Донские рассказы М.А. Шолохова
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Глазова Валентина Евгеньевна

 Материал представляет подробный план урока литературы по циклу рассказов М.А. Шолохова "Донские рассказы", справочные материалы к уроку, презентацию. Урок проводится в 11 классе по программе В.Коровина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc87.5 КБ
Файл spravochnye_materialy.docx29.21 КБ
Office presentation icon prezentaciya1.ppt1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока  «Все наши, все мы люди, все крещены, все русские. И что деремся – Бог весть. Выдумали каких-то красных да белых и дерутся» (В.Зазубрин «Два мира») (Изображение гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова)

сл №1 сл.№2

Распята Россия врагами                      
На старом библейском кресте,
Который воздвигли мы сами
В душевной своей простоте...
Р.П.Кумов (донской казак)

Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побежденных она гибельна.
                     Демокрит
Страницы рассказов Шолохова густо окрашены кровью.
                                      Ф.Г. Бирюков

ЦЕЛИ.

 Предметная: в процессе анализа произведений подведение учащихся к пониманию того, что гражданская война является  трагедией, войной братоубийственной, противоречащей нормам нравственности.

Личностная: воспитание чувства ответственности за свои поступки, объективное понимание истории своей страны.

Мета - предметные: развитие умения работать с информацией,  развитие умения работать в малой группе.

Задачи:

  1. Учить мыслить логично, научно, творчески.
  2. Формировать элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.
  3. Формировать и развивать положительное отношение, интерес, как к данному учебному предмету, так и к учению вообще
  1. Обобщить  и систематизировать полученные в ходе предшествующих уроков знания учащихся о значении Октябрьской революции и гражданской войны  в судьбах и творчестве русских писателей и поэтов;
  2. Развивать умение старшеклассников работать с дополнительной литературой, отбирать нужный материал в соответствии с темой;
  3. Развивать умение учащихся вести дискуссию, аргументировано отстаивать свою точку зрения;
  4. Отрабатывать навыки комплексного анализа текста;

Тип урока: интегрированный, проблемно-развивающий урок.

Технология: проблемное обучение с использованием ИКТ

Форма организации познавательной деятельности:  групповая, коллективная

Методы:

  1. словесные, наглядные, практические,
  2. исследовательский, создание проблемной ситуации
  3. индуктивный.

Оборудование:  тексты рассказов (М.А. Шолохов «Донские рассказы»), презентация, компьютер с проектором, опросные листы

УМК: Программа «Литература  5-11 класс»//В.Я.Коровиной.  Допущено Министерством образования и науки РФ. 9-е издание, переработанное и дополненное. - Москва, «Просвещение», 2009

Русская литература 20 века: Учеб. для 11 кл.: В 2   ч./ Под ред. В. П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2006.

План урока

  1. Подготовка к восприятию проблемы. Вступительное слово учителя. Актуализация знаний учащихся. Определение целей урока.
  2. Создание проблемной ситуации. Выявление читательского восприятия, выявление особенностей “Донских рассказов” М. Шолохова.
  3. Формулирование проблемы. Планирование работы.
  4. Процесс решения проблемы. Работа в группах. Анализ рассказов “Родинка”, «Шибалково семя», «Алешкино сердце», “Чужая кровь”. На данном этапе урока используются такие приемы, как прием ассоциаций, эвристическая беседа, в ходе которой учителем задаются репродуктивные, проблемные, аналитические вопросы; следующие формы работы: групповая и индивидуальная.
  5. Доказательство правильности избранного решения. Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя. Рефлексия.
  6. Домашнее задание (Прием “Незаконченное предложение”).

ход урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Цель учителя к каждому этапу урока

1. Организационный

5 мин.

Сл.№3  Приветствие.
Краткое вступительное слово, постановка учебной задачи к  уроку.

Посмотрите на тему урока, о чём сегодня пойдёт речь? Какую цель мы поставим перед собой? Зачем нужно анализировать художественное произведение? Попытайтесь определить цель нашей работы на уроке.Подберите ассоциации со словом «война».

 Самое первое зло, поразившее человека, — война (в душе, в семье, между нациями и народами). Война заставляет одни народы истреблять другие. Самая страшная война – война гражданская. Совершенно справедливо замечание Демокрита: “Гражданская война есть бедствие для той и другой враждующей стороны, ибо для победителей и побеждённых она гибельна”. Мы знаем уже, что писатели, не принявшие последствия революции, эмигрировали. Оставшихся  несогласных с новой политикой  постепенно уничтожили. Читатель видел только одну сторону событий – прославление  революции и гражданской войны. Пример тому – произведения А. Фадеева,  А.Серафимовича,  и др.. Сегодня нам предстоит выяснить, проанализировав 4 рассказа М.Шолохова («Родинка», «Алешкино сердце», «Шибалково семя», «Чужая кровь»), почему М.А.Шолохов, сражавшийся на стороне красных, так последовательно на протяжении всего цикла «Донские рассказы»  доказывает бессмысленность братоубийственной войны, какова главная идея «Донских рассказов»,  что становится центром идейного столкновения в “Донских рассказах” М. Шолохова?  

Приветствуют учителя.

Слушают, принимают учебную задачу.

Настрой на урок.

Мотивация деятельности.

Обеспечить внимание каждого ученика и мотивировать на деятельность на данном уроке.

Создать условия для духовно-нравственного воспитания учащихся.

2. Актуализация опорных знаний

10 мин

сл. №4




Сл.№5

Планирование деятельности

Работу построим следующим образом:

Каждая группа анализирует полученный рассказ по вопросам опорного листа, пользуясь справочным материалом, текстом рассказа. В ходе работы лист заполняется.

Представитель от группы обобщает результат работы. Остальные группы имеют право дополнять или рецензировать услышанное.

Выступление оценивается учителем. Работу остальных членов группы оценивает выступивший.  

В конце занятия подводим итог.

Двое учащихся реализуют творческое домашнее задание, выполненное на основе материала учебника и дополнительных источников: сообщения «М.А.Шолохов в годы гражданской войны», «История создания «Донских рассказов»»

Актуализированы знания и эмоциональные отношения с текстом, получена новая информация.

Ученики мотивированы на дальнейшую самостоятельную работу по изучению произведения.

Актуализировать знания о творческой истории произведения, его тематике.

Мотивировать на дальнейшую самостоятельную работу по изучению рассказов. Создать условия для развития речи, творческих, коммуникативных способностей, умений сравнивать новую и известную информацию.

3. Формирование новых знаний и умений на основе известных сведений.

22 мин.

Выслушивает  результаты работы групп, задает, если это необходимо, вопросы, направляет работу учащихся

Сл.№ 6

Возможные вопросы

1) Анализ рассказа “Родинка”.

1. Поясните смысл названия. (Родинка – это не только примета, по которой узнает атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.)

2. Почему «родинка» – это счастье»? Подберите однокоренные слова.  Что объединяет эти понятия? (Родинка, род, родня, родство, родина, народ)

3. Как вы определили главную тему. (Классовая борьба размежевала не только Дон, станицу, хутор, но и казачьи семьи.)

4 Что общее в душевном состоянии атамана и Николки?  ( Усталость от того, что они делают, желание все изменить)

6. Каковы сокровенные мысли героев(Николка- учиться, атаман- тоска по утраченному)

7. Авторская оценка героев.  

8. Согласны ли вы, что конфликт между красными и белыми уступает место другому, более важному – между нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны?

11. На чьей стороне автор?

Сл. 7.

Возможные вопросы

2) Анализ рассказа “Шибалково семя”.

1. В чем, по – вашему, смысл названия? «Мой это сынишка, мое семя…»

2. Подберите родственные слова слову «семя». (Семья – семьянин)

3. Главная тема. (Утрата христианских представлений о безусловной ценности каждой человеческой жизни.)

4. Авторская оценка героев.

5. Какова, на ваш взгляд, судьба ребенка? (Судьба ребёнка — не любовь, покой и счастье для себя: “...сын будет власть Советскую оборонять”.)

Сл.№8

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”.

Возможные вопросы
1.Объясните смысл названия рассказа.
2. Кто изображен в рассказе негативно и кто является носителем добра?
3.Каков главный герой рассказа? Как он относится к окружающей его жестокости?
4. Можно ли говорить о высокой духовности Алешки?  Его судьба?

сл.№ 9

4) анализ рассказа  «Чужая кровь»

Возможные вопросы

1.Объясните смысл названия рассказа.

2. Как ведёт себя дед Гаврила при новой власти?

3. Что происходит в кульминации? Как меняется психологическое состояние Гаврилы?

4. Каков теперь путь героя? Что станет смыслом жизни?

5.Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Представляют результаты работы, слушают, отвечают на вопросы учителя.


Заполнить опросные листы (заранее получены).


Составляют схему, используя раздаточный материал, поясняют свое мнение, оформляют краткие записи в тетрадях.

Получили новые знания о приемах создания образов на основе известной информации, самостоятельной работы с художественным текстом и текстом учебника.

Получили установку на выполнение одного из домашних заданий.


Раскрыли для себя логику упорядоченности рассказов  цикла.

Формировать новые знания и умения на основе известных сведений. Создать условия для развития речи.

Дать установку на заполнение опросных листов


Раскрыть учащимся логику упорядоченности рассказов цикла ;

наметить другие аспекты (для дальнейшей деятельности).

4. Подведение итогов. Рефлексия

5
мин.

 «Родинка» начинает, а «Чужая кровь» завершает шолоховский цикл, посвящённый Гражданской войне на Дону. Почему именно родинку использует автор как символ?   Что же утрачивается в междоусобных бойнях? Возможно ли, согласно Шолохову, “в годину смуты и разврата” примирение враждующих сторон? КОРЕНЬ/ РОД- РОДИНА- РОДНЯ- СЕМЯ/БУДУЩЕЕ- СЕМЬЯ- СЕРДЦЕ/ЧУВСТВО-НАРОД

Обратимся к стихотворению  Р.П.Кумова (донского казака). Используя крест как символ распятой в гражданской войне  России и подобранный нами ряд ключевых слов, попробуем объяснить расположение  названий рассказов на кресте – символе.

Сл.№ 10.

Шолохов – один из тех, кто заговорил о Гражданской войне как о величайшей трагедии, имевшей тяжёлые последствия. Гражданская война  для Шолохова – катастрофа, в которой рушатся человеческие связи. Здесь нет правых и виноватых, а значит, и не может быть победителей. Родинка – это не только примета, по которой узнаёт атаман убитого им сына, это и знак былого единства, родства людей, ставших непримиримыми врагами.  Род, родня, родство, родина, народ – всё это оказалось расколотым, разрушенным Гражданской войной. Где выход? Однозначного ответа не было, да и быть не могло. Писатель возлагал надежды прежде всего на инстинкт самосохранения .

 пониманию каких проблем сделали мы шаг  на сегодняшнем уроке?
- Какие страницы «Донских рассказов»  вам  
хотелось бы перечитать?

Что для каждого из вас на сегодняшнем уроке явилось  открытием?

Какое задание было выполнить трудно? 

Как бы вы оценили свой вклад в раскрытие темы урока и какую оценку поставили бы своим одноклассникам?     (Устно, с возможными пояснениями)

Отвечают на вопрос. Заполняют схему- расположение названий рассказов на кресте.

Проанализировали логику развития урока для постижения авторского замысла.

Высказали «Я-позицию».

Получить обратную связь об осознанности учебных действий учащихся, результатах работы.

5. Информация о домашнем задании

3 мин.

Сл.№11

Поразмышляйте на тему “Гражданская война в “Донских рассказах” М. Шолохова”,  написав мини - сочинение

Записывают домашнее задание и задают вопросы

Приняли домашнее задание.

Разъяснить домашнее задание.



Предварительный просмотр:

Справочные материалы

1.Характеристика  казачества, как особого служилого сословия

Этимология слова “казак”: Много версий. Одна из них: слово “козак” тюркского происхождения, оно означает “вольный человек”. Другая версия – слово “козак” берет начало в монгольском языке, где слово “ко” означает “броня”, “латы”, а слово “зах” – означает “межа”, “граница”. Таким образом слово “козах” – “защитник границы”. Есть и другие версии.

Первое упоминание – 1444 г.. однако собственно история вольного казачества начинается с XVI века.

С конца XVIII – нач. XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач. XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил и я буду служить”.

После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

3. Биографическая справка

Михаил Александрович Шолохов родился в 1905 (?)г. в станице Вёшенской, что расположилась на берегу Дона.

Годы учебы (1914-1918) пришлись на первую мировую войну. Затем он возвращается домой и видит, что “Донская область стала ареной ожесточенной гражданской войны”.

В 1920г. Михаил добровольцем вступил в продовольственный отряд. “Приходилось бывать в разных переплетах”,- позже напишет он в автобиографии. Он вспомнит себя, шестнадцатилетнего, на допросе, который вел сам Нестор Махно, и то, как, отпуская подростка, “батька” пригрозил ему на будущее жестокой расправой. Вспомнит, как его, командира продотряда, приговорили к расстрелу за превышение власти.

События того времени явились фактическим материалом, который лег в основу его первых рассказов.

Позже, в 1922 году, в Москве М. Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками А. Безыменским, М. Светловым, А. Фадеевым, составлявшими группу “Молодая гвардия”, которые помогли молодому писателю опубликовать его первые рассказы о гражданской войне в “Журнале крестьянской молодежи” и на страницах газеты “Молодой ленинец”. Впоследствии М. Шолохов объединил эти рассказы в сборники “Донские рассказы” и “Лазоревая степь”. Первые рассказы, вошедшие в сборник “Донские рассказы”, были напечатаны в 1924г., когда автору было около 19 лет.

В 1924 г. М.А. Шолохов  возвращается в Вешенскую, где и живет постоянно.

Различные  трактовки авторской позиции в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

• Литературовед В.А. Чалмаев в учебнике литературы для 11-го класса определил шолоховскую позицию в «Донских рассказах» как “совесть молчащую, благословляющую <…> кровопролитие”. Противопоставив «Донские рассказы» «Тихому Дону», он назвал исключением лишь рассказ «Шибалково семя», где герой после собственноручного расстрела матери умоляет спасти жизнь его ребёнку.

• Американский исследователь Э.Симмонс в работе о Шолохове «Он избрал свой путь» отмечал, что “внимание к лучшим сторонам человеческой натуры в момент жестокой братоубийственной схватки” придаёт многим рассказам “гуманистическое звучание”.

• Филолог Л.Г. Сатарова в статье «Брат на брата, сын на отца...» определила особенности «Донских рассказов» так: “У донских писателей до Шолохова нет этой потрясающей душу бессмысленности и греховности братоубийства. <…> Очень рано созревает у него мысль о том, что в этой войне неправы обе стороны. <…> Главную тему «Донских рассказов» можно определить так: расчеловечивание и красных, и белых в ходе войны и редкие минуты торжества очень трудного обратного процесса — вочеловечивания <…> Шолохов оценил Гражданскую войну как национальную катастрофу, в которой не было и не могло быть победителей”.

• Авторы книги «История русской литературы ХХ века. Советская классика. Новый взгляд» Л.П. Егорова и П.К. Чекалов пишут о книге М.А. Шолохова: “В «Донских рассказах» <…> нет откровенной поэтизации подвига, нет романтических красок… <…> Контрасты в его рассказах <…> воссоздают реальные жизненные конфликты, через которые познаётся социальный разлом в среде донского казачества. Формой выражения социального у Шолохова часто становится внутрисемейный конфликт. <…> Шолоховские сюжеты непосредственно посвящены фронту, который проходил почти через каждую семью независимо от её действительных убеждений <…> а дальше вступала в силу логика борьбы, иногда не на жизнь, а на смерть. Показать объективным развитием действия кошмар братоубийственной борьбы — уже было проявлением гуманизма. <…> Однако <…> с середины 20-х годов и до сегодняшнего дня гуманистическое содержание этих произведений недооценивается.

 В наши дни самым массовым изданием, приобщающим читателя к «Донским рассказам», является очерк Виктора Чалмаева. <…> Как обвинение автору «Донских рассказов» предъявлены «психоз ненависти», «романтика расстрелов», нравственная «глухота», возведение в культ насилия, идеализация методов насилия «во имя высшей правды».

• Исследователь В.В. Гура, автор книги «Как создавался “Тихий Дон”», считает, что “автор «Донских рассказов» полемизирует с упрощённым представлением о путях народа в революции и Гражданской войне. Он несёт в литературу жизненно трагические ситуации и человеческие судьбы, рассказывает о кровавых схватках минувшего времени, о трудных и противоречивых путях народа к новой жизни. <…> Протест против ложноромантического изображения революционной схватки социально полярных миров заставлял Шолохова заострять конфликты своих рассказов, наполнять их запахами крови и пороха, драматическими столкновениями, захватившими глубины народной жизни”.

Прочитайте отрывки из диктовок М.А. Шолохова младшему сыну, приведённые в книге В.О. Осипова «Серый поток», и размышления о шолоховской позиции в романе американского слависта Э.Симмонса.

“Перед кончиной [Шолохов] многое доверил своему младшему сыну, даже такое по тем временам запретное:

«Гражданская война, она, брат, помимо всего прочего тем пакостна, что ни победы, ни победителя в ней не бывает... У тётки моей, у твоей бабки двоюродной, Ольги Михайловны, — четыре сына: Иван, Валентин, Александр и Владимир. Трое — бойцы Добровольческой армии, а Валентин — красный... Выбьют красные белых с хутора, Валентин заскакивает домой, воды попил, не раздеваясь: “Ничего, мать, не горюй! Сейчас всыплем этой контре, заживём по-новому!” На коня — и ходу! А мать в слёзы — волосы на себе рвёт... А через день таким же макаром Иван влетает. “Был Валька, подлюка? Ну, попадётся он мне! Ничего, погоди, мать, немного, выбьем вот сволоту эту с нашего Дона, заживём по-старому!” А мать уже об печь головой бьётся... И так ведь не раз, не два. <…> Когда там по вашим учебникам гражданская закончилась? В 20-м? Нет, милый мой, она и сейчас ещё идёт. Средства только иные. <…> Потому что у нас до сих пор что ни мероприятие — то по команде, что ни команда, то для людей, мягко сказать, обиды…. Это если мягко сказать. <…> Паршивые, бездарные ученики мы у истории — вот что плохо. А у неё одно, весёленькое такое, правило есть. Всё, что для предков правым было, для потомков чаще всего неправым оказывается. И далеко ходить не надо. Всё, что нашим отцам-дедам дорого было, мы на штыки подняли. Но и всё, чем мы сейчас восторгаемся, и всех, кто восторгается, скорее всего уже наши внуки проклянут. А мы всё продолжаем думать, что нас минет чаша сия...”».

“Поведение и красных, и белых с их жестокостью, безобразием, обманом, а иногда и благородством описано честно... Шолохов был слишком большим художником, чтобы пожертвовать действительностью ради идеологических соображений”.

  1. Анализ рассказа “Родинка”.

 Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин - выступление

Смысл названия.

Подберите однокоренные слова к слову «родинка».  Что объединяет эти понятия

Авторская оценка героев

В чём состоит самый важный конфликт?

 Оценки:

3) Анализ рассказа “Алешкино сердце”

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин - выступление

Смысл названия.

Подберите родственные слова к слову «кровь»

Авторская оценка героев

Будущее Алешки

Оценки:

  1. Анализ рассказа “Шибалково семя”.

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин - выступление

Смысл названия.

Подберите родственные слова слову «семя».

Авторская оценка героев

Какова судьба ребенка?

Оценки:

4) Анализ рассказа «Чужая кровь».

Работа по группам—10 мин –в группах и по 3 мин - выступление

Смысл названия.

Подберите родственные слова слову «кровь».

Авторская оценка героев

Может ли у рассказа быть благополучный, “сказочный” финал?

Оценки:

 Впишите в овалы названия проанализированных рассказов М.Шолохова. Подумайте, как они должны располагаться.  Обозначьте местоположение  автора, ориентируясь его позицией по отношению к изображаемому. Руководствуйтесь  при этом  тем, как разрешается конфликт.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж...

Проблема нравственного выбора в «Донских рассказах» М.Шолохова (по рассказу «Чужая кровь»)

Данная разработка урока может быть использована на уроке внеклассного чтения в 11 класс, а также при проведении бинарного урока литературы и истории (при необходимости доработать)...

Тема. Тема гражданской войны в «Донских рассказах» М. А. Шолохова. Использование анимации в мультимедийных презентациях.

Интегрированный урок литературы и информатики. Авторы: учитель русского языка и литературы Филиппова Л.В., учитель информатики Коробова Н.М....

Уроки по "Донским рассказам" Шолохова

Методическое пособие для учителей литературы...

Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному… Образ гражданской войны в «Донских рассказах» М.А. Шолохова

Статья посвящена разработке урока по "Донским рассказам" М.А. Шолохова в 11 классе...

Презентация к уроку по "Донским рассказам" М.А. Шолохова в 11 классе

Данная презентация предназначена для урока по изучению "Донских рассказов" М.А. Шолохова в 11 классе...

«Донские рассказы» М.А. Шолохова как предупреждение об утрате семейных ценностей в эпоху революционных потрясений

В 1926 году в издательстве «Новая Москва» вышли в свет два сборника рассказов М.А. Шолохова: «Донские рассказы» (19 рассказов) и «Лазоревая степь» (12 рассказов). А...