Эпоха безвременья в творчестве М.Ю.Лермонтова.
презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему

Привезенцева Елена Николаевна

Презентация к уроку литературы в 9 классе по программе под. редакцией Г.И.Беленького. Включает в себя  характеристику эпохи, в которую жил Лермонтов и анализ стихотворений "Дума" и "Родина".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл epoha_bezvremenya_v_lirike_lermontova.pptx858.33 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального Московской области района Урок литературы в 9 классе по программе под редакцией Г.И. Беленького Презентацию подготовила: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Привезенцева Елена Николаевна

Слайд 2

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова. «Дума». Тема России. «Родина»

Слайд 3

Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования – а между тем наши страдания – почка, из которой разовьется их счастье. Поймут ли они, отчего мы лентяи, отчего руки не подымаются на большой труд? Отчего в минуты восторга не забываем тоски? А.И.Герцен “Былое и думы” А.И.Герцен

Слайд 4

Выхожу один я на дорогу…

Слайд 5

«Что же мне так больно и так трудно?» Больно… Боль… Болезнь… Болезнь целого поколения.

Слайд 6

Характеристика 30-х годов XIX века

Слайд 8

Анализ стихотворения Каково эмоциональное пространство стихотворения? Назовите ключевые слова, выражающие эмоции поэта. Каково художественное пространство стихотворения? Как бы вы назвали такое восприятие мира? Что происходит в душе поэта?

Слайд 9

Да, действительно, человек сам анализирует собственные качества, осмысливает собственные действия, его сознание сосредоточено на самом себе, это было своеобразной формой общественного протеста. Но обратите внимание, как местоимение “я” переходит в “мы”. Процитируйте эти строки. Да, действительно, субъективное перерастает в объективное. Весь тон лермонтовской “Думы” воспроизводит эмоцию социального отчаяния, охватившего современников поэта и его самого. Эта эмоция ключ к разгадке смысла и поэтики стихотворения.

Слайд 10

Представьте себе, что начало “Думы” звучит так: “Печально я гляжу на ваше поколение”. Существенно ли меняется смысл строки? Если да, то в чем? Сочувствие, сопереживание, сострадание…Что выражает приставка со- ? Каково художественное время стихотворения? Выпишите глаголы, стоящие в прошедшем, настоящем, будущем времени. Обратимся к композиции. Из скольких строк состоит предложение?

Слайд 11

Выполните письменную самостоятельную работу. Выпишите строки, которыми завершается каждое четверостишье. О чем говорят эти поэтические концовки? Назовите стилистическую фигуру, которая предполагает усиление противопоставления от одного компонента к другому. Эмоциональность “Думы” связана с высокой романтической традицией. Стихотворение насыщено романтическими метафорами. Найдите их в тексте. Какие еще тропы и стилистические фигуры привлекли ваше внимание? Какие языковые средства доминируют? Исследуйте текст. Каковы особенности лермонтовской лирики? Какой цели хотел достичь автор, используя эти художественные средства? .)

Слайд 12

Вспомните пушкинское: “Здравствуй, племя, младое, незнакомое!” Совсем другой настрой у Лермонтова, который осмыслил поколение как обреченное, впитавшее мертвый, а не живой сок прошлого. По его словам, поколение ждет справедливое историческое наказание. Подберите более жесткий синоним к этому слову. Найдите в стихотворении строки, подтверждающие эту мысль. К какому жанру тяготеет это стихотворение Но можно ли сказать, что это элегия в чистом виде?

Слайд 13

Вокруг жанра “Думы” разгорелись жаркие споры: литературные критики давали разноречивые оценки “Думе”. К какой точке зрения присоединитесь вы? Швырев : “Ужасная эпитафия молодому поколению”. Белинский: “Дума” есть сатира”. Фохт: “Дума” – социальная элегия”.

Слайд 14

Мы проанализировали стихотворение “Дума”. Я думаю, что вы почувствовали, что оно, действительно, по словам Белинского, “Это вопль, это стон человека, для которого отсутствие внутренней жизни есть зло, в тысячу раз ужаснейшее физической смерти”. В центре внимания поэта – судьба передовой дворянской интеллигенции, ее настроения, мысли, чувства. Печально, что даже лучшие из этого поколения не знали, как в условиях жесточайшей тирании, преследований применить свои дарования. Это поколение, действительно, можно назвать “потерянным поколением”. Много было сказано о тех молодых людях, изображенных в “Думе”. А в чем актуальность этого стихотворения для вас?

Слайд 15

Тема России в творчестве Лермонтова Есть в творчестве поэта стихотворение, в котором он “понимает любовь к отечеству истинно свято и разумно”. Оно написано в 1841 году. - Что это за год? (год смерти поэта) - Оно одно из итоговых, это обобщенное отношение поэта к родине, России. Ещё за десять лет до этого Лермонтов писал: “ Я родину люблю, и больше многих…”. Он и теперь начинает стихотворение с утверждения, в котором возражение тем, кто сомневается в его любви к Родине: “Люблю отчизну я, но странною любовью…”. Давайте послушаем это стихотворение

Слайд 16

Стихотворение «Родина»

Слайд 17

Анализ стихотворения. Прочитайте первую строчку. Как вы думаете, почему странною любовью? Наша задача – разобраться, каково отношение Лермонтова к родине, в чем странность его любви. А какие ещё стихотворения вы знаете про родину у Лермонтова? Это более ранние произведения, и они совсем другие, в них есть поэтика, торжественное прославление истории России, подвиги русских людей. А стихотворение “Родина” отличается, оно совсем другое. Это уникальный образец чистого, не осложненного ничем произведения. Здесь все просто, все понятно, а вместе с тем глубоко поэтично. Такое стихотворение мог написать только зрелый мастер. Давайте попробуем это стихотворение проанализировать, посмотрим, что получится.

Слайд 18

Работа в группах. 1 группа – определить тему, идею, композицию. 2 группа - определить размер и рифму. 3 группа – художественные особенности. 4 группа – сопоставить стихотворения “Родина” и “Прощай, немытая Россия”.

Слайд 19

Тема стихотворения – родина, идея – показать странную любовь. - Какая строчка, на ваш взгляд, содержит идею? - Сколько раз употребил поэт слово “люблю”? - Какова композиция?) - Каков размер? Какой это ямб? Сколько стоп? - Как вы думаете, почему меняется размер?

Слайд 20

Какая самая короткая строчка? Это важный момент для поэта. Он и раньше писал обличительные стихи. Здесь все сжато, но ёмко. Со слов “люблю…” - четырехстопный ямб. Этим размером он показал разделение. Какая рифма? Почему рифма меняется? Какие художественные средства использует поэт? Стихотворение выстроено от образов, от поэтики, от деталей переходит к конкретным вещам, предметам В этом ясность и простота, именно поэтому Белинский писал Боткину 13 марта 1841 года: “Если будет напечатана его “Родина”, - то, аллах-керим , -что за вещь пушкинская, т.е. одна из лучших пушкинских”. Вот она ясность и простота. Давайте вернемся. Какую задачу мы ставили? Доказать, что любовь странная. А выполнили мы эту задачу? Где же странность?

Слайд 21

Сопоставить стихотворения “Прощай, немытая Россия”. Когда оно было написано? Какая Россия в этом стихотворении, каков её образ? Какие чувства вызывает такой облик? Что значит немытая? Обратите внимание на самое главное. Какое первое слово? Страна рабов, страна господ – что это за приём? О чем говорит поэт? Мундиры голубые – о чем идет речь? Что это за прием? Стихотворение можно разделить на две части: Россия, изгнание. Но ему приятней быть в изгнании, чем в такой России.

Слайд 22

Выводы Это стихотворение доказывает странность чувств Лермонтова. Так же, как и в стихотворении «Дума», поэт считает себя ответственным за свое поколение, за то, что происходит в стране. Он первым показал Россию народную, мужицкую. Но для него это Родина, это Россия, в которой живем мы с вами. Это Россия, которую признал, понял и которой поклонился Лермонтов. В её милых сердцу неброских приметах Лермонтов угадал тайный и всемогущий смысл: родина врачует и ведет, родина собирает нас в единый организм, который не умирает вместе с нами и, значит, может давать нам силу, тепло, как мать, опору, как отец. Любить Родину – значит любить истину. Сильнее и дороже истины нет ничего на свете, оттого, любящий истину, приобретает силу, которая идет от Бога и Отчизны

Слайд 23

Домашнее задание Выучить стихотворение «Родина» наизусть. Письменный анализ одного из стихотворений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект комбинированного урока русской литературы и русского языка «Поющий нерв эпохи…» (жизнь и творчество В.С.Высоцкого)

Цели урока: Познакомить учащихся с личностью, биографией и творчеством Высоцкого. 2) Выразительно читать стихи и прослушать песни в исполнении самого автора. Провести работу по тексту...

Урок-исследование Марина Ивановна Цветаева Трагичность судьбы… (определённая трагичностью эпохи… («безвременьем»))

Урок (11 класс), посвященный творчеству М.И. Цветаевой, рассчитанный на 2 академических часа....

Эпоха безвременья в лирике Лермонтова

Урок литературы в 9 классе...

Конспект урока литературы в 7 классе «Кавказ в жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова» и презентация «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова».

Предложенная работа содержит презентацию «Кавказ в картинах, акварелях и рисунках М.Ю.Лермонтова» (картины, акварели и рисунки самого поэта помогут ответить на вопросы: Чем привлекал Лермонтова Кавказ...

Конспект урока по литературе в 9 классе по теме: Эпоха безвременья в лирике М.Ю. Лермонтова «Дума». Тема России и её своеобразие. «Родина». Характер лирического героя и его поэзия.

Этапы отношения М.Ю. Лермонтова к Родине, ко времени, в котором он жил, к поколению, к государственности; выявить противоречия лирического героя.Формирование любви к русской литературе, русской природ...

СВОЯ ИГРА. «ТРОПА К ЛЕРМОНТОВУ» (ПО БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВУ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА)

Данную игру  я  рекомендую  проводить  в  10 классе  после  изучения  творчества  М.Ю.Лермонтова  Цель:  обобщить  знания  по  изу...

Презентация к внеклассному мероприятию по творчеству М.Ю. Лермонтова. "Художественный талант Лермонтова"

 "Художественный талант М.Ю. Лермонтова в изобразительном искусстве".Вашему вниманию предлагается внеклассное мероприятие, приуроченное к юбилейной дате М.Ю. Лермонтова (практиче...