Дифференциация обучения литературе в 7-8 классах
статья (литература, 7 класс) по теме

Багдасарова Татьяна Владимировна

 

 В данной статье даны критерии диагностики теоретико-литературных знаний учащихся  и умения применять их в анализе произведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differ_7-8_klass.doc255 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциация обучения литературе в 7-8 классах

Диагностика

Прежде чем приступать к диагностике уровня литературного развития учащихся учителю важно спроектировать образ литературно развитого ученика для данного этапа обучения, определив, какие сферы литературного развития школьников подлежат совершенствованию. Это необходимо для того, чтобы сравнивать реальный уровень литературной подготовки каждого учащегося с предполагаемыми результатами обучения. Характеристики литературно развитого выпускника основной и средней школы изложены в «Требованиях к уровню подготовки выпускников»[1].

Выпускник должен не только прочитать программные произведения, но и уметь их адекватно воспринимать и грамотно анализировать в контексте родо-жанровой природы и авторской концепции, применяя знания по истории и теории литературы и владея основными видами речевой деятельности. Добиться этих важных умений и углубить их у учащихся, склонных к гуманитарному знанию, можно только с помощью личностно ориентированного образования и дифференцированного подхода в обучении[2].

В методике преподавания литературы доказано, что учителю необходимо «регулярно определять уровень развития тех или иных читательских качеств учащихся»[3]. Для выявления результатов предшествующего обучения и их корректировки диагностику нужно проводить систематически. Обычно выделяют три уровня развития учащихся: базовый, продвинутый, углубленный[4]. Однако такое деление недостаточно учитывает такие важные сферы литературного развития учащихся, как:

  1. Начитанность, читательские интересы и литературный кругозор.
  2. Уровень читательского восприятия.
  3. Способность к актуализации социально-нравственной проблематики произведения.
  4. Навыки анализа произведения, связанные с его пониманием и интерпретацией.
  5. Объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе текста.
  6. Уровень развития речи и литературно-творческие способности.[5]

Диагностические работы[6] проводятся в начале каждого полугодия и постоянно усложняются. В одну работу можно включить до шести заданий на выявление различных сфер литературной подготовки либо проверить уровень развития каждой сферы отдельно.

1. Как определить начитанность, читательские интересы и литературный кругозор школьников?

Таблица 1. Задания для диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

7

Назовите книги из личной библиотеки, которые вы любите. Объясните, почему. Укажите авторов и главных героев

Книги на какие темы вы больше всего любите читать? Объясните, почему. Назовите авторов и главных героев

8

«Он бы мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли по отдельности редкие седые волосы; глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как неостывающие слезы». О ком идет речь? Какой композиционный прием использован в отрывке? Можно ли по портрету сказать, как автор относится к герою?

Приведите по три примера эпических, лирических и драматических произведений. Назовите их авторов и жанр

9

«Утро было прекрасное, солнце освещало вершины лип, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Широкое озеро лежало неподвижно. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. Марья Ивановна пошла около прекрасного луга, где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева». Откуда этот отрывок? Аргументируйте свое мнение. Какой композиционный прием использован в нем?

Перечислите известные вам произведения классицизма, сентиментализма, романтизма. Назовите их авторов и жанры

В 5-м классе поверку начитанности нужно начать с выявления связи названий книг с их авторами. Без этого невозможно приступать к работе по узнаванию авторского стиля, – это важное умение должно быть развито к окончанию школы. По оценкам, которые «поставили» книгам пятиклассники, можно выявить их читательские интересы и составить индивидуальные программы чтения. В 6-м классе важно проверить знания об авторах, сюжетах, героях и жанрах и умение определять их разновидности (например, сказка – литературная сказка). В 7-м классе нужно уметь обосновать свои читательские предпочтения и разбираться в понятиях: автор, произведение, сюжет, герои и т. п.

В 8–9 классах при узнавании автора по фрагменту портрета или пейзажа можно проверить умение выявлять их функции и авторскую позицию. К началу 9 класса надо определять особенности родов и жанров, а к окончанию – специфику литературного направления (сентиментализм, классицизм, романтизм).

Критерии диагностики начитанности, читательских интересов и литературного кругозора

5–6 классы. Может ли ученик:

  1. перечислить более трех любимых писателей, включая русских классиков;
  2. назвать их имена и отчества, соотнести авторов и названия произведений;
  3. указать главных и второстепенных героев (имена, фамилии, род занятий);
  4. определить жанр (его разновидности);
  5. назвать писателей, не входящих в школьную программу?

7–9 классы. Способен ли учащийся:

  1. узнать произведение школьного курса по фрагменту;
  2. определить композиционный прием в данном отрывке;
  3. аргументированно охарактеризовать авторскую позицию;
  4. назвать произведения разных родов и направлений?

2. Какими способами определяется уровень читательского восприятия?

Уровень читательского восприятия включает в себя умения определять эмоции текста, различая в них авторские и читательские чувства, степень развития воображения (воссоздающего и творческого) и уровень постижения содержания произведения:

  1. 5–6 классы – репродуктивный (пересказ);
  2. 7–8 классы – аналитический (умение определять взаимосвязи героев и событий, задавать вопросы, рассуждать о прочитанном);
  3. 9–11 классы – синтезирующий (умение осмысливать форму на уровне детали и композиции, определять концепцию произведения в целом).

Таблица 2. Задания для диагностики уровня читательского восприятия

7

Какие черты характеров Митраши и Насти показаны в сцене ссоры? (Взаимосвязь героев и событий)

Мог ли купец Калашников не участвовать в кулачном бою? (Взаимосвязь героев и событий)

8

Задайте три вопроса собеседнику, чтобы он определил смысл сказки «Неизвестный цветок». (Умение задать вопрос)

Была ли у Ивана Васильевича любовь, если после сцены на плацу она «пошла на убыль»? (Умение рассуждать о прочитанном)

Критерии диагностики уровня читательского восприятия

5–6 классы. Умеет ли учащийся:

  1. определить настроение текста и авторские эмоции;
  2. объяснить свои чувства, возникшие при чтении;
  3. назвать основные детали созданной автором картины;
  4. создать словесное описание на тему, определенную автором.

7–8 классы. Может ли ученик:

  1. объяснить взаимосвязи событий и героев, проанализировав их поведение и поступки;
  2. задать к тексту ключевые вопросы;
  3. составить рассуждение о прочитанном.

3. Как проверить умение видеть в тексте актуальные социально-нравственные проблемы?

Таблица 3. Задания для диагностики умений актуализировать социально-нравственную проблематику

7

Какие нравственные законы русского народа воплощены в былинах?

Какие нравственные ценности провозглашает Тарас Бульба в речи о товариществе?

8

Против чего направлена сатира автора в пьесе «Недоросль»?

Какие отношения в семье утверждаются в рассказе «Куст сирени»?

9

Что в образе Мцыри достойно восхищения?

Почему Татьяна Ларина – это нравственный идеал автора?

Критерии диагностики умения актуализировать социально-нравственную проблематику

  1. Умеет ли школьник выделять в тексте социально-нравственные проблемы?
  2. Насколько высока активность ученика в оценке прочитанного?

4. Как выявляются навыки анализа произведения, его понимания и интерпретации?

Умения, связанные с анализом литературного произведения, проверяют заданиями:

  1. на выявление смены чувств в лирике, сюжета в эпосе, конфликта в драме;
  2. на определение стилистического колорита текста;
  3. на выявление авторской позиции;
  4. на сопоставление героев и событий в одном и разных произведениях;
  5. на сопоставление замысла и его воплощения;
  6. на определение общего и различного в произведениях одного жанра.

Таблица 4. Задания для диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации

7

Вспомните стихотворение о Родине. Какие слова поэта выражают его отношение к изображаемым картинам?

Какие слова и выражения создают картины прошлого и стилистический колорит в «Песне про купца Калашникова»?

8

Вспомните стихотворение о Великой Отечественной войне. Какими способами выражена в нем позиция автора?

Что общего в отношении чиновников к Хлестакову? Приведите примеры

9

Чем Василий Теркин близок автору поэмы?

Какие черты поколения, изображенного в стихотворении «Дума», отразились в Печорине?

Критерии диагностики навыков анализа произведения, его понимания и интерпретации

5–6 классы. Умеет ли ученик:

  1. определить настроение стихотворений, выученных наизусть;
  2. указать динамику чувств в лирике, элементы сюжета в эпосе и причину конфликта в драме;
  3. назвать основные смысловые части произведения и их взаимосвязи.

7–8 классы. Может ли ученик:

  1. прокомментировать авторскую позицию;
  2. указать слова и выражения для определения стилистического колорита текста;
  3. определить функции изобразительно-выразительных средств языка;
  4. найти основания для сопоставления героев одного произведения.

5. Как выявить объем теоретико-литературных знаний и умение применять их в анализе произведения?

Объем теоретико-литературных знаний определен в стандарте по литературе, но важнее выявить умение применять их в анализе текста. (Учитель может изменить наши вопросы и задания в соответствии с программой, по которой он работает.)

Таблица 5. Вопросы и задания для диагностики объема теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе

7

В чем особенности лирики как рода литературы?

Дайте характеристику стихотворениям в прозе. Приведите примеры

8

Что отличает художественную литературу и публицистику? Назовите 2–3 публицистических произведения

Что такое антитеза? Приведите примеры антитез из русской прозы или поэзии

9

Что такое художественная деталь? Покажите, как она помогает понять характер героя

Что общего и различного в таких видах комического, как сатира, юмор, ирония, сарказм? Приведите примеры из поэмы «Мёртвые души»

Критерии диагностики теоретико-литературных знаний и умения применять их в анализе

Умеет ли ученик:

  1. определять сущность теоретико-литературных понятий в объеме программы данного класса;
  2. применять знания по теории литературы в анализе и оценке прочитанного;
  3. комментировать изобразительно-выразительные средства создания образов и определять их функции.

6. Как проверить уровень развития речи и литературно-творческие способности школьников?

Развитие речи учащихся и литературно-творческие способности можно проверить при помощи заданий на:

  1. выявление лексического запаса;
  2. объяснение чувств, возникших при чтении;
  3. словесное рисование обстановки действия и облика героев;
  4. составление киносценария, инсценировки;
  5. сравнение эпизода с иллюстрацией, экранизацией;
  6. составление письменного ответа на проблемный вопрос;
  7. создание литературных произведений разных жанров: художественных, критических, публицистических.

Таблица 6. Задания для диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей

7

Опишите облик мальчика или его учительницы из рассказа «Уроки французского»

Правдиво ли художник В. Пономарев изобразил героев рассказа «Злоумышленник»?

8

Зачем нужно изучать в школе произведения об историческом прошлом нашей Родины?

Почему комедия Гоголя «Ревизор» включена в репертуар многих современных театров?

9

Опишите три кадра видеоклипа, созданного по стихотворению о Родине

В чем общечеловеческий смысл комедии Грибоедова «Горе от ума»?

Критерии диагностики уровня развития речи и литературно-творческих способностей

5–6 классы. Может ли ученик:

  1. составить текст в жанре описания, используя образные выражения;
  2. объяснить мысли и чувства, возникшие при чтении;
  3. продемонстрировать богатство своего лексического запаса, умение употреблять синонимы и разнообразные речевые конструкции.

7–8 классы. Умеет ли ученик:

  1. ответить точно на поставленный вопрос, ясно и последовательно выражать мысли;
  2. словесно описать обстановку действия и облик героев; составить инсценировку, описать кадры киносценария;
  3. сравнить эпизод с иллюстрацией, экранизацией.

Для выявления динамики литературного развития учащихся и сопоставления результатов диагностики (в баллах) используется таблица.

Таблица 7. Выявление динамики литературного развития учащихся на основе диагностики

№ п/п

Ф.И. учащегося

Сферы литературного развития учащихся

начитанность

читательское восприятие

социально-нравственная проблематика

понимание и интерпретация

теоретико-литературные знания

развитие речи

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

I

II

1

2

I – первое полугодие; II – второе полугодие.

Как организовать урок литературы, где планируется проведение диагностики?

Конец 8 класса.

Читательский опыт учеников и их нравственную зрелость помогут актуализировать такие вопросы и задания:

  1. Вспомните, герои каких произведений дают свои оценки книгам и чем важна для них литература. Что вы узнали из книг о любви и предательстве, о смерти и бессмертии, о благородстве и подлости? Важны ли эти знания? Что полезного в чтении литературы прошлого?

Фронтальная беседа определяет уровень литературного развития в общих чертах. Для дифференцированной диагностики вопросы и задания предлагаются группам, созданным по общности тех сфер литературного развития, которые необходимо совершенствовать:

  1. В каких произведениях русской литературы отразились гуманистические мысли авторов? (Начитанность и литературный кругозор.)
  2. Как пейзажи помогают в понимании человеческих характеров? (Читательское восприятие.)
  3. Каков обобщенный облик России в книгах русских писателей XIX века? (Социально-нравственная проблематика.)
  4. Назовите произведения, где поднимается проблема защиты человеческой личности. Аргументируйте свою позицию. (Понимание и интерпретация.)
  5. Какими способами писатели вызывают у читателя смех? Приведите примеры. (Применение теоретико-литературных знаний.)
  6. Расскажите, каким представляли себе счастье литературные герои? (Развитие речи.)

Наиболее объективно уровень литературного развития проверяется в письменной диагностической работе, которая проводится, например, во второй половине урока(коней 8 класса):

Сферы литературного развития

I вариант

II вариант

начитанность

Кто из литературных героев:

  1. «с пятилетнего возраста отдан… был на руки стремянному»;
  2. велел похоронить себя там, «где цвели акаций белых два куста»;
  3. «на Карельском воевал, за рекой Сестрою».

Назовите авторов, главных героев и жанры этих произведений

Кто из литературных героев:

  1. считал своей любимой песней «Не шуми, мати зеленая дубравушка»;
  2. повесил «над самым шкапом с бумагами охотничий арапник»;
  3. подарил на балу своему кавалеру «перышко от веера».

Назовите авторов, главных героев и жанры этих произведений

читательское восприятие

Почему портрет Аси дан не сразу, а «рассыпан» по всему рассказу? («Ася»)

Что подчеркивает ремарка «Осип лежит на барской постели»? («Ревизор»)

социально-нравственная проблематика

В чем социальный смысл басни «Обоз»?

В чем нравственный смысл сопоставления Гринева и Швабрина?

понимание и интерпретация

Определите настроение одного из стихотворений Пушкина. Охарактеризуйте авторскую позицию. Назовите ключевые образы и средства их создания. Приведите примеры

Определите настроение одного из стихотворений Лермонтова. Охарактеризуйте авторскую позицию. Назовите ключевые образы и средства их создания. Приведите примеры

теоретико-литературные знания

Какую роль играет гипербола в композиции произведения? Приведите примеры.

Какова функция художественных деталей в композиции произведения? Приведите примеры.

развитие речи

Что подчеркивает в поэме «Василий Теркин» ее близость фольклору?

Чем современна комедия «Недоросль»?

Начитанность учащихся можно проверить по распознаванию знакомых текстов (детали портретов, пейзажей, интерьеров, имена и географические названия и т. п.), а дополнительными вопросами выявить авторскую позицию, функции композиционных приемов, родо-жанровую специфику и т. п. (критерии диагностики см. выше)

В начале 9 класса важно проверить и уровень понимания произведений, изученных в основной школе, которые обычно включают в выпускной экзамен и программы для поступающих в вузы. Это «Капитанская дочка» Пушкина, «Мцыри» Лермонтова, «Ревизор» Гоголя, сказки Салтыкова-Щедрина и др. С повторением этих произведений можно связать диагностическое домашнее задание, где требуется письменно ответить на один из вопросов:

1) Как связаны человек и история в «Капитанской дочке» Пушкина?

2) Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

3)Что «дурное в России» высмеивают Гоголь в «Ревизоре» и Салтыков-Щедрин в сказках?

Систематическое проведение диагностики и анализ диагностических работ особенно поможет учителям-исследователям при аттестации на высшую категорию, когда необходимо осмысление результатов своего педагогического труда и выявление их положительной динамики.

Обучение

Уроки выразительного чтения

Уроки обучения выразительному чтению помогают в выявлении функционального назначения стиховедческих категорий, проявляющихся в чтении вслух. Для дифференциации обучения важно определить, какие из сфер восприятия лирики нуждаются в совершенствовании: эмоции, воображение, умение рассуждать о прочитанном (пересказ, анализ, концепция), замечать стиховые особенности. Конечно, в 5–7 классах такая работа только начинается, но к окончанию основной школы умение воспринимать лирику должно быть сформировано окончательно.

Выразительное чтение способствует интенсификации читательского восприятия и становится «контрольным срезом» понимания текста. Хорошо прочитанный текст ускоряет постижение его смысла, а для понимания грамотное чтение дает не меньше, чем смысловой анализ.

Так, в 7 классе дифференцированным может быть обучение выразительному чтению стихотворения Бунина «Родина». (Для организации урока можно использовать определенный алгоритм работы[7]).

Работа начинается фронтально: учитель демонстрирует ребятам свое чтение и спрашивает, какие образы и картины им представились. Затем ученики перечитывают текст про себя, определяя, каким настроением он проникнут, и мысленно деля его на смысловые части. В стихотворении «Родина» их две – по строфам. Вопрос «Есть ли разница в их восприятии?» помогает понять, что они противопоставлены и по смыслу, и по настроению.

Учащиеся должны понять, что при чтении первой строфы нужно передать настроение печали и одиночества, а при чтении второй – эмоции станут несколько оживленнее, потому что примирение с действительностью обусловлено чувством любви к Родине, какой бы сумрачной и угрюмой она ни казалась на первый взгляд.

Работа ведется в однородных группах, которые определяют поэтические особенности текста, а потом пытаются выразить их в чтении.

Группы 1 и 2 выполняют задания первого уровня сложности; группы 3 и 4 – более сложные; группы 5 и 6 – самые сложные.

Группы 1 и 2. Постановка логических пауз в первой и второй строфах.

  1. В каком темпе нужно читать строфу? Где вы сделаете самые большие паузы?
  2. Где, по-вашему, нужны паузы внутри строк? Аргументируйте свои суждения.
  3. Сделайте разметку пауз, обозначив их вертикальными линиями.

Группа 3. Постановка логических ударений в первой строфе.

  1. Какие краски вы заметили в тексте? В чем, по-вашему, разница: серое небо и «мертвенно-свинцовое»?
  2. Почему зимний день не кончается, а «меркнет»? Подберите к глаголу однокоренные слова.
  3. Какие еще слова вы выделите логическими ударениями? Почему? Подчеркните их.

Группа 4. Постановка логических ударений во второй строфе.

  1. Как понять выражение «кроткая печаль»?
  2. Какой оттенок придает настроению слово «смягчает»?
  3. Какие еще слова нужно выделить логическими ударениями? Почему? Подчеркните их.

Группы 56. Звукопись и интонации первой и второй строф.

  1. Какой смысл выявляют слова, сходные по звучанию: «мертвенно», «угрюмо», «меркнет»; «синий», «снежною пустыней», «смягчает»?
  2. Найдите в строфах аллитерации. Какие образы создаются повторением согласных звуков? (Повторение звуков н и м создает иллюзию монотонности, однообразия движения во времени и пространстве; аллитерации на с связывают перечисленные слова в один смысловой ряд.)
  3. Обозначьте стрелками повышение и понижение голоса.

После интонационного и смыслового анализа и отработки чтения каждой строфы можно снова прослушать все стихотворение и поучиться его читать целиком.

Дифференциация обучения на уроках выразительного чтения основана на структурно-смысловых особенностях лирики, а распределение заданий зависит от того, какие грани выразительности чтения нужно совершенствовать. Практика показывает, что только после обучения выразительному чтению заучивание наизусть станет осмысленным, а само чтение грамотным.

Дифференциация может быть связана с интересами учеников, объемом дополнительного материала, уровнем развития речи и навыков исследования, умением замечать роль портретов, деталей, речевых характеристик и др. Так, при изучении рассказа «Злоумышленник» ученикам предстоит выяснить, как у Чехова «комедия положений» постепенно сменяется «комедией характеров». Работа ведется в группах, сформированных по уровням познавательной деятельности.

Группа 1. Денис Григорьев. (Уровень деятельности группы частично-поисковый.)

  1. Каким изображен крестьянин? Что автор подчеркивает в его внешности?
  2. Как крестьянин объясняет причину отвинчивания гаек на железной дороге? Как это его характеризует?
  3. Зачем крестьянин так подробно рассказывает о рыбалке? Как его характеризует речь?
  4. Почему он считает, что ни в чем не виноват? Как оценивает решение следователя?

Группа 2. Следователь. (Уровень деятельности частично-поисковый, но группа должна подняться до обобщений, отвечая на вопросы 3–4.)

  1. Каким изображен следователь? Почему в рассказе нет описания его внешности?
  2. Почему он не верит мужику? Как объясняет преступность его поведения?
  3. Как в речи следователя отразилась сущность его характера?
  4. Почему крестьянин и следователь не понимают друг друга?

Группа 3. Герои в авторских оценках. (Уровень деятельности исследовательский. Выявляется подтекст повествования, отношение автора к миру и своему времени; обобщаются суждения о художественной структуре рассказа, его «двоемирии».)

  1. Какие два мира изображает Чехов? Докажите, что крестьянин и следователь являются символами этих миров.
  2. Каково авторское отношение к крестьянину и следователю?
  3. На чьей стороне автор?
  4. В чем проявилось мастерство Чехова в изображении своего времени?

По мнению В. И. Коровина[8], в рассказе «Злоумышленник» изображены два русских мира: мир следователя и мир крестьянина. Комизм непонимания следователем и крестьянином друг друга – драматичен. Это отражение разных укладов сознания людей, принадлежащих к различным социальным слоям. Драматизм ситуации в том, что два хороших человека не могут понять один другого: так далеки их представления друг о друге, так непонятен каждому мир другого.

Дифференциация обучения при изучении лирики основана на ее родо-жанровой природе. Наиболее эффективны практикумы, когда текст исследуется не «по схеме», а с помощью вопросов и заданий, составленных именно для данного стихотворения, так как для полноценного восприятия важны не случайные наблюдения, а точное понимание средств создания образов, функций того или иного элемента структуры. На практикумах сначала нужно учиться создавать интерпретации по вопросам учителя, а затем составлять свои вопросы, которые помогут готовиться к письменным ответам. Ученику отведена на уроке активная роль исследователя. По мнению М. Г. Качурина, даже в школьном изучении лирики возможны новые наблюдения, своеобразное «новое прочтение», так как «без свежего, в чем-то нового взгляда на произведение плодотворное изучение его вообще вряд ли возможно»[9].

Покажем это на примере фрагмента урока по стихотворению К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». В начале урока дифференциация основана на интересах учеников. Одни могут заранее подобрать звукозаписи или подготовить исполнение песен, в которых отразились чувства защитников Родины, например, знаменитой «Землянки» на слова А. Суркова, или написанных позднее авторских песен, например, «Вспомните, ребята…» на стихи Д. Сухарева. Другие с помощью учителя могут найти 2–3 фотографии Симонова военных лет и рассказать о них классу. Третьи – подготовить краткое сообщение о страницах его военной биографии.

Работа ведется в однородных разноуровневых группах, выполняющих часть общего исследования.

Группа 1. Кому посвящено стихотворение Симонова? Что вы знаете о его друге, поэте-фронтовике Алексее Суркове?

Задание рассчитано на репродуктивную деятельность, пересказ информации, данной учителем. В отчет группы можно включить чтение стихотворения Суркова «Луна висит над опаленным садом…», ставшего своеобразным ответом Симонову.

Группа 2. Какие слова и выражения могут стать синонимами к слову Родина?

Это задание для средних учеников, которые сделают вывод, что Родина для лирического «я» – это, с одной стороны, конкретные места, которые защищают солдаты: дороги Смоленщины, деревни с погостами, русские околицы, проселки, изба под Борисовом, пажити, леса. С другой стороны, Родина у поэта обретает величественный облик справедливой и мудрой земли, которая выстоит и победит. Для ее описания поэт использует «собирательные» образы: великая Русь; вся Россия; всем миром; самая милая, горькая земля, где я родился. Образ Родины созвучен образу терпеливой и самоотверженной русской женщины, вера и любовь которой спасет солдата на трудных дорогах войны.

Группа 3. Чьи голоса звучат в стихотворении и какой смысл это придает тексту?

Это задание для сильных учеников. Они должны указать, что динамичные «речевые» глаголы: шептали, называли, молятся, сказала, говорили, – подчеркивают выдержку и терпение русских жителей. Но в сцене прощания с умершим, на высоте эмоционального напряжения глаголов почти нет, картина статична. Пронзительно начинают звучать выражения, рисующие неизбывное горе российских деревень, оставленных отступающей русской армией: вдовья слеза, песня женская, по мертвому плачущий девичий крик. Эти картины становятся стимулом к героическим поступкам русских воинов. За матерей, жен, детей, родной дом, поруганную землю они готовы умереть, «по-русски рубаху рванув на груди». Горечь утрат усиливают аллитерации на «р» в последних трех строфах.

Группа 4. Какой смысл приобретает в стихотворении образ Дороги и образ Дома?

Это задание повышенной сложности, так как мотивирует школьников к философским обобщениям. Поэт не случайно называет военные дороги разными словами: дорога, тракт, проселки. Эти названия роднят поэта с исконной, деревенской Русью, богатой своим историческим прошлым. Дорога становится олицетворением жизненного пути, который каждый человек должен пройти достойно, преодолеть нелегкие испытания вместе с Родиной. Вечной ценностью предстает и образ Дома, который нужно защитить.

Уроки обучения сопоставительному анализу

При изучении темы «Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века» в 7-8 классах можно сопоставить стихотворения одного поэта – Блока или Есенина и сравнить стихи разных поэтов: Ахматовой и Рубцова.

Ученики должны понять, что в стихотворениях Ахматовой «Перед весной бывают дни такие…» и Рубцова «Звезда полей» выражение мыслей и чувств лирического «я» наполняется размышлениями о жизни и смерти, о вечном обновлении природы и единении человека с ней, что помогает ему ощутить прочную связь с космосом, с мирозданьем.

Для сопоставительного анализа этих стихотворений предлагаются вопросы и задания повышенной сложности:

  1. Есть ли общность в размышлениях о человеке и природе в стихах Ахматовой и Рубцова? (У обоих поэтов природа – живительная сила, которая защищает человека, дает его душе минуты отдыха от жизненных забот и невзгод. Единение с природой врачует и воспитывает человеческую душу.)
  2. Что вы заметили при сопоставлении ритма и размера стихотворений Ахматовой и Рубцова (а также стихов русских поэтов XIX века, например стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у березы…»)? (Торжественный пятистопный ямб наводит на размышления о смысле жизни; длинная стихотворная строка звучит размеренно и задумчиво. Может быть, поэтому стихи философского содержания часто имеют именно этот ритм и размер[10].)

Для дифференциации по интересам учеников можно использовать и традиционные формы работы:

  1. выразительное чтение;
  2. рассказы об интересных страницах биографии писателей (в подборе таких материалов должен помочь учитель);
  3. выступления «экскурсоводов» по литературным местам;
  4. составление и комментирование галереи портретов писателей;
  5. прослушивание музыкальных произведений и обмен впечатлениями;
  6. защиту рисунков – иллюстраций к стихам и прозе;
  7. чтение вслух и обсуждение сочинений-отзывов об отдельных стихах;
  8. отчеты о выполнении самостоятельных исследовательских заданий.

Для эффективности дифференцированного обучения на уроках, посвященных анализу текста, нужно учитывать следующие условия:

  1. необходима система заданий различной сложности, развивающих определенные сферы читательского восприятия, углубляющих понимание текста при создании собственных интерпретаций;
  2. задания либо выбираются учениками, что дает им возможность проявить фантазию, творческое воображение, исполнительские способности и помогает объективной самооценке своей литературной подготовки, либо предлагаются учителем в зависимости от результатов диагностики;
  3. при анализе эпоса нужны дифференцированные задания на развитие эмоционально-художественных качеств личности: восприятие зрительных и слуховых образов, внимание к деталям, выявление авторской позиции и др.;
  4. при анализе лирики дифференциация обучения связана с ее родо-жанровой природой, пониманием средств создания образов и роли элементов поэтической структуры: рифмы, ритма, стиха, композиции, позиции автора и лирического «я»;
  5. дифференцированная работа наиболее эффективно проходит в группах, что помогает вовлечь в увлекательную деятельность даже слабых учащихся.

Какова методика дифференцированного обучения литературе в 8–9 классах на уроках разных типов?

Дифференциация обучения в 8–9 классах связана с особенностями читательского восприятия старших подростков, их психическим и эстетическим развитием. В этом возрасте наступает пора нравственного самоуглубления, сопровождающаяся собственными переживаниями школьников, обостренным вниманием к нравственным категориям. В этом возрасте «стремительный рост творческого воображения ведет к отлету от текста, произвольному истолкованию его. Самое интересное и в истории, и в литературе для этого периода – человеческий фактор, его проявления, мотивировка поступков»[11].

Вступительные уроки

Информация учителя на вступительных уроках должна возбуждать внимание учеников, а их деятельность – дифференцироваться по интересам. Эмоциональный фон урока создает интеграция разных искусств.

Так, к вступительному уроку по пьесе Гоголя «Ревизор» учащиеся могут получить дифференцированные домашние задания на выбор:

  1. Составьте 3–4 задания для викторины по произведениям Гоголя: первые и последние слова произведения, портреты, пейзажи, диалоги, детали и др. (Минимальный уровень.)
  2. Подберите цитаты об отношении Гоголя к смеху (из писем Гоголя Пушкину и актеру Щепкину, из оценок «Ревизора» Николаем I и критиком Стасовым)[12]. Почему Гоголь считал, что смех спасет Россию от пороков? (Средний уровень.)
  3. Гоголь мечтал, чтобы в одном из городов была улица, где разместились бы сооружения, иллюстрирующие историю развития человечества. Какие памятники архитектуры от древности до наших дней вы бы расположили на ней? В чем нравственный смысл этих памятников? Словесно опишите (нарисуйте) и защитите ваш проект. (Высокий уровень.)

Вступительный урок может включать дифференцированные творческие задания:

  1. презентацию иллюстраций к «Ревизору», узнавание персонажей и аргументацию своего мнения (расширение культурного кругозора и развитие устной речи);
  2. обсуждение видеозаписи фрагмента из спектакля «Ревизор», поиск средств создания характеров героев: первый выход, позы, жесты, интонации, костюмы и др. (развитие наглядной образности восприятия).

При изучении литературы важна актуализация возрастного читательского восприятия учеников и родо-жанровой природы произведений. Поэтому основанием для дифференциации обучения станет не только уровень литературной подготовки школьников, но сложность литературоведческих понятий, которые они должны освоить. При изучении эпических произведений в 8 классе дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование особенностей сюжета и композиции, системы образов, выявление роли эпизода в произведении и др., так и на совершенствование разных областей литературного развития.

Так, при изучении повести Тургенева «Ася» вопросы и задания минимального и среднего уровня можно ориентировать на развитие устной речи и умение аргументировать свои суждения:

  1. По деталям внешности Аси составьте ее словесный портрет. В чем его противоречия?
  2. Как во внешности Аси и Гагина проявились черты их характеров?
  3. Почему г. N называет Асю «хамелеоном»? Прав ли он?
  4. Каким представляет свое счастье г. N (гл. X)? А вы?
  5. Почему Гагин сказал об Асе: «Беда, если она кого полюбит»?
  6. В гл. XI Ася говорит, что она «дурно воспитана». Оцените ее по этим словам?
  7. Проанализируйте сцену объяснения. В чем причина разрыва Аси и г. N?

Для развития письменной речи используются проблемные вопросы:

  1. Как понять слова Тургенева: «У счастья не завтрашнего дня, нет у него и вчерашнего»?
  2. Почему г. N утешал себя мыслью, что он не был бы счастлив с Асей?
  3. Что общего у Гагина и г. N? На кого из литературных героев они похожи?

Для самостоятельных мини-исследований и сопоставительного анализа предлагаются текущие и перспективные задания повышенной сложности (на выбор):

  1. Найдите в повести «Ася» «музыкальные» мотивы и объясните их роль.
  2. Как в пейзажах повести «Ася» проявилось мастерство Тургенева?
  3. *Используя письма Тургенева и Полины Виардо[13], расскажите о дочери писателя. В чем ее судьба сходна с историей Аси?
  4. *В «Воспоминаниях о Белинском» Тургенев пишет: «Не могу… не упомянуть… о благородных, честных воззрениях Белинского на женщин вообще и, в особенности, на русских женщин, на их будущность, на их неотъемлемые права, на то, что теперь называют женским вопросом. Уважение к женщинам, признание их свободы, их не только семейного, но и общественного значения сказываются у него всюду…»[14] Как в повести «Ася» отразились эти мысли Тургенева?
  5. *Чем близко повести «Ася» стихотворение Фета «Что за ночь! Прозрачный воздух скован…»?
  6. *Сопоставьте образ Аси с тургеневскими девушками из рассказов «Уездный лекарь» и «Мой сосед Радилов».

Таблица 5. Система вопросов для письменных работ в 7 классе

Раздел программы

Уровни литературного развития

Минимальный

Средний

Высокий

Фольклор. Древнерусская литература

Каковы нравственные идеалы и заветы Древней Руси?

Каковы художественные особенности русских былин?

Какова роль древнерусской литературы для читателя XXI в.?

А. С. Пушкин. Полтава (отрывок). Медный всадник (отрывок). Повести Белкина

Почему Пушкин прославляет деяния Петра I? (По отрывкам из «Полтавы» и «Медного всадника»)

Как показана история России в произведениях Пушкина?

Как проявляется гуманизм Пушкина в «Повестях Белкина»?

Н. В. Гоголь. Тарас Бульба

Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?

В чем смысл противопоставления образов Остапа и Андрия?

Какова роль картин природы в понимании человеческих характеров?

Н. А. Некрасов. Русские женщины

Какова историческая основа поэмы Некрасова «Русские женщины»

В чем, по мнению Некрасова, величие духа русской женщины?

Какова роль эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»?

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки

Какой изображена крестьянская и помещичья Россия в сказках Салтыкова-Щедрина?

Почему Салтыков-Щедрин изображает «хозяев жизни» и общественные пороки сатирически?

Смешны или грустны финалы сказок Салтыкова-Щедрина?

Л. Н. Толстой. Детство.

И. А. Бунин. Рассказы

Какой рисуют «золотую пору детства» Л. Толстой и Бунин?

В чём сложность взаимоотношений детей и взрослых в произведениях Л. Толстого и Бунина?

Каким изображают Л. Толстой и Бунин духовный мир подростка?

Произведения М. Горького,

В. В. Маяковского, Л. Н. Андреева, А. П. Платонова

Как преодолевали «свинцовые мерзости жизни» герои повести Горького «Детство»?

Почему Маяковский, Л. Андреев и А. Платонов призывают к сочувствию ко всему живому?

Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей ХХ века.)

Стихи поэтов ХХ века

Какой изображена родина и природа в русской лирике ХХ века?

В чём особенности восприятия мира природы в лирике Есенина и Рубцова?

Каково ваше восприятие, истолкование, оценка стихотворения поэта ХХ века о Родине и природе?

Семиклассники уже не просто письменно отвечают на вопросы, а учатся создавать высказывания проблемного характера, которые в течение года усложняются. Таковы темы «Какова роль древнерусской литературы для читателя XXI в.?», «Как показана история России в произведениях Пушкина?» (По фрагментам из произведений «Полтава», «Медный всадник».) Школьники должны уметь составить сравнительную характеристику («В чем смысл противопоставления образов Остапа и Андрия?»), выявить роль пейзажа («Какова роль картин природы в понимании человеческих характеров?» По повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»), определить авторскую позицию («Какова авторская оценка образа Тараса Бульбы?»).

В 7 классе начинается целенаправленное обучение анализу фрагмента эпического произведения («Какова роль эпизода «Встреча княгини Трубецкой с губернатором Иркутска»?» По поэме Н. А. Некрасова «Русские женщины») и лирического стихотворения («Каково ваше восприятие, истолкование и оценка стихотворения поэта ХХ века о Родине и природе?»). Наиболее сложными в конце учебного года станут письменные работы, где необходимо сопоставить произведения разных авторов на общую тему («Каким изображают Л. Толстой и Бунин духовный мир подростка?»), рассуждать на нравственно-этические темы («Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? По произведениям М. Горького, В. В. Маяковского, Л. Н. Андреева, А. П. Платонова»). Возможны и работы творческого характера по литературным образцам, например, сочинение в стиле былины, поучения, оды, баллады, стихотворения, сатирической сказки, песни, хокку, стихотворения в прозе.

Таблица 6. Система вопросов для письменных работ в 8 классе

Раздел программы

Уровни литературного развития

Минимальный

Средний

Высокий

Фольклор. Древнерусская и житийная литература. Литература XVIII века.

Как отразилась народная жизнь народа в фольклоре и древнерусской литературе?

Какова историческая основа произведений русских писателей XVIII века?

Как показаны человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века? (по выбору)

А. С. Пушкин. Капитанская дочка

Каков смысл эпиграфа к роману «Капитанская дочка»?

Какова роль эпизода первой встречи Гринёва и Пугачёва?

Как раскрывается тема «русского бунта» в романе «Капитанская дочка»?

М. Ю. Лермонтов. Мцыри

Почему так трагически сложилась судьба Мцыри?

Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?

Какие нравственные ценности утверждает поэма Лермонтова «Мцыри»?

Н. В. Гоголь. Ревизор

Почему Гоголь хотел «высмеять всё дурное в России»?

Какова роль сцены вранья в комедии «Ревизор»?

Почему Гоголь заканчивает комедию «Ревизор» немой сценой? 

Н. А. Некрасов. Русские женщины

Какие нравственные ценности воплощены в образе княгини Волконской?

Какова историческая основа поэм Некрасова о декабристах?

В чем общность и различие эпизодов встречи княгини Волконской с мужем в поэме Некрасова и в «Записках кн. Волконской»?

М. Е. Салтыков-Щедрин. История одного города (отрывки).

Н. С. Лесков. Старый гений.

Л. Н. Толстой. После бала

Какие порядки в России обличает Салтыков-Щедрин в романе «История одного города»?

Каковы приёмы изображения внутреннего состояния героев в рассказе Л. Толстого «После бала»?

Каков облик России в произведениях Салтыкова-Щедрина, Лескова, Л. Толстого?

А. П. Чехов. О любви

А. И. Куприн. Куст сирени

И. А. Бунин. Кавказ

Как Вера Алмазова помогала своему мужу? (По рассказу «Куст сирени»)

Почему не были счастливы герои рассказов Чехова «О любви» и Бунина «Кавказ»?

Что значит быть счастливым? (По рассказам Чехова, Куприна, Бунина)

А. А. Блок. На поле Куликовом

С. А. Есенин. Пугачёв

Как отразился драматизм истории России в цикле стихов Блока «На поле Куликовом»?

Каким изображён предводитель восстания в поэме Есенина «Пугачёв»?

В чем общность и различие в изображении Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина?

А. Т. Твардовский. Василий Тёркин. А. П. Платонов. Возвращение.

В. П. Астафьев. Фотография, на которой меня нет.

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Какие лучшие качества русского народа воплощены в образе Василия Тёркина?

В чем гуманизм и оптимизм стихов и песен о Великой Отечественной войне? (На примере 2–3 стихотворений и песен)

В чем особенности изображения военного времени в произведениях Твардовского, Платонова, Астафьева?

Уровень сложности в выполнении письменной работы в начале 8 класса будет выбран самими учащимися («Как показаны человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и литературе XVIII века?»). Учащимся предлагается отобрать тот литературный материал, который они будут исследовать: народные песни, предания, житийную литературу, произведения Н. М. Карамзина или И. А. Крылова.

Совершенствуется и усложняется работа по обучению анализу эпизода, который также выбирают сами школьники. В 8 классе они учатся анализировать не только фрагмент эпического произведения («Какова роль эпизода первой встречи Гринёва и Пугачёва в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина?»), но и лиро-эпического («Какова роль эпизода «Бой с барсом» в поэме «Мцыри»?) или драматического («Какова роль сцены вранья в комедии «Ревизор»?). Для школьников продвинутого уровня работа может быть усложнена и предложен сопоставительный анализ («В чем общность и различие эпизодов встречи княгини Волконской с мужем в поэме Некрасова и в «Записках кн. Волконской»?»).

Самыми сложными будут письменные работы обобщающего характера, которые учат воспринимать произведение в контексте литературной эпохи, причём уровень сложности могут определить сами школьники, выбрав для анализа одно, два или несколько произведений, объединённых общей темой («Каков облик России в произведениях Салтыкова-Щедрина, Лескова, Л. Толстого?»).

Высокий уровень сложности может быть задан и в письменных рассуждениях нравственно-этического характера «Что значит быть счастливым?» (по рассказам «О любви», А. П. Чехова, «Кавказ» И. А. Бунина, «Куст сирени» А. И. Куприна). Учащиеся сами выберут, сколько произведений они смогут проанализировать, помня о том, что в работе по нескольким произведениям обязательно нужно показать умение сопоставлять, выявляя общее и особенное («В чем особенности изображения военного времени в произведениях Твардовского, Платонова, Астафьева?»). Восьмиклассникам с высоким уровнем литературного развития необходимо понимать, что в каждую литературную эпоху образ, имеющий один и тот же прототип, воспринимается и автором, и читателями по-разному («В чем общность и различие в изображении Пугачёва в фольклоре, произведениях Пушкина и Есенина?»).

Таким образом, в 5–8 классах умение создавать письменные высказывания на литературную тему должно быть, в основном, сформировано, а в 9–11 классах оно будет только совершенствоваться. Эффективность этой работы, несомненно, повысится, если проверка уровня литературного развития будет дифференцирована, а тематика работ – ориентирована на личность школьника.

Контроль

Для выявления уровня литературного развития учащихся 5–8 классов в конце года можно провести устную или письменную зачётную работу. Можно также организовать итоговый контроль в форме игры «Путешествие в Литературный город», которая позволит выявить уровень литературной подготовки учеников в менее жёсткой психологической форме, чем контрольная работа.

Форма проведения контрольной игры-путешествия помогает включить в активную работу весь класс и проверить основные сферы литературного развития школьников:

  1. знание наизусть и умение выразительно читать;
  2. развитие навыков пересказа и монологической речи;
  3. знание основ теории литературы и умение видеть функциональное назначение теоретико-литературных приёмов в художественном произведении;
  4. общую начитанность школьников, их литературный кругозор;
  5. развитие нравственно-психологической сферы на основе выявления умения рассуждать на нравственно-этические темы при изучении литературных произведений.

В методике проведения учебной игры используются элементы внеклассной работы по литературе. Учащиеся разделяются на группы по 4–6 человек и поочередно подходят к определённым «станциям», где их ждёт несколько «экспертов». Это могут быть учителя-словесники, старшеклассники или даже специально подготовленные одноклассники с высоким уровнем подготовки. На каждой из «станций» учащиеся берут один из билетов и выполняют предложенные задания, а затем отправляются к следующей «станции». Примерные названия «станций» для пятиклассников могут быть такими:

  1. Улица Выразительного чтения.
  2. Площадь Чтения наизусть.
  3. Проспект Монологов.
  4. Башня Теории литературы.
  5. Сад Нравственных категорий.

Для школьников других классов названия «станций» можно изменить.

Задания, предложенные для каждого класса, можно использовать и для письменных и устных контрольных работ.

7 класс

Вопросы и задания для проверки навыков выразительного чтения

  1. Прочитайте выразительно отрывок из русской былины. Как в былинах воплощены нравственные законы русского народа?
  2. Прочитайте выразительно отрывок из «Повести о Петре и Февронии Муромских». Что в ней вызывает интерес современного читателя?
  3. Прочитайте выразительно эпизод приезда Самсона Вырина к Минскому. Почему Вырин отказался взять деньги?
  4. Прочитайте выразительно речь Тараса Бульбы из повести Н. В. Гоголя. Дайте оценку убеждениям, высказанным в ней.
  5. Прочитайте выразительно эпизод встречи Бирюка и мужика из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк». Каково отношение автора к бесправным и обездоленным?
  6. Прочитайте выразительно отрывок из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил». Почему писатель смеётся не только над генералами, но и над мужиком?
  7. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа А. П. Чехова «Хамелеон». Как в диалоге на базарной площади выражаются нравственные качества героев?
  8. Прочитайте выразительно эпизод пляски Цыганка из повести М. Горького «Детство». Как в отрывке проявляются творческие способности русского человека?
  9. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа Ю. П. Казакова «Тихое утро». Какое отношение к окружающим людям автор считает правильным?
  10. Прочитайте выразительно отрывок из рассказа О. Генри «Дары волхвов». Какое человеческое чувство автор считает самым главным в жизни? Подтвердите свою позицию примерами.

Вопросы и задания для проверки навыков пересказа текста

  1. Перескажите кратко сюжет одной из русских былин. Какие черты русского народа отразились в былинах?
  2. Перескажите подробно эпизод посещения Дуней могилы отца из повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель». Каково авторское отношение к рассказанной истории?
  3. Перескажите сцену гибели Остапа из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Почему в повести противопоставлены сыновья Тараса?
  4. Перескажите подробно описание грозы из рассказа И. С. Тургенева «Бирюк». В чём проявляется мастерство писателя в описании картин природы?
  5. Перескажите кратко сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Что высмеивает в ней писатель?
  6. Перескажите выборочно историю главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство». Что заставляло его критически оценивать собственные поступки?
  7. Перескажите кратко разговор крестьянина и следователя из рассказа А. П. Чехова «Злоумышленник». Почему герои не понимают друг друга?
  8. Перескажите выборочно историю Алёши Пешкова из повести М. Горького «Детство». Кто помогал Алёше преодолеть «свинцовые мерзости» жизни?
  9. Перескажите подробно легенду о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». В чём символический смысл этой истории?
  10. Перескажите сюжет одного из рассказов Р. Брэдбери. Почему их называют рассказами-предупреждениями?

Вопросы и задания для проверки навыков монологической речи

  1. Расскажите, как Феврония завоевала расположение Петра. Как в повести проявляются нравственные заветы Древней Руси?
  2. Расскажите о жизни запорожцев в Сечи из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Какие поступки людей автор осуждает? Почему?
  3. Расскажите о жизни Бирюка и его дочери. Что в изображении быта крестьян вызывает ваше сочувствие?
  4. Расскажите, как мужик помог генералам выбраться с необитаемого острова. В чём аллегорический смысл этой сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина?
  5. Расскажите о взаимоотношениях детей и взрослых в повести Л. Н. Толстого «Детство». Какие чувства Николеньки близки и понятны современным читателям?
  6. Расскажите о поступке крестьянина из рассказа И. А. Бунина «Лапти». Объясните и оцените его поступок.
  7. Расскажите историю Кусаки из рассказа Л. Н. Андреева. В чём гуманистический пафос этого произведения?
  8. Расскажите историю Юшки из рассказа А. П. Платонова. Почему Юшка считал, что его любит народ?
  9. На примере одного из рассказов конца ХХ века расскажите об экологических проблемах современности. В чём нравственный смысл этих проблем?
  10. Расскажите один из сюжетов зарубежной литературы, изученной в 7 классе. Докажите, что любовь и ответственность за судьбу близких необходимы каждому человеку.

Вопросы и задания для проверки знания наизусть и навыков выразительного чтения

  1. Прочитайте наизусть отрывок из поэзии М. В. Ломоносова. Почему Ломоносов считает деяния на благо Родины важнейшей чертой гражданина?
  2. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина. Как в нем выражаются чувства поэта к Родине?
  3. Прочитайте наизусть «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина. Как в творчестве поэта проявилась его любовь в истории России?
  4. Прочитайте наизусть отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича…» М. Ю. Лермонтова. Чем эта поэма сходна с произведениями фольклора?
  5. Прочитайте наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова. Какие чувства характерны для его поэзии?
  6. Прочитайте наизусть стихотворение в прозе И. С. Тургенева. Какие проблемы поднимает в нем автор?
  7. Прочитайте наизусть отрывок из поэзии Н. А. Некрасова. Что в его стихах может привлекать современного читателя?
  8. Прочитайте наизусть стихотворение русского поэта о человеке и природе (В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин и др.) Как в них передаётся мироощущение лирического «я»?
  9. Прочитайте наизусть стихотворение В. В. Маяковского. В чём особенности его поэзии?
  10. Прочитайте наизусть стихотворение А. Т. Твардовского. Докажите, что в нем поэт размышляет о связях человека с судьбой народа.

Вопросы и задания для проверки уровня усвоения теоретико-литературных понятий

  1. Расскажите о жанровых особенностях русских былин.
  2. Расскажите о собирателях пословиц и особенностях этого жанра литературы.
  3. Что такое поучение как литературный жанр? Приведите примеры.
  4. Охарактеризуйте жанр оды. Приведите примеры из од М. В. Ломоносова.
  5. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина – это баллада.
  6. Дайте характеристику стихотворениям в прозе. Приведите примеры.
  7. Докажите, что «Русские женщины» Н. А. Некрасова – это поэма.
  8. Расскажите о юморе и сатире на примере произведений М. Е. Салтыкова-Щедрина и А. П. Чехова. Что такое гротеск?
  9. Покажите, чем отличаются понятия «литературный герой» и «лирический герой».
  10. Чем художественная литература отличается от публицистики? Приведите примеры.

8 класс

Вопросы и задания для проверки навыков различных видов пересказов

  1. Перескажите один из сюжетов житийной литературы. Какие факты биографии героя жития показались вам поразительными?
  2. Перескажите кратко сюжет пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Против чего направлена сатира драматурга?
  3. Кратко перескажите главу «Вожатый» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Какое значение имеет сцена на постоялом дворе для понимания идейно-композиционного содержания романа?
  4. Перескажите подробно главу «Мятежная слобода» из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Каково авторское отношение к Пугачёву и народному восстанию?
  5. Перескажите историю Маши Мироновой. Что в характере героини привлекает автора?
  6. Перескажите сцену объяснения в любви Хлестакова Анне Андреевне и Марье Антоновне. Какими способами в ней достигается комический эффект?
  7. Перескажите кульминационный эпизод из повести Н. В. Гоголя «Шинель». Какова роль фантастики в повести?
  8. Кратко расскажите сцену на плацу из рассказа Л. Н. Толстого «После бала». Какую роль играют в ней пейзаж и звуковые образы?
  9. Кратко перескажите сюжет рассказа А. И. Куприна «Куст сирени». Какие отношения в семье утверждает писатель?
  10. Перескажите историю Ромео и Джульетты из одноимённой трагедии Шекспира. Какие вечные проблемы поднимает в ней автор?

Вопросы и задания для проверки навыков монологической речи

  1. Расскажите о русских народных песнях. Как в них отразились духовно-нравственные устои русского народа?
  2. Прокомментируйте историческую основу романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Чем объясняется интерес писателя к истории России?
  3. Расскажите о взаимоотношениях Гринёва и Швабрина. Каков смысл этого сопоставления в романа?
  4. Охарактеризуйте собирательный образ чиновников в пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор». Какими средствами автор разоблачает нравственные и социальные пороки чиновничества?
  5. Расскажите о характере Хлестакова. В чём сущность понятия «хлестаковщина»?
  6. Расскажите о композиции и центральном образе поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Какие испытания преодолевает герой и в чём их художественный смысл?
  7. Расскажите о композиции рассказа Л. Толстого «После бала». В чём её своеобразие?
  8. Расскажите о фольклорных традициях в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Какую роль играет в поэме юмор? Приведите примеры.
  9. Расскажите об автобиографической основе рассказа В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет». Что полезного может узнать современный читатель из рассказа о далёком военном времени?
  10. Расскажите о театральной деятельности Ж. Б. Мольера. В чём сатирический смысл его комедии «Мещанин во дворянстве»?

Вопросы и задания для проверки знания наизусть и навыков выразительного чтения

  1. Прочитайте наизусть одну из басен И. А. Крылова на политические темы. Какие общественные пороки осуждает баснописец?
  2. Прочитайте наизусть стихотворение А. С. Пушкина. Какие «чувства добрые» оно вызывает?
  3. Прочитайте наизусть отрывок из романа А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Какие факты романа имеют историческую основу, какие вымышлены автором?
  4. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Что в образе Мцыри достойно восхищения?
  5. Прочитайте наизусть монолог одного из героев пьесы Н. В. Гоголя «Ревизор». Что можно узнать о герое из его речевой характеристики?
  6. Прочитайте наизусть стихотворение А. А. Блока «Россия». В чём современное звучание исторической темы стихотворения?
  7. Прочитайте наизусть отрывок из поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Чем объяснялась широкая популярность поэмы в годы Великой Отечественной войны?
  8. Прочитайте наизусть стихотворение русского поэта ХХ века о Родине и родной природе (И. Анненский, Д. Мережковский, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). В чём патриотический смысл стихотворения?
  9. Прочитайте наизусть стихотворение о России поэта Русского зарубежья (Н. Оцуп, З. Гиппиус, Дон Аминадо, И. Бунин). Какие чувства и мысли о Родине выражены в нем?
  10. Прочитайте наизусть монолог Ромео (Джульетты) из трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта». Что можно сказать о характере героя на основе этого монолога?

Вопросы и задания для проверки уровня усвоения теоретико-литературных понятий

  1. Расскажите об особенностях русской житийной литературы. Приведите примеры.
  2. Расскажите об основных правилах классицизма в драматическом произведении. Приведите примеры из пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль».
  3. Расскажите о роли исторической правды и художественного вымысла в произведениях на историческую тему. Приведите примеры.
  4. Расскажите о теме и идее одной из исторических поэм. Подтвердите свои мысли примерами.
  5. Расскажите об особенностях характера романтического героя (по выбору). Что в этом образе вызывает вашу симпатию?
  6. Расскажите об антитезе как художественном приёме. Приведите примеры из русской прозы или поэзии.
  7. Расскажите о психологизме художественной литературы. Приведите примеры из рассказов А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна.
  8. Что такое авторские отступления и какую роль они играют в композиции поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин»? Приведите примеры.
  9. Какую роль играет в произведении герой-повествователь? Приведите примеры.
  10. Докажите, что конфликт является основой сюжета драматического произведения. Приведите примеры.


[1] Стандарт основного общего образования по литературе // Вестник образования России. № 12. Июнь 2004. С. 97–98. Стандарт среднего (полного) общего образования по литературе // Вестник образования России. № 14. Июль 2004. С. 28–29; 43–44.

[2] См. Беляева Н. В. Уроки изучения лирики в школе: теория и практика дифференцированного обучения. М., 2004.

[3] Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / Под ред. Богдановой О. Ю., Маранцмана В. Г.: В 2 ч. М., 1995. Ч. 1. С. 144.

[4] См. Лейфман И. М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5–11 классы. М., 2002–2004 гг.

[5] См. Беляева Н. В. Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся // Русская словесность. 2004, № 5. С. 42–50.

[6] См. Беляева Н. В. Как провести диагностическую работу по литературе? Литература: Первое сентября, 2006, № 6.

[7] Беляева Н. В. Человек и природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева // Литература: Первое сентября. 2006, № 14. С. 8–9.

[8]Коровин В. И. «Злоумышленник» А. П. Чехова и своеобразие русского мира // Коровин В. И. Статьи о русской литературе. М.: МПГУ, 2002. С. 276–292.

[9] Качурин М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. М.: Просвещение, 1988. С. 10.

[10] См. Гаспаров. М. Л. Метр и смысл. М.: РГГУ, 1999.

[11] Маранцман В. Г. Изучение литературы в 9 классе. М., 1994. С. 11.

[12] См. Литература. 8 кл. Ч. 1 / Авт.-сост. В. Я. Коровина и др. М.: Просвещение, 2002. С. 217–221.

[13] Тургенев в воспоминаниях современников. М., 1988. С. 468–475.

[14] Тургенев И. С. Воспоминания о Белинском / И. С. Тургенев. Литературные и житейские воспоминания. М., 1987. С. 184.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференциация обучения на уроках литературы.Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения.

Класс: 5 Литературная тема: Н.А.Некрасов. Судьбы крестьянских детей, их жизнь. Тема урока: Н.А.Некрасов. Рассказ о поэте .Стихотворение «Крестьянские дети».  Тип урока: вступительный (опережаю...

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Урок анализа лирического произведения (стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога»)....

Технологическая карта урока литературы на основе дифференциации обучения

Класс: 5 Литературная тема:  Сказка К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». Тема урока: Трудный путь героя от зла к добру в сказке «Теплый хлеб» Тип урока: анализ эпического произведения Литера...

Аналитический отчет по теме: "Дифференциация обучения на уроках литературы и русского языка"

Данный материал надеюсь будет интересен многим учителям русского языка и литературы, так как в нем я постаралась проанализировать свою работу по данной технологии. Кроме самого отчета, там имеются при...

Самоанализ учителя русского языка и литературы по проблеме «Индивидуализация и дифференциация обучения учащихся на уроках русского языка и литературы»

Целью моей педагогической деятельности является повышение качества образования, формирование и развитие у учащихся  коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций ...

Уровневые задания как основа дифференциации обучения литературе.

Технология уровневой дифференциации – не панацея от всех проблем, с которыми сталкивается преподаватель литературы, но очень многие вопросы обучения, развития учащихся она просто снимает. ...