Игра - путешествие "По следам былинных героев"
материал по литературе (7 класс) по теме

Раевская Елена Викторовна

Материал позволяет систематизировать знания о были­нах как жанре фольклора 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_po_sledam_bylinnyh_geroev.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра-путешествие «По следам былинных героев»

 Цели: обобщить, углубить, систематизировать знания о былинах как жанре фольклора: герои, литературоведческие понятия,  классификация былинных текстов; провести параллель с другими видами искусства: живописью, музыкой; мотивировать на создание   текста в стиле былины.

Подготовка. Две команды - дружины, каждая выбирает себе название, пишет противнику похвалу-пожелание в былинном стиле.

Оформление. Красочно оформленный плакат с маршрутом  путешествия и названием игры, на нем прикрепляются таблички сt количеством набранных каждой командой на этом этапе баллов.

Ход игры

I. Вступительное слово учителя.

-  Приглашаю вас совершить необычное, увлекательное путешествие в мир былинных преданий.

П. Разминка.

Задание: собрать богатырскую дружину, перечислив былинных богатырей.

Ш. Начало игры.

- Собрана ли дружина? Готовы ли богатыри к дальнему пути?  Нужно проверить добротность богатырского снаряжения.

Задание: каждой команде предлагается список необходимых  богатырю предметов. Нужно вспомнить постоянные эпитеты.

Доспехи_____________________________________________

Шелом______________________________________________

Копье_______________________________________________

Стрела______________________________________________

Палица_____________________________________________

Конь _______________________________________________

Уздечка_____________________________________________

Седло _____________________________________________

Стрела______________________________________________

- Дружины отправляются в путь.

IV. Музыкальный конкурс.

Богатырские дружины подъехали к Черной Грязи, «да той реке Смородине, березе да покляпыя», и услышали они то ли посвист соловьиный, то ли покрик звериный, то ли...

-  Прослушайте мелодию, вспомните автора, название музыкального произведения. (М. Мусоргский. «Картинки с выставки».)

V. Конкурс на знание репродукций к былинам.

- А вот и славные Сорочинские горы, Пучай-река. Хорошо видно с высоты!

Рассмотрите репродукции картин, назовите автора, вспомните эпизод, изображенный художником. (Это могут быть, например, картины

 В. Васнецова «Бой Добрыни Никитича со змеем», «Витязь на распутье» и другие.)

VI. Конкурс на знание текста былин.

Каждый настоящий богатырь выходит на распутье. Вот и мы оказались у Горюч-камня. Перед нами три дороги, какую выбрать?

Первая дорожка.

Вспомните все бои Ильи Муромца.

Вторая дорожка.

Владимир, князь стольнокиевский, часто раздавал поручения удалым добрым молодцам. Ваша задача - жену добыть.

• Вписать недостающие слова в тексте, описывающем внешность красавицы, указать ее имя.

А которая бы девица красотой (красна),

Красотой (красна) и ростом (высока),

Да лицо у нее словно (белый) снег,

Щеки у нее -- будто (алый) цвет,

Очи (ясные) у нее — как у сокола,

Брови (черные) - как два соболя,

А ресницы у неё — как два чистых бобра,

Походочка бы у нее была (павиная),

 Тиха-смирна бы речь (лебединая).

                      («Добрыня и Дунай-сват».)

 Третья дорожка.

• По отрывку из былины узнать, о каком богатыре идет речь, назвать былину.

Середи двора светлицы стоят,

 Гридни у него белодубовые –

Покрыты седыми бобрами.

Потолки - черными соболями,

Матицы - кипарисные,

Пол-середа из одного серебра...

                           (Чурила Пленкович. «ЧурилаПленкович».)

На нем шубонька да голевой парчи,

 Приунизана да скатным жемчугом,

Приобсажена камнями самоцветными;

 А на ножках, лапотцы семи шелков...

На головушке да шляпа сорочинская,

 Приунизана да красным золотом...

(Дюк Степанович. «Дюк Степанович».)

VII. Конкурс на знание былинной лексики.

Вот и добрались богатыри до стольного Киева-града, да ворота заперты. Попробуем найти ключ, чтобы отпереть их.

• Объясните значение слов, словосочетаний.

1-я дружина.

Покляпая береза –

Замуравела –

Названый брат –

2-я дружина.

Белояровое пшено -

Заколодела —

Скатный жемчуг -

VIII. Конкурс «Похвалим-ка друг друга».

- Вот и попали мы на пир! А на пиру-то кто чем похваляется!

 Кто силой богатырской,

Кто умом-разумом.

Кто молодой женой,

Кто старушкой матерью,

А мы похвалим-ка друг друга!

Похвалы у дружинников готовы. Дружины по очереди зачитывают заготовленные тексты похвалы в былинном стиле.

IX. Подведение итогов.

Награждение победителей.

Учитель также может составить текст для подведения итогов в былинном стиле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе для 6 класса. Многообразие былинных героев. Творческий практикум: сочинения былинного сюжета.

Многообразие былинных героев.Творческий практикум: сочинения былинного сюжета. Цели:Познакомить учащихся сразными образами русских богатырей и былинных героев народов России;Развивать умение уст...

презентация к былине "Герои земли Амурской"

презентация  « Заселение земли Амурской».посвящена 360-летию освоения Амурской земли Е.Хабаровым, с целью воспитания патриотических чувств к своей Родине....

Урок внеклассного чтения в 5 классе. "По следам сказочных героев А.С. Пушкина"

Урок направлен на повышение знаний учащихся о писателях и поэтах 19 века. Осмысление прочитанных произведений  в рамках последовательного вдумчивого чтения и анализа....

Былинные герои

Былинные герои...

Литературная игра "По следам героев "Капитана Гранта"

Внеклассное мероприятие, а также игра для уроков литературы или интегрированных уроков...

Внеклассное мероприятие на тему: "Былинные герои Древней Руси".

Внеклассное мероприятие на тему:"Былинные герои Древней Руси"....

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...