Эпоха безвременья в лирике Лермонтова
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Урок литературы в 9 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epoha_bezvremenya_v_lirike_m.docx17.14 КБ

Предварительный просмотр:

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова.

Цель: обзор осмысления темы родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; обучение анализу стихотворения.

  1. Проверка домашнего задания.

Расскажите, как раскрывается образ лирического героя в лирике Лермонтова.

  1. Изучение материала.

Вам не показалось, что идеальные образы Лермонтова слишком абстрактны, витают в облаках? Входит ли в его поэзию отчий край, где поэту и его лирическому герою суждено жить?

Россия в поэзии Лермонтова… Сегодня мы сравним его стихотворения, посвященные Родине.

В ранней лирике:

-Чтение стихотворений и запись вывода.

  1. Родина- земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»)
  2. Ощущение дисгармонии («Монолог»)
  3. Образ идеальной романтической отчизны («Отчизна»)
  4. Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жалобы турка»)
  5. Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой»)
  6. В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в Россию.

         Завершение темы

Завершение темы, 1841

                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

«Родина»- признание в любви

«Прощай, немытая Россия»- презрение к «стране рабов, стране господ»

  1. Анализ стихотворений.
  1. «Прощай, немытая Россия».
  1. В чем секрет особенной мощи, пронзительности восьми строк этого стихотворения?
  2. Проанализируйте эпитет «немытая Россия».
  3. Какую черту империи автор отмечает как главную?
  4. Какие качества стихотворения сближают его с эпиграммой?
  1. «Родина»
  1. Сравните предыдущее стихотворение с совершенно иным произведением Лермонтова о России, с его «Родиной».
  2. Как встретили вы первую строку стихотворения? Ведь она равна всему стихотворению.
  3. Какой ритм придал поэт последующим строкам?
  4. Почему так неторопливы и величавы, раздольны строки «Родины»?
  5. Соотнесите первую строку со стихотворением в целом. Что произошло с лермонтовской формулой «странная любовь»?

До Лермонтова ни один поэт не определял так свою любовь к Родине, да к тому же так настойчиво, прибегнув к краткому, но вдруг обретающему особый смысл служебному слову… Вы заметили это? Да, лермонтовское «но»!

После войны на Кавказе (1841) Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом- «Родина» (1841), начатая возражение тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу(«Бородино», «Песня про царя Ивана Васильевича»), хотя новая, без патетики любовь к родине еще не привычна и поэт сам называет ее «странною».

Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне Лермонтов рассказывает при помощи прозаизмов, вплоть до «говора пьяных мужичков».

В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «с отрадой, многим незнакомой», «смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, что автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет.

«Родина»- образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой приятия наличной жизни- такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого 6- и 5- стопного ямба на самый привычный 4-стопный.

  1. Итого урока.

Мы оценили «странную любовь» поэта к Родине в контрастности обращенных к ней стихотворений, отметили бескомпромиссность отповеди «Прощай, немытая Россия» и простодушие любви, непосредственность слияния лирического «я» поэта с просторами России в образах и ритмике «Родины».

«Чета белеющих берез» стала поэтическим символом России, точно найденным Лермонтовым, любовно написанный образ крестьянской Руси обнаруживается в зримых бытовых приметах.

  1. Домашнее задание.

Выучить стихотворение «Родина» наизусть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нелишни…» ( по роману В.Набокова «Машенька»); «О чём поёт эпохи муза…» (по лирике А. Блока)

В методическую копилку учителей словесности предлагаю материалы к трём урокам литературы на темы: «Герой мятущейся души…» (по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»); «Детали будут тут нел...

Христианские мотивы в лирике Лермонтова

Конспект урока по теме "Христианские мотивы в лирике Лермонтова"...

Урок-исследование Марина Ивановна Цветаева Трагичность судьбы… (определённая трагичностью эпохи… («безвременьем»))

Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа....

Обобщающий урок по лирике Лермонтова. Урок литературы. 6 класс

Обобщающий урок по изучению лирики М.Ю.Лермонтова...

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.

Презентация к уроку литературы в 9 классе по программе под. редакцией Г.И.Беленького. Включает в себя  характеристику эпохи, в которую жил Лермонтов и анализ стихотворений "Дума" и "Родина"....