Стандарт по литературе
статья по литературе по теме

Клокова Елена Федоровна

Тезисы доклада на Всероссийско конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon standarty_po_literature._2011.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Институт образования человека

Научная школа А.В. Хуторского

Центр дистанционного образования «Эйдос»

X-я Всероссийская научно-педагогическая конференция

«НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ЧЕЛОВЕКОСООБРАЗНЫЙ ПОДХОД»

г. Москва, 23-25 марта 2011 года

«Многое … не по душе…» Компетентностный подход в условиях реализации стандартов в образовательной области «филология»

Клокова Елена Федоровна, учитель русского языка и литературы, МОУ «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» ЯНАО, е-mail: klock47@mail.ru; контактный телефон: 8-3499-532367.

Тезисы

А.В.Федоров, один из разработчиков стандарта по литературе напоминает:  «Нужно отдавать себе отчет в том, что идеальный (удовлетворяющий всех) Стандарт по литературе невозможен в принципе – и мне, например, как одному из его разработчиков, очень многое в нем не по душе».[1] С этим заявлением невозможно не согласиться. Потому что очевиден конфликт между сущностью художественной литературы («человековедения», по меткому слову М.Горького) и сущностью понятия «стандарт» (англ. standard — норма, образец, шаблон, трафарет, не содержащий ничего оригинального). И этот конфликт может быть разрешен человекосообразной ориентацией, что является, по словам А.Н.Хуторского «следующим гуманистическим шагом в развитии личностной ориентации в образовании».

На современном этапе модернизации системы образования декларируется условие задачи: человек должен раскрыть возможности личности ради самого себя и ради общества. При таком подходе воспитывается ощущение сопричастности – человек раскрывает свои способности, становится свободным, учится делать выбор. Выпускник общеобразовательной школы - интеллектуальный, образованный человек, умеющий взаимодействовать с миром, личность, которая сможет для себя и для общества стать максимально полезной.

Психологи доказали, что всех выдающихся людей на протяжении истории человечества выделяют следующие обязательные качества:

  1. Эмоциональная компетентность, стрессоустойчивость;
  2. Интеллектуальные способности, когнитивные стили;
  3. Развитость  личности и лидерские качества;
  4. Коммуникативная компетентность, ораторские навыки;
  5. Устойчивая, адекватно высокая самооценка.

Дж.Мерфи своей книге «Сила вашего подсознания»[2] предпослал эпиграф из лирики английского писателя Олдоса Хаксли:

Умеющий читать

Владеет ключом к великим делам,

К безграничным возможностям,

К упоительно красивой,

Полной смысла и счастья жизни.

Поистине, умеющий читать, вычитает из этой         книги потрясающие вещи. Например: «Ваше подсознание знает решение всех проблем»; «У вас есть свободный выбор. Выбирайте здоровье и счастье»; «Каждая мысль обладает творческой силой реализовать себя»; «Станьте архитектором своего ума»; «Всегда помните: сердце, исполненное благодарности, открыто для щедрых благ Вселенной»; «Измените свой образ мышления, и вы измените свою судьбу!»

Исследуя образовательную среду в психолого-педагогическом аспекте, Д.В.Иванов выделяет три основных компетенции:

        Когнитивная – компетенция ученика, включающая систему предметных знаний и умений; метазнания, т.е. «надпредметные» знания о знаниях, приемах и средствах переработки информации, данной в разных знаковых формах; «открытие» собственных способностей учебной работы.[3]

Регуляторная – рефлексия школьника на процесс и результаты своей учебной работы; аутодиагностика причин ошибок и анализ факторов успешности учения; самокоррекция – позитивное изменение принятых способов учебной работы.[4]

Личностносмысловая – особенности ценностной ориентации ребенка на образование, мотивация познавательной деятельности; избирательное отношение к учебным предметам и видам работы на уроке; непосредственная эмоциональная окрашенность того или иного учебного материала.[5]

        По меткому выражению ведущего методиста современной педагогической школы М.Р.Львова, «Слово – Солнце языковой системы».        Слово - самая первая субстанциальная социальная сила. «Оно остановило исчезновение времени и тем самым положило начало сохранению Прошлого, которое стало «накапливаться» в форме обычаев, образа жизни, мифологии, познания, философии, форм государственности. «Накопление прошлого» привело к изменению сменяющих друг друга поколений человека и возникновению исторического времени. Наконец, априоризм позволил человеку, по мере «накопления прошлого», выходить за рамки накопленного прежнего опыта».[6] Историческая эпоха – это время доминирования определенного способа мышления в обществе.

        Способ мышления эпохи состоит из трех уровней: общелогического (понятия, идеи и их взаимосвязи); этического, нравственного (ценности и идеалы); наконец, практического (опыт как форма знания и идеи как общие представления). Чем проще методы обучения и воспитания, тем они результативнее.

Рассуждая о внутренней свободе человека, Симон Соловейчик не может обойти лингвистический аспект понятия: «Снова прислушаемся к своей речи: «Держится свободно» – это говорят с одобрением. «Держится независимо» – с долей отчуждения».[7] 

О множестве субъективных картин мира рассуждает Е.А.Климов в учебном пособии «Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект)». Он считает, что «важная положительная роль языковых средств в организации активности человека состоит в том, что благодаря языку, речи, рассуждению человек может отстроиться, освободиться от видения мира только с позиции своих собственных сиюминутных нужд, а также может осмыслить себя и окружающих как бы со стороны». Очевидно, что не только ученикам, но и учителям «полезно также привыкнуть не считать свое собственное видение мира безусловно самым верным или единственно верным, «объективным». [8]

В монографии Д.А.Белухина «Основы личностно ориентированной педагогики» систематизированы принципы педагогической компетентности. «В педагогической профессии особенно необходимо такое умственное развитие, которое позволило бы учителю сформировать у себя многомерный и поливариантный образ мира для понимания своих учеников и оказания благотворного воздействия на них», пишет профессор.[9] А И.В.Вачков предлагает ввести «рассмотрение помощи школьнику в становлении его как субъекта саморазвития в качестве одной из основных задач развивающего образования».[10]

Место, в котором функционирует муниципальное образовательное учреждение «Открытая (сменная) общеобразовательная школа г. Надыма» Ямало-Ненецкого автономного округа, социальная среда, его окружающая, формирующая образовательное, педагогическое пространство не могут не влиять на  качество учебно-воспитательного процесса. И при всем разнообразии вариантов современной российской действительности надо признать, что наша северная территория, локализованная в силу географических, исторических, социальных причин, - уникальна. Не переоценить воспитательного значения истории, пишущейся на глазах. В Надымском районе, где успело вырасти лишь одно поколение граждан, рождённых на Крайнем Севере, все 100% населения – участники процесса созидания нового типа социума, которому нет равных.

Литература

  1. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
  2. Вачков И.В. Полисубъектный подход в педагогическом взаимодействии // Вопросы психологии: Научный журнал. – М., 2007. - № 3. – С. 16 – 29.
  3. Горковенко В.А. Готовимся к ЕГЭ. Советы психолога // Методист: научно-методический журнал. – М., 2007. - № 8.
  4. Демидова Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях: Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
  5. Дронова Т.А.  Динамика креативности педагогического процесса// Мир образования – образование в мире: научно-методический журнал. – М., 2006. - № 4 (24). – С. 20 - 21.
  6. Иванов Д.В. Психолого-педагогические подходы к исследованию образовательной среды//Мир психологии: Научно-методический журнал. – М., 2006. - № 4, октябрь – декабрь. – С. 172.
  7. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006.
  8. Колоницкая О.Л., Хруненкова М.Л. Обучение студентов иноязычной письменной речи. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-8.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  9. Кэнфилд ЖД., Хансен М.В. Осмельтесь преуспеть. – Мн.: «Попурри», 2006.
  10. Мерфи Дж. Сила вашего подсознания. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  11. Михеева С.А. О понятии "форма обучения". // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  12. Озеркова И.А. Триединство эвристического задания. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 19 марта. http://www.eidos.ru/journal/2010/0319-4.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  13. Оруджев З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма // Вопросы философии. – М., 2006. - № 5.
  14. Рамзаева В. А. Диалог текстов. Описание личностно-ориентированного урока по литературе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 21 августа. http://www.eidos.ru/journal/2008/0821-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  15. Самерханова Э.К. Образовательное пространство как педагогическая реальность//Мир образования – образование в мире: научно-методический журнал. – М., 2006. - № 3.
  16. Скрипкина Ю.В. Эвристические задания на уроках: программа инновационной деятельности и ее научно-методического сопровождения. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 октября. http://www.eidos.ru/journal/2010/1030-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  17. Смирнова Т.Н. Реализация принципа человекосообразности на дистанционных курсах для педагогов. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября. //
    http://www.eidos.ru/journal/20010/0930-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  18. Федоров А.В. Консервация или развитие? О стандарте по литературе // Литература в школе. – М., 2005. - № 5. – С. 21 – 24.
  19. Соловейчик С. Статья и для своей газеты // Первое сентября. - 2010. - № 13.
  20. Хуторской А.В. Идеология человекосообразности в образовании и педагогике. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 23 апреля.
    http://www.eidos.ru/journal/2010/0423-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
  21. Царева Н.П. Некоторые проблемы социализации девочек и мальчиков в образовательных учреждениях на основе гендерного подхода // Сб. мат. науч. конф. «Российские женщины и европейская культура». СПб.,  2002. С. 41–43.


[1] Федоров А.В. Консервация или развитие? О стандарте оп литературе // Литература в школе. – М., 2005. - № 5. – С. 24.

[2] Мерфи Дж. Сила вашего подсознания. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 94 - 96.

[3] Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения/Под ред. Е.Д.Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 27.        

[4] Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения/Под ред. Е.Д.Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 28.        

[5] Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения/Под ред. Е.Д.Божович. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – С. 28.        

[6] Оруджев З.М. Способ мышления эпохи и принцип априоризма // Вопросы философии. – М., 2006. - № 5. – С. 18.

[7] Соловейчик С. Статья и для своей газеты // Первое сентября. - 2010. - № 13. – С. 9.

[8] Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект): Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. – С. 40 -41.

[9] Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. – м.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – С. 167 - 168.

[10] Вачков И.В. Полисубъектный подход в педагогическом взаимодействии//Вопросы психологии: Научный журнал. – М., 2007. - № 3. – С. 16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...

Урок литературы в 5 классе «Добро и зло в сказках». (По стандарту ФГОС)

Урок литературы разработан по стандарту ФГОС. Ребята сами определяют тему, цели; на примере русской народной и литературной сказок постигают суть понятий ДОБРО и ЗЛО. Работают с текстом сказок, отраба...

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Виртуальная экскурсия как интерактивный метод проведения занятий по литературе в условиях реализации новых образовательных стандартов....

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)

Сравнительный анализ ФГОС по татарской литературе (стандарт первого поколения) и примерной программы (стандарт второго поколения)...

Обязательное содержание ПП (5 – 9 КЛАССЫ) А В С Реализация стандарта по литературе ООО на основе УМК по программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (базовый уровень) Автор-составитель: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев, 2008 год

Предложенный материал поможет учителю при составлении рабочей программы по литературе в 5-9 классах. Если Вы работаете по программе Г.С.Меркина, то мы с Вами подружимся....