Урок по лирике М. Цветаевой. Тема России - важнейшая в творчестве Цветаевой.
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, чтобы учащиеся провели самостоятельное исследование развития темы России в творчестве Цветаевой, обусловленное трагедией личной судьбы поэтессы и судьбы целого поколения, которому суждено было пройти через испытание эмиграцией, а на родине оказаться «на чужбине».
Этапы работы над материалом урока помогают развивать навыки самостоятельной работы, интерес и творческое воображение, познавательную активность учащихся:
- знакомство с биографией Марины Цветаевой и ее увлеченностью литературой и русской культурой;
- первые поэтические сборники стихов Цветаевой и их признание
М. Волошиным;
- история любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона и поклонение мужу;
- развитие темы России в период эмиграции (стихи, обращенные к сыну);
- стремление поэтессы вернуться на Родину и возвращение исторической Родины сыну;
- сравнительный анализ стихотворений «Родина» и «Тоска по Родине! Давно…»;
- составить вопросы кроссворда по теме урока и ответить на вопросы;
- выучить наизусть одно стихотворение поэтессы (выработка навыка выразительного чтения стихотворного текста).
Тема взаимоотношений поэта и государства очень болезненная для многих поколений русских писателей и поэтов. Значительное место на уроке занимает чтение стихотворений Марины Цветаевой – от первых, юношеских «Моим стихам, написанным так рано…» до философских «Тоска по Родине! Давно…» и «Россия моя, Россия, зачем так ярко горишь?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroki_cvetaeva.docx | 43.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки №№
Лирика М. Цветаевой (1892-1941). Поэзия М. Цветаевой как лирический дневник эпохи. Исповедальность цветаевской лирики.
Тема Родины, «собирание» России в произведениях М. Цветаевой.
Пояснительная записка
Изучение русской поэзии начала XX века позволяет выполнить сравнительный анализ развития традиционной темы в литературе – темы России – в творчестве А. Блока и С. Есенина, М. Цветаевой и А. Ахматовой.
Урок-семинар по теме: «М.И. Цветаева. Лирика. Тема России – важнейшая в творчестве поэтессы» проводится на основе самостоятельной работы в малых группах. Задания для каждой группы разработаны так, чтобы учащиеся провели самостоятельное исследование развития темы России в творчестве Цветаевой, обусловленное трагедией личной судьбы поэтессы и судьбы целого поколения, которому суждено было пройти через испытание эмиграцией, а на родине оказаться «на чужбине».
Этапы работы над материалом урока помогают развивать навыки самостоятельной работы, интерес и творческое воображение, познавательную активность учащихся:
- знакомство с биографией Марины Цветаевой и ее увлеченностью литературой и русской культурой;
- первые поэтические сборники стихов Цветаевой и их признание
М. Волошиным;
- история любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона и поклонение мужу;
- развитие темы России в период эмиграции (стихи, обращенные к сыну);
- стремление поэтессы вернуться на Родину и возвращение исторической Родины сыну;
- сравнительный анализ стихотворений «Родина» и «Тоска по Родине! Давно…»;
- составить вопросы кроссворда по теме урока и ответить на вопросы;
- выучить наизусть одно стихотворение поэтессы (выработка навыка выразительного чтения стихотворного текста).
Тема взаимоотношений поэта и государства очень болезненная для многих поколений русских писателей и поэтов. Значительное место на уроке занимает чтение стихотворений Марины Цветаевой – от первых, юношеских «Моим стихам, написанным так рано…» до философских «Тоска по Родине! Давно…» и «Россия моя, Россия, зачем так ярко горишь?»
Исследование темы трагической судьбы поэта в трагический период исторической судьбы России (метод обучения в сотрудничестве)
Карточка-словарь литературоведческих терминов
Метафора – выразительное средство, троп | |
Метафора – троп по сходству | (от греч. metaphora - перенесение) – троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых членов. |
Сравнение –
|
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с личностью поэтессы, ее творческим наследием;
совершенствовать самостоятельную работу в малых группах на основе опережающих заданий по теме урока;
совершенствовать работу над развитием темы Родины в русской поэзии начала XX века;
формировать у обучающихся представление о судьбе творческой личности в тоталитарном государстве.
ТИП УРОКА: изучение нового материала на основе самостоятельной работы; урок – семинар.
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ: беседа, исследовательский – работа над сравнительным анализом стихотворений, диалогический – индивидуальные и групповые задания по теме.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ:
История России. Россия в начале ХХ века. Русская эмиграция после Октябрьской революции 1917 года. Культура России первой половины ХХ века.
НАГЛЯДНОСТЬ, ТСО: портрет М.И. Цветаевой, сборники стихов, выставка по теме урока, видеофрагмент «Таруса Марины Цветаевой», книга воспоминаний Анастасии Цветаевой, карточки-информаторы.
ЭПИГРАФ К УРОКУ: Разбросанным в пыли по магазинам.
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед. М. Цветаева (1913)
«Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?» М. Цветаева (1931)
ЗАПИСИ НА ДОСКЕ:
Согласны ли вы с высказыванием М. Цветаевой, что «всякая современность в настоящем – сосуществовании времен, концы и начала, живой узел – который только разрубить».
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: сравнения, метафора.
Содержание урока
I. Оргмомент
1. Проверка присутствующих и готовности учащихся к началу урока.
2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
3. Сообщение темы и цели урока.
II. Вступительное слово преподавателя
1. Учащиеся читает стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»
2. На фоне видеофрагмента преподаватель объясняет, зачем необходимо обращаться к фактам биографии М. Цветаевой.
III. Изучение нового материала на основе опережающих заданий.
А. Опережающие задания
Тема: «М.И. Цветаева. Жизнь. Творчество. Судьба»
№ п/п | Вопросы по теме | Ответы на вопросы | Современники о М. Цветаевой |
1. | Когда и где родилась М. Цветаева? Ее происхождение (кратко об отце и матери). | ||
2. | Какое образование получила М. Цветаева? Как это отразилось на ее творчестве и судьбе? | ||
3. | Как начинается поэтическая деятельность М. Цветаевой? В чем состоит особенность ранней лирики поэтессы? (Покажите на примере одного сборника). | ||
4. | Какие сборники стихов опубликованы в начале 20-х годов? В чем состоит необычность этой лирики М. Цветаевой? | ||
5. | По какой причине М. Цветаева покидает Россию в 1922 году и в течение 17 лет не может возвратиться к своим истокам? Расскажите историю любви и историю семьи М.Цветаевой и С. Эфрона. | ||
6. | Как происходило возвращение М. Цветаевой на родину? Как приняла советская Россия этот приезд поэтессы? |
Б. Работа над опережающими заданиями в малых группах (при выполнении задания учитывается участие всей группы и каждого участника в ней).
А. 1. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве в семье профессора Московского университета, основателя и директора Музея изящных искусств (ныне Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина) Ивана Владимировича Цветаева. Мать – Мария Александровна Мейн – из обрусевшей польско-немецкой семьи, одна из одаренных учениц Николая Рубинштейна. «Мама и папа были совершенно непохожие. У каждого своя рана в сердце. У мамы – музыка и стихи, у папы - наука».
2. О своем рождении Марина Цветаева написала в стихотворении:
Красною кистью рябина зажглась,
Падали листья, я родилась.
Спорили сотни колоколов.
День был субботний Иоанн Богослов.
(Учащаяся читает стихотворение «Красною кистью…»)
3. Из-за болезни матери семье часто приходилось переезжать с места на место, в том числе и за границу. Детство Марины прошло в Трехпрудном переулке в Москве и на даче, на Оке, близ города Таруса Калужской губернии. В 16 лет Марина совершила свою первую самостоятельную поездку – в Сорбонну, где прослушала курс истории старофранцузской литературы. В то же время она помогала отцу в создании музея – «любимого детища семьи». После смерти матери Марина, прекрасно владевшая немецким и французским языками, практически вела всю иностранную переписку отца.
4. Сестры Марина и Анастасия осиротели рано. Мать скончалась от туберкулеза, когда старшей было 14 лет, а младшей – 12. Летом 1906 года, возвращаясь после очередного лечения, не доехав до Москвы, Мария Александровна умирает.
Б. 1. Начала печататься в 16 лет, до революции в России вышли три книги ее стихов: «Вечерний альбом» (1910), «Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913). Первый поэтический сборник издан в 1910 году, когда Марина учится в гимназии. Во время поездки в Коктебель она знакомится с Максимилианом Волошиным.
В 1913 году умирает отец Иван Владимирович.
2. Главное достоинство первых поэтических сборников «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» состоит в том, что в них обнаружилось драгоценнейшее качество ее как поэта – тождество между личностью и словом. Максимиан Волошин высоко оценил первый поэтический сборник, заявив:
Ваша книга – это весть «оттуда»,
Утренняя, благостная весть…
Я давно уж не приемлю чуда…
Но как сладко слышать: «Чудо есть!»
(Учащаяся читает стихотворение «Идешь на меня похожий»)
3. В 20-е годы были изданы две книги с одинаковым названием «Версты», в которых была собрана лирика 1914-1921 годов. Одна из книг не получила признания не только среди читателей, но и в поэтических кругах.
(Учащаяся читает стихотворение «Кто создан из камня…»)
В. 1. История любви Марины Цветаевой и Сергея Эфрона (заслушивание индивидуальных заданий).
В Коктебеле происходит знакомство с будущим мужем Сергеем Эфроном, которому 17 лет. Через полгода они поженились. В 1912 году выходит вторая книга стихов «Волшебный фонарь» и рождается первая дочь Ариадна. Цветаева адресовала Сергею Эфрону более 20 стихотворений. Вот строки из письма Марины: «Он необычайно и благородно красив, он прекрасен внешне и внутренне, он блестяще одарен, умен, благороден. Душой, манерами, лицом – весь в мать. А мать его была красавицей и героиней». Она потонула в счастье, верила в сказочность жизни и вечность любви. Любовь изменила внешность и озарила поэзию Марины Цветаевой.
(Учащаяся читает стихотворение «Ждут на пыльные дороги»)
2. В облике Сергея отразились великолепные и достойные лики героев из прошлого, поэтому стихотворение, написанное 26 декабря 1913 года, адресовано Цветаевой генералам двенадцатого года, но посвящено мужу:
Вам все вершины были малы
И мягок – самый черствый хлеб,
О молодые генералы
Своих судеб.
(Учащаяся читает стихотворение «Генералам двенадцатого года»)
Г. Начало развития темы России в творчестве М. Цветаевой связано с Москвой, в которой она чувствовала себя легко и счастливо, несмотря на переживания и жизненные неудобства. Цикл стихов о Москве – это Москва Марины Цветаевой: старинная и величественная, гордая и героическая, традиционная и народная.
(Учащиеся читают стихотворения из цикла «Стихи о Москве»)
Д. 1. Годы эмиграции и изгнания 1922-1939 г.г. Муж Марины Цветаевой Сергей Эфрон был офицером, воевал в добровольческой армии и эмигрировал вместе с остатками этой армии. Неприятие сборника «Версты» и ощущение ненужности в России, неизвестность судьбы мужа, бытовая неустроенность, смерть дочери, голод послужили главными причинами ее эмиграции.
Цикл стихов «Лебединый стан» посвящен Белой армии. Это реквием обреченной жертвенности белому движению, реквием скорбному пути мужа. Они встретились в Берлине, переехали в Прагу, где прожили три года, а потом уехали во Францию, где прожили тринадцать с половиной лет.
2. Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы»:
Россия моя, Россия,
Зачем так ярко горишь?
(Учащаяся читает стихотворение «Лучина»)
3. Главный мотив – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – тоска по Родине:
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И все – равно, и все – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина.
(Учащиеся читают стихотворения «Тоска по Родине! Давно…» и «Родина»)
4. Марина Цветаева мечтала вернуться на Родину, но больше всего вернуть историческую Родину сыну Георгию (родился в 1925 году).
(Учащиеся читают стихотворения из цикла «Стихи к сыну»)
5. Старшая дочь Ариадна Эфрон, выросшая, по словам Марины Цветаевой, из ее стихов, разделившая с матерью все ее горести и беды и сполна испившая горя своего (8 лет сталинских лагерей, 6 лет ссылки – и только потом реабилитация), писала: «…Нужно было столько пережить и перестрадать, чтобы дорасти до понимания собственной матери».
Е. «И – главное – я ведь знаю, как меня будут любить (читать – что!) через сто лет!»
Возвращение на Родину. 12 июня 1939 года Марина Цветаева отплыла из Франции на родину навстречу бедам и гибели. Мир «железного» века петлей захлестнул ей горло. Арестованы муж и дочь. Задерживают издание книжки стихов. Нет в живых А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, Н. Гумилева. Не на что жить.
Ё. 31 августа 1941 года Марина Цветаева добровольно ушла из жизни в татарском г. Елабуга.
«А меня простите – не вынесла».
IV. Работа над заданиями в малых группах по теме Родины в лирике
М. Цветаевой.
План раскрытия темы Родины в лирике М. Цветаевой «РОССИЯ моя, РОССИЯ, зачем так ярко горишь?» | |
1. | Трагедия потери Родины выливается в эмигрантской поэзии Цветаевой в противопоставление себя – русской – всему нерусскому и потому чуждому. Индивидуальное «я» становится частью единого русского «мы» (стихотворение «Лучина», 1931). |
2. | «России меня научила революция». Россия всегда была в ее крови – с ее историей, бунтующими героинями, цыганами, церквями и Москвой, в которой всегда ощущала себя детищем города, «отвергнутого Петром». |
3. | Главный мотив стихов Марины Цветаевой периода эмиграции – трагическое звучание потери Родины, сиротства, а особенно – ТОСКА ПО РОДИНЕ (стихотворение «Тоска по Родине! Давно…», 1934). |
4. | Верность традиции быть всегда рядом с Россией даже тогда, когда это невозможно. В поэзии М. Цветаевой воплощалась любовь к русской речи, ко всему русскому. Мечта поэтессы состояла в том, чтобы возвратить своему сыну родину – его Россию («Стихи к сыну»). |
5. | «Родина не есть условность территории, а непреложность памяти и крови». Дорогой ценой купленное отречение в дальнейшем помогло Цветаевой прийти к постижению ПРАВДЫ ВЕКА. |
6. | «Всякий поэт по существу эмигрант, даже в России» (статья «Поэт и время»). |
V. Закрепление материала на основе ответов учащихся по теме урока.
- Решение кроссворда по ходу обсуждения вопросов.
- Чтение наизусть стихов М. Цветаевой.
3. Обсуждение материалов по вопросам. Обобщение материала урока через главную цитату, которая стала жизненной убежденностью Марины Цветаевой: «всякая современность в настоящем – сосуществовании времен, концы и начала, живой узел – который только разрубить».
VI. Заключительный этап урока.
- Домашнее задание.
С. 308-318 (по учебнику С.А. Зинина и В.А. Чалмаева, часть 1), заполнить таблицу жизненных и творческих исканий. Выучить стихотворение М. Цветаевой.
- Написать размышление на тему: «С чего начинается Родина?»
- Выставление оценок. Подведение итогов урока.
Приложение № 1
Задания в малых группах по теме урока:
«М.И. Цветаева. Тема Родины, «собирание» России в произведениях М. Цветаевой»
Задание № 1 |
М. Цветаевой (родители, увлечения, учеба).
По ходу обсуждения на уроке ответить на вопросы кроссворда. |
Задание № 2 |
Прочитать одно стихотворение. |
Задание № 3 |
По ходу обсуждения на уроке ответить на вопросы кроссворда. |
Задание № 4 |
По ходу обсуждения на уроке ответить на вопросы кроссворда. |
Задание № 5 |
Прочитать одно стихотворение. |
Приложение № 2
Тема: М.И. Цветаева (1892 - 1941)
Самостоятельная работа в малых группах
Сравнительный анализ стихотворений
М. Цветаевой «Родина» и «Тоска по Родине! Давно…»
Цель: 1. познакомьтесь со стихотворениями М. Цветаевой;
2. определите, в чем состоит приверженность поэта теме России;
3. напишите размышление по теме: «С чего начинается Родина?»
№ п/п | Стихотворение «Родина» | Стихотворение «Тоска по Родине! Давно…» |
1. | В чем состоит основной смысл стихотворения? Каким способом раскрывается его главная тема? | Назовите главную тему стихотворения. Как она связана с творчеством поэтессы? |
2. | В каких строчках выражена основная идея стихотворения? Как автор передает эту идею? | Найдите строчки, подтверждающие основную идею стихотворения. |
3. | Какие художественные и изобразительные средства использует автор для раскрытия содержания? | Почему поэтесса часто использует повторы и сравнения? |
4. | Назовите образные сравнения России и Родины у М. Цветаевой. В чем их отличие? | Какие сравнения ассоциируются у М. Цветаевой с образом России? Приведите цитаты по тексту стихотворения. |
5. | Докажите, что данное стихотворение подтверждает приверженность Цветаевой теме России. | Какие доказательства можно привести в качестве подтверждения приверженности М. Цветаевой традиционной теме в русской поэзии начала XX века? |
Приложение № 3
Вопросы кроссворда по теме:
«М.И. Цветаева. Жизнь. Творчество. Судьба.
Тема России – важнейшая в творчестве Цветаевой»
1. Город, в котором родилась Марина Цветаева.
2. Назовите имя матери Марины Цветаевой.
3. Университет, в котором Марина Цветаева слушала курс старофранцузской литературы (город).
4. Дерево, которое стало своеобразным талисманом на жизненном пути Марины Цветаевой.
5. Цикл стихов, обращенный к … (слово).
6. Европейское государство, в котором Марина Цветаева прожила в период эмиграции более тринадцати лет.
7. Как называется приверженность одной теме в литературе?
8. Какое яркое качество обнаруживается в первых поэтических сборниках Марины Цветаевой?
9. Назовите имя мужа Марины Цветаевой.
10. Какой сборник стихов не был принят критикой и стал одной из причин ее отъезда за границу?
11. Период пребывания Марины Цветаевой на чужбине.
12. Город (название) – последнее пристанище поэтессы.
13. Кто из поэтов, давая оценку первому сборнику Марины Цветаевой «Вечерний альбом», назвал его «чудом»?
14. Талант поэта, нашедший своего читателя, - это…
Ответы на вопросы кроссворда:
1 – Москва, 2- Мария, 3 – Сорбонна, 4 – рябина, 5 – сыну, 6 – Франция, 7 – традиция, 8 – тождество, 9 – Сергей, 10 – «Версты», 11 – эмиграция, 12 – Елабуга, 13 – Волошин, 14 – признание.
Ключевые слова кроссворда: МАРИНА ЦВЕТАЕВА
Кроссворд к уроку по теме: «Марина Цветаева»
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 | |||||||||||||||
13 | |||||||||||||||
14 |
I. Материал по теме: «М.И. Цветаева. Жизнь. Творчество. Судьба» ГОВОРЯТ ФАКТЫ Когда родилась М. Цветаева, Лев Толстой уже написал роман-эпопею «Война и мир», роман «Анна Каренина»; А. Чехову принесли известность рассказы о нравственном богатстве души человека; И. Бунин пробует свой талант в области поэзии; М. Горькому станут интересны романтические настроения в человеке; А. Блоку исполнится 12 лет, А. Ахматовой только 3 года, В. Маяковский родится через год, а С. Есенин родится спустя 3 года. |
1. Максимилиан Волошин высоко оценил первый сборник стихов «Волшебный фонарь», заявив, что «никому в поэзии не удавалось написать о детстве из детства». 2. И. Эренбург писал: «Кажется, нет в моих воспоминаниях более трагического образа, чем Марина. Все в ее биографии зыбко, иллюзорно: и политические идеи, и критические суждения, и личные драмы – все, кроме поэзии…» 3. Б. Пастернак вспоминал: «Она совершала подвиги каждый день. Это были подвиги верности той единственной стране, подданным которой она была - поэзии». 4.И. Эренбург, как бы дополняя цветаевскую самохарактеритику, писал: «Она многое любила именно потому, что нельзя, аплодировала не в те минуты, что ее соседи, глядела одна на опустившийся занавес, уходила во время действия из зрительного зала и плакала в темном пустом коридоре». |
1. «Всякий поэт по существу эмигрант… Эмигрант Царства небесного и земного рая природы… Эмигрант из Бессмертья в время, невозвращенец в свое небо. Возьмите самых разных и мысленно выстройте в ряд, на чьем лице присутствие? Все – там. Почвенность, народность, расовость, национальность, классовость – и сама совершенность, которую творят, - все это только поверхность, мертвый или седьмой слой кожи, из которой поэт только и делает, что лезет». 2. В статье «Поэт и время» Цветаева писала: «Есть такая страна – Бог. Россия граничит с ней». 3. «Всякая жизнь в пространстве – самом просторном! – и во времени – самом свободном! – тесна… Вы должны жить одну жизнь, скорей всего – Вами выбранную, случайную. В жизни ничего нельзя… Поэтому - искусство («во сне все возможно»). Из этого – искусство, моя жизнь, как я ее хочу, не беззаконная, но подчиненная высшим законам, жизнь на земле, как ее мыслят верующие – на небе. Других путей нет». 4. «Быть современником – творить свое время, а не отражать его; но творить его - вовсе не значит соглашаться с ним: можно с девятью десятыми в нем сражаться». |
Индивидуальная работа учащейся
Сравнительный анализ стихотворений
«Родина» и «Тоска по Родине! Давно …»
1. Оба стихотворения написаны в период эмиграции М. Цветаевой. Их объединяет одна тема – тема любви к России и невозможности вернуться на Родину. Эта тема для поэтессы обусловлена стремлением через эпоху и время найти свой путь к историческим корням.
В стихотворении «Родина» эта тема раскрывается через обращение к родному языку и образу: «Россия, родина моя». В другом стихотворении тема любви к России связана с тоской души, утратившей свою близость к Родине.
2. Главная идея содержит внутреннее размышление о России, в которой открывается «гордыня», «родина моя» и символ единения с этой страной – «Но если по дороге – куст встает, особенно – рябина».
3. Цветаева использует метафоры – «разоблаченная морока», сравнение – «как боль», «как госпиталь или казарма», «как бревно», «все даты – как рукой сняло». Использование стилистически окрашенной высокой лексики – «храм», «едино», «всяк», употребление кратких форм прилагательных – «чужд», «пуст» придает тексту завершенность.
Необычное построение предложений – инверсия – создает особый настрой.
4. Россия у Цветаевой ассоциируется с «Россия, родина моя!»
«Чужбина, родина моя!»
«Гордыня, родина моя!»
дом – «как госпиталь или казарма», в нем – «мне все – равны, мне все равно», «Все даты – как рукой сняло: душа, родившаяся - где-то». Символом Родины выступает куст рябины.
5.Тема России – традиционная тема в русской поэзии начала XX века. М. Цветаева создала новую образную систему для раскрытия данной темы - поэт творит эпоху в творчестве, рождает новые идеалы поколений. М. Цветаева создала свой мир, в котором Россия живет в ее сердце и поэзии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по английскому языку на тему "Россия" 10 класс
Технология критического мышления...
Урок по изобразительному искусству на тему "России яркие букеты. Жостово."
Этот урок разработан и проведён с использованием деятельностного подхода в обучении. Конспект урока проиллюстрирован фотографиями, что даёт представление об описаных методах и приёмах....
конспект урока в 5 классе по теме "Россия"
Подготовка учащихся к рассказу о географическом положении России...
открытый урок в 5 классе по теме "Россия"
Задания для учащихся...
Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку Основы светской этики по теме: "Россия - наша Родина" помогает в развитии эмоционально- волевой сферы учащихся, в раскрытии темы урока....
Конспект урока в 9 классе по теме "Что важнее: семья или друзья?"
Английский язык УМК Enjoy EnglishБиболетова М.З.9 класс...
Конспект театрализованного урока по лирике М. Цветаевой.
Школьная программа по литературе для 11-ого класса в теме «Русская литература в 20-40-е годы» включает изучение поэзии А.А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, О.Э. Мандельштама,М. Цв...