Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе Средства раскрытия образа Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»
план-конспект урока (11 класс)

  Методическая разработка содержит материалы по подготовке к сочинению в формате ЕГЭ, а также проанализировать язык романа (1 глава) с точки зрения богатства лексики, синтаксиса, выразительных средств

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл integr.urok_.docx24.52 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка урока по теме «Подготовка к написанию сочинения  на уроках русского языка и литературы»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе

Средства раскрытия образа Дома в романе М. Булгакова «Белая гвардия»

Цель: выявление роли образа Дома в романе как важнейшей ценности бытия, нравственной опоры в жизни человека; раскрытие богатства и разнообразия лексики и синтаксиса, средств художественной выразительности в произведении.

Задачи:

Образовательная: 

  • добиться осознанного восприятия текста, понимания представленных в нем  нравственных проблем;
  • активизировать мыслительную, образно-эмоциональную и речевую деятельность учащихся;
  • совершенствовать умения и навыки комплексного анализа художественного произведения: поработать на уроке с такими понятиями как образ-символ, эпиграф, лексика, синтаксис и художественные средства выразительности.

Развивающая:

  • развивать у учащихся  умение анализировать эпизод с лингвистической и литературоведческой точки зрения, совершенствовать навыки связной речи;
  • определять значения слова «дом»;
  • давать свою интерпретацию анализируемым явлениям, развивать умение проводить аналогию между произведениями русской литературы, образами, деталями.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство любви к родному дому;
  • научить ребят сопереживать, сочувствовать;
  • задуматься о семейных ценностях;
  • раскрыть красоту и богатство русского языка.

Оборудование: портрет писателя, карточки с вопросами  для  3  групп учащихся, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова.

                                                         

Ход урока

На доске эпиграф:              

Каждый дом, где обитает любовь и гостит дружба,

- это и в самом деле дом, то есть единственный приют, ибо в нем отдыхает сердце.
Генри Ван-Дайк  

            (американский писатель, поэт, богослов и педагог)

Этапы урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Оргмомент – 1 мин.

Здравствуйте, ребята. Я прошу вас серьёзно настроиться на работу. Результат нашего урока зависит от активности каждого. Поэтому поддерживайте друг друга. Желаю вам удачи.

Создаёт благоприятный настрой на общение в процессе работы. 

Настраиваются на работу по теме урока

  1. Сообщение целей и задач урока – 2 мин.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством М.А.Булгакова, с его романом «Белая гвардия». Посмотрим, как создаётся писателем образ Дома. Для этого нам нужно обратиться к тексту романа и проанализировать в 1 главе ключевые эпизоды с точки зрения литературы и лингвистики.

Формирует потребность в последующей деятельности.

Готовятся к активному восприятию учебного материала через постановку учебной задачи

III. Слово учителя - 3 мин.

  • Вы уже поняли, что сегодня у нас необычный урок. Мы постараемся проанализировать на этом уроке, каков взгляд автора на ключевой образ Дома и какими средствами он достигает понимания того, что Дом – это важнейшая нравственная опора в жизни каждого человека.

Заостряет внимание детей на нестандартности данного урока

Слушают учителя и осмысливают новую необычную информацию

IV.Анализ 1 главы романа – 10 мин.

Обратимся к эпиграфу нашего урока – словам американского писателя Ван-Дайка.

- Какие ключевые слова можно выделить в высказывании? Как они соотносятся с романом?

- Прочитайте 1-ый эпиграф к роману? Почему он взят именно из «Капитанской дочки»?

- О чём говорит 2-ой эпиграф?

- Передайте кратко сюжет 1-ой главы

Задаёт вопросы о роли эпиграфов.

Делает вывод о том, что оба эпиграфа подготовили нас к пониманию замысла писателя: «стать бесстрастно над красными и белыми».

Просит учащихся кратко пересказать главу, сохраняя художественные особенности текста.

Дети отвечают на вопрос:

- Дом, любовь, дружба, приют, отдыхает сердце

Отвечают на вопросы о роли эпиграфов, ключевых образов и о проблемах, затронутых автором в произведении.

Строят монологическое высказывание

V.Работа групп – 20 мин.

Работая в группах, попытаемся найти ключевые образы и обороты речи, слова, предложения, которые помогут интерпретировать текст. Сосредоточим внимание на особенностях поэтики Булгакова, на значимости каждой детали.

1группа: Найдите синтаксические конструкции, при помощи которых Булгаков показывает боль детей после смерти самого близкого человека – матери? Чем осложнены данные предложения? Почему автор использует инверсию?

Сделайте вывод о важности сохранения семейных связей.

2 группа. Найдите ключевые образы-символы. Как они помогают раскрыть многозначность слова «дом»? Из каких «деталей» складывается Дом Турбиных и какое синтаксическое средство помогает это выявить?

Сделайте вывод о Доме как важнейшей ценности бытия.

3 группа. Какие средства художественной выразительности использует автор для описания образа Дома и образов главных героев романа? Какие они – герои романа? Что их мучает и что является для них главным в жизни? По каким заветам живут? Что связывает героев романа «Белая гвардия» с героями «Капитанской дочки?»

Сделайте вывод о роли родительского наказа в формировании нравственных качеств личности.

Делит учащихся на 3 группы. Каждой группе даёт карточки с заданиями

и рекомендации по выполнению работы.

Акцентирует внимание на проблемных вопросах.

Работают в группах. Осмысливают задание, продумывают этапы работы над текстом. Находят необходимую информацию в 1 главе, согласуют работу внутри малой группы, готовят защиту своего выступления. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Все остальные участники групп дополняют, высказывают свои мнения.

Оформляют свои выступления письменно в виде эссе (5-8 предложений).

VI.Обобщение – 2 мин.

Слово учителя:  Итак, уже в 1 главе мы увидели, как Булгаков,  используя разнообразную лексику, синтаксис, выразительные средства языка, эмоционально воздействующие на читателя, раскрывает роль Дома, семьи, семейных ценностей в жизни человека, знакомит читателей с главными героями.

Делает вывод по уроку

Осознают  неразрывную связь литературы и русского языка

VII.Рефлексия – 5 мин.

Приём «Синквейн» (Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме).

Итоги урока – выставление оценок.

Предлагает написать пятистишие по ключевому понятию «дом».

Оценивает деятельность на уроке

Осмысливают и дают оценку результатам деятельности на уроке

VIII. Домашнее задание – 2 мин.

1.Подумать, какие проблемы подняты в 1 главе романа.

2.Написать сочинение в формате ЕГЭ о проблеме Дома, используя текст 1 главы в качестве комментариев.

Комментирует домашнее задание, помогает подобрать аргументы по проблеме

Слушают пояснения учителя, настраиваются на самостоятельный поиск нужной информации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (русский язык и литература) "Истинный петербуржец... Кто он?"

Урок мжно использовать для подготовки к ЕГЭ и ГИА (написание сочинения)...

Наш живой русский язык (по басням И.А. Крылова). Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе.

Цели: показать на примере басен И.А. Крылова, что русский литературный язык - явление живое; продолжить формированиенавыков исследовательской работы учащихся; развивать навыки работы со словарями; вос...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)

Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...

Интегрированный урок русского языка и литературы в 9-м классе: "Повторение синтаксиса сложного предложения" (на примере повести И.С. Тургенева "Первая любовь» Степанова Светлана Викторовна, учитель русского языка и литературы

1).На материале повести И.С. Тургенева “Первая любовь” систематизировать, обобщить и закрепить знания о синтаксисе сложного предложения; помочь учащимся разобраться в нравственных проблема...

Тема урока: «Бессоюзные сложные предложения, 9 класс (интегрированный урок русского языка и литературы)»

Интегрированный урок – особый урок, для проведения которого привлекаются знания, умения и результаты анализа материала из других наук, учебных предметов. Опора на межпредметные связи уроков лите...