Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме

Разумей Ольга Васильевна

По программе В.Я. Коровиной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie._liter._6_kl.docx48.48 КБ

Предварительный просмотр:

п/п

Содержание (разделы, темы )

Кол-во часов

Дата проведения

Использование учебно-наглядного оборудования

план

факт

Введение

1

  1

1

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

1

Устное народное творчество

3

2

1

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

КУБАН  Обрядовый фольклор Кубани.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

3

2

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

КУБАН  Пословицы и поговорки Кубани.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

1

4

3

РР. Подготовка к домашнему сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов».

1

Из древнерусской литературы

1

5

1

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ВТМ  В. Закруткин. «Матерь человеческая» (фрагмент).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Из литературы XVIII  века

Русские басни

1

6

1

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Из русской литературы XIX века

30

Иван Андреевич Крылов

2

7

1

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

1

8

2

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» — пример критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» — комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Александр Сергеевич Пушкин

9

9

1

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения.

1

10

2

«Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи.  

1

11

3

«И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

12

4

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

13

5

«Дубровский». Изображение русского барства.

1

14

6

Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

1

15

7

Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности.

1

16

8

Романтическая история любви Владимира  и Маши.

1

17

9

Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

ВТМ  Г. Бочаров. «Что человек может».

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Михаил Юрьевич Лермонтов

4

18

1

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. КУБАН М.Ю.Лермонтов «Беглец», «Казачья колыбельная».

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

19

2

«Листок», «На севере диком…», «Утес», «Три пальмы». Тема красоты, гармонии человека с миром.

1

20

3

Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

21

4

РР   Классное сочинение «Мое любимое стихотворение М.Ю.Лермонтова.

1

Иван Сергеевич Тургенев

2

22

1

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность.

1

23

2

Роль картин природы в рассказе.

1

Федор Иванович Тютчев

2

24

1

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело…».

Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

25

2

«С поляны коршун поднялся…».

 Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

ВТМ  «Княжна Ольга».

1

Афанасий Афанасьевич Фет

3

26

1

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

27

2

Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви.

1

28

3

Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

1

Николай Алексеевич Некрасов

4

29

1

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

1

30

2

Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.

1

31

3

«Железная дорога». Картины подневольного труда, Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. своеобразие композиции стихотворения.

1

32

4

Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Николай Семенович Лесков

2

33

1

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

1

34

  2

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.        Сказовая        форма

повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Антон Павлович Чехов

2

35

1

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

1

36

2

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов

1

37

1

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»;                        Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы (развитие представления).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

   Из русской литературы XX века

6

38

1

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

1

39

2

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

40

3

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

1

41

4

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

42

5

Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладовой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов.

1

43

6

РР. Классное сочинение. «Человек и природа в сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

1

Произведения о Великой Отечественной войне

10

44

1

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...».

КУБАН Стихи о войне И.Вараввы, И.Белякова, В.Неподобы 

ВТМ А.С. Новиков-Прибой «Цусима» (фрагмент).

1

45

2

Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. 

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

46

3

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

1

47

4

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна). Особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика героя.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

48

5

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

1

49

6

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

50

7

РР. Классное сочинение. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях   В.П. Астафьева и В.Г.Распутина.

1

51

8

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в тихой» лирике Рубцова.

 КУБАН  Стихи  о родной природе кубанских поэтов.

ВТМ  Г.А. Бюргер. «Песнь о благородном человеке».

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

52

9

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

1

53

10

Тринадцатый подвиг Геракла».  Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

1

Родная природа в русской поэзии XX века

2

54

1

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»;

С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша».

ВТМ  Л.Н. Толстой. «Детство» (глава «Ивины»).

1

55

2

А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,  выраженным  в  стихотворении.   Поэтизация родной природы.

 КУБАН  Стихи  о родной природе кубанских поэтов.

ВТМ  Л.Н. Толстой. «Детство» (глава «Ивины»).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Писатели улыбаются

1

56

1

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал» и «Критики», Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищенности. Образ «странного» героя в литературе.

ВТМ  Железняков. «Чучело» (фрагмент).

1

Из литературы народов России (Обзор)

1

57

1

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга — «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

3

58

1

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

1

59

2

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

1

60

3

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Или ада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Ярость,  сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей -мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория   литературы.   Понятие  о  героическом эпосе (начальные представления).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

Произведения зарубежных писателей

8

61

1

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

62

2

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка» Повествование о феодальных правах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

1

63

3

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе» Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

64

4

Марк Твен.  «Приключения Гекльберри Финна».

Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях.

1

65

5

Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)

1

66

6

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

1

67

7

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные представления).

1

Фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс». М.: Просвещение, 2009.

68

8

РР Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...