Тест по "Преступлению и наказанию" Достоевского
тест по литературе (10 класс) по теме

Сундукова Ольга Владимировна

Данный тест может стать итоговой проверочной работой при изучении романа Ф.М.Достоевского  "Преступление и наказание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 10_klass_dostoevskiy.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. Каково социальное положение главного героя?

        Бывший студент.

2. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

        «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

3. С чем сравнивает автор каморку Раскольникова?

        Со шкафом.

4. Каковы причины преступления, совершённого Раскольниковым?

        Нищета и теория о «сверхчеловеке».

5. Какое событие послужило поводом к убийству старухи?

        Письмо матери.

6. С кем проживала Алёна Ивановна?

        Сестрой, Лизаветой.

7. Где Раскольников взял топор для убийства?

        В каморке дворника, за дверью.

8. Где старуха прятала заложенные у неё вещи?

        Под кроватью.

9. Где прятался Раскольников, чтобы его не увидели поднимавшиеся ему навстречу два посетителя  с дворником, заподозрившие недоброе?

        На втором этаже, в квартире, где был ремонт, откуда только что вышли маляры.

10. Куда Раскольников спрятал кошелёк и вещи убитой старухи?

        В своей комнате за обоями и во дворе какого-то дома под камнем.

11. По какой причине Раскольникова вызвали в полицию на второй день после преступления?

        По жалобе хозяйки комнаты, которой он задолжал.

12. При каких обстоятельствах Соня знакомится с родными Раскольникова?

        Соня пришла пригласить Раскольникова на поминки отца.

13. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать тем, что она была им облагодетельствована?

        Лужин.

14. Кто и кому подложил сторублёвый кредитный билет в карман с целью обвинения в воровстве?

        Лужин Соне.

15. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды»?

        Свидригайлов.

16. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

        Легенду о воскрешении Лазаря.

17. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт, а потом покончил самоубийством?

        Свидригайлов.

18. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

        Порфирий Петрович.

19. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны?

        Соне.

20. Кто из героев сопровождает Раскольникова на каторгу?

10 класс

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

1. Каково социальное положение главного героя?

_____________________________________________________________________________

2. Мучают Раскольникова не бедность и нужда, а попытки решить какой-то важный вопрос. Какой именно?

_____________________________________________________________________________ 

3. С чем сравнивает автор каморку Раскольникова?

_____________________________________________________________________________

4. Каковы причины преступления, совершённого Раскольниковым?

_____________________________________________________________________________ 

5. Какое событие послужило поводом к убийству старухи?

_____________________________________________________________________________

6. С кем проживала Алёна Ивановна?

_____________________________________________________________________________

7. Где Раскольников взял топор для убийства?

_____________________________________________________________________________

8. Где старуха прятала заложенные у неё вещи?

_____________________________________________________________________________

9. Где прятался Раскольников, чтобы его не увидели поднимавшиеся ему навстречу два посетителя  с дворником, заподозрившие недоброе?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________10. Куда Раскольников спрятал кошелёк и вещи убитой старухи?

_____________________________________________________________________________

11. По какой причине Раскольникова вызвали в полицию на второй день после преступления?

_____________________________________________________________________________  12. При каких обстоятельствах Соня знакомится с родными Раскольникова?

_____________________________________________________________________________

13. Кто из героев считает, что выгоднее брать жену из нищеты, чтобы потом над ней властвовать и попрекать тем, что она была им облагодетельствована?

_____________________________________________________________________________

14. Кто и кому подложил сторублёвый кредитный билет в карман с целью обвинения в воровстве?

_____________________________________________________________________________

15. Кто из героев говорит Раскольникову: «Мы одного поля ягоды.»?

_____________________________________________________________________________

16. Какую библейскую легенду читает Соня Раскольникову?

_____________________________________________________________________________

17. Кто помогает определить осиротевших детей Мармеладова в приют, отчислив деньги на их счёт, а потом покончил самоубийством?

_____________________________________________________________________________

18. Кто первым догадался о том, что Раскольников – убийца старухи?

_____________________________________________________________________________

19. Кому Раскольников признаётся в убийстве Алёны Ивановны?

_____________________________________________________________________________

20. Кто из героев сопровождает Раскольникова на каторгу?


10 класс

Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

Темы сочинений

  1. Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе.
  2. «Их воскресила любовь».
  3. Христианские образы и мотивы в художественном мире романа.
  4. Теория идеи Раскольникова и её крах.
  5. Образ Петербурга в романе.
  6. Автор и герой в романе.
  7. Судьбы «униженных и оскорблённых» на страницах романа.
  8. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?
  9. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.
  10.  Христианская концепция Достоевского и её гуманизм в романе.
  11.  Бунт Родиона Раскольникова.
  12.  Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
  13.  Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и наказание».
  14.  Образ Раскольникова в романе.
  15.  О чём меня заставил задуматься роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  16.  «Я себя убил, а не старушонку…». Нравственное крушение Родиона Раскольникова.
  17.  «Правда» Сони Мармеладовой.
  18.  Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Достоевского.
  19.  Мастерство Ф.М.Достоевского в создании характера героя (на примере любого персонажа).
  20.  Преступления Родиона Раскольникова.
  21.  О каком наказании идёт речь в романе?
  22.  Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского.
  23.  «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма.
  24.  Нравственная атмосфера семьи Раскольниковых.
  25.  Семья Мармеладовых в судьбе Раскольникова.
  26.  Образ ребёнка и его значение в романе.
  27.  «Когда уже некуда больше идти…». Тупиковые ситуации в романе.
  28.  Человек и окружающий его мир. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)
  29.  Борьба идей в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
  30.  «В произведениях г.Достоевского мы находим одну общую черту… это боль о человеке.» (Н.А.Добролюбов). (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

Материалы к сочинению

Изображение жизни «униженных» и «оскорблённых» в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

План.

  1. Вступление. Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей.

     II. Основная часть. Широта изображения в романе нищеты и страданий     «бедных людей».

  1. Петербург Достоевского, утверждающий идею Раскольникова о праве сильной личности на преступление:

а) образ «жёлтого» Петербурга;

б) описание петербургских трущоб;

в) описание «дворов-колодцев», домов, комнат-«гробов»;

г) будничные кошмары на улицах города;

д) петербургские распивочные. (I-1,2/с.   )

        2. «Униженные» и «оскорблённые» в романе:

             а) Соня Мармеладова и её семья; (I-2,7/с. 12)

             б) полунищенское положение матери и сестры Раскольникова; (I-3/с. 27-письмо)

             в) нищета студента Раскольникова; (I-1/с. 5,6,9; I-3/с. 25)

             г) пьяная девочка на бульваре, которую преследует «жирный    франт». (I-4/с. 40)

        3. Мир насилия и грабителей в романе:

            а) старуха-ростовщица, «высасывающая кровь из людей», как символ этого страшного мира; (I-6/с.   )

            б) мир Лужина, Свидригайлова и пр. (III-5/с.   )

        4. Идеи Раскольникова как протест против этого мира.

III. Заключение. Боль за человека – основа авторской позиции в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

Материалы к сочинению

Теория идеи Раскольникова и её крах.

План.

  1. Вступление. Социальные и философские истоки теории Раскольникова.

II. Основная часть. Как развенчивается в романе теория Раскольникова?

  1. Идеи Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений:

а) «недодуманность» теории до конца (III-5/с.   ):

        - к какому разряду людей – «высшему» или «низшему» - следует отнести мать, сестру и др.?

        - захотят ли близкие люди, ради которых он решился на преступление, воспользоваться «результатами» этого преступления?

        - как намеревался герой использовать украденные вещи?

               б) несоответствие замыслов и результатов:

                - замысел: убить никому не нужную старуху, чтобы    самому встать «на ноги», сделать первые шаги, избавить родных от унизительного полунищенского положения и осчастливить своей деятельностью человечество; результат: собственные душевные страдания, страдания близких и родных, смерть матери (II-1,2/с.   ; III-6/с.   );

                - замысел: перевести себя в «высший» разряд людей; результат: оказался рядом с Лужиным и Свидригайловым (II-5/с.   ; IV-2/с.   );

        в) поединки Раскольникова с Порфирием Петровичем: мастерство следователя в опровержении теории «двух разрядов» людей (III-5/с.   ; IV-1/с.    );

        г) сны Раскольникова:

                - бессмысленность индивидуалистического бунта (I-5/с.   ; III-6/с.    );

                - за преступлением непременно следует наказание;

                - антигуманистический, преступный характер идеи  Раскольникова ( III-5/с.   ).

2. Наказание Раскольникову за преступление:

        а) мучительнейшее ощущение «разомкнутости и разъединённости с человечеством» (II-5,6,7/с.    );

        б) смерть матери (III-3,6/с.    );

        в) всенародное осмеяние и осуждение:

                - насмешливая реплика пьяного, которую слышит Раскольников в свой адрес, когда идёт «на пробу»: «Эй, ты немецкий шляпник!»;

                - смех Настасьи, услыхавшей слова Раскольникова о его «работе», о его «думанье»: «А тебе бы сразу весь капитал!»;

                - осмеяние Раскольникова толпой во время его коленопреклонения на Сенной площади (VI-8/с.   );

                - неприятие Соней его теории (IV-4/с.    );

                - ненависть к нему каторжных;

        г) каторга и как юридическое наказание, и как исход, и как очистительное страдание.

3. Почему Раскольников, несмотря на совершённое им преступление, воспринимается нами как личность значительная, вызывающая не только сочувствие, но даже сострадание?

        а) развенчивает ли Достоевский Раскольникова, показывая преступный характер его теории?

        б) каков Раскольников в представлении и оценках положительных героев романа: Дуни, Разумихина, Сони, Порфирия Петровича?

        в) как характеризует автор душевные страдания Раскольникова, переживаемые им после преступления?

        г) вытекает ли возможность нравственного перерождения Раскольникова из его человеческой натуры?

III. Заключение. «Я хотел Наполеоном сделаться…». Проблема наполеонизма в романе и в наши дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по русскому языку, итоговый тест для 5 класса, тест "Выразительные средства", уроки по произведениям Воронковой и Чивилихина

Тренировочные тесты для подготовки к ЕГЭ. Можно использовать в качестве контрольной работыТест для отработки знаний задания В8Итоговый тест для 5 классаМетодические разработки уроков по произведениям ...

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов RomeXoftMultiTesterSystem 3.3»

Мастер класс «Создание тестов с помощью конструктора тестов  RomeXoftMultiTesterSystem 3.3» Ознакомиться педагогов с программой «RomeXoftMultiTesterSystem 3.3” и дать  им первоначальные...

Тест по физике_Итоговый тест. Законы электрического тока

Тест по физике для учащихся 8 класса, обучающихся по учебнику А. В. Перышкина. Тема: итоговый - Законы электрического тока. Работа выполнена в программе MyTest....

Тесты. Виды тестов

Важнейший элемент рейтиноговой системы - тестирование. Тесты позволяют в кротчайший срок проверить знания больших групп учащихся, выявить пробелы при изложении учебного материала, применить методы мет...

ЕГЭ английский Тест toefl Тест ielts CAE tests Тесты по аудированию Тесты по чтению Словарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭ

Тест toeflТест ieltsCAE testsТесты по аудированиюТесты по чтениюСловарный запас Что нужно знать для успешной сдачи ЕГЭЧему бы ни учился человек на протяжении всей своей жизни, его всегда бу...

Урок по технологии. "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"

Разработка урока по теме "Блюда из теста. Понятие о разных видах теста. Песочное тесто"....