Эпоха безвременья в лирике Лермонтова
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.
Цель: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; обучение анализу стихотворения.
- Проверка домашнего задания.
Расскажите, как раскрывается образ лирического героя в лирике Лермонтова.
- Изучение материала.
Вам не показалось, что идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?
Россия в поэзии Лермонтова… Сегодня мы сравним его стихотворения, посвященные Родине.
В ранней лирике:
-Чтение стихотворений и запись вывода.
- Родина- земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»)
- Ощущение дисгармонии («Монолог»)
- Образ идеальной романтической отчизны («Отчизна»)
- Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»)
- Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой»)
- В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.
Завершение темы
Завершение темы, 1841
«Родина»- признание в любви
«Прощай, немытая Россия»- презрение к «стране рабов, стране господ»
- Анализ стихотворений.
- «Прощай, немытая Россия».
- В чем секрет особенной мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?
- Проанализируйте эпитет «немытая Россия».
- Какую черту империи автор отмечает как главную?
- Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?
- «Родина»
- Сравните предыдущее стихотворение с совершенно иным произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».
- Как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна всему стихотворению.
- Какой ритм придал поэт последующим строкам?
- Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки «Родины»?
- Соотнесите первую строку со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная любовь»?
До Лермонтова ни один поэт не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!
После войны на Кавказе (1841) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом- «Родина» (1841), начатая возражение тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу(«Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще не привычна и поэт сам называет ее «странною».
Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».
В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «с отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет.
«Родина»- образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия наличной жизни- такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого 6- и 5- стопного ямба на самый привычный 4-стопный.
- Итого урока.
Мы оценили «странную любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений, отметили бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви, непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах и ритмике «Родины».
«Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым, любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.
- Домашнее задание.
Выучить стихотворение «Родина» наизусть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)
В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...
Христианские мотивы в лирике Лермонтова
Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...
Урок-исследование Марина Ивановна Цветаева Трагичность судьбы… (определённая трагичностью эпохи… («безвременьем»))
Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа....
Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс
Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...
Тема Родины в лирике Лермонтова
План-конспект урока...
Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.
Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...
Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.
Презентация к уроку литературы в 9 классе по программе под. редакцией Г.И.Беленького. Включает в себя характеристику эпохи, в которую жил Лермонтов и анализ стихотворений "Дума" и "Родина"....