассказ, работа
    с книгой, беседа

    Объяснительно-иллюстративная

    99

    1. РР  Обучение выборочному пересказу (на материале «Приключений Тома Сойера» М.Твена).
    1. Урок практичес-ких знаний

    Рассказ, работа
    с книгой, беседа

    Объяснительно-иллюстративная

    100

    1. Дж. Лондон. слово о писателе. «Сказание  о Кише». Характер мальчика – смелость, мужество, смекалка, чувство собственного достоинства.

    Урок изучения нового материала

    Познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа; обратить внимание на специфику жанра «сказание»

    Базовый: знать биографию Дж. Лондона, особенность его произведений, уметь объяснить смысл рассказа; понимать и объяснять специфику жанра «сказание», уметь охарактеризовать образ героя

    Продвинутый: понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются
    в рассказе

    Коллективная: 

    составление цитатного плана, беседа по вопросам.

    Групповая: 

    1) краткий пересказ; 2) пересказ от лица одного
    из персонажей;
    3) пересказ близко к тексту одного из эпизодов.

    Индивидуальная: подготовить сообщение о жизни и творчестве
    Дж. Лондона

    Рассказ, работа

    с текстом произведения, беседа

    Б. И. Турьянская, Е. В. Комиссарова. Литература в 5 кл.: книга для учителя
    (М., 2007)

    101

    «Сказание о Кише».Мастерство писателя в изображении жизни северного народа.

    Урок контороля знаний

    Рассказ, работа

    с текстом произведения, беседа

    102

    1. Итоговый урок ( 1ч.)
    2. Задание на лето.

    Урок систематизации и обобщения знаний

    Выявить уровень литературного развития учащихся по вопросам:

    – Какие книги

    из прочитанных

    за год показались самыми важными, интересными

    и почему?

    – Любимые литературные герои

    и их нравственные качества

    Коллективная: беседа по вопросам.

    Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

    Базовый: знать

    и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям

    Вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок

    Личностно ориентированная педагогическая ситуация

    РР  – 18 час.

    1. Вн.чт. – 4 час


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов

    Рабочая программа литература 7 класс по учебнику Коровина В.Я. Программа расчитана на 68 часов...

    Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной

    Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс по учебнику Коровиной...

    Рабочая программа по литературе 5 класс по учебнику Коровиной В.Я. (70 часов)

    Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по литератур...

    Четвертная контрольная работа по литературе 5 класс по учебнику Коровиной

    В презентации - 25 вопросов по материалам учебника Коровиной. Тест поможет выявить знания текста, фактов из жизни писателей, терминов....

    Календарно-тематическое планирование по литературе 9 класс (по учебнику Коровиной В.Я.)

    Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе по учебнику Коровиной В.Я. ФГОС...