урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Б. Слуцкого "Лошади в океане"
план-конспект урока по литературе по теме

Ефименко Лариса Сергеевна

 

Цель: Познакомить с творчеством Б. Слуцкого.

Задачи: 1. Познакомить со стихотворением Б.Слуцкого « Лошади в океане», историей его написания.

2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, обогащать словарный запас детей.

3. Помочь осознать смысл стихотворения « Лошади в океане», вспомнить другие печальные стихи о животных.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

5. Формировать навык выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Краснодарский край

Тбилисский район

МБОУ «СОШ № 10»

Урок литературного чтения для 4 класса

по произведению

Учитель:

Ефименко Л.С.

Цель: Познакомить с творчеством Б. Слуцкого.

Задачи: 1. Познакомить со стихотворением Б.Слуцкого « Лошади в океане», историей его написания.

2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в произведении, обогащать словарный запас детей.

3. Помочь осознать смысл стихотворения « Лошади в океане», вспомнить другие печальные стихи о животных.

4. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

5. Формировать навык выразительного чтения.

    Оборудование: презентация по стихотворению, мульт. установка, экран, музыка. Выставка книг о лошадях.

                                    Ход урока:

1.Орг. момент

2.Сообщение темы урока: -Сегодня я расскажу вам о творчестве поэта Бориса Абрамовича Слуцкого (1 слайд)

Он родился в небогатой семье торговца в 1919г. Рано увлекся поэзией. В 1941г. он заканчивает Московский Юридический институт. Получает диплом и тут же уходит на фронт, так как началась Великая Отечественная война.

Б. Слуцкий был на фронте всю войну, когда в 1946г. врачи признали его непригодным к военной службе и комиссовали по здоровью.

В течение 11 лет он переживает глубокий творческий кризис, занимается только переводами. Лишь в 1957г. он начинает снова творить. Выходит несколько его книг. Умер поэт в 1986г.

       Сегодня мы познакомимся с его стихотворением « Лошади в океане»  (слайд 2)

    Скажите, можем ли мы догадаться по названию о чём будет идти речь?

Как вы думаете, хорошо ли будет лошадям в океане? Почему?

-Нет, т. к. их среда обитания - земля, а не вода.

-Какой мы можем сделать вывод?

-произойдёт трагическая история, печальная.

3. История стихотворения.

Стихотворение написано в 1951г., летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказывал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкого так поразила эта история, что он написал стихотворение быстро, сразу, не исправляя впоследствии.

     Очень интересен такой факт из жизни поэта - написал он это стихотворение, ни разу в жизни не видев ни моря, ни океана. Впервые он попал на море лишь 15 лет спустя.

      Даже Твардовский, который не любил хвалить чужие стихи, сказал, что он эти стихи заприметил. Стихи переведены на польский, итальянский, другие языки.

4. (слайд) На фоне музыки читаю наизусть.

-Какое впечатление производит стихотворение?

-печальное, грустное.

-Какие чувства и мысли у вас возникли?

-чувство жалости, тревога, хотелось плакать.

-Высказывает ли автор своё отношение к произведению?

5. Самостоятельное чтение стиха. 2 мин.

6. Работа над текстом.

-Посмотрите на корабль, кто знает, где находится трюм? Днище?

Большой ли был корабль?

- Да, т. к. 1000 лошадей.

-Скажите, а зачем перевозили лошадей во время войны?

-они участвовали в сражениях,
     Виталик Чернявский  на школьную конференцию готовит доклад об участии различных животных в военных действиях, расскажи нам, пожалуйста, об участии лошадей в сражениях.

Рассказывает Виталик. 1-2 мин.

7. Физ.минутка:

              Эй, лошадки!

              Все за мной!
             Поспешим на водопой. (пружинящие движения ног)

              Вот широкая река,

              В ней холодная вода.

              Пейте! Хороша водица!

              (наклон вперед, плавное разведение  рук в стороны)

              Постучим копытцем,

              Эй, лошадки, все за мной

              Отправляемся домой!

              (притопывание то левой, то правой ногой)

-8. Словарная работа. Анализ произведения.

-Каким вы представляете себе океан? (безбрежный, бескрайний)

-Скажите, а чем отличается лодка от шлюпки? Из чего сделан плот?

-Зачитайте строки, где автор описывает цвет лошадей.

Посмотрите на (слайд) Рыжий.

Кто знает, гнедой - это какой цвет? (тёмно – рыжий)

Вороной - черный.

В яблоках, саврасый, каурый, шоколадный.

-Какие звуки издаёт лошадь?

-фыркает, ржёт.

-Кто из вас знает, как называется большое скопление лошадей? (слайд)

-табун.

-С чем сравнивает автор табун лошадей?

- с рыжим островом.

Зачитайте 2 строки.

-Что такое подкова? Найдите строки в тексте, зачитайте.

-Какое счастье они должны были принести?

Максим Гусев готовил на школьную конференцию доклад о фразеологизмах. Он нам расскажет о выражении: « Подкова на счастье»   1-2 мин. (слайд)

-Что такое олицетворение? Кто зачитает мне?

-С какой интонацией читается стихотворение? В каком темпе?

 Где, по - вашему мнению, надо повысить голос? Где - понизить?

9.Повторение.

Давайте вспомним произведения, которые мы уже изучили о животных

(Слайд)

10. Запись домашнего здания.

Стр. 76-77, выразительное чтение. Подобрать пословицы и записать их в тетради.

11. Выставление оценок.

-Можно ли сказать, что Борис Слуцкий эмоциональный, чувствительный человек, который очень любил животных?

-Подумайте, и скажите, что вы узнали нового на уроке, значения каких слов вы не знали до этого?

Литература:

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения 3 класс.

Урок литературного чтения 3 класс по программе Школа 2100....

Урок литературного чтения. Б. Слуцкий. Лошади в океане.

Урок знакомит учащихся с творчеством Бориса Абрамовича Слуцкого.Учит определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.Помогает детям выразить своё отношени...

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс

Материал для учителей начальных классов...

урок литературного чтения 2 класс 7 вида

Два ленивца (сербская  народная сказка) Век живи –век учись (хорватская народная сказка)1.            Цель урока: стимулировать интере...

Урок литературного чтения 4 класс. Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»

Урок  литературного чтения 4 класс.Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»Цели: Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и  основной мысли произведения п...

Технологическая карта урока литературного чтения, 1 класс

Технологическая карта по литературному чтению для 1 класса предназначена для учителей начальной школы....