Литературный вечер "Певец великого Дона"
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Молчанова Светлана Александровна

Литературное занятие для старшеклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sholohov_literaturnoe_meropriyatie.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                         МБОУ « Подолешенская  СОШ»

              Прохоровского  района   Белгородской  области.

Литературный  вечер

«Певец великого  Дона»

Подготовила: Молчанова С.А.

учитель  русского языка  и литературы

с. Подольхи.

 ПЕВЕЦ ВЕЛИКОГО ДОНА (вечер-портрет)

Оформление: портрет М. А. Шолохова; книжная выставка; по возможности - фильмы (фрагменты экранизаций шолоховских произведений) или слайды; репродукции пейзажей Донского края; звукозаписи.

Действующие лица:

два ведущих,

чтец,

исполнители народных песен.

                                                   Ход мероприятия

Ведущий. Гений - достояние не только отдельной нации, но и всего человечества. Имена великих писателей на слуху и памяти каждого.

   Сегодня мы собрались поговорить о творчестве и судьбе Михаила Александровича Шолохова. Весь мир знает его как писателя - лауреата Нобелевской премии, а также других зарубежных и советских премий и почетных званий. Многим он известен как общественный деятель, орденоносец, человек во многих отношениях примечательный.

А между тем почти вся жизнь его прошла не в столице и даже не в городе, а в небольшой станице Вешенской, на берегу тихого Дона

 (Показывает слайды. Тихо звучат донские напевы.)

В этом красивом 2-этажном доме рождены едва ли не все его произведения, вошедшие в золотой фонд мировой литературы.

Ведущий 2 (на фоне напевов). Судьба... Она не была легкой у тех, чье детство и юность пришлись на начало века (музыка прекращается), а зрелость - на годы сталинских репрессий. Михаил Александрович знал победы и беды, почет и клевету, уважение и зависть... До сих пор отношение к нему неоднозначно, еще не все тайны шолоховского мастерства открыты читателям. Чтобы лучше понять, что это была за личность, давайте проследим основные вехи творческой биографии писателя.

Ведущий 1. Знаете ли вы, что писатель Шолохов награжден почетным для каждого филолога болгарским орденом Кирилла и Мефодия? День памяти этих христианских святых - 24 мая. Это праздник всех грамотных людей - День славянской письменности и культуры. Вот с какой серьезной датой совпадает день рождения Михаила Шолохова,

   (Звучит песня В. Шаинского на слова Е. Шевелевой «Уголок России».)

Ведущий 2. Родился М. А. Шолохов на юге России, в Ростовской области, на хуторе Кружилине станицы Вешенской. Мать его, Анастасия Даниловна, родом с Украины; отец, Александр Михайлович, выходец из Рязанской губернии. (Демонстрируются фотографии.)                        Чтец. Я родился на Дону, рос здесь, учился, формировался как человек и писатель... И, будучи патриотом своей могущественной Родины, с гордостью говорю, что являюсь и патриотом своего родного Донского края».

Ведущий 1. Семья часто переезжала. Миша учился сначала дома, потом в начальном училище в станице Каргинская и в нескольких гимназиях. Учебу прервала революция 1917 года и гражданская война.

Чтец. «С 1920 года, т. е. с момента окончательного установления Советской власти на юге России, я, будучи 15-летним подростком, сначала поступил учителем по ликвидации неграмотности среди взрослого населения, а потом пошел на продовольственную работу... Все время усиленно занимался самообразованием».

Ведущий 2. В годы гражданской войны Михаил Шолохов состоял в части особого назначения - ЧОН. Будущий автор «Тихого Дона» и его товарищи преследовали белогвардейцев в степях Верхнего Дона.

Чтец. «Степь родимая! <...> Родимая степь под низким донским небом! Вилюжины балок, суходолов, красноглинистых яров, ковыльный простор с затравевшим гнездовым  следом конского копыта, курганы, в мудром молчании берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по-сыновьи целую твою пресную землю, донская, казачьей, нержавеющей кровью политая степь!»

Ведущий 1. Впечатления страны детства и юности оказали едва ли не решающее воздействие на писательскую судьбу. Молодое сердце жадно впитывало красоту степей и лугов Придонья, неповторимый казачий мир с его красками, запахами, песнями и легендами.

 (Звучат донские мотивы; демонстрируются слайды или репродукции.);

Ведущий 2. Шолохов много читает, ездит по станицам и хуторам, собирает народные песни и предания, изучает архивы и рукописи, слушает рассказы стариков о былых походах... И оживает прошлое: слышится в песне и казацкая удаль, и топот конских копыт, и горечь матери, не дождавшейся сына из дальних краев...

(Исполняется   песня   «Как   ты,   батюшка,   славный   тихий Дон …».)

Как ты, батюшка, славный тихий Дон,

 Ты кормилец наш, Дон Иванович,

Про тебя лежит слава добрая,

Слава добрая, речь хорошая,

Как, бывало, ты все быстер бежишь,

Ты быстер бежишь, все чистехонен,

А теперь ты, Дон, все мутен течешь,

Помутился весь сверху донизу.                  \

Речь возговорит славный тихий Дон:

 Уж как то мне все мутну не быть!

Распустил я своих ясных соколов,                               

Ясных соколов - донских казаков,                 

Размываются без них мои круты бережка,

Высыпаются без них косы желтым песком».

Ведущий 1. В 1922 г. Шолохов едет в Москву с намерением пополнить образование и попробовать силы в литературе. Вместе с Михаилом Светловым, Александром Фадеевым и другими он активно участвует в работе литературного объединения «Молодая гвардия». Рассказы, написанные Шолоховым в это время, составили в 1926 г. два сборника - «Донские рассказы» и «Лазоревая степь».

Чтец. «Степь, иссохшая, с чахоточным румянцем зорь, в полдень задыхалась от зноя. Лежа на спине, смотрел Григорий на бугор, задернутый тающей просинью, и казалось ему, что степь живая и трудно ей под тяжестью неизмеримой поселков, станиц, городов. Казалось, что в прерывистом дыханье колышется почва, а где-то внизу, под толстыми пластами пород, бьется и мечется иная, неведомая жизнь».

Ведущий 2. В конце 1925 г. Михаил Александрович вернулся на Дон с молодой женой, у них родился первенец. Семья переехала жить в станицу Вешенскую.

(Демонстрируются слайды или репродукции.)

Теперь это название связано у нас с именем Шолохова, как Михайловское связано с Пушкиным, а Ясная Поляна - со Львом Толстым.

   

   Здесь, в Вешенской, в 1926 г. Шолохов начал работу над главным своим произведением. По признанию Михаила Александровича, старинные казачьи песни вдохновляли его при работе над романом «Тихий Дон».

(Звучит казачья песня «Ой ты, наш батюшка тихий Дон».)

 Ой ты, наш батюшка тихий Дон!

Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?

«Ах, как мне, тиху Дону, не мутну течи?

Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,

Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит...»

Ведущий 1. Первые книги романа вышли в свет в 1928 г. Работа писателя над «донским эпосом» продолжалась 15 лет. Завершающая, 8-я часть романа была опубликована в 1940 г. Тогда же вышло отдельное издание четвертой книги тиражом 200 тысяч экземпляров, что свидетельствовало об огромной популярности «Тихого Дона». Впрочем, многие читатели были недовольны финалом романа. Но Шолохов не хотел и не мог отступать от исторической правды и достоверности характеров.

Чтец. «Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий, вспоминая там, в дубраве, своих детей, - сейчас вылетели у него из памяти. <...> Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...                                 

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром».

Ведущий 2. Сталинскую премию за роман «Тихий Дон» автор отдал на оборону страны в годы Великой Отечественной войны.

Ведущий 1. Уже в тридцатые годы Шолохов приступил к работе над новым романом. Его сюжетной канвой стали события всеобщей коллективизации.

Чтец. «Я писал «Поднятую целину» по горячим следам, в 1930 году, когда еще были свежи воспоминания о событиях, происходящих в деревне и коренным образом перевернувших ее... Ликвидация кулачества как класса, сплошная коллективизация, массовое движение крестьянства в колхозы...»

Ведущий 2. Но и во время напряженной работы над двумя романами Шолохов часто отвлекался на общественные дела. Он вникал во все сложности коллективизации на Дону и Кубани, занимался благоустройством станицы. С его помощью в Вешенской появился телефон, а на станичных хуторах - радио; в 1932 г. открылось педагогическое училище, а в 1936 г. был создан казачий театр. Денежную часть Ленинской премии, присужденной за роман «Поднятая целина», писатель целиком передал на строительство новой школы в станице Каргинской.

(Исполняется песня «По Дону гуляет казак молодой...» или «Бела рыбица».)

Ой, как подули буйны ветры со горы,

Сине море взволновалося.

Ой, сине море взволновалося,

Бела рыбица взыгралася.

Ой, бела рыбица взыгралася,

Как наехали на рыбицу ловцы,

Ой, как наехали на рыбицу ловцы,

Все ловцы, ловцы-московские купцы.

Раскидали шелковые гребенцы,

Раскидали шелковые гребенцы,

Вынимали белу рыбицу из воды.

Ой, стали рыбицу расспрашивати:

Ой, стали рыбицу расспрашивати:

 Хорошо ли тебе, рыба, без воды?    

Ой, мне, девушки, без милого дружка,

Без милого, без надежного.

Ой, давно с миленьким видалася,

Через реченьку прощалася,

Через реченьку прощалася,

Через быстру целовалася.

 Ведущий 1. Первая книга «Поднятой целины» вышла отдельным изданием в 1932 г. тиражом более 2 миллионов экземпляров. На долю книги выпал огромный успех. Ее не только обсуждали на читательских конференциях, но и рассылали в сельские районы как пособие по коллективизации.

Чтец. «Двадцатого марта кольцевик привез в Гремячий Лог запоздавшие по случаю половодья газеты со статьей Сталина «Головокружение от успехов». Три экземпляра «Молота» за день обошли все дворы, к вечеру превратились в засаленные, влажные, лохматые лоскутки. Никогда за время существования Гремячего Лога газета не собирала вокруг себя такого множества слушателей, как в этот день. Читали, собираясь группами, в куренях, на проулках по забазьям, на приклетках амбаров... Один читал вслух, остальные слушали, боясь проронить слово, всячески соблюдая тишину. По поводу статьи всюду возникали спорища. Всяк толковал по-своему...»

Ведущий 2. Тогда же, в 1932 г., Шолохов начал писать вторую книгу «Поднятой целины». Но обстоятельства сложились так, что между первой и второй книгами прошло три десятилетия.

Конец 30-х ознаменовался в нашей стране трагическими событиями сталинщины; нечего было, и думать о том, чтобы отдать в печать текст, не наполненный похвалами «любимому вождю». В войну не изданная рукопись попала под бомбежку и погибла. Только в 1954 г. после смерти Сталина, в журнале «Огонек» началась публикация возобновленных глав «Поднятой целины».

Ведущий 1. Взаимоотношения со Сталиным - отдельная страница в биографии писателя. С 1931 г., когда произошла их первая встреча, вождь не выпускал Шолохова из поля зрения. А писатель отправлял вождю обличительные письма и даже телеграммы, в которых рассказывал, что переживает донская земля: голод 30-х годов, аресты... Шолохов просил отправить голодающим хлеб, вступался за несправедливо осужденных.

Ведущий 2. Немногие знают, скольких людей спас Михаил Александрович от репрессий. Он заступался за сына Андрея Платонова, за Анну Ахматову и Льва Гумилева, за актрису Цесарскую. Писатель никогда не поступался совестью, зная, что может кому-то помочь.

Чтец. «... В одну из встреч со Сталиным я спросил: «Зачем Вы, Иосиф Виссарионович, позволяете себя так безмерно превозносить?» Он посмотрел на меня с хитроватой улыбкой и сказал: «Что поделаешь? Людям нужна башка». Когда вышел из кабинета, понял - «божка», божок людям нужен».

(Звучат начальные такты песни А. Александрова на стихи Лебедева-Кумача «Священная война».)

Ведущий 1. Все тяготы военных будней Шолохов узнал не понаслышке. Он, писатель с мировым именем, ушел на передовую военным корреспондентом газеты «Правда». Память об этих жестоких днях навсегда осталась в сердце писателя.

Ведущий 2. С июля 1941 по декабрь 1945 Михаил Александрович написал 10 публицистических статей, рассказ «Наука ненависти», главы романа «Они сражались за Родину».

Ведущий 1. Герои книг военного периода – это, прежде всего, люди с чистой совестью, с открытой душой. Убежденность - наша возьмет - не покидает их ни на час. Тревожная мысль - Родина в опасности! - ведет их вперед.

Чтец. «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть к врагам всегда мы носим на кончиках штыков».

Ведущий 2. Первый военный рассказ «Наука ненависти» появился в печати 22 июня 1942 г., и читали его те, кто отбивался от врага на Кавказе и насмерть стоял в Сталинграде, кто погибал от голода в блокадном Ленинграде и истекал кровью под Ржевом...

Ведущий 1. Главный герой рассказа - лейтенант Виктор Герасимов. Лучше него самого о тех днях никто не расскажет.

(Исполняется сценка — монолог Виктора Герасимова.)

Лейтенант Герасимов. «... В конце июля наша часть прибыла на фронт. В бой вступили двадцать седьмого рано утром. Сначала, в новинку-то, было страшновато малость. <...> Вскоре перешли мы в наступление и тут действительно насмотрелись... Сожженные дотла деревни, сотни расстрелянных женщин, детей, стариков, изуродованные трупы попавших в плен красноармейцев, изнасилованные и зверски убитые женщины, девушки и девочки-подростки... Особенно одна осталась у меня в памяти: ей было лет одиннадцать, она, как видно, шла в школу... Она лежала в помятой картофельной ботве, маленькая девочка, почти ребенок, а кругом валялись залитые кровью ученические тетрадки и учебники. Моя дочь тоже училась в пятом классе... (Пауза.)

А около Сквиры в овраге мы наткнулись на место казни, где мучили захваченных в плен красноармейцев. Приходилось вам бывать в мясных лавках? Ну вот так примерно выглядело это место. <...> Вы думаете можно рассказать словами обо всем, что пришлось видеть? Нельзя! Нет таких слов! Это надо видеть самому. <....> Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей Родине и мне лично...»

Ведущий 1. Рассказ воспитывал ненависть. Без нее невозможно было победить сильного и хитрого врага.

Ведущий 2. В мае 1943 г. «Правда» начала печатать главы романа «Они сражались за Родину». Это уникальное писательское свидетельство об одном из самых драматических моментов войны - о лете 1942 года на Дону. На сценах театров шли инсценировки этого произведения. Книга поражала откровенностью интонации и подлинностью изображенного.

Ведущий 1. Идет война, а солдаты на фронте спят, едят, ссорятся и мирятся, «качают права», добывают обувь, случается, и болеют...

Ведущий 2. Вот, например, история страшной «окопной болезни», привязавшейся к старослужащему Некрасову.

(Исполняется сценка - диалог Лопахина и Некрасова.)

Лопахин. Ты за других не говори - ты лучше про свою тайную болезнь расскажи.                                     

Некрасов (обиженно). Смеяться тут над чем... тут смех плохой. У меня, ежели хочешь знать, окопная болезнь, вот что.

Лопахин (с искренним изумлением). Первый раз слышу. Что же это такое за штука? Что-нибудь такое... этакое?

Некрасов (с досадой поморщившись). Да нет, это вовсе не то, об чем вы по глупости думаете. Это болезнь не телесная, а мозговая.

Лопахин (разочарованно). Моз-го-вая? Чепуха! (Ехидно.) Такой болезни быть не может, не на чем ей обосновываться, почвы для нее нет... почвы!

Некрасов (пропустив мимо ушей ехидное замечание Лопахина, нехотя).  Видишь,  как оно получилось...  Двигались  мы  вдоль фронта и ночевали в Семеновке. Полроты в одной избе набилось, спали и валетом, и сидя, и по-всякому. В избе духота, жарища, надышали — сил нет. Просыпаюсь я по мелкой нужде, встал, и возомнилось мне, будто я в землянке, и, чтоб выйти, надо по ступенькам подняться. В памяти был, точно помню, а полез на печку... А на печке ветхая старуха спала. Ей, этой старухе, лет 90 или 100 было, она от старости уже мохом взялась. Я стою на приступке печки, а она, божья старушка, рухлядь эдакая шелудивая, спросонок да с испугу, конечно, разволновалась и этак жалостно говорит: «Кормилец мой, ты что это удумал, проклятый сын?» А сама меня валенком в морду тычет. По старости лет эта краля бубновая даже на горячей печке в валенках и в шубе спала. И смех, и грех, ей-богу! Ну, тут как она меня валенком по носу достала 2 раза, я опамятовался и поспешно ей говорю: «Извиняюсь, бабушка, что потревожил тебя, но только ты за свою невинность ничуть не беспокойся, холера тебя возьми!» С тем и слез с приступка, со сна меня покачивает, как с похмелья, а у самого уши огнем горят... С той поры редкую ночь не воображаю себя в землянке или в блиндаже, или в каком-нибудь ином укрытии. Вот ведь пропасть какая: ежели по боевой тревоге подымут, сразу понимаю, что к чему, а по собственной нужде проснусь, начинаю чудить...

Ведущий 1. К сожалению, завершить роман Шолохову не удалось ни сразу после войны, ни в последующие годы: слишком много оказалось в тексте не газетной, а подлинной правды.

Ведущий 2. Не переставала судьба испытывать Шолохова и после войны. Он так и не написал хвалы вождю. В «Поднятой целине» руководитель страны упоминается только как «исторический факт». Сталину надоело ждать. В 1948 г. в центральной печати появилось его открытое письмо: «Товарищ Шолохов допустил в своем «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений...»

Кое-кто советовал Шолохову переписать «Тихий Дон» - привести Григория Мелехова к большевикам. Писатель этого не сделал

Ведущий 2. Книги Шолохова стали издаваться все реже и реже. Ему не разрешили посещать архив Генерального штаба - собирать материал для новой работы. И после смерти Сталина Шолохов подвергался нападкам и критике. Говорили, будто он «исписался».

Ведущий 1. Лучшим опровержением подобных слухов стало появление рассказа «Судьба человека». Небольшое произведение оказалось событием. В 1956 г., когда рассказ транслировался по радио, стол писателя был завален таким количеством писем, что ни он сам, ни близкие его не могли ответить даже на сотую часть посланий

Ведущий. Рассказ тронул читателей и слушателей простотой, правдивостью повествования и подлинностью переживаний. Несомненной творческой удачей Шолохова стал образ мальчика, усыновленного Андреем Соколовым.

(Исполняется сценка - диалог Андрея Соколова и Вани.)

Андрей Соколов. ...Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке... Был в Воронеже, пешком дотопал до того места, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс... Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!

... Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко  из-за тучи: нашелся Анатолий... Как ни крути, а мой родной сын - капитан и командир батареи, это не шутка! Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся. Ну и свиделись... Аккурат девятого мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер...

Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду. Тут вскорости меня демобилизовали. Поехал в Урюпинск. Поселился у приятеля. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. Однажды заприметил я возле чайной парнишку. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах,

1 Чтец. «В руках писателя - противника войны — лишь одно, но могущественнейшее в мире средство - истина... Борьба не безнадежна, если все миролюбивые люди, в том числе владеющие могуществом слова, обратят на это главное дело все силы своего ума, совести и таланта:

<...> Защитим жизнь, пока не поздно!

Ведущий 1. Он не дожил до своей восьмидесятой весны. Его сердце перестало биться в феврале, ночью, в 1984 г. Умер он в полном сознании, попрощавшись с близкими.

 Чтец.   

Россия спала,

Как заснеженный улей,

Привычным покоем жила

Россия не знала,

Что Шолохов умер,

Иначе б она не спала.

Падучей звезды не узрели над

Доном,

Над Волгой,

Днепром,

Над Невой,

Для каждой избы

И для каждого дома

Был Шолохов только живой.

На зябком рассвете

Россия проснулась,

Отринув привычный покой,

И сердце ее

В этот час содрогнулось

От общей потери людской.

Россия

В бессмертном стоит карауле,

Успев на года постареть.

Россия не верит,

Что Шолохов умер.

Она не поверит,

Что Шолохов умер:

Ему, как и ей,

Не судьба умереть.

В. Фирсов

Ведущий 2. Похоронен Михаил Александрович в своей родной земле, в станице Вешенской, и со всего мира приезжают туда почитатели шолоховского таланта, чтобы отдать дань уважения памяти творца.

Чтец. Писатель Николай Корсунов вспоминает: «...Когда мы спустились вниз и прошли по саду, чтобы еще раз поклониться дорогой могиле, соловьи выщелкивали, свистели, казалось, в каждой яблоньке, в каждой березке, славя синеву неба, славя жизнь, которую так горячо любил он и которую так прекрасно воспел...»

(Звучат донские напевы.)

Ведущий 1. Мудрые слова Шолохова звучат сейчас как завещание: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогли людям стать лучше, стать чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества».

Давайте поблагодарим писателя за книги, любимые многими, за искренность его таланта и творческую правду. Почтим сегодня память этого мужественного человека, который выдержал испытания своего сурового времени с достоинством и честью.

(Ведущие приглашают всех подойти к книжной выставке, посмотреть литературу, выбрать что-нибудь для чтения.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Литературное наследие Великой Отечественной войны"

Диапазон лирики военных лет был широк. В разработке можно узнать об истории создания литературных произведений о войне....

Сценарий литературного вечера "Великому земляку посвящается..."

Мероприятие в рамках реализации программы внеурочной деятельности по литературе "Литературное общество "Чайка" Посвящено 152-летнему юбилею со дня рождения А.П.Чехова....

Литературный вечер «Великий сын России» ( посвящён памяти А. И. Солженицына )

- Познакомить учащихся с жизнью, деятельностью и произведениями А. И. Солженицына,  способствовать развитию у учащихся интереса к  его творчеству, раскрыть новые грани личности писател...

Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"

Литературная викторина "Великая Отечественная война в литературе"...

Внеклассное мероприятие по английскому языку (литературная гостиная) "Великий Уильям"

Внеклассное мероприятие по английскому языку (литературная гостиная) "Великий Уильям"...

Историко-литературная композиция "ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА ВЕЛИКОГО НАРОДА"

Историко-литературная  композиция«Великая Победа Великого Народа» Подготовила преподаватель истории I категории          Ермакова Лариса МихайловнаЦель: во...