"И славили Отчизну меч и слово.Могучее, лихое племя" Презентация-проект к уроку (М.Ю.Лермонтов "Бородино").
проект по литературе (5 класс) по теме
Литературно-исторический проект "Могучее, лихое племя" (по материалам стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино", на основе исторических сведений о героях 1812 года).
Автор проекта: Панченко Варвара
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moguchee_lihoe_plemya_proekt_panchenko_varvara.ppt | 2.77 МБ |
proekt_moguchee_lihoe_plemya_panchenko_varvara.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
"МОГУЧЕЕ, ЛИХОЕ ПЛЕМЯ..." 200 лет победы в Отечественной войне 1812 года Литературно-исторический проект 2012 год
Актуальность темы. 1812 год –славная страница русской истории. Я захотела больше узнать о судьбе героев-богатырей, обратилась к Интернет-ресурсам. Моя работа - рассказ о тех, кто защищал страну в 1812 году. - изучить подробно текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», -найти в Интернете информацию о солдатах и офицерах 1812 года, -составить небольшой исторический комментарий к стихотворению Лермонтова, -сделать презентацию и выступить в школе.
Я прочитала текст стихотворения М.Лермонтова и выбрала слова и выражения, которыми автор называет солдат и офицеров 1812 года.
- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя : Богатыр и - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдем ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рожден был хватом: Слуга царю, отец солдатам ... И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умремте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой.
- БОГАТЫРИ - Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя : Богатыр и - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: - МОГУЧЕЕ, ЛИХОЕ ПЛЕМЯ
1. Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью. 2. Рослый, крепкого сложения, сильный человек. Кто такой богатырь? Словари дают следующее лексическое значение слову:
В Интернете я подобрала материалы о русских воинах, солдатах и офицерах, участвовавших в Отечественной войне 1812 года.
РУССКАЯ ПЕХОТА - пешие войска. В 19 веке- инфантерия. Русская пехота делилась на линейную (или тяжелую), легкую, морскую и гарнизонную. Основная боевая единица - полк. Полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом. Первая рота каждого батальона именовалась гренадерской .
тяжелая пехота, предназначенная для метания гранат (18 век). И позднее в гренадеры набирали сильных и высоких солдат. ГРЕНАДЕРЫ 1. Гренадер Павловского гренадерского полка 2. Фузилёр Павловского гренадерского полка 3. Гренадерский штаб-офицер Павловского гренадерского полка
РУССКАЯ ПЕХОТА Остальные роты в пехотных полках именовались пехотными (мушкетерскими), в гренадерских – фузилерными, в егерских – егерскими. Каждая рота состояла из двух взводов. Два полка составляли бригаду. Дивизия состояла из четырех бригад.
Офицерский состав комплектовался из дворян. К началу войны в русской армии было 590 000 солдат и офицеров.. офицеры 1 . Обер-офицер гренадерской роты Лейб-гвардии Измайловского полка; 2. Обер-офицер гренадерской роты Лейб-гвардии Литовского полка; 3. Унтер-офицер гренадерской роты Лейб-гвардии Литовского полка; 4. Штаб-офицер Лейб-гвардии Семеновского полка в фуражке; 5. Рядовой гренадерской роты Лейб-гвардии Преображенского полка; 6. Штаб-офицер лейб-гвардии Преображенского полка.
РУССКАЯ КАВАЛЕРИЯ это конное войско. Кавалерия делилась на легкую (гусары и уланы) и тяжелую (кирасиры и драгуны).
КАЗАЧИЙ КОРПУС Летом 1812 года в русской армии было 15 000казаков, на выносливых лошадях и вооруженных пиками. Казаки играли важную роль: проводили разведку, охраняли фланги армии. Около 7000 казаков принимали участие в Бородинском сражении. Казаки не имели равных в неожиданных налетах и уничтожали небольшие французские отряды.
ПАРТИЗАНЫ Партизанское движение в 1812 г - вооруженная борьба народных масс России, главным образом крестьян, и отрядов русской армии в тылу наполеоновских войск.
Кутузов Михаил Илларионович - русский полководец, генерал-фельдмаршал Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».
-Отечественная война 1812 г.– величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине . -В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов верно показывает состояние боевого духа, мужество, героизм и стойкость русского народа. ВЫВОДЫ:
/ Литература и Интернет-ресурсы. М.Ю.Лермонтов «Бородино» http://www.museum.ru/museum/1812/Army/RussInfantery/index. http://www.1812panorama.ru/virtual/lingvo.html http://www.litera.ru http://www.hrono.info/sobyt/1800sob/borodino.php http://www.adjudant.ru/table/Rus_Army_1812_2.asp
Предварительный просмотр:
Панченко Варвара Вячеславовна
МБОУ «Писарёвская СОШ»
Фроловского района
Руководитель: Медведева Елена Евгеньевна
Литературно-исторический проект
«И славили Отчизну меч и слово. Могучее, лихое племя»
Каждый образованный человек знает звонкие строчки М.Ю.Лермонтова: «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана?». В 2012 году наша страна отмечает 200 лет Бородинской битвы.
Стихотворение Лермонтова посвящено славной странице русской истории. Я захотела больше узнать о судьбе героев-богатырей, обратилась к Интернет-ресурсам. Моя работа - рассказ о тех, кто защищал страну в 1812 году.
Цели работы:
-изучить подробно текст стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»,
-найти в Интернете информацию о солдатах и офицерах 1812 года,
-составить небольшой исторический комментарий к стихотворению Лермонтова,
-сделать презентацию и выступить в школе.
Я прочитала текст стихотворения М.Лермонтова и выбрала слова и выражения, которыми автор называет солдат и офицеров 1812 года.
- Да, были люди в наше время,/ Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!...//Полковник наш рожден был хватом:/
Слуга царю, отец солдатам.../ И молвил он, сверкнув очами:/
"Ребята! не Москва ль за нами?/Умремте же под Москвой,/
Как наши братья умирали!"/И умереть мы обещали,/
И клятву верности сдержали/Мы в Бородинский бой.
Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов отмечает стойкость солдат, готовность умереть за родину, за Москву, за свой дом. Поэт говорит о том, что для русских солдат смерть в бою за Отчизну - привычное дело. Лермонтов показывает, что солдаты и офицеры - единое целое. Поэтому офицеры «слуга царю, отец солдатам». Можно сделать вывод, что основные характеристики Лермонтова: могучее, лихое племя, богатыри. А кто такой богатырь? Словари дают следующее лексическое значение слову:
1. Герой русских былин и сказок. Защитник родины, воин, отличающийся необычайной силой, мужеством, удалью.
2. Рослый, крепкого сложения, сильный человек.
В Интернете я подобрала материалы о русских воинах, солдатах и офицерах, участвовавших в Отечественной войне 1812 года.
Итак, русская пехота делилась на линейную (или тяжелую), легкую, морскую и гарнизонную. Основная боевая единица - полк. Полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом. Первая рота каждого батальона именовалась гренадерской. Остальные роты в пехотных полках именовались пехотными (мушкетерскими), в гренадерских – фузилерными, в егерских – егерскими. Каждая рота состояла из двух взводов. Два полка составляли бригаду. Дивизия состояла из четырех бригад.
Важной силой армии были казаки. Летом 1812 года в русской армии было 15 000казаков, на выносливых лошадях и вооруженных пиками.
Казаки играли важную роль: проводили разведку, охраняли фланги армии.
Около 7000 казаков принимали участие в Бородинском сражении.
Казаки не имели себе равных в неожиданных налетах и уничтожали небольшие французские отряды.
Главная часть защитников 1812 года- партизаны.
Партизанское движение в 1812 г - вооруженная борьба народных масс России, главным образом крестьян, и отрядов русской армии в тылу наполеоновских войск.
Оценивая Бородино, Кутузов писал в донесении царю: «Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов».
В ходе своей работы я пришла к следующим выводам:
-Отечественная война 1812 г.– величайшее событие в русской истории. В ее ходе ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь всех слоев общества и особенно простых людей к своей Родине .
-В стихотворении «Бородино» М.Ю.Лермонтов верно показывает состояние боевого духа, мужество, героизм и стойкость русского народа.
Практическая значимость: данный проект может использоваться на уроках литературы, истории, во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лиха беда – начало, или 10 советов молодому классному руководителю…
Материал содержит лирические размышления о содержании деятельности молодого классного руководителя, его первых успехах и неудачах, о трудностях, возникающих на пути, а также о том, как вести себя, впе...
Лиха беда – начало, или 10 советов молодому классному руководителю…
Материал содержит лирические размышления о содержании деятельности молодого классного руководителя, его первых успехах и неудачах, о трудностях, возникающих на пути, а также о том, как вести себя, впе...
Литературная гостиная. И славили Отчизну меч и слово. ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года).
Литературная гостинаяИ славили Отчизну меч и слово ( к 200-летию Отечественной войны 1812 года). РазработалаГаврикова Ирина Владимировнапреподаватель для специальности...
"Мы в битвах решаем судьбу поколений, мы к славе Отчизну свою поведем".
Рассказ о герое Великой Отечественной войны, участнике Курской битвы Столярове Алексее Васильевиче...
Сценарий праздника ко Дню народного единства для старшеклассников «Славься Русь — Отчизна моя!» 7-8 классы
4 Ноября, вся Россия отмечает День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, котор...
статья Передвижная выставка «И славили Отчизну меч и слово»
В статье рассказывается о передвижной выставке, проводимой в гимназии....
Занятие ко Дню Народного Единства «СЛАВЬСЯ РУСЬ – ОТЧИЗНА МОЯ!»
Цель:- формировать чувство гражданственности и патриотизма;- формировать ответственность за судьбу Родины;- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г....