Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности
статья по литературе по теме
Развитие творческих способностей учащихся как основа для формирования нравстенных качеств, а также для воспитания активной гражданской позиции учащихся. Это творческий отчет по данной теме с подтверждением примерами из опыта работы учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskiy_otchet.doc | 94.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности
Литература развивает творческое начало в человеке, в конечном счете искусство направлено на то, чтобы сформировать воображение". (В. Давыдов)
Одна из самых серьезных и трудных задач - это научить детей думать, мыслить творчески, самостоятельно, независимо . Думаю, что этим и занимаемся мы, учителя русского языка и литературы, на своих уроках.
На уроках литературы я стараюсь своих учеников не только ввести в мир прекрасного, приобщить их к образцам ответственной и мировой художественной культуры, к духовным исканиям выдающихся писателей, воспитать потребность в чтении, интерес к литературе, научить не только понимать художественное слово, но и развивать литературно-художественные задатки, речевое творчество, потребность и умение владеть богатствами родной речи.
В.А. Сухомлинский ставил слово в основу творчества, чуткость к красоте слова считал огромной силой, облагораживающий духовный мир ребенка.
Актуальность. Литература, пожалуй, один из немногих школьных предметов, который направлен на воспитание души ребенка. Кроме того, предмет «Русская литература» способствует развитию у учащихся творческого воображения, навыков аналитической деятельности, самостоятельности суждений, так как словесное искусство как наиболее духовная область человеческой деятельности обладает огромными воспитательными возможностями: учит читателя эмоциональной восприимчивости и эстетическому вкусу и, в конечном счете, помогает выработке нравственно-жизненной, гражданской позиции.
Современному обществу необходима личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях. Нужна творческая личность, способная саморазвиваться, самообразовываться, самореализовываться. В этом во многом способствует такое качество, как конкурентоспособность. Это способность максимального расширения границ собственных возможностей с целью реализации себя личностно, профессионально, социально, нравственно. Для этого необходимо постоянно развиваться и совершенствоваться, реализовывать свою активность, интересы, свое собственное «Я», обладать новым стилем мышления быть мобильным, успевать за временем. Только сильная личность, как считает А.Г.Асмолов, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом, в состоянии сделать свою жизнь и жизнь окружающих содержательной, интересной и счастливой.
Ведущая цель моей работы – формирование нравственных качеств современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности. С этой целью я не только учу детей самостоятельно мыслить, переводя знания в убеждения, но и развиваю у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда.
Задачи, необходимые для достижения обозначенных целей:
Задачи:
- Изучить методическую литературу
- Составить задания для учащихся для развития творческих способностей учащихся
- Использовать (внедрить) различные виды творческих работ учащихся на уроках литературы и русского языка
- Приблизить к современности, «осовременить», художественные образы,
- Пробудить интерес учащихся к изучаемому произведению через проявление собственного мнения, видения образа, развития творческих способностей в различных видах работ учащихся
- Систематизировать, распространить и обобщить опыт по данной теме
Методы исследования.
- По способу деятельности. Словесный (теоретический): беседа, рассказ, слово учителя, игры — загадки, викторины, шарады, ребусы, кроссворды, ситуативные игры и др. — усиливают занимательность обучения, развивают смекалку и находчивость, воспитывают любознательность и интерес к теме и предмету. Используются в младших и средних классах.
- Наглядный: портрет писателя, фотографии места проживания писателя, издательства его произведений, предметы культуры и искусства
- Практический: различные вопросы и задания, способствующие применению знаний учащихся на практике
- По источнику знания: метод проблемного изложения материала (наибольший эффект в старших классах, например: при изучении «Проблема морального выбора в трагедии «Гамлет»);
Исследовательский метод. Например, «В чем суть «шекспировского вопроса»?»,самостоятельный сравнительный анализ образов главных героев в драме А.Островского «Гроза» и повести Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», «Источники трагедии Печорина».
Использование этих методов способствует развитию у учащихся не только общеучебных навыков, но и развивает навыки анализа художественного образа, закладывает основу для выработки своей позиции, своего видения образа.
Объектом исследования является процесс развития творческого потенциала у учащихся 7-11 классов.
Предмет самоанализа: творческие способности учащихся на уроках русского языка и литературы
В 2010-2011 учебном году я начала свою работу по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы как основа для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности».
Прежде всего я проанализировала специальную литературу по проблеме исследования, передовой опыт творчески работающих учителей русского языка и литературы. По моим наблюдениям, данная тема наиболее глубоко рассматривается на уроках литературы в среднем и старшем звене. Следовательно, для получения более значимого результата необходимо начинать работу уже в начальной школе.
Проблему развития творческого потенциала учащихся я освещала на семинарах, заседаниях МО, МШМО. Так, в 2009 году совместно с учителем казахского языка Мукеевой Б.К. провела интегрированный урок развития речи «Моя будущая профессия» в 10 классе, в 2010 году участвовала в Конкурсе панорамных уроков, дала открытый урок литературы на МШМО по теме «Чичиковы в наши дни», в январе 2011 года на районном семинаре директоров провела открытый урок литературы в 8 классе по теме «Романтизм. Поэма Байрона «Корсар», в 2012 году на районном семинаре завучей мной был дан открытый урок русского, казахского, английского языка по теме «Спорт в разделе «Сложное предложение». В январе 2013 года я провела онлайн-урок по русской литературе в 9 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». В чем трагедия Печорина?».
В период 2010-2013 года на внутришкольных семинарах, заседаниях МО мной были подготовлены выступления на следующие темы:
- «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
- «Изучение русского языка и литературы в свете современных технологий»
В 2010 году я участвовала в республиканском проекте по внедрению электронных учебников, где разработала ряд уроков, приемов по данной технологии.
Свою практическую деятельность по данной теме я начала в 2010-2011 учебном году. Но интерес к ней зрел у меня давно. Меня давно интересовал вопрос: что чувствует современный школьник к герою классической литературы? Как он относится к Онегину, Печорину, Раскольникову? И сразу возникли проблемы: нежелание читать, восприятие и самих авторов, и их героев как «дела давно минувших дней». Поэтому главной задачей было пробудить интерес к чтению художественного произведения. Здесь мне помог приём, так сказать, «осовременивания» героев. Такие уроки, как «Онегины (Печорины, Чичиковы) наших дней», «Если бы Высоцкий(Есенин, Пушкин) был жив…», «Лариса Огудалова и девочки-бесприданницы 21 века. Сходство и отличие».
Этот прием способствует формированию у учащихся таких компетенций, как:
- уметь работать с книгой
- уметь находить и выделять главное
- уметь выделять причинно-следственные связи
- уметь формулировать и отстаивать свою позицию
- уметь анализировать и сопоставлять
-уметь оценивать результат своей работы
В современных условиях главной задачей образования является получение учащимися определенной суммы знаний, формирование у них умений и навыков самостоятельного их приобретения. Развитие творческих способностей учащихся позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности.
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволяет:
- более интересно и насыщенно проводить уроки,
- активизировать читательскую деятельность учащихся
- формировать нравственные качества современной личности, способной к самообразованию, самореализации и мобильной адаптации в меняющихся условиях современности
Преимущества, получаемые учителем, при выполнении творческих работ учащихся:
- Возрастает качество процесса обучения, так как в работу включаются несколько органов чувств учащихся (слух, зрение, ощущение)
- Значительно успешно происходит воздействие на эмоциональную сферу учащихся, а, следовательно, удается задействовать непроизвольную память, которая является залогом прочных знаний. Учитель должен удивлять детей!
- Связь урока с современностью позволяет заинтересовать учащихся и получить реальный результат
- Творчество учителя – изготовление презентаций, участие в конкурсах – служит примером для создания собственных авторских работ, в том числе и презентаций
Преимущества, получаемые учеником:
- Интересный, доступный путь усвоения информации
- При подготовке собственной творческой работы учащиеся приобретают умения, навыки, необходимые им в жизни
- Повышается мотивация к учебе
- Закрепляются навыки самостоятельной работы, индивидуальной подачи материала
- Развивается речевое творчество учащихся
- Вырабатывается потребность к самореализации, позволяющая в будущем выработать активную жизненную позицию. помогает учащимся у школьников творческое отношение к любому виду деятельности, потребность в самореализации. Каждый из них имеет право на индивидуальную активную жизненную позицию, позитивный взгляд на жизнь и обязательную ответственность перед собой и обществом за результаты своего труда
Использование творческих работ учащихся способствует развитию устойчивого внимания, повышает мотивацию к учебе, облегчает овладение сложным материалом. Кроме того, уроки, на которых используются и демонстрируются творческие работы детей, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасциации (привлекательности). В результате дети, которые на уроках обычно пассивны, активно высказывают свое мнение.
В своей работе опираюсь на:
- использование текстов художественных произведений
- использование интернет-ресурсов
- использование элементов инновационных технологий (синквейн, «Займите позицию», фишбон, ИКТ и др.)
- использование электронного учебника по русской литературе (7, 9 кл.)
- использование творческих работ учащихся
Развитие творческих возможностей учащихся позволяет «разбудить» способности, вызвать интерес к изучаемой теме, максимально включиться в работу не только на уроке, но и при подготовке творческого домашнего задания.
Так как любая творческая работа требует прежде всего владение материалом, то в основном учащиеся самостоятельно читают текст или литературу по данной теме. Так, в 11 классе к уроку по развитию речи по теме «Моя будущая профессия» было дано задание подготовить презентацию о будущей профессии с обязательным экскурсом в историю. В 8 классе при проведении анализа образа Корсара (Байрон поэма «Корсар») был применен прием синквейна, ассоциативный кластер. Прием ассоциации продуктивно работает на уроках литературы . (Образы Онегина, Печорина, Чичикова, Хлестакова и других героев) иногда в детском воображении приобретают неожиданные метаморфозы. Кроме создания работы каждый автор должен выступить в защиту своего кластера. Такие приемы развивают, кроме творческого воображения, еще и речевое, художественное творчество учащихся, развивают независимость суждений и неоднозначность восприятия героя, отдаляют от штампов, принятых ранее по отношению к данному персонажу, пробуждают интерес к автору и его творчеству в целом.
Вместе с ребятами мы подготовили и систематизировали дидактический и раздаточный материал по русскому языку, творческие работы по литературе, научились выполнять различные виды творческих работ: эссе, изложения с элементами рассуждения нравственной тематики, письмо герою (автору), дневник литературного героя, писать стихи, рассказы и сказки (проба пера), составлять тесты по русскому языку, проводить урок-диспут, составлять презентации, путешествовать во времени вместе с героями произведений.
В новых учебниках по 12-летнему образованию введены задания – подготовить презентацию. Исходя из этого, я тоже начала давать такие задания. Подготовка к ним требует от учащихся творчества и самостоятельного поиска.
Так, подготовлены учащимися такие презентации: по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» и по жизни и творчеству Н.Рубцова, Высоцкого, Евтушенко, Твардовского, Чехова, по повести «Капитанская дочка. Пока презентаций немного, но работа будет продолжена.
Объяснение нового материала.
На этом этапе урока очень важно вызвать интерес к данной теме урока. Так, в 9 классе при подготовке к анализу романа М.Лермонтова «Герой нашего времени», а именно образа Печорина, был проведен экскурс в 19 век (презентация), прослушали сообщение учащихся о восстании декабристов и времени реакции, поработали в группах, выясняя причину появления «лишних людей»,прослушали чтение наизусть стих-я «Дума».
Закрепление и систематизация знаний.
Этот этап работы очень важен. Прием «мозговой штурм» заставляет быстро включаться в работу на уроке . Задания и вопросы подбираю таким образом, чтобы усилить интерес к образу Печорина и к роману в целом. Конечно, успех зависит от знания текста. Поэтому на уроках и дома просматриваем эпизоды фильма, делаем закладки в тексте романа. Вся работа в классе строится на глубоком анализе образа Печорина. Использую приемы фишбон, займи позицию, провожу сравнительный анализ с Онегиным. Часто использую также прием провокационных вопросов.
Контроль усвоения пройденного материала.
Организация самостоятельной поисковой, творческой работы, работа в группах, презентация авторской работы, создание ситуации успеха
Результат
Проблему развития творческого потенциала учащихся я освещала на семинарах, заседаниях МО, МШМО. Так, в 2009 году совместно с учителем казахского языка Мукеевой Б.К. провела интегрированный урок развития речи «Моя будущая профессия» в 10 классе, в 2010 году участвовала в Конкурсе панорамных уроков, дала открытый урок литературы на МШМО по теме «Чичиковы в наши дни», в январе 2011 года на районном семинаре директоров провела открытый урок литературы в 8 классе по теме «Романтизм. Поэма Байрона «Корсар», в 2012 году на районном семинаре завучей мной был дан открытый урок русского, казахского, английского языка по теме «Спорт в разделе «Сложное предложение». В январе 2013 года я провела онлайн-урок по русской литературе в 9 классе по теме «М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени». В чем трагедия Печорина?».
В период 2010-2013 года на внутришкольных семинарах, заседаниях МО мной были подготовлены выступления на следующие темы:
- «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы»
- «Изучение русского языка и литературы в свете современных технологий»
В 2010 году я участвовала в республиканском проекте по внедрению электронных учебников, где разработала ряд уроков, приемов по данной технологии.
Результатом моей педагогической деятельности является активное участие моих учеников в районных и областных олимпиадах, а также конкурсах сочинений и призовые места, занятые школьниками.
Так, в 2007-2008 учебном году ученица 10 класса Мальсагова Диана. заняла 3-е место в областном конкурсе сочинений «Казахстанский патриотизм – основа уверенного развития и процветания страны» и была награждена дипломом третьей степени и премией акима области в размере 50 тысяч тенге; с 2008 по 2013 годы ученик Ермекбаев Батыр(9 класс) занимал призовое 1 место в республиканской олимпиаде «Русский медвежонок», в 2013 году – Дьяков Никита, ученик 8 класса также занял 1 место в этом конкурсе; в 2010 году учащиеся нашей школы Сапар С., Капарова А., Арзуманян Р., Сеилбекова М. заняли 2 место в районном конкурсе «Пушкинские чтения»; в 2011 году - 1 место в районном конкурсе сочинений «Моя Азиада (Тугаев Аблай) в 2012 году учащиеся нашей школы Богайчук А., Исмаилова А., Исмаилова К., Таубаева А. приняли участие в областной полилингвальной олимпиаде, получили сертификат. В 2012 году ученица11 класса Богунова Мария заняла 2 место в районном конкурсе сочинений «Письмо Президенту», награждена дипломом. В 2012 году ученица 9 класса Селезнева Нина заняла 2 место в областном конкурсе сочинений «Какие уроки я почерпнула из лекций Н.А.Назарбаева» и была награждена сертификатом и ценным призом.
Успехи учащихся по русскому языку и литературе напрямую зависят от профессионализма учителя. Жизнь не стоит на месте: появляются новые книги, методические пособия, большой вклад вносят практические работники, рассказывая о своем опыте обучения детей. Не стремиться знать все новое методике преподавания русского языка и литературы – значит неизбежно отстать от жизни. Поэтому регулярно посещаю и принимаю участие в районных семинарах, областных конференциях (областная конференция в 2008 году «Инновационные технологии в обучении русскому языку»)
В 2009-2010 учебном году выступила с докладом на заседании педсовета «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы». В 2010 году участвовала в республиканском проекте по внедрению электронных учебников.
Периодически повышаю квалификацию в СК ИПК и ППК: в 2012 году прошла курсы по теме «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях 12-летнего обучения»; в 2012 году – по электронному обучению. . Итогом этих курсов стало то, что у меня в интернете на сайте
Pro Школу.ru есть личная страница, где я размещаю свои уроки и презентации, также на этом сайте я принимаю участие в проекте «Источник знаний», за что неоднократно получала грамоты.
В школе в течение десяти лет руковожу МО учителей гуманитарного цикла. В этом учебном году по итогам проведенной декады языковых дисциплин и истории мною написана статья, которая была опубликована в районной газете «Маяк».
Постоянно провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Имею поощрения.
В 2009 году была награждена Грамотой Министерства образования и науки Республики Казахстан.
В 2009 году по итогам ЕНТ награждена Грамотой «Лучший учитель русского языка»Кызылжарского района;
в 2010 году отмечена благодарственным письмом от Кызылжарского районного филиала Народно-демократической партии «Нур-Отан» за активное участие в общереспубликанском творческом конкурсе; посвященном 20-летию Независимости Республики Казахстан.
в 2012 году награждена Грамотой Кызылжарского РОО
Такими же активными и самостоятельными, стремящимися к развитию своих творческих способностей я хочу воспитать своих учеников.
Срезы знаний по русскому языку по итогам аттестации (февраль,2013 г.)
класс | Предмет, форма опроса | % успеваемости | Качество знаний | средний балл |
9 «а» | Русский язык (диктант) | 87,5 | 62,5 | |
11 | тестирование | 100 | 20,8 |
Итоги ЕНТ по русскому языку
Предмет | Учебный год | средний балл |
Русский язык | 2008 | 19,6 |
2 место, район | 2009 | 20,8 |
2010 | 21 | |
2011 | 19,5 | |
2012 | 20 |
Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы действительно является основой для обучения и воспитания нравственной конкурентоспособной личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностно-компетентностный подход в развитии творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
Методическая статья и презентация....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы посредством использования современных образовательных технологий
Цели современного урока – формирование таких компетенций, которые продвинут учеников в развитии относительно самих себя. Осознанное получение ЗУН учит быть успешным, повышает самооценку, делает ...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы в 5 классе.
Данный материал содержит обобщение опыта работы по развитию творческих способностей детей в 5 классе. Представлены творческие работы ребят ....
Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.
В современном мире человеку просто необходимо уметь творчески мыслить, принимать нестандартные решения. Но в школе часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению стандартных приём...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.
В данной статье представлен опыт работы с учащимися в форме творческого проекта. Представлены индивидуальный творческий проект, коллективный долгосрочный творческий проект для разновозрастных учащихся...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ.презентация к статье
презентация к статье РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ....