Урок-путешествие по теме: "М.Ю. Лермонтов "Парус"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

Эмоциональность, подъём высоких чувств – одно из необходимых условий полноценного урока, на котором происходит постижение искусства. Стихи могут быть восприняты, прочувствованы, поняты только при наличии особой атмосферы: чуткости, взволнованности, благоговейности перед великим душевным трудом поэта. Как создать такую атмосферу? В этом поможет форма урока-путешествия. Он должен стать для ребят праздником, взлётом чувств. Вот и попробуем вместе с ними совершить такое путешествие, которое от событий и впечатлений жизни поведет к личности и через неё – к творчеству поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-puteshestvie.docx18.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие по теме: "М.Ю. Лермонтов "Парус"

Молокова Нелли Валентиновнапреподаватель русского языка и литературы

г..Стрежевой, Томской обл.

Цели:

  1. познакомить с биографией (основными фактами) М.Ю.Лермонтова;
  2. развивать навыки творческого воображения, выразительного чтения;
  3. формировать нравственные и эстетические чувства и убеждения.

Оборудование:

  1. карта с изображением моря,
  2. романс А.В.Варламова “Парус”,
  3. картина А.П.Боголюбова “Марина”,
  4. морские ракушки.

Ход урока

1) Оргмомент.

2) Слово учителя.

Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок – урок-путешествие.

В ходе этого урока мы должны познакомиться со стихотворением М.Ю.Лермонтова “Парус”, определить его своеобразие. Свой якорь мы будем бросать у гавани Голубая, Ветреная, Лазурная. Закончим свой путь у гавани Морская. Каждая из них приоткроет нам дверь в удивительный мир этого стихотворения. …Попробуйте представить себя на скалистом берегу, а у ваших ног, искрясь, переливаясь в бликах солнца, плещется, волнуется, самое прекрасное, нежно-голубое, сказочно-необъяснимое море. Оно шумит и зовёт в голубую даль. Вы слышите крик чаек, свист дельфинов, зов затонувших кораблей, которые манят вас в эти бесконечные просторы. Возьмите ракушки и, затаив дыхание, послушайте шелест волны, шум прибоя… И у вас возникает желание отправиться в Голубую страну, а своё путешествие мы начнем с гавани Лермонтовская. Помогут нам в этом члены клуба путешественников. Они расскажут нам о М. Ю. Лермонтове.

(Члены клуба рассказывают эпизоды из жизни поэта. Зловещие тайны семьи. Семейная распря. Детство в Тарханах. Московский университет. Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.)

Ребята, может быть, кто-то из вас хочет рассказать стихотворение М.Ю.Лермонтова.

(Желающие рассказывают стихотворение наизусть) .

А теперь в путь. Оставим позади гавань Лермонтовскую и направим свой парус к гавани Голубая. Стихотворение “Парус” написано Лермонтовым, когда ему было 18 лет. По первому впечатлению очень простое, оно до сих пор вызывает страстные споры. Попробуйте определить своё отношение к этому стихотворению.

(Чтение стихотворения учителем) .

Морская даль сверкает под солнцем, а наш парус бросает якорь у гавани Голубая.

  1. О чем это стихотворение?
  2. Какие картины возникли перед вами при чтении первой строфы?
  3. Какие картины возникли перед вами при чтении второй строфы?
  4. Какие картины возникли перед вами при чтении третьей строфы?

Попутный ветер подхватывает наш парус, затерянный в просторах Моря, и несёт его к гавани Ветреная.

Постоянно ли море, которое изобразил Лермонтов в своём стихотворении?

Докажите, что море непостоянно, опираясь на строки стихотворения.

Итак, безбрежное, постоянно меняющееся, таинственное и непознанное море расстилается перед нами, а наш парус приближается к гавани Лазурная.

  1. Найдите цветовые эпитеты. Что они определяют, характеризуют?
  2. Почему автор говорит “одинокий”?
  3. Каково значение слова “мятежный”?

Мы приближаемся к своему конечному пункту – гавани Морская.

  1. Какие размышления, раздумья возникают у поэта? Как мы узнаём о них?
  2. Почему автор говорит о парусе, как о живом существе?

Жизнь людей подобна стихии моря: сложна, контрастна, противоречива. Поэтому близки поэту гордые, отважные люди, которые находятся в постоянном поиске высоких жизненных идеалов. Именно таких людей ценил Лермонтов, именно таким был он сам.

Работу над стихотворением завершим прослушиванием романса А.В.Варламова на эти стихи.

Итог.

  1. Понравился вам урок?
  2. Довольны путешествием?

А ведь вы не задумывались над тем, что каждый день маленький, но такой надёжный парус переносит вас от гавани к гавани по самому большому в мире океану знаний. И в этом путешествии я каждому из вас желаю новых открытий, которые делают вашу жизнь интересной.

Домашнее задание.

  1. Выучить стихотворение наизусть.
  2. Устные иллюстрации к стихотворению.
  3. Устный рассказ к картине А.П. Богомолова “Марина”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок – путешествие по математике Тема урока: «Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс

Урок – путешествие по математике. Тема урока:«Сложение двузначных чисел в пределах 20 без перехода через разряд». 2 класс....

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Урок-путешествие+презентация на тему "Летний отдых"(7 класс).

Дети в форме игры-соревнования совершают путешествие в Шотландию, к замку, где живёт шотландская королева....

Методическая разработка на тему: урок-путешествие «Путешествие в мир танца»

Разработка адресована организаторам внешкольной работы, хореографам и рассчитана на учащихся начальных и  средних классов.Цель: эстетическое воспитание детей средствами хореографического искусств...

Урок – путешествие. 5 класс. Тема « Глагол. Обобщение пройденного».

Цель урока: систематизация, обобщение знаний учащихся о глаголе; формирование умения находить глагол и определять его грамматические признаки, находить и правильно писать орфограммы в глаголе....