Урок литературного чтения. Б. Слуцкий. Лошади в океане.
план-конспект урока по литературе на тему

Павлова Марина Васильевна

 

Урок знакомит учащихся с творчеством Бориса Абрамовича Слуцкого.

Учит определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.

Помогает детям выразить своё отношение к происходящим событиям.

Расширяет читательский опыт учащихся.

Формирует навыки правильного, выразительного чтения.

Развивает речь, мышление, память, тренирует наблюдательность.

Воспитывает чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к Родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_v_4_klasse.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения в 4 классе.

Тема урока:  Борис Слуцкий. Лошади в океане.

Цели урока:

Познакомить учащихся с творчеством Бориса Абрамовича Слуцкого.

Научить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.

Помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.

Расширять читательский опыт учащихся.

Формировать навыки правильного, выразительного чтения.

Развивать речь, мышление, память, тренировать наблюдательность.

Воспитывать чувство патриотизма, нравственные чувства, чувства сострадания, гордости и любви к Родине.

ХОД УРОКА

  1. Самоопределение учебной деятельности.

Стихотворение-эпиграф.

(КАДР1)
Если из гнезда упала птица -
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге-
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно -
Мне больно Если ствол рвануло бесшабашно -
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете -
Я в ответе.
 

(С. Островой)

- Сегодня мы продолжим работать с произведениями из раздела «РОДИНА», познакомимся со стихотворением Б.А.Слуцкого «Лошади в океане». Постараемся ответить на вопрос, почему это стихотворение изучают в разделе «РОДИНА»

  1. Актуализация знаний

   Слайд с портретом.

-  Знаком вам этот человек? (КАДР2)

-  7 мая 2013 года ему исполнилось бы 94 года.

Это Борис Абрамович Слуцкий.

Что же это был за человек, почему он написал такое стихотворение? Перед вами листочки с фактами из биографии поэта, вам нужно внимательно прочитать и сделать свои выводы:

  1. Детство и отрочество прошли в Харькове, в рабочем районе, где жизнь была трудной и скудной.
  2. Учился в Москве в Литературном институте, который окончил в 1941 году. Без долгих сомнений пошёл на фронт.
  3. Он участвовал в Великой Отечественной войне, прошагал до победы пол-Европы. Начинает войну солдатом, заканчивает майором – это высокое воинское звание.
  4. Несмотря на то, что был офицером, постоянно лично ходил в разведку.
  5. Был тяжело ранен и контужен.
  6. После войны не мог оставить без внимания ни одно из важных событий, происходящих в стране.
  7. Борис Слуцкий скончался 23 февраля 1986 года. Он похоронен на Пятницком кладбище в Москве. На его могиле установлен необычный памятник: большая голова из белого  гранита на фоне флага из чёрного мрамора.
  8. После смерти поэта его неопубликованные стихи появлялись в газетах и журналах почти  каждый месяц в течение девяти лет.

Ответы учащихся по плану: (КАДР 3)

  1. Мы считаем, что Борис Абрамович Слуцкий был …
  2. Мы можем это доказать тем, что …
  3. Мы делаем вывод …

  1. Открытие детьми нового знания.       

Знакомство со стихотворением.

  1. Стихи Слуцкого о войне необычны. Поэт описывает небольшие события, которые лишь дорисовывают, дополняют картину ужасов войны.

Мы с вами живём в удивительный век. Бориса Абрамовича нет с нами уже 27 лет. А благодаря технике, мы можем услышать его голос. Послушайте стихотворение «Мои товарищи» в исполнении Бориса Слуцкого и ответьте на вопрос: что вы узнали о товарищах Б. Слуцкого из стихотворения?

  1. Одно из самых любимых стихотворений Слуцкого было и остаётся «Лошади в океане».
  2. Первичное чтение учителем.

Лошади умеют плавать,
Но – не хорошо. Недалеко
“Глория” по-русски значит “Слава”,-
Это вам запомнится легко.
Шел корабль, своим названьем гордый,
Океан старался превозмочь.
В трюме, добрыми мотая мордами,
Тыща лошадей топтались день и ночь.
Тыща лошадей! Подков четыре тыщи!
Счастья все ж они не принесли.
Мина кораблю пробила днище
Далеко-далеко от земли.
Люди сели в лодки, в шлюпки влезли.
Лошади плыли просто так.
Что ж им было делать, бедным, если
Нету мест на лодках и плотах?
Плыл по океану рыжий остров.
В море синем остров плыл гнедой.
И сперва казалось – плавать просто,
Океан казался им рекой.
Но не видно у реки той края.
На исходе лошадиных сил
Вдруг заржали кони, возражая
Тем, кто в океане их топил.
Кони шли на дно и ржали, ржали,
Все на дно покуда не пошли.
Вот и все. А все-таки мне жаль их –
Рыжих, не увидевших земли.

- Ваши впечатления от прочитанного? Какие чувства вызвало у вас стихотворение Бориса Слуцкого?

                             Рассказ об истории создания стихотворения.

- Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 году, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии.

       Вот, что пишет он сам: «Это почти единственное стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку…»

- Стихи так понравились другу Бориса Слуцкого Эренбургу, что он их ему и посвятил.

Напечатали «Лошадей в океане» … в «Пионере» как детское стихотворение о животных … потом их перепечатывали десятки раз. Было 4 польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» написано несколько музык. Говорят, нищие пели их в электричках.

- Когда люди читали стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане», не оставалось ни одного равнодушного человека.

VI. Первичное закрепление.

1)  Словарная работа 

Давайте прочитаем  стихотворение,  выясним смысл незнакомых для вас слов. (КАДР4)

Превозмочь – пересилить,  побороть,  одолеть

Трюм – внутреннее помещение корабля под нижней палубой служащее для установки механизмов для грузов

Шлюпка – гребная, парусная или моторная лодка с прочным широким корпусом(судовая корабельная шлюпка, прогулочная шлюпка

Гнедой – масть лошади красновато- ражего цвета, обычно с чёрным хвостом и гривой

- Замените одним словом: «старался превозмочь»

                                              «на исходе сил»

- Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный);

счастье (блаженство, удача, судьба).

2)  Работа по содержанию

Ответьте  на вопросы, подтверждая словами из текста

Как назывался корабль?

  1. Корабль с гордым названием «Глория», что означает «Слава», перевозил лошадей, стараясь преодолеть океан:

Какой груз был в трюме?

  1.  В трюме, добрыми мотая мордами,
  2. тыща лошадей топталась день и ночь.
    Тыща лошадей!
    Подков четыре тыщи!

Что произошло с кораблём?

  1. Но когда корабль находился еще очень далеко от земли, «мина кораблю пробила днище».

 Как получилось, что лошади оказались в открытом океане? 

  1. Для людей были лодки и шлюпки, а для лошадей — ничего, «лошади поплыли просто так» 
  2. Что ж им было делать, если нету мест на лодках и плотах?

Как описывает поэт лошадей, плывущих в море?

  1. Поэт называет лошадей, плывущих в синем море, рыжим и гнедым островами. Лошади сначала были уверены в своих силах, ведь они умеют плавать:
  2. Лошади умеют плавать,
    но — не хорошо. Недалеко.
    И сперва казалось — плавать просто,
    океан казался им рекой.

Почему неоднократно повторяется слово «ржали»?    Что хотел показать автор этим повторением?

  1. (было тяжело, невыносимо, горько, страшно, надеялись на помощь). «Ржали, ржали» будто бы на помощь звали. Автор хотел подчеркнуть боль и страдание.
    Но животные не рассчитали своих сил, океан оказался огромным и безбрежным: «не видно у реки той края», и лошади постепенно теряют силы, не желая оказаться на дне океана, чувствуя свою гибель, они заржали, «возражая тем, кто в океане их топил, а может быть, призывая на помощь людей. Поэт три раза повторяет его во «заржали»-, подчеркивая желание лошадей жить, и вместе с читателями чувствует в сердце боль:

Найдите строчки,  которые указывают на отношение автора к лошадям?

Вот и все. А все-таки, мне жаль ах
рыжих, не увидевших земли

- Какой момент стихотворения вам показался самый напряженный?
- С какого момента вы почувствовали волнение за судьбу лошадей?

- Расставьте карточки по мере возникновения этих чувств у лошадей: ИСПУГ, ТРЕВОГА, СТРАХ, БЕЗНАДЁЖНОСТЬ. (в парах)

3) Дети по очереди читают это произведение.

Как вы считаете кому лучше удалось передать трагедию произошедшего? Почему?

VII. Обсуждение проблемы

Давайте подумаем, для чего могли перевозить лошадей?

Сообщение учащихся. (КАДР 5-10)

Несмотря на то, что Вторую мировую войну называли войной моторов, конница играла в ней немаловажную роль.

И действительно, хотя конь бежит со средней скоростью не более 20 км в час и может преодолеть не более 100 км за сутки, но он может пройти там, где не пройдёт никакая техника – и сделает это незаметно. 

  1. Только один конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора сковал тылы целой армии.
  2. Дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных, заперла дорогу на Дрезден.
  3. 7-й гвардейский корпус взял города Ратенов и Бранденбург
  4. А 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретил на Эльбе союзников. 
    В войну лошадей применяли и как транспортную силу, особенно в артиллерии. Упряжка в шесть лошадей тянула пушку, меняя огневые позиции батареи.

Перед глазами встают кадры фронтовой кинохроники: красноармейцы из всех сил выталкивают застрявшую телегу со снарядами, запряжённую лошадьми. 
Много лошадей пало на полях сражений. Лошадь не могла спрятаться в траншеи или укрыться в блиндаже от пуль и осколков снарядов. 
В скором времени на Поклонной горе по инициативе одного из депутатов будет установлен памятник лошадям–участникам Великой Отечественной войны. Бесспорно, они это заслужили по праву. Трудно представить нашу победу без этих красивых и благородных животных.

О событиях в какой войне говорится в стихотворении? Когда началась война? А когда закончилась?

День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. (КАДР11)

4 года шла война – это 1418 дней!

34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!

Вы представляете, что это такое?

Если по каждому погибшему из 20 миллионов, в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

20 миллионов за 1418 дней – это значит, 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час, 10 человек в каждую минуту.

 

Вот что такое 20 миллионов!

- Для каждого человека Родина-это самое дорогое и очень важно, чтобы никакое зло не коснулось ничьей родины.

Так почему же стихотворение «Лошади в океане» изучают в разделе «Родина»?

 В стихах Бориса Абрамовича Слуцкого звучит невысказанная мысль: война-зло, которое не должно повториться, она противна природе и жизни человека. А теперь посмотрите на доску и прочтите слова из Священного писания: (КАДР12)

И каждому животному на земле, и каждой птице в воздухе, и всему, что ползает на земле, Я дал живую душу.

- Как вы понимаете эти слова?

- Война приносит боль и горе всему живому. От нее страдают все живые души.

VIII.Самостоятельная работа

Работа в группах:
1 гр. –отметить завязку
2 гр. – кульминацию
3 гр. - развязку

3. Диагностика. Тест.
1.К какому жанру литературы отнесем это произведение? 
д) рассказ т) басня р) стихотворение м) очерк
2.К какому типу речи отнесем текст?
н) описание о) повествование в) рассуждение
3.К какому стилю речи отнесем текст? 
ф) разговорный л) научно-познавательный 
и) художественный 
4. Какие строки отражают основную мысль текста? 
ц) Плыл по океану рыжий остров. 
В море синем остров плыл гнедой.
н) Вот и все. А все-таки мне жаль их – 
Рыжих, не увидевших земли. 
ы) Кони шли на дно и ржали, ржали, 
Все на дно покуда не пошли. 
5.На что указывает заглавие – на тему или основную мысль текста?
а) на тему текста б) на основную мысль текста.

Наш урок подходит к концу. И я хочу, что бы вы ещё раз послушали стихотворение Слуцкого, но уже в несколько другом исполнении – песня А.Ю. Давидович (ВИДЕОРОЛИК)

Мне не хочется заканчивать урок на грустной ноте. Как я уже говорила, стихотворение Б.Слуцкого «Лошади в океане»  никого не оставило равнодушным. Есть ещё одно стихотворение, автор его неизвестен. Автор не захотел мирится с таким трагическим окончанием истории и написал продолжение стихотворения «Лошади в океане» Послушайте его: (КАДР13)

Я не верю в гибель лошадиную.
Пусть не все, но выжили они.
С дна морского к верху шли акулы,
Но хватали слабых лишь одних.

Разливалась кровь по океану
Но вожак упрямо плыл вперед.
И казалось у него как будто
От копыт шли искры в толщу вод.

Рыжий остров медленно, но таял
Уменьшался остров тот гнедой.
Но немного плыть уже осталось
Кони, кони слышите! Прибой!

Вот копыта дна уже коснулись
И вода отхлынула от них.
Вышли на берег измученные кони
Победили смерть свою они.

Где-то люди есть и есть машины,
Где-то города стоят шумя.
Только здесь на острове все тихо
Ни людей, ни шума, ни огня.

Только ветер воет здесь тоскливо
Да еще вдруг топот прозвучит
То табун коней вдоль океана
С бешеною резвостью летит.

Ветер гривы длинные расчешет                                  
Океан умоет их водой
И живут они, судьбой довольны
Посреди равнины голубой.

Остров тот - песчинка в океане.
Только кони вольно там живут
И отныне остров этот дикий
Лошадиным островом зовут.

IX. Итог занятия:

Подведём итоги нашей работы. Вы будете высказывать своё мнение, выражать свои чувства, своё отношение к происходящему.

Отвечайте, используя эти слова: (КАДР14)

  1. Меня удивило …
  2. Я почувствовал …
  3. Я думаю…

     X. Рефлексия

По окончании урока дети прикрепляют на остров силуэты лошадей:
рыжие – урок прошёл полезно, плодотворно;
белые – довольно неплохо;
чёрные  – не совсем удовлетворён уроком;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

урок литературного чтения в 4 классе по стихотворению Б. Слуцкого "Лошади в океане"

Цель: Познакомить с творчеством Б. Слуцкого.Задачи: 1. Познакомить со стихотворением Б.Слуцкого « Лошади в океане», историей его написания.2. Развивать внимание к авторскому слову, к точности уп...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....