Литературная игра "По следам героев "Капитана Гранта"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие, а также игра для уроков литературы или интегрированных уроков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx90.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка воспитательного мероприятия (классного часа) по
теме: «По следам героев Ж. Верна»

Филипенко Павла Викторовна, учитель музыки и искусства, классный руководитель школы №77 Санкт-Петербурга

Пояснительная записка

Целевая аудитория: учащиеся 6 класса средней школы

Актуальность темы: Падение интереса к чтению является фактом сегодняшней жизни. А как следствие, падает уровень интеллектуальной культуры. Таким образом, важнейшей задачей для педагогов и родителей становится формирование любви и интереса к книге и чтению.

Цели: формирование устойчивого интереса к чтению.

Задачи:        заинтересовать на данном возрастном этапе приключенческой литературой, повысить престиж знающих (читающих) детей, и через проектную деятельность сформировать социально-значимые инициативы, подготовка классного проекта для учащихся 5-х классов.

Форма проведения классного часа: литературный квест (игра-приключение)

Участники мероприятия: ученики 6 «а» класса, классный руководитель.

Используемые воспитательные технологии: технология проектной деятельности, личностно-ориентированные технологии, работа в группах.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, экран, муз. центр.

Оформление: класс оформлен в морском стиле, парты сгруппированы для 3-х команд, посередине класса «нос корабля» из парт, на котором находится реквизит, на доске и стендах - афоризмы о книгах.

Реквизит: роман Жюль Верна «Дети капитана Гранта» (З шт.), энциклопедии различной тематики, атласы, контурная карта, глобус, бутылка с найденной запиской из «старой» бумаги, записи музыки из кинофильма «Дети капитана Гранта», раздаточный материал (карточки с заданиями для команд - 3-х цветов), карточки с изображением флага Шотландии, волынки, ткань-шотландка, три паззла с изображением кораблей для каждой команды, колокольчик, флажки 3-х цветов.

Ход мероприятия

  1. Дети входят в класс, предварительно взяв карточку (кусочек паззла) с номером команды (1, 2 или 3), рассаживаются по командам.
  2. Приветствие.
  3. Вступительное слово учителя: «2015 год по указу Президента объявлен Годом литературы. Учителя часто повторяют вам, что книга - это источник знаний. И сегодня на классном часе мы должны доказать, что это выражение истинно. А для этого мы отправимся с вами в далекое, но литературное путешествие в страну Читалию. А чтоб оно было успешным, попрошу все команды собраться на капитанском мостике для исполнения песни».
  4. Команды исполняют песню Я.Дубравина «Страна Читалия».
  5. Учитель: Все вы знаете, что одна из ваших одноклассниц, Настя Мартусь, занимается парусным спортом и недавно вернулась из далекого плаванья к Канарским островам.
  6. Настя Мартусь, ученица б кл.: Путешествие наше было очень увлекательным, но, что самое интересное, в море нашей командой была найдена бутылка (показывает бутылку с запиской). Мы знаем, что такие находки часто содержат важные документы, поэтому внимательно ее изучили. И вот, что там оказалось!
  7. Учитель зачитывает текст письма из бутылки (см. Приложение 1).
  8. Учитель: Ну что ж, давайте поможем нашим героям! Но перед тем, как отправиться в плаванье, мы должны узнать, на каком же корабле мы поплывем. У каждого из вас кусочек паззла - соберите его целиком, и вы узнаете, какой тип судна у вашей команды - это и будет ее названием. Команда, выполнившая задание, поднимает флажок, который находится на ващем «корабле» (под музыку увертюры из кинофильма «Дети капитана Гранта» учащиеся собирают паззлы).
  9. Каждая команда получает 4 задания (см. Приложение 2), за каждое успешно выполненное дети получают кусочек карты (см. Приложение 3). Время на выполнение заданий - от 1 до 5 минут. Время выполнения заданий отмечается ударом в колокольчик помощником капитана (учителя). Во время ответа на вопросы команды зачитывают свое задание и поясняют, почему они выбрали тот или иной ответ, и как они его выполняли.
  10. В конце игры учитель вместе с учащимися подводит итоги игры: какие знания и умения помогли командам правильно ответить на вопросы и выполнить задания, было ли ребятам интересно глубже узнать текст книги, которую они читали отрывками, захотелось ли им прочитать роман целиком и познакомиться с другими романам Жюль Верна. Ребята вместе с учителем решают, как можно использовать такую игру (провести игру для 5-классников или поиграть с параллельным 6-м классом) И, наконец, учащиеся отвечают на вопрос, сумели ли они доказать, что выражение «Книга - источник знаний» истинно.

Дополнительно. В игру можно добавить другие элементы игры: викторину по знанию текста, театрализованные сценки и т.д.

Приложения

Приложение 1

C:\Users\LenZ580\Documents\Downloads\media\image1.jpeg

Приложение 2

Задания для команды 1.

  1. а) Каким образом было доставлено послание капитана Гранта? Могла ли записка остаться не найденной?
  2. а) Определите по описанию героя романа: «Он был высокого роста, с несколько суровыми чертами лица, но необыкновенно добрыми глазами. Он слыл человеком исключительной отваги, предприимчивости и благородства. Он делал много добра, и его доброта превосходила даже его щедрость...».
  3. а) Каким типом парусного судна являлся «Дункан»? Определите это, зная, что у него была «фок-мачта с марселем и брам-стеньгой и грот- мачта с контр-бизанью и флагштоком...» Было ли это паровое судно, или оно двигалось, используя только паруса и вёсла?
  4. а) Определите по описанию флоры и фауны страну, в которой оказались наши герои (воспользуйтесь справочной литературой):

«... выехали в рощицу высоких акаций, мимоз и белых камедных деревьев с разнообразными цветами. Растительное царство этой равнины, орошаемой множеством источников, благодарило дневное светило ароматом и цветами за свет и тепло, которое оно изливало на него. Животное царство представлено было более скупо. Лишь кое-где бродили по равнине эму, но приблизиться к ним было невозможно. Майору все же удалось подстрелить очень редкую птицу... Это был ябиру - гигантский журавль... Юный Роберт несколько позже метко выстрелил в какое-то бесформенное животное... - Это ехидна, - объяснил Паганель...»

Задания для команды 2.

  1. б) Что за пассажир оказался в каюте №6? Кто он, и как оказался на корабле?
  2. б) Определите по описанию героя романа: «Он был знатоком своего дела. Ему было 30 лет. Несколько суровые черты лица его дышали мужеством и добротой. Он успел совершить уже несколько дальних плаваний, неоднократно давая доказательства энергии и хладнокровия».
  3. б) Какая широта была указана для поиска потерпевших кораблекрушение? На чистой контурной карте определите страны и водные массивы, через которые проходит эта широта. (Воспользуйтесь доп. литературой и другими предметами).
  4. б) Определите по описанию флоры и фауны страну, в которой оказались наши герои (воспользуйтесь справочной литературой): «....

они находились на вторичных плоскогорьях, там, где уже кончалась древесная растительность. Тут прыгали животные, которые могли бы представить немалый интерес для охотников... Среди них были ламы - драгоценные горные животные... были также шиншиллы - маленькие грызуны... На высоте девяти тысяч футов... бродили целыми стадами жвачные животные необыкновенной красоты: альпака с длинной шелковистой шерстью, безрогая коза, изящная и благородная...»

Задания для команды 3.

  1. в) На каких языках были написаны документ? Что в них смогли прочитать?
  2. в) Определите по описанию героя романа: «Это был высокий, сухощавый человек... Голова у него была круглая, крепкая, лоб высокий... Лицо у него было умное и веселое. Непринужденность, милая бесцеремонность - все говорило о том, что он склонен видеть в людях и вещах лишь хорошее».
  3. Из какой страны был родом капитан Грант и большинство остальных героев экспедиции по его поискам? Найдите в кабинете 3 вещи, которые характерны для этой страны (воспользуйтесь справочной литературой)
  4.  б) Определите по описанию флоры и фауны страну, в которой оказались наши герои (воспользуйтесь справочной литературой):«На берегу, о который бесшумно плескались волны прилива, безбоязненно резвилось несколько тюленей... Вдали простирались бескрайние луга, казалось, что по ним будет легко идти... но это была поросль кустарников с белыми цветами, среди которых виднелось бесчисленное множество высоких папоротников, столь распространенных в... нет ни тигров, ни львов, ни медведей, ни других хищных зверей... беспокоили лишь укусы песчаных мух... Между ветвями .... Порхали и болтали какаду, зеленые, с красной полоской на шее какарики, туапо и попугаи. Паганель вспомнил описание местной птицы туи... Роберт наткнулся на гнездо из переплетенных корней деревьев, где сидела паракуриц без крыльев, без хвоста., это были киви-киви...».

Приложение 3

C:\Users\LenZ580\Documents\Downloads\media\image2.jpeg

Библиография

  1. Большой справочник школьника. М., 2002
  2. Жюль Верн. «Дети капитана Гранта».
  3. Дедова Я.И. «Использование нестандартных форм проведения уроков в преподавании литературы», http://festival.lseptember.ru/articles/530658/
  4. Ермакович Д.И. Животные. Что? Где? Почему? Минск, 2010
  5. Кудишин И.В. Корабли. М., 2014

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-театрализованная игровая программа "По следам "Трех мушкетеров"

В данном материале дана полная методика организации и проведения литературно-театрализованной игровой программы, рассчитанной на средний школьный возраст. Это веселое и познавательное командное соревн...

Литературная игра "По следам Тома Сойера"

Литературная игра "По следам Тома Сойера" для учащихся 5 кл. В содержание входят вопросы на знание текста, шуточные задания, решение кроссворда. Детям предлагается нарисовать газету, инценировать эпиз...

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" (портрет литературного героя)

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" 3-й урок - "Портрет литературного героя (Ж. Паганеля)"...

Ж. Верн. "Дети капитана Гранта" Капитан Грант нуждается в помощи

Урок литературы по роману Ж. Верна "Дети капитана Гранта" - " Капитан Грант нуждается в помощи"...

ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АЛЬМАНАХ «СЛЕД БЛОКАДНЫЙ В ДУШАХ…», ПОСВЯЩЕННЫЙ ГОДОВЩИНЕ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА

Литературно-историческая композиция, посвященная годовщине  "Ленинградского Дню победы" - 27 января 1944 года. Традиционно проводится для учащихся 2-4 классов школы. Участники проекта - учащиеся ...

КВН " По следам литературных героев"

КВН для учащихся 5-6 классов коррекционной школы по сказкам и пройденному материалу по чтению....

Литературная игра " По следам литературных героев"

Игра предназначена для учащихся 8-9 классов. В данном внеклассном мероприятии учащиеся должны проявить не только свои познания в истории литературы, но и актёрские способности.Литературные произведени...