Я открываю Достоевского...
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Урок-конспект по личности Достоевского Ф.М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…

Слова учителя:  Достоевский - один из самых интересных и трудных писателей, споры о котором  не прекращаются до наших дней. Почему?

Наш урок - попытка ответить на этот вопрос.

Итак, тема  сегодняшнего урока: Ф.М. Достоевский. Я открываю для себя новое имя…

/ сцена публичной казни/

Что вы можете сказать о человеке, который пережил собственную смерть? Каким он вам представляется?

Тоскуя в мире ,как в аду,

Уродлив, судорожно светел

В своем пророческом бреду

Он век наш бедственный заметил.

Услыша вопль его ночной,

Чтоб все, дарованное мной,

Так страшно было бы и сложно?

/ В. Набоков/

Сейчас вы посмотрите презентацию и ваша задача будет заключаться в том, чтобы вы определили, что изображено на том или ином слайде и как это связано с жизнью и творчеством Достоевского.

Сл. 1: портрет Достоевского

Сл.2: родители Достоевского

Пустой слайд:  Почему? Что могло бы быть на этом слайде? Что обычно предваряет каждый обдумать эпиграф и обосновать свою точку зрения. В конце урока мы к этому вернемся.

Сл.4:  Мариинская  больница для бедных, где родился Достоевский и где служил его отец. Может быть, картины жизни обездоленных, увиденные в детстве, объясняют главную тему творчества Достоевского. – тему униженных и оскорбленных.

Сл. 5: Михайловский замок в Петербурге, где находилось главное военно-инженерное училище, куда поступил Достоевский по настоянию отца.

Сл. 6: Памятник Пушкину в Москве. П.- любимый поэт Достоевского, многие его произведения Достоевский знал с детства. В конце жизни Достоевский будет удостоен чести произнести речь на открытии памятника. Речь была столь блестяща, что привела публику в восторг.

Сл. 7: Начало литературной деятельности.  Уйдя в отставку, Достоевский посвящает себя литературе, о чем всегда мечтал. Первое произведение «Бедные люди» привело в восторг Некрасова, а затем и Белинского.
Сл.8: Участие в кружке Петрашевского, где обсуждались вопросы дальнейшего развития России, необходимость реформ, читались запрещенные произведения.

Сл. 9: Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где содержался Достоевский после ареста в одиночной камере и где был приговорен к смерти.

Сл. 10: Омская тюрьма, где писатель отбывал каторгу 4 года. Изменения его политических взглядов; отказ от революционной борьбы, т.к. диктатура невозможна без насилия, способ изменения общества – изменение самого себя.

Сл. 11: В Семипалатинске Достоевский служит солдатом после окончания каторжных работ. Пишет произведения « Дядюшкин сон»; «Село Степанчиново и его обитатели».

Сл. 12: Жена Достоевского – Анна Сниткина. Повезло не только писателю, но и всей русской литературе. Без этой женщины Достоевский не смог бы написать многие из своих произведений.

Сл.13: 60- ые- 70- ые годы – вершина творчества.

Сл. 14: 1886 год. Выходит в свет роман « Преступление и наказание» одно из самых значительных произведений.

Несколько слов  о романе:

История создания романа. В каких условиях Достоевский приступал к написанию романа?

/ один из самых сложных периодов в жизни! Смерть брата, огромные долги, полное безденежные кабельный договор с издателем, работа одновременно над двумя произведениями, в 25-ти дневный срок написан роман «Идиот»./

Особенности композиции:

В романе 6 частей. 1 часть – преступление и наказание. (почему именно так? Иллюстрация).

На следующих уроках мы будем более подробно знакомится, с этим романом, а сейчас тест, который покажет вашу подготовку к сегодняшнему уроку и ваше внимание.

  1. Укажите годы жизни Достоевского:
  1. 1818-1904
  2. 1821-1881
  3. 1801-1861
  4. 1824-1884

  1. В каком учебном заведении получил образование Достоевский:
  1. В Петербургском университете
  2. В высшем военно-инженерном училище
  3. В Царскосельском лицее
  4. В Московском университете

  1. Достоевский был приговорен к смертной казни за то, что он был членом:
  1. Кружка 16-ти
  2. Кружка Петрашевского
  3. Группы « Народная воля»
  4. Общества Нечаева «Народная расправа»

4.Какую книгу  подарили каторжникам жёны декабристов:

   1. «Что делать?» - Чернышевского

   2. «Вольность» - Радищева

   3. « Горе от ума»- Грибоедова

   4. Евангелие

  1. Сколько лет пробыл Достоевский на каторге и в ссылке:
  1. 10 лет
  2. 5 лет
  3. 7 лет
  4. 15 лет

6.Достоевский отбывал каторгу:

    1. В Братске

    2. В Мценске

    3. В Вятке

    4. В Омске

7.Какое из произведений написано не Достоевским:

   1. «Неточка Незванова»
  2. «Бесы»

   3. «Идиот»

   4. «Обыкновенная история»

             8. Когда был опубликован роман «Преступление и наказание»:

                 1. 1859 г.

                 2. 1865 г.

                 3.1961 г.

                 4. 1866г.

А теперь возвращаемся к началу урока. Какой эпиграф вы подобрали к  

нашему уроку?  Несколько вариантов могу предложить я, а вы обоснуете свой выборю

  1. Мир надо переделать – начнем с себя.
  2. Человек есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.
  3. Красота спасет мир.
  4. Сострадание есть главнейший, а может быть, единственный закон бытия всего человечества.

И подводя итог нашему уроку, хочется сказать, что фигура Ф.М. Достоевского на литературном небосклоне неоднозначна, вокруг этого великого автора и по сей день не запихают споры великий человек – загадка не только для нас, но и при нем на уровне, а это может означать только одно – писатель востребован, гениален и неповторим и на сегодняшний день  интерес к его творчеству и личности необычайно возрос о популярности Достоевского говорят следующие факты:

  1. В 2005 году во Флоренции / Италия/ на одном из зданий была открыта мемориальная доска здесь Достоевский закончил работу над романом «Игрок».
  2. 10 октября 2006 года президент РФ В. Путин и федеральный канцлер ФРГ Ангела Меркель открыли в Дрездене памятник Достоевскому.
  3. Один из кратеров на меркурии носит имя Ф. Достоевский.
  4. В 2010 году режиссер В. Хотиненко приступил к съёмкам многосерийного фильма о Достоевском, который вышел на экраны в 2011 к 190-летию Достоевского.
  5. В 2010 году открылась 181 станция Московского метрополитена «Достоевская». На стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие 4 романа: «Идиот»; «Бесы»; «Братья Карамазовы»; «Преступление и наказание».

Домашнее задание: Мини- сочинение «Я открыл(а) для себя новое имя…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок МХК и литературы на тему: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Цели урока: расширить познания  в области архитектуры русского барокко и классицизма; познакомить с архитектурой Петербурга;  помочь учащимся увидеть Петербург Достоевского; показать, ...

Презентация к уроку: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского)

Использование ИКТ в образовательном процессе нацеливает на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, личностно и общественно значимый результат, атмосферу делового сотрудничества уч...

Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА литературы. Тема урока - Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание». Петербург Достоевского» Базовый учебник. • Цель и задачи урока : Цель: создание условий для формировани...

Доклад по творчеству М.Ф. Достоевского на тему:"Символика чисел христианского календаря в творчестве Ф.М.Достоевского".

Символика чисел христианского календаря в разных произведениях Ф.М.Достоевкого,которые проходят на уроках литературы  в старших классах....

Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель  чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень  отличное  от других  классиков  русской литературы от...

Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»

Участие в научно-практической конференции по итогам Фестиваля «Открывая книгу – открываем мир»Докладчик №78...