Главные вкладки

    Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"
    план-конспект урока (литература, 11 класс) по теме

    Сотуленко Татьяна Ильинична

    Урок 11 класс "Концепция личности в рассказе В.М.Шукшина"

    Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»

    Дидактическая цель: создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.

    Целеполагание:  создать условия на уроке, чтобы каждый ученик смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.

    Цели по содержанию:

    Образовательные: понять особенности представления писателя В.М.Шукшина о человеке, его характере, суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности, совершенствовать навыки и умения интерпретации текста.

    Развивающие:  формирование информационной культуры, развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт, формирование и  развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

    Воспитательные: способствовать  процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими.

    Оборудование:  иллюстрации, слайды с портретами писателя, телевизор, компьютер с выходом в Интернет, видеофрагмент, тексты рассказов, словари.

    Технологии: проектная, ИКТ.

    Вид урока:  мини-проект.

    Тип урока: комбинированный.

    Планируемый продукт:  учащиеся самостоятельно и под руководством учителя работают в группах и создают проект в виде таблицы-анализа рассказа В.М.Шукшина.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока в 11 классе

    «Концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»

    Сотуленко Татьяна Ильинична, учитель русского языка и литературы

    Дидактическая цель:

     создание педагогических условий, обеспечивающих эффективное развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций.

    Целеполагание:

     создать условия на уроке, чтобы каждый ученик смог ответить на поставленные вопросы или наметить пути их решения.

    Цели по содержанию:

    Образовательные: 

    понять особенности представления писателя В.М.Шукшина о человеке, его характере, суметь увидеть мастерство художника в изображении концепции личности, совершенствовать навыки и умения интерпретации текста.

    Развивающие:

     формирование информационной культуры, развитие умений логически мыслить, структурировать материал, обобщать собственный опыт,

     формирование и  развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.

    Воспитательные: 

    способствовать  процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение, формирование коммуникативной компетенции в общении со сверстниками и старшими.

    Оборудование:

     иллюстрации, слайды с портретами писателя, телевизор, компьютер с выходом в Интернет, видеофрагмент, тексты рассказов, словари.

    Технологии: проектная, ИКТ.

    Вид урока:  мини-проект.

    Тип урока: комбинированный.

    Планируемый продукт:

     учащиеся самостоятельно и под руководством учителя работают в группах и создают проект в виде таблицы-анализа рассказа В.М.Шукшина.

    Эпиграф урока: «Не особенные люди, а особенное в людях»

    Ход урока

    1. Вступительное слово учителя

     Показ слайдов (приложение№1)

    В.М.Шукшин. Он жил, как все мы живем, видел и слышал то же самое, что видим и слышим мы. Но там, где мы равнодушно скользим глазами, слушаем вполуха, скучаем,- именно там писатель видел и слышал и интересное, и особенное, и значительное, и умное, и веселое, и печальное.

    За свою короткую жизнь Шукшин написал 2 романа, несколько повестей и множество рассказов, благодаря которым он и стал известным писателем. В этих рассказах изображены внешне вполне заурядные люди, живущие в разных деревнях или в маленьких провинциальных городках России в 60-70 годы 20 века.

    Словарная работа. Что в литературоведении принято называть рассказом? (Малая форма эпической прозы. В нем описывается интересный эпизод из жизни героя, но нет, как в романе, всесторонней картины жизненного уклада этого самого героя, нет сложного и завершенного действия. )

    Слово учителя. Рассказы Шукшина перерастают рамки «малой эпической прозы», т.к. автор ставит перед собой очень серьезные художественные задачи. Он считал : надо писать рассказы – судьбы, рассказы – исповеди, рассказы – характеры. Иными словами, Шукшин стремился расширить жанровые рамки рассказа, вместить в эти рамки содержание, предназначенное, скорее, для романа или повести. С шукшинскими героями ничего необычного не происходит, но в их жизни и характерах автор находит серьезное содержание, глубокий общечеловеческий смысл. Его интересуют не внешние события, а «история души» человека. Сегодня мы на 2-х уроках обратимся к двум рассказам Шукшина.

    2.Запись учащимися темы и эпиграфа урока. Формулирование учащимися целей урока.

    Слово учителя. Шукшин- замечательный рассказчик, который сумел увидеть необыкновенное в обыкновенных деревенских людях. В рассказах писателя поднимается актуальные для сегодняшнего дня проблемы духовности, нравственности. Они помогаю в осмыслении себя как личности, в осмыслении назначении своей жизни. Это произведения о красоте души русского человека, о людях творческих, мечтательных, неповторимых, порой иногда не замечаемых большинству. Давайте разберемся, легко ли тем, кто несет в мир красоту, доброту, любовь? Поможет нам в этом рассказ В.М. Шукшина «Мастер». (Творческие группы  работают в рабочих листах, отвечая на вопросы учителя и формулируя свои собственные, и составляют таблицу- анализ рассказа. Приложение 3)

    Анализ рассказа «Мастер».

    Задания.

    1. Филологическая разминка
    1. Что такое нравственность?
    1. Кого мы называем мастером?
    2. Подберите синонимы к слову мастер.
    3. Каким может быть мастер? Подберите эпитеты к слову.

          2.   Мозговая атака

    1. К какому типу рассказа, по классификации Шукшина, вы отнесли бы это произведение?
    2. Какова тема рассказа?
    3. Над какими вечными вопросами размышляет автор?
    4. Какой основной вопрос на уроке?

    Этап деконструкции текста

          3.   Сравнительный анализ двух эпизодов. Работа со словом, чтение эпизодов.

    1. Найти в начале текста слова, характеризующие Семку Рыся (1 группа).
    2. Найти слова, словосочетания, предложения, которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на церковь (2 группа).
    3. Что же поразило Семку в Талицкой церкви? Какой прием использует Шукшин, чтобы подчеркнуть особенность этой церкви? Почему? (Сравнивает с другой церковью в Чебровке; сравнение подчеркивает самобытность Талицкой церкви, ее человечность, задушевность.)

    1. Показ видеофрагмента «Храм Покрова на Нерли». (Приложение 2)

    Задание. Посмотрите фрагмент фильма, ответьте на вопросы:

    1. В чем сила и притягательность храма? Какие ассоциации возникают у вас? (Поэма тихой грусти и созерцания, храм-парус, уносящийся вдаль, лучистая  безмолвная звезда, поэма из камня, сказочное видение, свеча чистой веры)
    1. Вопрос-проблема: Что же произошло, что так изменило Семку? (В ходе дельнейшего обсуждения обязательно обращаем внимание на следующее: изменился ли Семка или он и был таким, только этого никто не замечал, не хотел замечать за внешним Семкиным «разгильдяйством»)

    Этап реконструкции текста.

    1. Основной вопрос для 1 группы:

    «Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь?»

    Задания:

    1. Пересказ-характеристика, пересказ-сравнение Семки Рыся.Чтение эпизодов
    1. Основной вопрос для 2 группы:

    «Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов?»

    Задания:

    1. Проанализировать эпизоды-встречи Семки с «влиятельными людьми».  

    Для чего автор включил диалоги в рассказ?

    1. Основной вопрос-проблема урока: Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви? (Групповая дискуссия) Анализ эпизода
    2. Творческое задание (дом. задание) индивидуальное: понимание образа посредством живописи. (Приложение 4)

    Задание:

    1. Нарисовать иллюстрации к книге, объяснить свой выбор.

    Учащиеся представляют результаты работы, объясняют свой выбор, делают вывод о позиции автора, основной мысли произведения.

         

    Обобщающие вопросы: Почему рассказ называется «Мастер»? Кто этот мастер? Что есть истинная красота, мастерство? Какую роль играет творчество в жизни человека?  Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?

    Творческое задание: Какие эпиграфы вы подобрали бы к уроку? (дом. задание)

    1. Красота спасет мир (Ф.М. Достоевский)
    2. Два мира есть у человека:

    Один, который нас творил,

    Другой, который мы от века

                Творим по мере наших сил. (Н.А. Заболоцкий)

    1. ... что есть красота и почему ее обожествляют люди?

    Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде? (Н.А. Заболоцкий)

    Итог. Слово учителя. «Не особенные люди, а особенное в людях» - это не игра словами, ибо Шукшина действительно интересуют люди, которые стремятся вырваться из обыденности. Они ищут смысл жизни, хотят понять, что есть истинная красота, мастерство, творчество, душа человеческая.

    Шукшин записал в рабочей тетради: «Самые великие слова в русской поэзии: «восстань, пророк, и виждь, и внемли… Глаголом жги сердца людей!» Не в этом ли он видел свою духовную миссию? И слышим мы чуть усталый, глуховатый голос В. Шукшина: «Нам бы про душу не забыть».

    5.   Рефлексия. Задание. Написать в таблице только одно предложение – впечатление, вывод, пожелание и т. д.



    Предварительный просмотр:

    Приложение (таблица) 3

    Анализ рассказа В.М. Шукшина «Мастер»

    Словарь

    Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

    Жанр

    Рассказ-характер.

    Тема

    Предметом изображения в рассказе является столяр Семка Рысь, которого привлекает заброшенная Талицкая церковь. В центре внимания автора – трагедия души Мастера, его мироощущение.

    Цель

    Понять и осмыслить концепцию личности в рассказе В. М. Шукшина «Мастер».

    Проблемы

    В рассказе Шукшин в предельно сжатой форме размышляет над вечными вопросами:

    1. Что есть истинная красота, Мастерство;
    2. Какую роль играет творчество в жизни человека;
    3. В чем смысл жизни;
    4. Проблема совести и правды.

    Основной вопрос

    Почему Семка Рысь отвернулся от Талицкой церкви? (Ответ заполняется в конце урока)

    Информация о герое в начале текста.

    Слова в начале текста, характеризующие Семку Рыся: «забулдыга», «лается», «носатый», «орет», «лягаюсь», «заглох», «остолбенела», «поорать», «позубоскалить», «нашкодить».

    Авторская позиция

    Первая характеристика Семки дается отдельными словами, лексика просторечная, сниженный стиль повествования. Выражения авторской позиции – ирония, симпатия. Шукшин акцентирует внимание на самом важном в его облике: «красивые руки», «непревзойденный столяр».

    Вывод. Семке в деревне не оказывают должного уважения, потому что все полученные за счет мастерства «левые деньги» он пропивает, а не обогащается. Душа же Семки ищет красоты и добра. (Чтение отрывка из текста).

    Информация о герое (второй эпизод)

    Слова, словосочетания, предложения,  которые показывают нам главного героя в тот момент, когда он смотрит на Талицкую и Чебровскую церковь (чтение отрывка):

    -О чем думал тот неведомый мастер, оставляя после себя светлую каменную сказку?

    -Бога ли величил? Себя ли хотел показать?

    -Обеспокоенный красотой и тайной..

    Авторская позиция

    Вторая характеристика рисует нам как будто другого героя. Слова-характеристики «вырвать» из текста невозможно. Стиль возвышенный, интонация взволнованная. Автор сопереживает, сочувствует герою.

    Вывод. Не вдруг, не сразу, а постепенно, ведя от интереса и удивления к просветленному чувству, завораживает Талицкая церковь душу героя той подлинной красотой, неброской, одухотворенной, над которой не властно время. Это удивление, переживаемое героем, сродни тому ощущению праздника – раскрепощения и всплеск души, - необходимость которого так остро осознавалось Шукшиным.

    Показ видеофрагмента (приложение 2).

    Какую церковь напоминает Талицкая?

    Синонимы: удивительное здание, женственное, изящное, какое-то просветленное, овеянное лирической задумчивостью, благородное, целомудренное, отраженное в воде, окруженное зеленью, безупречное в пропорциях.


    Ассоциации: поэма тихой грусти и созерцания; храм-парус, уносящий вдаль, лучистая безмолвная звезда, поэма из камня, сказочное видение, свеча чистой веры.

    Пересказ-характеристика

    Чем вызвано желание Семки отремонтировать церковь?

    Талицкая церковь, ее гибнущая красота, ее тайна потрясли душу Семки. Ему показалось, что он проник в замысел мастера, оставшийся неосуществленным. Он как бы слился душой с неизвестным зодчим и захотел доделать задуманное им. Ведь он Мастер.

    Анализ эпизодов-встреч Семки с «влиятельными людьми». 

    Как раскрывается образ Семки через систему персонажей и эпизодов?

    Шукшин включает диалоги, чтобы передать мироощущение героев. Вначале жизнь Семки обрела смысл – своим творчеством возродить красоту. Он идет к священнику, писателю, представителю власти и просит у них поддержки, но не получает, так как для них она ценности не представляет. Мы чувствуем в словах «Красота-то какая! Людей бы радовала!» боль и героя, и автора.

    Основной вопрос-проблема

    Почему Семка отворачивается от Талицкой церкви?

    Семка отворачивается от церкви, ибо чувствовал вину перед этой хрупкой красотой, которую не смог спасти, и неведомым мастером, сотворившим чудо.

    Особенности названия

    Название рассказа говорит о единстве, слиянии душ Семки и безвестного мастера, подчеркивает обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке. Мастер – это и Семка Рысь, и неизвестный создатель Талицкой церкви.

    Авторская оценка героев

    Через описание внешности героев, отдельные детали. В рассказе «Мастер» скупые и выразительные портретные детали помогают представить Семку: «Длинный, худой, носатый – совсем не богатырь на вид. Но вот Семка снимает рубаху, остается в одной майке, выгоревшей на солнце… И тогда-то, когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Семки. Она – в руках. Руки у Семки не комкастые, не бугристые, они – ровные от плеча до лапы, словно литые. Красивые руки. Топорик в них игрушечный»

    Через поступки и действия.

    Через речь персонажей. В диалоге герои пытаются найти понимание друг у друга, хотя им порой бывает очень трудно выразить себя. Разговаривают Семка Рысь и Игорь Александрович. Они как будто говорят на разных языках, потому что ценят разные вещи. Для Семки важна прежде всего естественная красота. А для Игоря Александровича важно, копия это или подлинник, представляет церковь историческую ценность или нет. Поэтому он и говорит, что «обманулся».

    Язык шукшинских героев изобилует просторечными выражениями. Герои говорят так, как в жизни говорят простые деревенские люди. Авторская речь незаметно перетекает во внутренний монолог героев, а диалоги создают мир будничной деревенской жизни. Достоверность создается и с помощью деревенской речи, просторечий, диалектных слов, фразеологизмов.

    Обобщающий вопрос

    Какова концепция личности в рассказе В.М. Шукшина «Мастер»?

     Писателя привлекает обычная жизненная ситуация, в которой он ищет и находит поэзию и красоту.  Его герой внешне зауряден, грубоват, но в глубине души он чуток, способен к сложной рефлексии (размышлению). Он самостоятелен в своих чувствах и действиях, поэтому совершает непонятные для окружающих «чудные поступки» Он мечтает о чуде-чуде познания, открытия ,понимания смысла жизни. Писателя привлекает в этом герое то, что в нем нет корысти, расчета, а есть идеальный порыв, стремление к красоте, творчеству, желание обрести гармонию в своей душе и с окружающим миром. Герой рассказа Семка Рысь понимает, что главное в жизни не деньги, не вещи, не карьера, а любовь, красота, доброта, справедливость.

    Впечатление, вывод, пожелание.


    1. Захотелось прочесть рассказы В.М. Шукшина
    2. Задумалась о хрупкости красоты, беззащитности человека перед равнодушием
    3. Почувствовала желание сделать что-то хорошее
    4. Задумалась о значении слова Мастер – это созидательное начало в человеке
    5. Остановиться и вглядеться в мир…
    6. Человек - тоже тайна
    7. Прошлое и настоящее связывают единые нравственные ценности и понимание прекрасного, поэтому искусство вечно…


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Срезал ли?" (встречая героя рассказа В.М. Шукшина "Срезал") 6класс

    Урок литературы 6 классТема: «Срезал ли?» (встречая героя рассказа В.М. Шукшина «Срезал»)Цель: создание мотивационной среды для дальнейшего изучения рассказа и других произведений писателя.Задачи:Учит...

    Проект урока литературы Тема: «Эмоционально – образный анализ рассказа В.М.Шукшина «Дядя Ермолай»

    Цель: формирование эмоционально-образного восприятия рассказа В.М.Шукшина...

    Организация урока литературы в рамках системно-деятельностного подхода: урок по теме "Эмоциоанально-образный анализ рассказа В.М.Шукшина "Дядя Ермолай"(с применением интернет-ресурсов)

    Урок разработан с использованием системно-деятельностного подхода: определена деятельность ученика (учащиеся организованы в группы) и учителя на уроке, мотивация к целеполаганию, цели и задачи, рефлек...

    Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".

    Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...

    В.М. Шукшин . Личность писателя. Рассказ " Срезал ".

    Конспект урока знакомит учащихся с многогранной личностью В.Шукшина , раскрывает  своеобразие его писательской манеры  с опорой на  статью        " Как я понимаю рас...

    Открытый урок. Литература. 11 класс. Урок - читательская конференция по рассказам В.М. Шукшина.

    Активизируя познавательную деятельность учащихся, создаю на уроке чувство новизны, удивления, которое должно стать источником желания самостоятельно работать, решать поставленную задачу. В своей работ...