Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Васильева Татьяна Анатольевна

 

Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Оборудование: эпиграф  из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из  художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.),  карточки с вопросами  для  3  групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.                                           

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках  («История  в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы  с текстом, проводился анализ ключевых  эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая  основа  романа «Белая гвардия»  М. Булгакова.

Тип урока: урок- практикум 

Используемые методы:  объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод  (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы: индивидуальные, групповые.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_literature_v_11_klasse.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урока по литературе в 11 классе

«Образ Дома  в романе М. Булгакова «Белая гвардия».

(учитель Васильева Т.А.  МОУ СОШ № 3)

Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Образовательная: на материале  романа  добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем  нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии,  образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать у учащихся  умение анализировать ключевые эпизоды, навыки связной речи, давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.
  3. Воспитательная: воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; научить ребят сопереживать, сочувствовать; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф  из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из  художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.),  карточки с вопросами  для  3  групп учащихся,  сообщения учащихся.

                                                         

                                                        Ход урока

На доске эпиграф:              

                                                 « Никогда не срывайте абажур с лампы! Абажур священен..».

                                                                                                        «Белая гвардия» М.Булгаков.

           «История проходит через Дом человека, через его частную  жизнь». Ю.М. Лотман

         

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.                                  

В романе Булгакова «Белая гвардия» бури гражданской войны захватывают людей, влекут их за собой, распоряжаясь их судьбами. Водоворот событий сокрушает человека, прерывает мирное течение жизни. Обратим внимание на один из эпиграфов романа, из «Капитанской дочки»: «…В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем. Все исчезло.

- Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!». Итак, заданный эпиграфом произведения  мотив беды, угроз, испытаний развивается с первых же страниц романа. Пушкинский глас долетает сквозь буранный вой и мглу другого века до булгаковского слуха. У кого из поэтов XX века  тоже встречается образ бурана, ветра?

 Ответы учащихся: Образы ветра, метели, как предвестников жизненных бурь, встречаются в произведениях Блока : поэма «Двенадцать» - революция как стихия.

Учитель: Но героям Булгакова удается еще какое-то время защищаться  и защищать свой дом, воплощение прочности, надежности, самой жизни. Свет и тепло человеческого жилья, особенно дорогие в такую «непогоду», согревают с первых страниц  булгаковского романа.

 А что такое «дом» в нашем понимании?

 Ответы учащихся: Место, где тебя ждут, любят, где можно укрыться от невзгод и житейских бурь.

Учитель: А сейчас узнаем, что явилось прототипом дома, описанным писателем в романе. Послушаем сообщение учащегося  о семье  Булгакова.                                  

Выступление ученика: В романе Булгаков воссоздает обстановку своего родного дома N 13  по Алексеевскому спуску, где царили взаимопонимание, уют, атмосфера высокой интеллигентности. Из воспоминаний К.Г.Паустовского о  Булгакове: «Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве  - огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная  семья. Было в этой семье  что-то чеховское, от «Трех сестер», что-то театральное». Булгаковы жили на спуске к Подолу против Андреевской церкви,- в очень живописном киевском переулке. За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля и до пронзительной валторны, голоса молодежи, беготня, споры, смех, пение. Такие семьи с большими  культурными и трудовыми традициями были украшением провинциальной жизни».

2. Беседа. Аналитическая работа по тексту романа.                                                

                                                                                                                         

Учитель: Проведем параллель между произведениями литературы XX и XIX в. Вспомните, в какой семье романа Л.Н. Толстого «Война и мир»  мы  видим  похожую атмосферу дома? В чем сходство?

Ответы: Семья Ростовых очень похожа на семью Турбинных.  В семьях царит атмосфера доверия и любви, простота общения и  взаимное уважение. Но есть и «чужой» в каждом доме: у Толстого - Берг, муж Веры, у Булгакова -  Тальберг, муж Елены. Учащиеся обращают внимание на сходство фамилий.

Учитель:  Теперь обратимся к тексту романа и выясним, какое значение имеют  милые детали быта. Найдите детали – символы, олицетворяющие  мирную, покойную жизнь.

Ответы: Учащиеся находят цитаты, читают, дают толкование  каждому символу:

Часы –  жизнь  семьи идет по своим старинным часам;

Кремовые шторы – отделяют Турбиных от страшного мира;

Печка с изразцами – хранит тайны семьи;

Зеленая лампа- ощущение надежности и тепла;

Любимый синий сервиз – согрет материнскими руками.

3. Далее следует  работа в группах.  3 группы учащихся.

Учащиеся обсуждают, приводят цитаты,  отвечая на вопросы учителя.            

Вопросы  первой группе: Какие предметы являются для Турбиных по-настоящему ценными? Подтвердите примером из текста.  Какие книги упоминаются в романе? В каком контексте? (Вопросы напечатаны).

Ответы: Книги: «На открытых многополочных шкафах тесным строем стояли сокровища. Зелеными, красными, тисненными золотом и желтыми обложками и черными папками со всех  четырех сторон на Лариосика  глядели книги.» (часть 3, глава 12).

Ответы учащихся: Капитанская дочка - название пушкинского романа дается без кавычек. Это уже  не просто книжный образ, это  символичный член семьи. Елена читает рассказ «Господин из Сан-Франциско».( Примечание учителя: Вспомним эпиграф к рассказу «Горе тебе, Вавилон, город крепкий» - перекличка с идеей романа «Белая гвардия»). Упоминаются названия книг и литературные образы: Фауст, «Пиковая дама», Онегин, стихотворения Некрасова, «Бесы» Достоевского, современные Булгакову футуристы.

Окунемся в атмосферу  дома Турбиных и посмотрим отрывок из фильма.

Просмотр фрагмента фильма «Дни Турбиных» (1976 г.)                                        

Учитель: Таким образом,  послушав ответы первой группы и посмотрев фрагмент фильма, мы видим, что классические произведения, вечные образы и сюжеты даются как неотъемлемая часть жизни семьи, часть культуры. Сделаем вывод, какое место занимает музыка и литература в жизни  героев?                                                                                          

                                                                                                                                               

Ответы учащихся: Все вещи в доме – это не материальные ценности, а особые знаки привычности бытия, это символ устойчивости жизни. В доме книги, музыка. Снег и огоньки напоминают Мышлаевскому оперу Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством», словами романса ободряет Ширвинский Елену: «Жить, будем жить…»

 

 Вопросы второй группе: Что предвещает разрушение дома? Какая символичная деталь  наталкивает нас на мысль о неотвратимости катастрофы? Вспомним, что произошло с сервизом. Как писатель предостерегает от разрушения?

(Вопросы напечатаны)

Ответы учащихся: Любимый семейный сервиз, который остался от матери, разбит  неуклюжим  Лариосиком. «Сервиза безумно жаль», - скажет златовласая Елена.

Учитель: Обратимся теперь  к эпиграфу нашего урока.  О чем  предостерегает нас Булгаков? Как проявляется авторская позиция в романе?

Ответы: учащиеся  цитируют, делают выводы. Автор словно вмешивается в повествование, то сочувствует, то вопрошает: «Ну, как жить? Как же жить?». Предсказывает: «Упадут стены, потухнет огонь в бронзовой лампе.. Капитанскую дочку сожгут в печи…». Автор прерывает ткань повествования восклицанием: « Никогда не срывайте с лампы абажур!........У  абажура дремлите, читайте - пусть воет вьюга- ждите, пока к вам придут».

 Вопросы третьей группе:  Какие образы  противоположны  образу Дома Турбиных? Найдите описание квартиры Лисовичей, здания гимназии. Какой прием использует писатель для создания контраста? (вопросы напечатаны).

 

Ответы:  Квартира Лисовичей больше похожа на нору, в которой уютно чувствует себя разве только мышь.( Цитаты).  Булгаков использует прием противопоставления и при описании драматических событий в сцене в гимназии. Гимназия – мертвый опустелый дом,  который становится символом войны, гибели. Гимназия противопоставлена радостному и покойному турбинскому дому. Она является мертвым домом : «полнейший , угрюмейший покой». Там жгут книги, жгут парты. ( Цитаты:  часть 1, глава 6).

Учитель: Проверим правильность ваших выводов и послушаем сообщение.

Выступление учащегося. Сообщение «Квартира  Лисовичей – символ мрака и холода».  

 «Турбинскому дому с его теплом, светом и душевным уютом противопоставлен дом Василисы, нижнего соседа Турбиных. В квартире Лисовичей царствуют постоянно подчёркиваемые автором стихии мрака и холода: “…в нижнем этаже (на улицу — первый, во двор под верандой Турбиных — подвальный) засветился слабенькими жёлтенькими огнями инженер и трус, буржуй и несимпатичный, Василий Иванович Лисович…”. Мы видим, как важно это противопоставление ещё и в аспекте, так сказать, топографическом. Местонахождение этой квартиры — подвальный этаж — тоже становится своеобразным символом. Здесь, как и положено подземному царству, господствуют тишина, мрак, сырость и холод: “В этот ночной час в нижней квартире домохозяина, инженера Василия Ивановича Лисовича, была полная тишина <…> Проклинаемая костлявая и ревнивая Ванда глубоко спала во тьме спаленки прохладной и сырой квартиры…”. “Через десять минут полная тьма была в квартире. Василиса спал рядом с женой в сырой спальне”. “В одиннадцать часов вечера Ванда принесла из кухни самовар и всюду в квартире потушила свет <…> Лампочка, висящая над столом в одном из гнёзд трёхгнёздной люстры, источала с неполно накалённых нитей тусклый красноватый свет”.

Хозяин же квартиры, подобно подземному жителю — гному, занят укрыванием своих сокровищ. Но, конечно же, не случайно это наполненное мифологическими аллюзиями описание пронизано авторской иронией. Жильцы этой квартиры даже внешне напоминают обитателей царства мёртвых: “Василиса всмотрелся в кривой стан жены, в жёлтые волосы, костлявые локти и сухие ноги”.

Таким образом, Дом в романе представляет собой и житейскую реалию, и метафору, и символ. Это Дом-мир, опирающийся на традиционные и незыблемые нравственные, духовные и культурные ценности, которые выступают в качестве жизненных ориентиров в турбинском мире

4. Итоги урока.                                                                                                                  

Учитель: Роман заканчивается как будто спокойно. Герои спят и видят сны. Надежда на будущее в простом и радостном сне Петьки Щеглова, мальчика из флигеля. И, конечно же, не может не обратить на себя внимания смысловая связь финального сна Петьки Щеглова, персонажа никак не связанного с фабульной основой романа, со снами двух Петров в «Войне и мире»: сном Пьера в плену и сном Пети Ростова перед гибелью.

 Взгляд писателя устремляется к небу, звездам. Какие вопросы задает нам Булгаков в финале романа? Прочитайте. Что это за вопросы? К чему призывает автор?

Ответы учащихся:  Цитата: «Меч исчезнет, а вот звезды останутся, когда и тени наших тел и  дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?». Это вопросы философские - призыв к разуму, призыв к примирению. Над смертью, ненавистью торжествует добро.

Учитель: Как  в начале романа, так и в его эпилоге автор заставляет нас думать о вечности (звезда – это символ вечной жизни, книги, дом, семья, любовь- это вечные нравственные ценности); писатель размышляет о  жизни будущих поколений, об ответственности людей друг перед другом. Подобно «Капитанской дочке», «Белая гвардия»- не только исторический роман, но и своеобразный роман-воспитание, где, говоря словами Л.Н.Толстого, мысль семейная соединяется с мыслью народною.

В качестве домашнего задания я предлагаю Вам написать сочинение- рассуждение по высказыванию Ю.М. Лотмана: «История проходит через Дом человека, через его частную жизнь».( высказывание на доске). Подтвердите  доказываемый тезис примерами из  произведений,  которые мы упоминали сегодня в связи с романом М.Булгакова «Белая гвардия».  Учащиеся записывают тему сочинения.

Анализ урока по литературе в 11 классе

Тема: «Образ дома в романе Булгакова «Белая гвардия».

 Цель: понять, как создается писателем образ Дома, выявить роль этого образа в системе жизненных ценностей.

Задачи:

  1. Образовательная: на материале  романа  добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем  нравственных проблем; создать условия для развития аргументированного и логичного мышления на основе текста произведения. Учить аргументировать свои мысли и выводы цитатами из художественного текста. Активизировать в комплексе мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся. Совершенствовать умения и навыки анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как: прием сопоставления, противопоставления, прием аналогии,  образ-символ, эпиграф.
  2. Развивающая: развивать навыки анализа эпизода художественного произведения; развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать; продолжить работу над формированием монологического ответа; развивать у учащихся   логическое мышление, навыки связной речи; развивать  навыки  самостоятельной оценки: давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, сравнивать  образы, символы;  
  3. Воспитательная: формировать художественно-образное мышление как основу развития индивидуальной и творческой личности, обеспечивать гуманистический характер обучения и приоритет общечеловеческих ценностей; воспитывать чувство любви к родному дому, к Родине, чувство взаимопомощи; задуматься об ответственности людей перед историей, друг перед другом.

Оборудование: эпиграф  из романа «Белая гвардия», репродукции портретов писателя, отрывок из  художественного фильма «Дни Турбиных» (1976 г.),  карточки с вопросами  для  3  групп учащихся, подготовленные сообщения учащихся.

                                                         

При изучении произведений большого объема, к которым можно отнести роман «Белая гвардия», целесообразно соединить индивидуальные и коллективные виды работы. Это позволит более рационально использовать время на уроке, активизировать творческую и самостоятельную поисковую деятельность учеников на уроке и при подготовке к нему, продолжить работу над выработкой у учеников умения внимательно читать текст, анализировать и комментировать единство его формы и содержания, создать условия для творческого взаимодействия учащихся на уроке.

Тема урока соответствует календарно-тематическому планированию, урок идет в системе уроков по литературе. Учащиеся прочитали роман, на предыдущих уроках  («История  в романе», «И судим был каждый по делам своим: город и его жители..») отрабатывались навыки работы  с текстом, проводился анализ ключевых  эпизодов, обсуждалась нравственная проблематика романа, историческая  основа  романа «Белая гвардия»  М. Булгакова.

Тип урока: урок- практикум  

Используемые методы:  объяснительно-иллюстративный (беседа, анализ) и частично-поисковый метод  (выбор учащимися примеров, цитат, перенос признаков предметов на новое - принцип сопоставления, аналогии). Методические приемы: беседа, анализ, работа в группах, сообщения учащихся.

Формы работы: индивидуальные, групповые.

Композицию урока: оцениваю,  в целом, как логичную в подаче материала, чередование видов деятельности (работа в группах, индивидуальные сообщения, просмотр  фрагмента фильма) было подчинено цели урока. Уроку присуща завершенность, итоги были подведены,  в качестве  домашнего задания  учащимся было предложено творческое задание – написание  сочинения – рассуждения.

Практическая направленность: на данном уроке формировались следующие ключевые компетенции учащихся:

  1. коммуникативная  (уметь оценивать ответы друг друга, взаимодействовать с окружающими людьми);
  2. учебно-познавательная (учимся анализировать);
  3. информативная  (находить и систематизировать информацию);
  4. общекультурная (духовно-нравственные основы жизни, особенности общечеловеческой культуры).

Психологический климат: на уроке удалось создать рабочую атмосферу,  заинтересовать ребят, т.к.  в ходе урока обсуждались и  проблемные, и нравственные вопросы.  Активность и работоспособность оцениваю как хорошую.

Здоровьесберегающие технологии: прием релаксации (просмотр фрагмента фильма), прием  переключения внимания ( момент обсуждения во время работы в группах).

 

Общие выводы: Считаю, что урок  достиг поставленных целей, результативен.    Элементы урока выделены достаточно четко, определена  дозировка времени, отведенная на каждый этап.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследование. Небесные образы – символы в идейно – художественной структуре романа М.А.Булгакова «Белая гвардия»

Целью данной работы является идея исследования романа М.А.Булгакова «Белая гвардия» с точки зрения небесной символики, определение роли небесных образов - символов в идейно - ...

Презентация по творчеству М. Булгакова "Белая гвардия" и "Дни Турбиных"

В презентации содержится материал по биографии, истории создания романа "Белая гвардия" и спектакля по этому роману - "Дни Турбиных"....

Тест по роману М.Булгакова "Белая гвардия" 11 класс

Материал поможет не только проверить знание текста, но и умение анализировать, сопоставлять, делать выводы....

Революция и Гражданская война в романе М.А. Булгакова "Белая гвардия"

Урок по роману "Белая гвардия" даёт возможность показать особенность таланта М. Булгакова и его позиции в изображении Гражданской войны и революции, позволяет увидеть художественные средства, при...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе Средства раскрытия образа Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Методическая разработка содержит материалы по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, а также проанализировать язык романа (1 глава) с точки зрения богатства лексики, синтаксиса, выразительных ср...