Литературно-театрализованная игровая программа "По следам "Трех мушкетеров"
методическая разработка (6 класс) по теме

Пальцева Марина Юрьевна

В данном материале дана полная методика организации и проведения литературно-театрализованной игровой программы, рассчитанной на средний школьный возраст. Это веселое и познавательное командное соревнование с большим выбором конкурсных заданий, в которых ребята могут проявить свою эрудицию и раскрыть творческий потенциал. Это здорово - окунуться в мир приключений!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 446

Колпинского района Санкт-Петербурга

Литературно-театрализованная игровая программа

«По следам трех мушкетеров»

(для учащихся 5-6 классов)

педагог-организатор

Пальцева Марина Юрьевна

Санкт-Петербург

2012

Цель: Создание условий для интересного творческого досуга учащихся.

Задачи:

  1. Расширение кругозора учащихся, вовлечение ребят в интересный процесс «рытья в книгах».
  2. Расширение интереса к творчеству Александра Дюма.
  3. Развитие умения работать в коллективе.
  4. Формирование и развитие творческих способностей.
  5. Формирование ценностного отношения к дружбе,  любви, верности, храбрости, взаимовыручке, находчивости, чувству юмора.
  6. Поддержание эмоционального настроя.

Методические рекомендации:

  1. Конечно же, ребята должны прочитать или перечитать роман «Три мушкетера» А. Дюма.
  2. Игровая программа может проводиться между командами или целыми классными коллективами.
  3. К подготовке участников можно привлекать старшеклассников, классных руководителей, родителей учащихся.
  4. Местом проведения может стать актовый зал, кабинет литературы, специально оформленная рекреация или читальный зал школьной библиотеки.
  5. В состав жюри приглашаются библиотекарь, учитель литературы, представители творческих объединений учащихся.
  6. Ведущим программы может быть взрослый в классическом имидже или старшеклассник в образе какого-либо героя в духе «плаща и шпаги».

Оформление и реквизит:

  1. Выставка рисунков – иллюстраций к роману «Три мушкетера».
  2. Плакат с девизом: «Один за всех и все за одного!»
  3. Драпировка или театральная выгородка.
  4. Эмблема французского королевского двора – лилия.
  5. Магнитофон.
  6. Видеопроектор.
  7. Музыкальный материал: музыка и песни М. Дунаевского из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера».
  8. Набор иллюстраций
  9. Карандаши. Ручки,  листы бумаги, карточки.
  10. Кошели, монеты.
  11. Элементы костюмов.
  12.  Часы.

Домашнее задание: Каждая творческая группа выбирает капитана и готовит инсценировку – небольшой отрывок из романа. Выбор материала во избежание повторов необходимо согласовать с организатором игр.

Призовой фонд: За правильные ответы и хорошие выступления участники получают «луидоры» - старинные французские монеты (маленькие круглые шоколадки  в «золотинке»): от одного до четырех. По количеству набранных монет определяется победитель. Все команды также награждаются оригинальными дипломами. Индивидуальные призы за победы в отдельных конкурсах ребята получают в виде сладостей, блокнотов, значков и т.п. Лучший игрок – девочка награждается «алмазными подвесками» в виде блестящих леденцов или набора заколок. Лучшему игроку – мальчику вручается сувенирная шпага с перевязью. Но лучшей наградой, если позволяет призовой фонд, может стать хорошо иллюстрированная книга «Три мушкетера».

Ожидаемые результаты:

- Развитие читательской компетентности.

- Формирование художественного вкуса.

- Высокая мотивация к разнообразным формам творческой досуговой

  Деятельности.

- Использование данной технологии в других игровых и тематических

   программах.

Сценарный ход

Звучит песня М. Дунаевского из телефильма «Д'Артаньян и три мушкетера». Участники игровой программы рассматривают выставку рисунков, затем занимают свои места в зале.

Ведущий.

Быть может, новые фигуры в герои просятся сейчас,

Но только в песнях трубадуры опять поют про вас.

Какое б время ни настало, мы слышим мушкетерский шаг:

Направлен против кардинала союз умов и шпаг!

(Звучит песня «Почему бы нет?»)

Ведущий. Действительно, почему бы нет? Почему бы нам сегодня не окунуться с головой в атмосферу 17-го века и еще раз не пережить все те приключения, которые придумал для своих героев великий французский сочинитель Александр Дюма? А? Что нам мешает? Участники готовы? (Ребята отвечают.) Девиз помним? (Ребята хором скандируют: «Один за всех и все за одного!») А кто судьи, знаем?

(Ведущий представляет членов жюри.)

Ведущий. Ну, что ж, как сказал бы д'Артаньян, «итак, начнем!..» Прошу подойти ко мне капитанов для жеребьевки и для получения кошелей, в которые команды будут складывать заработанные в конкурсах  так называемые «луидоры». Ваша задача – набрать денежек как можно больше. А для этого вы должны быть активными, смелыми, находчивыми и, конечно, дружными! Итак, вперед!

Конкурс № 1: «Разминочная викторина»*

  1. Вопросы о предметах
  1. Д'Артаньян мог бы начать свой рассказ о приключениях в Париже такими словами: «Итак, я пустился в путь с тремя отцовскими дарами». А какие вещи подарил сыну д'Артаньян – отец?

(конь, 15 экю наличных денег и рекомендательное письмо г-ну де Тревилю, капитану королевских мушкетеров)

  1. Дуэли во Франции случались поминутно. Как вы помните, его Высокопреосвященство кардинал Ришелье даже издал специальный приказ, согласно которому дуэли были запрещены. А вот помните ли вы, по каким причинам Атос, Портос и Арамис вызвали на дуэль д'Артаньяна?

(плечо Атоса, перевязь Портоса, платок Арамиса)

  1. Назовите цветок – символ Франции, где он трижды встречается нам в романе?

(в королевском гербе, на плащах у мушкетеров, на плече Миледи)

  1. Чем отблагодарила королева Анна Австрийская д'Артаньяна за услуги с подвесками?

(честью поцеловать ей руку и перстнем)

  1. Вопросы о городах
  1. В каком городе начинаются приключения д'Артаньяна?

(в Менге)

  1. В каком городе находился монастырь кармелиток, где скрывалась от  преследования кардинала Констанция Бонасье?

(в Бетюне)

  1. Осаде какого города был посвящен военный план Ришелье?

    (в Ла-Рошели)

  1. В каком городе раньше служил палач, казнивший Миледи?

         (в Лилле)

  1. Вопросы о числах и не только…
  1. Каким по счету был король Людовик и какое было его прозвище? (Людовик Тринадцатый, Справедливый)
  2. Сколько лет было д'Артаньяну в начале романа? Откуда он родом?

     (18 лет, родом из Гаскони)

  1. Сколько подвесков похитила Миледи и сколько их было всего? (похитила 2, а всего было 12)
  2. На сколько дней был дан отпуск мушкетерам, как они его использовали?

(на две недели, для поездки в Лондон)

  1. Литературные портреты
  1. Ей было в то время лет 26 или 27, и она находилась в полном расцвете своей красоты. У нее была походка богини. Отливавшие изумрудом глаза казались совершенством красоты и были полны нежности и в то же время величия. Пуки и плечи поражали красотой очертаний, и все поэты эпохи воспевали их в своих стихах.

(королева Анна Австрийская)

  1. Д'Артаньян увидел человека лет сорока, с черными проницательными глазами, с крупным носом и черными, тщательно постриженными усами. Он был в камзоле и штанах фиолетового цвета со шнурками того же цвета.

(граф де Рошфор)

  1. Это был молодой человек лет 22-23-х. С простодушным и несколько слащавым выражением лица, с черными глазами и румянцем на щеках, покрытых, словно персик осенью, бархатистым пушком. Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность. За своей внешностью он, по-видимому, тщательно ухаживал.

(Арамис)

  1. Дама была молода и красива, но красота ее была совершенно необычна для южной Франции. Это была бледная белокурая женщина с длинными локонами, с голубыми томными глазами и белыми, словно алебастр, руками.

(миледи Винтер)

* Вопросы разминки рассчитаны на 4 команды,  на ответ дается 10 секунд, за каждый правильный ответ – 1 «луидор».

Конкурс № 2: «Адвокат»*

Приглашаются по одному человеку от команды. По жребию получают задание: за 10 минут нужно составить и произнести речь в защиту какого-нибудь отрицательного персонажа романа (миледи, кардинала Ришелье, господина Бонасье, графа Рошфора). Участники конкурса должны показать хорошие знания литературного материала и навыки ораторского искусства.

*Задание в конкурсах  №№ 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 можно дать сразу и выполнять одновременно.

Конкурс № 3: «Буквоеды»

Приглашаются по одному человеку от команды – внимательные читатели.

Задание: ребятам предлагается перечень глав романа, в котором оказались две главы из других литературных произведений; нужно их найти и определить, откуда эти главы.

- «Придворная интрига»,

- «Мышеловка в семнадцатом веке»,

- «Незнакомец из Менга»,

- «Путешествие»,

- «Черная метка»,

- «Мерлезонский балет»,

- «Ночью все кошки серы»,

- «Анжуйское вино»,

- «Харчевня «Красная голубятня»,

- «Две разновидности демонов»,

- «Человек в красном плаще»,

- «Игра Мазарини»,

- «Казнь».

(лишние главы: «Черная метка» - роман Р.-Л. Стивенсона «Остров сокровищ» и «Игра Мазарини» -  роман А. Дюма «Двадцать лет спустя»)

Конкурс № 4: «Титулы»

Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: на заготовленных карточках – имена некоторых героев романа, нужно внести дополнения – их титулы.

кардинал… (герцог) … де Ришелье

… (граф) … де Рошфор

лорд… (герцог) … Бекингэм

… (граф)… де Ла Фер

 

Конкурс № 5: «Слуги и хозяева»

Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: на заготовленных карточках – имена слуг знаменитых мушкетеров, нужно вспомнить имена хозяев.

Базен -……………………..(Арамис)

Гримо - ……………………. (Атос)

Планше-…………………. (д'Артаньян)

Мушкетон - ……………...(Портос)

Конкурс № 6: «Мерлезонский балет»

От каждой команды приглашаются танцевальные пары. Ребятам предлагается вспомнить, какие танцы были в моде при дворе Людовика XIII и попытаться исполнить несколько па.

Конкурс № 7: «Кто сказал?»

Приглашаются по одному человеку от команды.

Задание: на заготовленных карточках – достаточно известные высказывания персонажей романа, нужно определить, кому принадлежат эти слова.


  1. «О, это тайна не моя!..» (Констанция Бонасье)
  2. «Хватит дуэлей! На сегодня хватит дуэлей» (Людовик XIII)
  3. «Я дерусь, потому что дерусь!» (Портос)
  4. «Это нужно не мне, это нужно Франции. Вот так, мой друг…» (Ришелье)

Конкурс № 8: «Гурманы»

Приглашаются по два человека от команды – любителей французской национальной кухни, знающих толк во вкусной и здоровой пище, каким был сам великий сочинитель Дюма, написавший не только увлекательные романы, но и кулинарную книгу.

Задание.

Вариант №1: Участники должны составить меню на день некоего парижского семейства.

Вариант №2: Из предоставленных продуктов участники должны приготовить свое фирменное блюдо и презентовать его.

Конкурс № 9: «Где это было, когда это было…»

Приглашаются по два человека от команды, им предлагаются подборки иллюстраций к роману.

Задание: определить изображенное событие, придумать в шуточной форме современный слоган.

Домашнее задание

Творческие группы представляют на суд жюри и зрителей инсценированные отрывки из романа.

Заключительная часть

Пока жюри подсчитывает «луидоры» и совещается, ребятам предлагается следующая «ожидательная» программа:

  1. Выбор зрительских симпатий.
  2. Обзор приключенческой литературы из фонда библиотеки.
  3. Просмотр видеоклипа «Приключения продолжаются!»

Награждение производится в соответствии с положением о призовом фонде.

Ведущий.

Читайте романы, читайте баллады,

Читайте легенды, читайте о том,

Как золоченые дерзкие шпаги

В скрещенье сходились у луврских ворот;

Когда благородство важней, чем победа,

Когда зажигались страстью сердца,

И на дуэль налагались запреты,

А за интригами крылась душа…

Все вы, читатели нового века,

Вспомните лунный парижский свет,

Треск вееров, сраженья, сонеты –

Все, чем дышал тот семнадцатый век.

Не забывайте книжных открытий

И пронесите через года

Секрет великого сочинителя

С коротким именем Дюма!

Список литературы

1. Дюма А. Три мушкетера. – Любое издание.

2. Давыдова М.А., Агапова И.А. Праздник в школе. – М.: Рольф, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по роману А.Дюма "Три мушкетера"

Данная разработка помодет учителю при проведении урока внеклассного чтения по изучаемому роману А.Дюма. Пока что методических материалов по данной теме очень мало....

"Эй, мушкетеры"

Внеклассное мероприятие к 23 февраляЦель: формирование навыков работы в группах, создание атмосферы взаимовыручки, выявление интеллектуальных и творческих способностей детей....

Приключения мушкетеров

Внеклассное мероприятие по математике "Решение логических задач"...

Литературная театрализованная игра «Под сенью дружных муз».

Игра и представление по творчеству А. С. Пушкина....

Литературно-театрализованная композиция "Это нужно живым.."

Данная разработка внеклассного мероприятия направлена на воспитание патриотических качеств, гражданственности, идеалов гуманизма и справедливости, способности переносить чужую боль, пережитую реальным...

Литературно-театрализованный диспут "Не верят в мире многие любви..."

Данный сценарий создан в содружестве с учителем литературы Л.Н. Быкаревой и представляет собой часть интегрированного урока. Также музыкально-литературная композиция может быть использована как самост...