Главные вкладки

    "И славили Отчизну меч и слово.Могучее, лихое племя" Презентация-проект к уроку (М.Ю.Лермонтов "Бородино").
    проект по литературе (5 класс) по теме

    Медведева Елена Евгеньевна

    Литературно-исторический проект "Могучее, лихое племя" (по материалам стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", на основе исторических сведений о героях 1812 года).

    Автор проекта: Панченко Варвара

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Автор: ПАНЧЕНКО ВАРВАРА ВЯЧЕСЛАВОВНА , 11 лет, ученица 5 класса Учитель: Медведева Елена Евгеньевна. международный литературно-художественный конкурс для детей и юношества "ГРЕНАДЕРЫ, ВПЕРЕД" 2012 год номинация « Образ и память» МБОУ "ПИСАРЁВСКАЯ СОШ"Фроловского района "И СЛАВИЛИ ОТЧИЗНУ МЕЧ И СЛОВО"

    Слайд 2

    "МОГУЧЕЕ, ЛИХОЕ ПЛЕМЯ..." 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года Литературно-исторический проект 2012 год

    Слайд 3

    Актуальность темы. 1812 год –славная страница русской истории. Я захотела больше узнать о судьбе героев-богатырей, обратилась к Интернет-ресурсам. Моя работа - рассказ о тех, кто защищал страну в 1812 году. - изучить подробно текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», -найти в Интернете информацию о солдатах и офицерах 1812 года, -составить небольшой исторический комментарий к стихотворению Лермонтова, -сделать презентацию и выступить в школе.

    Слайд 4

    Я прочитала текст стихотворения М.Лермонтова и выбрала слова и выражения, которыми автор называет солдат и офицеров 1812 года.

    Слайд 5

    - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя : Богатыр и - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам ... И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.

    Слайд 6

    - БОГАТЫРИ - Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя : Богатыр и - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: - МОГУЧЕЕ, ЛИХОЕ ПЛЕМЯ

    Слайд 7

    1. Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. 2. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. Кто такой богатырь? Словари дают следующее лексическое значение слову:

    Слайд 8

    В Интернете я подобрала материалы о русских воинах, солдатах и офицерах, участвовавших в Отечественной войне 1812 года.

    Слайд 9

    РУССКАЯ ПЕХОТА - пешие войска. В 19 веке- инфантерия. Русская пехота делилась на линейную (или тяжелую), легкую, морскую и гарнизонную. Основная боевая единица - полк. Полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом. Первая рота каждого батальона именовалась гренадерской .

    Слайд 10

    тяжелая пехота, предназначенная для метания гранат (18 век). И позднее в гренадеры набирали сильных и высоких солдат. ГРЕНАДЕРЫ 1. Гренадер Павловского гренадерского полка 2. Фузилёр Павловского гренадерского полка 3. Гренадерский штаб-офицер Павловского гренадерского полка

    Слайд 11

    РУССКАЯ ПЕХОТА Остальные роты в пехотных полках именовались пехотными (мушкетерскими), в гренадерских – фузилерными, в егерских – егерскими. Каждая рота состояла из двух взводов. Два полка составляли бригаду. Дивизия состояла из четырех бригад.

    Слайд 12

    Офицерский состав комплектовался из дворян. К началу войны в русской армии было 590 000 солдат и офицеров.. офицеры 1 . Обер-офицер гренадерской роты Лейб-гвардии Измайловского полка; 2. Обер-офицер гренадерской роты Лейб-гвардии Литовского полка; 3. Унтер-офицер гренадерской роты Лейб-гвардии Литовского полка; 4. Штаб-офицер Лейб-гвардии Семеновского полка в фуражке; 5. Рядовой гренадерской роты Лейб-гвардии Преображенского полка; 6. Штаб-офицер лейб-гвардии Преображенского полка.

    Слайд 13

    РУССКАЯ КАВАЛЕРИЯ это конное войско. Кавалерия делилась на легкую (гусары и уланы) и тяжелую (кирасиры и драгуны).

    Слайд 14

    КАЗАЧИЙ КОРПУС Летом 1812 года в русской армии было 15 000казаков, на выносливых лошадях и вооруженных пиками. Казаки играли важную роль: проводили разведку, охраняли фланги армии. Около 7000 казаков принимали участие в Бородинском сражении. Казаки не имели равных в неожиданных налетах и уничтожали небольшие французские отряды.

    Слайд 15

    ПАРТИЗАНЫ Партизанское движение в 1812 г - вооруженная борьба народных масс России, главным образом крестьян, и отрядов русской армии в тылу наполеоновских войск.

    Слайд 16

    Кутузов Михаил Илларионович - русский полководец, генерал-фельдмаршал Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».

    Слайд 17

    -Отечественная война 1812 г.– величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине . -В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов верно показывает состояние боевого духа, мужество, героизм и стойкость русского народа. ВЫВОДЫ:

    Слайд 18

    / Литература и Интернет-ресурсы. М.Ю.Лермонтов «Бородино» http://www.museum.ru/museum/1812/Army/RussInfantery/index. http://www.1812panorama.ru/virtual/lingvo.html http://www.litera.ru http://www.hrono.info/sobyt/1800sob/borodino.php http://www.adjudant.ru/table/Rus_Army_1812_2.asp



    Предварительный просмотр:

    Панченко Варвара Вячеславовна

    МБОУ «Писарёвская СОШ»

    Фроловского района

    Руководитель: Медведева Елена Евгеньевна

    Литературно-исторический проект

     «И славили Отчизну меч и слово. Могучее, лихое племя»

    Каждый образованный человек знает звонкие строчки М.Ю.Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?». В 2012 году наша страна отмечает 200 лет Бородинской битвы.

    Стихотворение Лермонтова посвящено славной странице русской истории. Я захотела больше узнать о судьбе героев-богатырей, обратилась к Интернет-ресурсам. Моя работа - рассказ о тех, кто защищал страну в 1812 году.

    Цели работы:

    -изучить подробно текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»,

    -найти в Интернете информацию о солдатах и офицерах 1812 года,

    -составить небольшой исторический комментарий к стихотворению Лермонтова,

    -сделать презентацию и выступить в школе.

    Я прочитала текст стихотворения М.Лермонтова и  выбрала слова и выражения, которыми автор называет солдат и офицеров 1812 года.

    - Да, были люди в наше время,/ Не то, что нынешнее племя:
    Богатыри - не вы!...//Полковник наш рожден был хватом:/
    Слуга царю, отец солдатам
    .../ И молвил он, сверкнув очами:/

    "Ребята! не Москва ль за нами?/Умремте же под Москвой,/
    Как наши
    братья умирали!"/И умереть мы обещали,/
    И клятву верности сдержали/Мы в Бородинский бой.

    Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов отмечает стойкость солдат, готовность умереть за родину, за Москву, за свой дом. Поэт говорит о том, что для русских солдат смерть в бою за Отчизну - привычное дело. Лермонтов показывает, что солдаты и офицеры - единое целое. Поэтому офицеры «слуга царю, отец солдатам». Можно сделать вывод, что основные характеристики Лермонтова: могучее, лихое племя, богатыри. А кто такой богатырь? Словари дают следующее  лексическое значение слову:

    1. Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.

    2. Рослый, крепкого сложения, сильный человек.

    В Интернете я подобрала материалы о русских воинах, солдатах и офицерах, участвовавших в Отечественной войне 1812 года.

    Итак, русская пехота делилась на линейную (или тяжелую), легкую, морскую и гарнизонную. Основная боевая единица - полк. Полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом. Первая рота каждого батальона именовалась гренадерской. Остальные роты в пехотных полках именовались пехотными (мушкетерскими), в гренадерских – фузилерными, в егерских – егерскими. Каждая рота состояла из двух взводов. Два полка составляли бригаду. Дивизия состояла из четырех бригад.

    Важной силой армии были казаки.  Летом 1812 года в русской армии было 15 000казаков, на выносливых лошадях и вооруженных пиками.

    Казаки играли важную роль: проводили разведку, охраняли фланги армии.

    Около 7000 казаков принимали участие в Бородинском сражении.

    Казаки не имели себе равных  в неожиданных налетах и уничтожали небольшие французские отряды.

    Главная часть защитников 1812 года- партизаны.

    Партизанское движение в  1812 г - вооруженная борьба народных масс России, главным образом крестьян, и отрядов русской армии в тылу наполеоновских войск.

    Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».

    В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:

    -Отечественная война 1812 г.– величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине .

    -В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов верно показывает состояние боевого духа, мужество, героизм и стойкость русского народа.

    Практическая значимость: данный проект может использоваться на уроках литературы, истории, во внеурочной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Лиха беда – начало, или 10 советов молодому классному руководителю…

    Материал содержит лирические размышления о содержании деятельности молодого классного руководителя, его первых успехах и неудачах, о трудностях, возникающих на пути, а также о том, как вести себя, впе...

    Лиха беда – начало, или 10 советов молодому классному руководителю…

    Материал содержит лирические размышления о содержании деятельности молодого классного руководителя, его первых успехах и неудачах, о трудностях, возникающих на пути, а также о том, как вести себя, впе...

    Литературная гостиная. И славили Отчизну меч и слово. ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года).

    Литературная гостинаяИ славили Отчизну меч и слово ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года).    РазработалаГаврикова Ирина Владимировнапреподаватель для специальности...

    "Мы в битвах решаем судьбу поколений, мы к славе Отчизну свою поведем".

    Рассказ о герое Великой Отечественной войны, участнике   Курской     битвы   Столярове Алексее Васильевиче...

    Сценарий праздника ко Дню народного единства для старшеклассников «Славься Русь — Отчизна моя!» 7-8 классы

    4 Ноября, вся Россия  отмечает  День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, котор...

    статья Передвижная выставка «И славили Отчизну меч и слово»

    В статье рассказывается о передвижной выставке, проводимой в гимназии....