Программа предпрофильного обучения "А.С.Пушкин в искусстве"
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Литвинова Надежда Анатольевна

Программа предпрофильного обучения предназначена для учащихся 8-9 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа предпрофильной подготовки

Александр Сергеевич Пушкин в искусстве.

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа – 8-9 класс.

Срок реализации программы – 17 недель (1 час  в неделю).

ФИО, должность автора(ов) программы – Литвинова Надежда Анатольевна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42

Название города, населенного пункта, в котором разработана программа – г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края

Год разработки программы – 2006 г. Доработана в 2011 г.

Пояснительная  записка

1. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Программа предпрофильной подготовки  «Александр Сергеевич Пушкин в искусстве» разработана в связи с

  1. невысоким уровнем интереса к  литературе в школе;
  2. с ориентацией на гуманитарный  профиль обучения в старшей школе.

Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:

  1. поддержка и развитие учащихся с высоким уровнем мотивации к учению и изучению литературы
  2. ранняя профессиональная ориентация в области изучения гуманитарных предметов.

Содержание программы предпрофильной подготовки  позволяет углубить представление обучающихся о личности А.С.Пушкина, познакомить  с интерпретацией его художественных произведений в различных видах искусства. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.

Рассматривая особенности художественного мира писателя, воплощение авторского замысла и переосмысление его в произведениях других поэтов и писателей, в живописи, скульптуре, музыке, театральных постановках, учащиеся получают новые  знания, не содержащиеся в базовых программах по литературе, музыке, изобразительному искусству. Эти знания, вызывая познавательный интерес, позволяют учащимся осуществить пробы, оценить свои потребности и возможности для обоснованного выбора гуманитарного профиля обучения.

Актуальность программы определяется тем, что учащиеся должны понимать, что изучение в школе таких предметов, как литература, музыка, изобразительное искусство содействует формированию разносторонне развитой, компетентной личности, воспитанию гражданина. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру. Общение с произведениями искусства    необходимо для приобретения опыты коммуникации, диалога с писателями, художниками, скульпторами, композиторами (как современниками, так и представителями совсем другой эпохи), для приобщения не только к духовному наследию русского народа, но и  к общечеловеческим ценностям бытия.

2. Цель программы:

Обеспечить условия для успешного освоения учащимися художественных произведений А.С.Пушкина, получивших интерпретацию в различных видах искусства, для формирования информационной, коммуникативной компетенций учащихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.

Задачи:

  1. Осмысление учащимися лирических, эпических и драматических произведений А.С.Пушкина, их интерпретацией в различных видах искусства, опирающейся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью;
  2. Формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать произведение искусства;
  3. Овладение возможными алгоритмами постижения смыслов заложенных в художественном тексте, в произведениях изобразительного искусства и скульптуры, музыки, в театральных постановках и представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;
  4. Овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулирование цели деятельности, ее планирование, осуществление библиографического поиска, нахождение и обработка необходимой информации из различных источников, включая Интернет и др.);
  5. Формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием;
  6. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
  7. Использование опыта общения с произведениями искусства в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

3. Возраст школьников, на развитие которых направлена программа.

Программа  ориентирована  на предпрофильную подготовку учащихся 8-9 классов. Она  расширяет базовый курс по литературе  УМК (авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В, А. Чалмаев), изобразительному искусству, музыке, является межпредметной и даёт учащимся возможность взглянуть на творчество А.С.Пушкина иначе, не хрестоматийно. Вопросы, рассматриваемые в программе, выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу по указанным выше учебным дисциплинам. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по литературе, музыке, изобразительному искусству, поможет оценить свои возможности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

5. Сроки реализации программы.

Объем курса предпрофильной подготовки - 17 часов.

Количество часов в неделю – 1 час.

6. Формы, виды занятий.

Важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени направлены на самостоятельность учащихся, поисково-исследовательский характер их познавательной работы, коммуникативную активность, творческую деятельность.

На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся.

Программой предусмотрены лекционные, практические и семинарские занятия.

7. Методы  обучения.

  1. Объяснительно-иллюстративный;
  2. Частично-поисковый, исследовательский;
  3. Словесно-наглядно практический;
  4. Самостоятельная работа учащихся с информацией.

8. Средства обучения.

Предметные: произведения художественной литературы, музыки, скульптуры и изобразительного искусства.

Практические: составление и заполнение таблиц, схем, тестирование.

Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.

Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.

Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.

9. Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.

После изучения курса учащиеся должны знать

  1. как  развиваются пушкинские мотивы, темы в произведениях поэтов серебряного века и современных поэтов;
  2. особенности психологизма трагедий «Борис Годунов» и «Моцарт и Сальери»;
  3. объем иконографии А.С.Пушкина;
  4. особенности взаимообогащения и пересечения литературы и музыки в романсах русских композиторов 19-20 века, в операх П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама»;

и уметь:

  1. комментировать, анализировать и интерпретировать произведение литературы, живописи, скульптуры,  музыки, исходя из целевых установок.
  2. представлять свои оценки и суждения по поводу прочитанного, увиденного, услышанного;
  3. планировать собственную деятельность, формулировать цели и задачи, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.;
  4. применять опыт общения с произведениями искусства в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
  5. осознанно выбрать гуманитарный профиль, успешно обучаться  в нём.

Способом определения достижения ожидаемых результатов станет учет  участия учащихся в практических, семинарских занятиях,   проверочные тестовые работы после изучения материала каждого из разделов (кроме раздела «Пушкин и театр»), а также наблюдение учителя за тем, как идет духовный рост, самореализация учащегося в последующие годы обучения.

10. Формы подведения итогов реализации программы.

По окончании курса учащиеся представляют (презентуют) на выбор собственный проект или творческую работу по темам, указанным в разделе «Методическое обеспечение программы».

Учебно-тематический план.

Перечень

разделов /темы раздела

Виды занятий

лекции

практикум

семинар

1

Введение. (1 ч)

1

«Пушкин – наше все…» (А.Григорьев)

1

2

Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей. (4 ч)

1

Художественный мир А.С.Пушкина.

1

2

 Стихотворения поэтов серебряного века о Пушкине.

1

3

«Царскосельская статуя» А.С.Пушкина и А.А.Ахматовой.

1

4

Пушкинский текст в стихотворениях современных поэтов Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Ахмадуллиной, Д.А. Пригова.

1

3

А.С.Пушкин и театр. (2 ч)

1

Психологизм пушкинской драматургии в трагедии «Борис  Годунов».

1

2

«Моцарт и Сальери» на сцене.

1

4

А.С.Пушкин в живописи и скульптуре. (5 ч)

1

Портреты  А.С.Пушкина.

1

2

А.С.Пушкин в малых и больших скульптурных формах.

1

3

Первые публикации и первые издания произведений А.С.Пушкина.

1

4

Рисунки А.С.Пушкина к роману «Евгений Онегин».

1

5

Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.

1

5

А.С.Пушкин в музыке. (4 ч)

1

Музыка в жизни А.С.Пушкина.

1

2

Любовная и пейзажная лирика А.С.Пушкина в романсах   русских композиторов 19-20 века.

1

3

Музыкальная интерпретация романа «Евгений Онегин». Либретто к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

1

4

Свобода обращения П.И.Чайковского  с литературным материалом   в опере «Пиковая дама».

1

6

1

Представление (презентация)   учащимися проекта или творческой работы.

1

Итого – 17 ч                                        1

9

3

4

Содержание программы.

1 раздел. Введение. «Пушкин – наше все…» (А.Григорьев). (1 ч)

Принимая краткосрочность курса предпрофильной подготовки, представляется целесообразным на первом занятии кроме разговора о роли А.С.Пушкина в русской и мировой культуре выделить время на ознакомление учащихся с общей структурой курса, его содержанием, формами занятий, планируемым объемом и темами итоговых работ.

2 раздел. Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей. (5 ч).

В рамках содержания тем второго раздела учащиеся получат знания о художественном мире А.С.Пушкина, узнают о пушкинских темах и мотивах в творчестве русских поэтов и писателей. На лекциях учащиеся получат основы теоретических знаний и необходимый фактический материал для дальнейшей работы  на практикуме. На занятии, посвященном стихотворениям поэтов серебряного века о Пушкине, учащиеся познакомятся с произведениями А.Блока, В.Маяковского, М.Цветаевой, С. Есенина. На практическом занятии «Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой» дадут сопоставительную характеристику стихотворений Пушкина и Ахматовой. На заключительном уроке учащиеся увидят трансформацию пушкинского текста в стихотворениях современных поэтов, Д.Самойлова, Ю.Левитанского, Б.Ахмадуллиной. Д.А.Пригова. В качестве контроля достижения результатов проводится тестовая работа.

3 раздел. А.С.Пушкин и театр. (2 ч).

В рамках этого раздела учащиеся познакомятся с особенностями драматургии А.С.Пушкина на примере трагедии «Борис Годунов». Семинарское занятие предполагает работу учащихся с художественным текстом трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери», с телеспектаклем режиссеров  А.Доусона, Л.Пчелкина 1971 г.  и телефильмом  М.Швейцера «Моцарт и Сальери».  

4 раздел. А.С.Пушкин в живописи и скульптуре. (4 ч).

Четвертый раздел знакомит учащихся с иконографией писателя. Работа с портретами, скульптурами, барельефами А.С.Пушкина, его рисунками, иллюстрациями к произведениям, сделанными художниками, носит познавательно-воспитательный характер. Содержание тем раздела распределено таким образом, чтобы учащиеся могли представить себе весь иконографический объем А.С.Пушкина: от популярных портретов, памятников, первых публикаций и первых изданий произведений, иллюстраций к ним до рисунков самого писателя к роману «Евгений Онегин». По окончании изучения тем раздела проводится тестовая работа.

5 раздел. А.С.Пушкин в музыке. (4 ч). При изучении материала пятого раздела учащиеся получат представление об особенностях взаимообогащения и пересечения таких видов искусства, как литература и музыка. Они расширят художественное пространство произведений А.С.Пушкина через романсы   русских композиторов 19-20 века (М.И. Глинки, А. Алябьева, Г.Свиридова),  постигнут систему  ценностей писателя через сопоставление пушкинского текста с либретто к операм П.И.Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама».

6 раздел. Представление (презентация)   учащимися проекта или творческой работы.

Результат своей работы учащийся может представить в виде презентации, ролика, устного выступления и т.д.

Методическое обеспечение программы.

Рекомендации по проведению  практических работ.

План проведения практикума.

  1. Вводная беседа;
  2. Осмысление задания; планирование предстоящей деятельности; распределение функций (если работа групповая);
  3. Выполнение заданий;
  4. Предъявление результатов деятельности и их анализ.

Практикум  № 1."Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой.

Цель: Дать представление о причинах обращения А.Ахматовой к творчеству А.С.Пушкина, рассмотреть художественное своеобразие стихотворений А.С.Пушкина  и А.Ахматовой; развитие умений сопоставлять лирические произведения.

I. Вводная беседа.

II. Осмысление практического задания, планирование предстоящей деятельности.

1. Обоснование сопоставимости стихотворений. Влияние творчества А.С.Пушкина  на А. Ахматову. Презентация «Пушкин и Ахматова».

2. История создания стихотворений «Царскосельская статуя" С.А.Пушкина и А.А.Ахматовой.

3. Работа с литературоведческими терминами, необходимыми для анализа стихотворений: лирический герой, автор стихотворения, размер стиха, дактиль, ямб, реминисценция, тропы, оксюморон.

III. Выполнение задания. Сопоставление стихотворений А.С.Пушкина и А.Ахматовой «Царскосельская статуя» по предложенному плану, заполнение таблицы:

Стихотворение А.Пушкина

Стихотворение А.Ахматовой

Год написания

Размер стиха

Тема стихотворения

Объект внимания лирического героя

Изобразительно-выразительные средства, рисующие образ девушки-фонтана

Переживание лирического героя

Идея стихотворения

Вывод по сравнительной характеристике.

IV.  Предъявление результатов деятельности и их анализ.

Практикум  № 2. Рисунки А.С.Пушкина к роману «Евгений Онегин».

Цель: Уловить смысл художественных образов романа «Евгений Онегин» через работу с рисунками А.С.Пушкина, понаблюдать  за творческим процессом поэта, формировать внимательное отношение  учащихся к художественному образу и слову.

  1. Вводная беседа. Презентация «Рукописное наследие Пушкина».
  2. Осмысление задания; планирование предстоящей деятельности.

1. Работа с высказываниями пушкинистов П.В.Анненкова,  А.М.Эфроса, художника  М.В.Добужинского. Ответ на вопрос «Мог ли Пушкин не рисовать на страницах своих рукописей?»

2. Роман «Евгений Онегин» - холст Пушкина-графика.

  1. Выполнение заданий. Работа по группам. Каждая группа получает рабочие материалы, состоящие из рисунка Пушкина к роману «Евгений Онегин», аннотация к рисунку. В ходе работы с материалами учащиеся заполняют таблицу:

История создания рисунка.

Сходство с прототипом.

Характер, настроение  героя рисунка.

Отношение современников (если есть)

Отражение на рисунке внутреннего состояния Пушкина

1 группа - автопортрет с короткой стрижкой и открытыми ушами  у правого края листа I-й главы романа «Евгений Онегин» рядом со строфами XLV.

2 группа - Онегина и Пушкина на набережной Невы.

3 группа - Онегина на титульном листе 1830 года.

4 группа - Два автопортрета I главы «Евгения Онегина»: молодой и пожилой.

5 группа – Елизавета Воронцова и Анна Керн. II глава.

 

  1. Предъявление результатов деятельности и их анализ.

Практикум № 3. Свобода обращения П.И.Чайковского  с литературным материалом   в опере «Пиковая дама».

Цель: Раскрыть представление о взаимообогащении или пересечении различных видов искусства; научить учащихся  видеть художественную природу литературного и музыкального произведений;  заинтересовать учащихся оперным искусством.

  1. Вводная беседа. Презентация «Литературный мир П.И.Чайковского».
  2. Осмысление задания; планирование предстоящей деятельности.

1. Работа в группах: повторение особенностей  оперного жанра.

1. Задание до чтения текста: ответь на вопросы:

Когда и где появилась первая опера?_______________________________________

Что означает слово опера?______________________________________________

Кто автор первой оперы?________________________________________________

Кто осуществляет связь между композитором и писателем? ____________________

2. Задание во время чтения текста: Сделай пометки на полях:

«V» - уже знал;

«+» - новое,

«-» - думал иначе,

«?» - не понял, есть вопросы.

Информация об истории появления оперы.

3. Задание после чтения текста: Заполни таблицу ЗХУ  (Знаю, Хочу узнать, Узнал)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2. Опера П.И.Чайковского “Пиковая дама”. История создания этой  оперы.

3. Прослушивание оркестрового вступления к опере “Пиковая дама». Фиксация учащимися своих ощущений, определение  музыкальных тем в прослушанном.

  1. Выполнение заданий.

1. - Прочитайте либретто оперы Чайковского “Пиковая дама” и заполните таблицу.

 К/в: Что изменено в либретто оперы «Пиковая дама» по сравнению с повестью Пушкина?

Каково время действия в

Повести Пушкина

В опере Чайковского

2.        Кто такая Лиза?

Каковы мотивы поведения главного героя?

Чем заканчиваются произведения?

2. Сравнение сцен из повести и оперы.

Чтение отрывка из повести Пушкина по ролям сцена в спальне графини: “ Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево… Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла”.

Прослушивание 4 картины из оперы “Пиковая дама” “Сцена в спальне Графини”.

  1. Предъявление результатов деятельности и их анализ.

Рекомендации по проведению  семинаров.

Семинар №1. «Моцарт и Сальери» на сцене.

Вопросы и задания:

I группа:

1. Используя текст трагедии А.С.Пушкина, ответьте на вопросы: Как Моцарт относится к жизни, к миропорядку? Что свидетельствует о славе Моцарта? Как Сальери отзывается о Моцарте — человеке и композиторе? Как Моцарт относится к своему творчеству, что говорит о служителях искусства? Как Моцарт отвечает на вопрос: может ли гений совершить злодейство?

2. Опираясь на критерии оценки сценического образа,  охарактеризуйте актерскую работу И. Смоктуновского в телеспектакле «Моцарт и Сальери» (реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г)

II группа:  

1. Используя текст трагедии А.С.Пушкина, ответьте на вопросы: Как Сальери относится к жизни и к миропорядку? Что говорит Сальери о своем творчестве, каков его путь к славе? Как Сальери оценивает свою славу?

2. Опираясь на критерии оценки сценического образа,  охарактеризуйте актерскую работу Н. Симонова в телеспектакле «Моцарт и Сальери» (реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г)

III. группа:

1. Используя текст трагедии А.С.Пушкина, ответьте на вопросы: Почему Сальери завидует Моцарту? Как Сальери пытается «оправдать» свое преступление, почему нельзя принять его доводы? Что доказал Сальери злодейством, к какому выводу он приходит?

2. Опираясь на критерии оценки сценического образа,  охарактеризуйте актерскую работу В. Золотухина (Моцарт), воплотившего легенду о «гуляке праздном», и И. Смоктуновского (Сальери), показавшего мертвенность и змеиное коварство в телефильме М.Швейцера.

Литература:

  1. http://pyshkin-literatyra.ru/teatralnyjj-pushkin.html
  2. Лотман М.Ю. Пушкин. – Искусство-СПБ, С-Петербург, 1995.
  3. Маранцман В.Г. На пути к А.С.Пушкину.- Серия «Изучение творчества А.С.Пушкина в школе», ч. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
  4. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр.- Владос, М.: 2001.
  5. Телеспектакль «Моцарт и Сальери». Реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г.
  6. Телефильм М.Швейцера «Моцарт и Сальери».

Семинар № 2. Иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина.

Вопросы и задания: Охарактеризуйте иллюстрации к произведениям А.С.Пушкина по плану:

  1. Сведения об авторе. Какое место занимает это произведение в его творчестве.
  2. Принадлежность к художественной эпохе.
  3. Смысл названия картины.
  4. Жанровая принадлежность.
  5. Особенности сюжета картины. Причины написания картины. Поиск ответа на вопрос: донес ли автор свой замысел до зрителя?
  6. Особенности композиции картины.
  7. Основные средства художественного образа: колорит, рисунок, фактура, светотень, манера письма.
  8. Какое впечатление оказало это произведение искусства на ваши чувства и настроение?
  9. Какие ассоциации вызывает художественный образ и почему?
  10. Где находится данное произведение искусства?
  11. В чем автор картины следует Пушкину и в чем его (автора) оригинальность?

I группа: М.Врубель. Сальери всыпает яд в бокал Моцарта.

II группа:  В.Фаворский. Умирающий Борис Годунов и царевич Федор.

III. группа: А.Н.Бенуа. Герман перед окнами графини.

Литература:

  1. Гизатулина О.И. Фонохрестоматия по литературе.  К урокам Пушкина.  http://filologstefa77777.blogspot.com/p/blog-page_4727.html
  2. Баранская Н.В.,Овчинникова С.Т., Эткин И.К. Объяснительный текст к альбому «А.С.Пушкин». – М.: Просвещение, 1977.
  3. Пушкин А.: Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. - М.: Изобр. искусство, 1973. - 16 откр.
  4. Тынянов Ю. Кюхля. Издательство «Детская литература»,- М., 1971.

Семинар № 3.  Музыкальная интерпретация романа «Евгений Онегин». Либретто к опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

Вопросы и задания:

1. "Евгений Онегин. Лирические сцены в трех действиях. Текст по Пушкину. Музыка П. Чайковского" — таков заглавный лист оперы "Евгений Онегин" П.И.Чайковского. Опера не носит обычного наименования.  Почему П.И.Чайковский счел необходимым подчеркнуть это в названии своего произведения?

2. Что вошло из романа Пушкина в оперу Чайковского? Перечислите важнейшие, узловые сцены оперы, отраженные в либретто.

3. Какой предстает Татьяна в романе А.С. Пушкина и в опере П.И. Чайковского? Созвучны ли образы положительной героини, созданные поэтом и композитором? Какую роль сыграла «целостность» характера Татьяны в итоге взаимоотношений героев романы и оперы? Почему Чайковский отказался от первоначального замысла финальной сцены? Как создается музыкальный образ Татьяны?

4. Каким предстает Онегин в романе А.С. Пушкина и в опере П.И. Чайковского? Каково отношение Чайковского к Онегину в сцене первого объяснения с Татьяной, в сцене дуэли с Ленским, в заключительной сцене? Каким образом композитор создает музыкальный образ Онегина?

Литература:

  1. Маранцман В.Г. На пути к А.С.Пушкину.- Серия «Изучение творчества А.С.Пушкина в школе», ч. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
  2. Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Издательство «Советская энциклопедия», М., 1976
  3. Ойстрах, О.Г. Мировая художественная культура: материалы для учителя МХК /О.Г. Ойстрах, Т.Л. Демидова. – М., 2001.
  4. Смирнова Э. Русская музыкальная литература.- М.: Музыка,1996.
  5. Пушкин и музыка    http://create-daydream.narod2.ru/Galereya_playcast/Ozhivshaya_poeiya/ASPushkin_i_muzika
  6. Чигрина С.Г.  Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века. http://festival.1september.ru/articles/501373/ 

Рекомендации по проведению  заключительного занятия.

Примерные темы проектов и творческих работ учащихся (эссе, сочинение-размышление и т.п.)

  1. На фоне Пушкина.
  2. Диалог поэтов (по страницам современной поэзии).
  3. Музыка в жизни Пушкина.
  4. Какая из опер П.И.Чайковского («Евгений Онегин» или «Пиковая дама»)  ближе сегодняшнему обществу.
  5. Вошедший на пьедестал. (Описание памятника А.С.Пушкину).
  6. Пушкин – график.
  7. Мой Пушкин.
  8. Размышляя о Пушкине….
  9. Театр пушкинской поры.

    10. Тема, самостоятельно сформулированная учащимся.

Материалы для выявления степени достижения планируемых результатов.

Тестовая работа по теме «Пушкинская тема в творчестве русских поэтов и писателей»

1. Укажите годы жизни А.С.Пушкина:

  1. 1802-1841
  2. 1799-1837
  3. 1789-1829

2. Какое определение М.Ю.Лотмана не соответствует характеристике художественного мира А.С.Пушкина:

  1. «…все слито в единый, целостный, гармонический мир»
  2. «при столь плотной концентрации трагизма в изображении жизни -  мощность солнечной энергии, заключенной в отношении к ней…»
  3. «отсутствие поэзии жизни»

3. В рамках какого литературного направления не творил А.С.Пушкин:

  1. классицизм
  2. романтизм
  3. реализм

4. Кто из поэтов сказал о Пушкине:

Уши лопнули от вопля:

- Перед Пушкиным  - во фрунт!

А куда девали пекло

Губ, куда девали бунт

Пушкинский, уст окаянство.

  1. В.Маяковский
  2. М.Цветаева
  3. А.Блок

5. Кто из современных поэтов переосмыслил пушкинские строки в своем стихотворении:

Чем больше Родину мы любим,

Тем меньше нравимся мы ей,

Так я сказал в один из дней

И до сих пор не передумал.

  1. Ю.Левитанский
  2. Д.Самойлов
  3. Д.Пригов

Ответ: В,С, А, В,С

Тестовая работа по теме «А.С.Пушкин в живописи и скульптуре».

1. Область пушкиноведения, описание и изучение изображений писателя.

  1. иконопись Пушкина
  2. иконография Пушкина
  3. физиогномия Пушкина

2. Назовите художника, который написал портрет Пушкина, отличающийся подчеркнутой сдержанностью, поэтичностью.

  1. О.А.Кипренский
  2. В.А.Тропинин
  3. И.Линев

3. Портрет Пушкина, сделанный этим художником, был обнаружен лишь в 1887 г, никаких достоверных фактов о художнике нет. Назовите его фамилию.

  1. П.Ф.Соколов
  2. И.Линев
  3. А.А.Наумов

4. Автор памятника А.С.Пушкину (Москва, Пушкинская площадь,  1880 г.)

  1. А.М. Опекушин
  2. М.К. Аникушин
  3. Р.Р.Бах

5. В каком журнале было опубликовано первое появившееся в печати произведение Пушкина (стих-е «К другу стихотворцу»):

  1. «Вестник Европы»
  2. «Современник»
  3. «Российский музеум»

6. Псевдоним Пушкина, появившийся в первых публикациях:

  1. Александр П.
  2. Сверчок
  3. Александр Н.К.Ш.П.

7. На титульном листе только что вышедшего в свет произведения (1827 г.) под заглавием по просьбе Пушкина было напечатано «Писано в 1824 году». Произведение, свидетельствующее о переломном моменте в мировоззрении поэта, о кризисе его юношеского романтизма, относилось к уже пройденному этапу его творчества. Назовите это произведение:

  1. «Руслан и Людмила»
  2. «Кавказский пленник»
  3. «Цыганы»

8. Чей портрет нарисовал сам Пушкин рядом со строками 2 гл. романа «Евгений Онегин», с которых начинался поэтический портрет Татьяны Лариной:

  1. Е.Н.Раевская
  2. Е.К.Воронцовой
  3. Н.Н.Гончаровой

9. Художник, создатель картин на исторические темы и на темы русских народных сказок, в 1899 году обратившийся к пушкинской «Песне о вещем Олеге»:

  1. М.А.Врубель
  2. А.Н.Бенуа
  3. В.М.Васнецов

Ответ: В,А,,В, А, А,С,С,В,С

Тестовая работа по теме «А.С.Пушкин в музыке».

  1. Жанр музыки, не связанный с литературой:
  1. романс
  2. этюд
  3. опера

2. Либретто –

  1. это название оперы
  2. фамилия композитора
  3. краткое изложение содержания пьесы, оперы, балета

3. Какой романс, написанный на стихи А.С.Пушкина, М.И.Глинка посвятил дочери А.Керн:

  1. «Я помню чудное мгновенье»
  2. «Адели»
  3. «Признание» («Я вас люблю, хоть и бешусь…»)

4. Какая сцена отсутствует в опере П.И.Чайковского «Евгений Онегин».

  1. Встреча Онегина с Татьяной в доме Лариных, куда привез Онегина Ленский.
  2. Посещение Татьяной имения Онегина, Татьяна в кабинете Онегина.
  3. Дуэль и смерть Ленского.

5.  В опере  П.И.Чайковского «Пиковая дама» с образом  Графини связана тема:

  1. злого рока, судьбы
  2. любви
  3. безумия

Ответ: В, С, А, В, А

Электронные образовательные ресурсы.

  1. Аудиофрагмент. 4 картина из оперы “Пиковая дама” “Сцена в спальне Графини». (№152911). АНО "Мультимедиа-студия "Март". (03:20)
  2. Аудиофрагмент. Оркестровое вступление к опере “Пиковая дама». (№151941).  АНО "Мультимедиа-студия "Март". (02:25)
  3. Гизатулина О.И. Фонохрестоматия по литературе.  К урокам Пушкина.  http://filologstefa77777.blogspot.com/p/blog-page_4727.html
  4. Иллюстрация. Комната П.И.Чайковского. (№204627) ИОП «Мнемозина».
  5. Интегрированный спецкурс по предметам литература и музыка «Произведения А.С. Пушкина  в музыке» Авторы: Батищева О. и коллектив лицея №1 им. А.С. Пушкина г. Брянск
  6. Презентации «Пушкин и Ахматова», «Рукописное наследие Пушкина», «Мир Пушкина», «Поэты серебряного века о Пушкине», «Современная поэзия и Пушкин», «Психологизм пушкинской драматургии», «Пушкинский портрет», «Музыка в жизни Пушкина», «Литературный мир Чайковского».
  7. Пушкин А.С. в зеркале двух столетий [Электронный ресурс]: Мультимедиа-энциклопедия.
  8. Пушкин и музыка    http://create-daydream.narod2.ru/Galereya_playcast/Ozhivshaya_poeiya/ASPushkin_i_muzika
  9. Электронный образовательный ресурс Пушкин А.С. «1С:Аудиокниги. Пушкин А.С. Евгений Онегин.  Mp3-аудиокнига» 1-С 2007
  10. Юсупова Ф. А.С.Пушкин. Пиковая дама. http://video.mail.ru/mail/demolit_fanil/_myvideo/1.html?autoplay=1
  11. Телеспектакль «Моцарт и Сальери». Реж. А.Доусон, Л.Пчелкин, 1971 г.
  12. Телефильм М.Швейцера «Моцарт и Сальери».

Ресурсное обеспечение программы

(в том числе Internet-ресурсы).

  1. Аркин И.И Уроки литературы в 9 классе. Практическая методика. – М.: Просвещение, 2001.
  2. «Царскосельская» тема в произведениях А.Пушкина и А.Ахматовой //Голоса молодых ученых. М.;2007 г. Выпуск 20. С 12-37
  3. http://pyshkin-literatyra.ru/teatralnyjj-pushkin.html
  4. Арсланова О.В. "Царскосельская статуя" Пушкина и Ахматовой:[Сопоставительный анализ двух стихотворений]" "Царскосельская статуя" Пушкина и Ахматовой:[Сопоставительный анализ двух стихотворений]" // Образование в современной школе. - 2006. - № 2. - С. 23.
  5. Баранская Н.В.,Овчинникова С.Т., Эткин И.К. Объяснительный текст к альбому «А.С.Пушкин». – м.: Просвещение, 1977.
  6. Белашов А. Неисчерпаемый образ: Скульптурные портреты А. Пушкина // Юн. художник. - 1997. - № 2. - С. 4-6.
  7. Воронов Н.В. России сердце не забудет... // Воронов Н.В. Люди, события, памятники. - М.: Просвещение, 1984. - С. 70-98.
  8. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр.- Владос, М.: 2001.
  9. Денисенко С.В. Пушкинские тексты на театральной сцене в XIX веке. — СПб. : Нестор-История, 2010. — 532 с, ил.
  10. И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ... Любовная лирика Александра Пушкина в музыке http://lm.livememory.net/post128048717/
  11. Калаушин М.М. Пушкин в портретах и иллюстрациях: Пособие для учителя сред. шк. /Общ. ред. Д.Д. Благого. - 3-е изд. - Л.: Учпедгиз, 1956.-375 с.
  12. Кононова А.А.. Здравый смысл "старого лада". Урок-исследование по роману А.С.Пушкина "Евгений Онегин". 9 класс. - ЛШ, 1999, № 4.
  13. Кутмина О.А., Прокопченко И.Н.Еще раз о хорошем вкусе (Пушкин и современная литература) http://articles.excelion.ru/science/literatura/other/17776002.html
  14. Лотман М.Ю. Пушкин. – Искусство-СПБ, С-Петербург, 1995.
  15. Маранцман В.Г. На пути к А.С.Пушкину.- Серия «Изучение творчества А.С.Пушкина в школе», ч. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999.
  16. Музыкальная энциклопедия в 6 томах. Издательство «Советская энциклопедия», М., 1976
  17. Непомнящий В.С. Пушкин. Русская картина мира.- Серия "Пушкин в ХХ веке", вып.VI. - М.: Наследие, 1999. - С. 21-54.
  18. Ойстрах, О.Г. Мировая художественная культура: материалы для учителя МХК /О.Г. Ойстрах, Т.Л. Демидова. – М., 2001.
  19. Пушкин А.: Иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. - М.: Изобр. искусство, 1973. - 16 откр.
  20. Смирнова Э. Русская музыкальная литература.- М.: Музыка,1996.
  21. Тынянов Ю. Кюхля. Издательство «Детская литература»,- М., 1971.
  22. Чигрина С.Г.  Гений Пушкина и Чайковского в искусстве XIX века. http://festival.1september.ru/articles/501373/ 

Литвинова Н.А. учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 42 г.Комсомольска-на-Амуре


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...