Игра по внеклассному чтению в 5 классе по сказкам Г.Х.Андерсена
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Игра по  внеклассному чтению в 5 классе по сказкам Г.Х.Андерсена

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-igra_po_andersenu.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по  внеклассному чтению в 5 классе по сказкам Г.Х.Андерсена.

Цели: повторить сказки Г.Х. Андерсена, обобщить изученное на предыдущих уроках, совершенствовать навыки развёрнутого устного ответа; продолжить обучение работе в группе; пробудить у учащихся интерес к чтению, сочувствие положительным  героям сказок Андерсена; развивать творческие способности учащихся.

Учащиеся делятся на 3 команды: две команды игроков и команду зрителей, которые тоже участвуют в игре. (Можно сделать 4 команды без зрителей). Выбираются члены жюри (это могут быть приглашённые учителя или учащиеся этого класса, которым все доверяют), у которых на столе лежат листы с правильными ответами, ручки.

Оборудование: проектор; рисунки учащихся к сказкам; книги со сказками Андерсена, листвы с ответами для жюри, необходимые предметы или картинки для конкурсов.

                                                           

Ход урока

Перед началом урока можно включить песню в исполнении Т. и С.Никитиных «Сказка по лесу идёт». На предыдущих уроках учащиеся определяли темы и  проблематику сказок, пересказывали отдельные эпизоды, составляли устно портреты некоторых героев, дома рисовали иллюстрации к сказкам.

  1. Вступительное слово учителя, который  объявляет цели урока, знакомит с ходом урока.

  1.  Презентация, посвящённая жизни и творчеству Г.К.Андерсена. (Читает написанное или пересказывает специально подготовленный ученик). (Презентация нужна для конкурса на лучший синквейн. В ней ещё раз прозвучат слова разных известных писателей об Андерсене, а также основные этапы его нелёгкой жизни)

  1. «Разминка». Вопросы всем учащимся. Ответивший правильно приносит 1 балл команде или себе (если это зритель):

- В какой стране жил Андерсен? (Дания)

- Какое из трёх произведений написано не Андерсеном: «Гадкий утёнок», «Уличный фонарь», «Золушка»? («Золушка»)

- Кто был сыном  старой оловянной ложки? (оловянный солдатик)

- Какая сказка заканчивается словами: «Так сидели они рядышком, оба уже взрослые, но дети сердцем и душой»? («Снежная королева»)

- Какая героиня сказки Андерсена удостоилась чести быть воплощённой в бронзе? (Русалочка – символ столицы Дании)

- Какое слово должен был сложить Кай в замке Снежной королевы? (вечность)

- Что должна была отдать Русалочка ведьме в обмен на ноги? (голос)

- Какими по размеру были глаза у первой собаки из сказки «Огниво»?

- Назовите знак высшего отличия самой знатной утки на птичьем дворе. (Красный лоскуток)

- Есть ли у Андерсена сказка про иглу? (Да – «Штопальная игла»)

 - Кто такой Оле–Лукойе ?

4. «Бюро находок». Участникам команд выдаются некоторые вещи, предметы, связанные со сказками Андерсена (это могут быть картинки, а не сами предметы). Участникам нужно за 1-2 минуты определить, какому герою что принадлежит. (Предмет нужно показать всем, назвать героя, которому он принадлежит и сказать , из какой он сказки). (Учитель или зрители могут  потом задать команде дополнительные вопросы. Например: почему зонтики разного цвета? Если участник отвечает правильно на вопрос, то команде даётся дополнительный балл).

В это время зрители получают листок (можно – конверт с разрезанными словами), где вписаны 12 слов из двух сказок Андерсена. Зрители должны  определить (кто быстрее), из каких двух сказок взяты слова.

Предметы и вещи для команд: два зонтика (яркий и чёрный), варежки, красные башмаки, скорлупка грецкого ореха, бумажный кораблик, фартук в клетку, лестница, цилиндр, розы.(Зонтики – Оле Лукойе; варежки и башмачки – Герде; скорлупка грецкого ореха – кроватка Дюймовочки; фартук в клетку – ведьме из «Огниво»; лестница и цилиндр – трубочисту)

Рассыпанные слова для зрителей: крапива, терпение, братья, злая королева, перья, рубашка – «Дикие лебеди». Маленький мальчик, картонный дворец, брошка, табакерка, крыса, рыба – «Стойкий оловянный солдатик»

*Выступление команд.

5. - Внимание на экран! Сейчас вы увидите небольшой отрывок из мультфильма по сказке Андерсена. Вы должны назвать мультфильм и услышать небольшое расхождение с текстом сказки.

(*Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма, отвечают. Если ответ даёт зритель, то он может отдать свой балл любой команде).

Учащиеся смотрят отрывок из мультфильма «Дикие лебеди»(эпизод, когда ворона разговаривает с Эльзой) и отвечают на вопросы:

- Что должна будет сделать Эльза, чтобы расколдовать братьев?

- Какое расхождение с текстом сказки вы заметили? (в мультфильме ворона рассказывает Эльзе, как расколдовать братьев, а в сказке Андерсена – фея, которую Эльза увидела во сне).

6. Для следующего конкурса – «Пантомима»- нужны по 3 участника от команды. Они получают сокращённый текст одной из сказок Андерсена (см. Приложение). Учащиеся должны показать зрителям  то, что написано. Если зрители догадаются, что за сказка, то команда получает 3 балла. Нет -0 баллов. (Участники готовятся в коридоре или соседнем кабинете).

*А в это время, пока участники готовятся, со зрителями и оставшимися членами команд  проводится конкурс «Сказочная математика» (за каждый правильный ответ – 1балл)

- Сколько было оловянных солдатиков в коробке? (25)

- Сколько медных монет взял с собой из дупла солдат из сказки «Огниво»?(ни одной)

- Рост Дюймовочки?(2,54 см-дюйм)

- Сколько устриц носила на хвосте бабушка Русалочки?(12)

- Сколько дней каждый год проводили лебеди-братья в родном краю?(11)

- Сколько перин, тюфяков и горошин положили на постель принцессе в сказке «Принцесса на горошине»?(20+20+1)

- Сколько сыновей и дочерей было у короля в сказке «Дикие лебеди»? (11и 1)

Если участники команд ещё не готовы, можно провести со зрителями конкурс «Озвучка». ( Дети очень любят этот конкурс). Вызываются  четверо желающих, которые должны озвучить небольшой отрывок из известной сказки (мультфильм) Андерсена. Задача «актёров» - как можно точнее передать смысл того, о чём идёт речь. Участники конкурса смотрят эпизод первый раз, договариваются о том, кто кого будет озвучивать ( они могут напомнить друг другу, о чём идёт речь). Через 1 минуту - второй просмотр – озвучка первой пары. Третий просмотр – озвучка второй пары. Зрители выбирают лучших. Жюри выставляет баллы.

7. Выступление  команд с пантомимой. Выставление баллов.

8.  - Ещё раз внимание на экран! Перед вами пройдут слайды с иллюстрациями из разных сказок. Вы должны записать названия сказок. Зрители делают то же самое и при зачитывании командами могут исправить неправильное и заработать очки.

1) «Гадкий утёнок»

2) «Свинопас»

3) «Огниво»

4) «Оле-Лукойе»

5) «Принцесса на горошине»

6) «Стойкий оловянный солдатик»

7) «Пастушка и трубочист»

8) «Снежная королева»

Проверяем.

9. Заключительный конкурс – составить синквейн (нужно познакомить учащихся с этой формы работы заранее на уроках литературы или русского языка). Время – 2-3 минуты. Зрители тоже участвуют (могут работать в паре или индивидуально). Можно использовать записи в тетрадях по литературе с предыдущих уроков. Затем синквейны зачитываются и сдаются жюри. Темы синквейнаов: « Сказки Г.Х.Андерсена», «Г.Х.Андерсен», «Герда» (или имя другого любого персонажа сказки)

(Пример синквейна: 1. Сказки Андерсена

                                    2. Мудрые, добрые, современные

                                    3. Учат, сближают, помогают.

                    4. «В каждой детской сказке заключена вторая, которую в полной мере могут понять только взрослые».(К Паустовский – запись была в тетрадях с предыдущих уроков)

                                     5. Мудрость на все времена

Пример синквейна: 1. Г.Х.Андерсен.

                                   2. Трогательный, добрый

                                   3. Любил, наблюдал, прощал, страдал.

                                    4. «Обаятельный чудак,  оставшийся  до  самой  своей  смерти  чистосердечным  ребенком,  вдохновенный импровизатор и ловец человеческих  душ  - и детских, и взрослых» (К.Паустовский – запись с урока)

                                      5. Волшебник.

*Слово жюри.                  

                                                                     

10. Закончить урок можно песней ( переделаны слова песни А.Макаревича «Место, где свет, было так близко»), которую исполняют поющие ученики этого класса или учитель, или учитель музыки под живой аккомпанемент:

Время вспомнить сегодня про датские сказки Земли,

Про мечту, и любовь, и, конечно же, дружбу и веру.

Сказки Андерсена нам сквозь время себя принесли,

Чтобы  мудрости и доброты мы имели примеры.

Там Русалочка жертвует всем ради счастья любви,

Оловянный солдатик сумеет пройти сквозь разлуку.

В этом мире вдруг слабые так оказались сильны,

Что сегодня об этом должны рассказать мы друг другу.

Припев: К сказкам, где свет, сядем поближе,

              Чтоб можно коснуться рукой,

               И услышим с тобой

               Вздох доброй Эльзы и эльфов полёт над травой…

               Всю мудрость Земли

               Из сказок возьми

                И в душе сохрани.

   Он велик и наивен – загадочный Ганс Христиан,

    Раз сумел сохранить детства свет и величие дружбы!

   Мы смеёмся над тем, что окажется голым тиран,

   И мы счастливы, видя, что добрый Фонарь миру нужен!

   Не получится у вьюги злой  Герды след замести,

   Кай увидит её, и растает зима от испуга.

   И прекрасные розы по-прежнему будут цвести,

   Потому что любовь и добро побеждают разлуку!

Припев: К сказкам, где свет, сядем поближе,

               Чтоб можно коснуться рукой,

               И услышим с тобой

               Вздох доброй Эльзы и эльфов полёт над травой…

               Всю радость Земли

               Из сказок возьми

               И в душе сохрани.  

11. Подведение итогов. Выставление отметок. Заключительное слово учителя.

Приложение

Для конкурса «Пантомима»

  1. Шёл солдат по дороге, ранец за спиной, сабля на боку. И вдруг на дороге встретилась ему ведьма. Она была старая и страшная. Она попросила его залезть в дупло, спуститься вниз и взять огниво, а себе – денег. Обвязала она солдата верёвкой, и солдат спустился вниз. Увидел там дверь, а за ней на сундуке сидит собака. Глаза как два чайных блюдца. Солдат схватил собаку, посадил её на ведьмин передник, открыл сундук и набрал себе денег.
  2. Мать уложила Дюймовочку спать, укрыла её одеяльцем, пригладила ей волосы и пошла доить корову. Дюймовочка спала в своей колыбельке, как вдруг через открытое окно в комнату влезла большая мокрая и безобразная жаба. Она прыгнула несколько раз, обрадовалась, увидев Дюймовочку. Мать продолжала доить корову. Жаба приблизилась к Дюймовочке, понюхала её, схватила девочку и попрыгала с ней в сад.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока литературы в 5 классе по сказке Х.К. Андерсена "Соловей" Поучительный смысл сказки.

В 5 классе на уроках по сказкам Г.Х.Андерсена размышляем об  истинной и ложной красоту, при анализе сказки «Соловей» отвечаем на вопрос: «В чём заключается сила произведения иск...

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника.

Конспект урока внеклассного чтения по сказке Г.К.Андерсена « Снежная королева». В гостях у великого сказочника....

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/

Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе. «Сказки доброты и света» /по сказкам Х.К. Андерсена/...

мастер-класс по сказке Г-Х.Андерсена "Снежная королева"

Мастер-класс по сказке Г-Х.Андерсена "Снежная королева"...

Конкурсный урок внеклассного чтения в 6 классе. Сказка Г. Х. Андерсена «Ангел». Своеобразие сказки.

Данная разработка является уроком внеклассного чтения. Можно использовать для любого класса....

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.К.Андерсена "Снежная королева"

Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе. Обобщающий урок по сказке Г.Х.Андерсена "Снежная королева"...