«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

      На этом уроке мы будем говорить о творчестве  И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он создал особый мир иронии и сарказма,  где действующие лица – в основном животные, где отражена мудрость народа и его философия, создал мир,  который не оценит и не поймет только ленивый душой и умом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 8 классе.

«Суровой истины лицо»( по басне И.А.Крылова «Волк на псарне»).

Цели урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», показать мастерство Крылова-баснописца в изображении исторической основы басни.

Задачи:

Образовательные. 

  1. Продолжать знакомство с биографией И.А. Крылова.
  2. Расширить знания о жанре басни.
  3. Знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой.
  4. Обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова.

Развивающие. 

  1. Совершенствовать умение анализировать текст лирического произведения.
  2. Определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним.
  3. Развивать творческие способности.

Воспитательные.

  1. Подвести учащихся к более глубокому осмыслению понятия «мудрость».
  2. Воспитывать внимание и уважение к чувствам другого.
  3. Прививать любовь к художественному слову.

Технологии:

- Преподавание литературы, как предмета, формирующего личность.

- Проблемное обучение.

- Творческая мастерская.

Эпиграф: «Его басни переживут века» (К.Н.Батюшков).

     Сегодня на уроке мы будем говорить о творчестве  И.А.Крылова- поэта и баснописца. «Люблю, где случай есть, пороки пощипать»,- говорил он о себе. В своих баснях он создал особый мир иронии и сарказма,  где действующие лица – в основном животные, где отражена мудрость народа и его философия, создал мир,  который не оценит и не поймет только ленивый душой и умом.

     Вы уже обращались к творчеству И.А.Крылова в 5 классе, где знакомились с жанром басни и некоторыми терминами.

- Какими?

- Иносказание – художественный  прием, непрямое, скрытое  изображение  предметов, явлений, людей.

- Аллегория - вид иносказания, отвлеченная идея или понятие, воплощенное в конкретном образе. (Лев-сила, власть, царственность…) Басня о детеныше льва.

- Мораль - философский вывод из басни, поучение.

Это все были признаки басни, а что же такое жанр басни?

Басня - краткий стихотворный нравоучительный рассказ. В.А.Жуковский  говорил, что «басня – это чистое зеркало, в котором отражается мир человеческий».  

Давайте посмотрим, насколько вы помните басни И.А.Крылова.

- «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок» («Ворона и лисица»).

- «Он порча, он чума, он язва здешних мест» (« Кот и повар»).

- «Ты все пела – это дело, так пойди же попляши» («Стрекоза и муравей»).

-« А воз и ныне там» («Лебедь, рак и щука»).

- «Избави бог нас от таких судей» («Осел и соловей»).

О каком герое из басни идет речь?

- «Лето красное пропела» . Стрекоза.

-« От радости в зобу дыханье сперло». Ворона.

- «Слушает да ест». Кот Васька.

- «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Волк.

- «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?». Обезьяна.

Помогите герою басни найти свою пару:

-Свинья-Дуб

- Моська-Слон

- Ворона-Лисица

- Повар –Кот

Фока-Демьян

- А кто стоял у истоков этого жанра? (Древнегреческий философ Эзоп, который был рабом, но рабом по положению, а не по сути.) История о языке…

Притча из "Книги о Ксанфе – философе и Эзопе, его рабе, или похождение Эзопа".

—    Эзоп,— сказал однажды Ксанф,— сегодня у меня обедают мои друзья, поэтому приготовь нам самое лучшее, самое прекрасное, что существует на этом свете!

«Добро,— подумал Эзоп,— пусть будет так» — и отправился в мясную лавку, где купил дюжину свиных языков. Придя домой, он часть языков приготовил жареными, часть — вареными, часть — в холодном виде с приправами.

И вот пришли гости. По приказу хозяина Эзоп подал жареные языки, которые сразу же были съедены. Считая, что это лишь закуска к основному блюду, Ксанф потребовал принести следующее, и Эзоп проворно поднес каждому по вареному языку под соусом.

—    Когда ты наконец попотчуешь нас самым прекрасным, что только может быть? — не выдержал Ксанф.

К всеобщему удивлению, снова появились языки, правда, охлажденные и с кореньями.

- И вот это, подаваемое тобою всякий раз одно и то же, ты считаешь самым лучшим? — вскричал разгневанный Ксанф.

Конечно,— ответил Эзоп,— как и было приказано: «самое лучшее, самое прекрасное на свете». Именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь полезного в этом мире, ни скажешь, ни прикажешь, ни дашь, ни возьмешь, ни купишь и ни продашь; государство и законы, поддерживающие в нем порядок,— все существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
И пришлось всем согласиться с ним.

На следующий день во имя спасения репутации Ксанф вновь пригласил всех на обед, а перед этим вызвал Эзопа, которому приказал:

—    На сей раз купи на рынке самое плохое, что только можно придумать!

Говоря так, он рассчитывал, что уж сейчас рабу не удастся его провести. Эзоп отправился прямехонько в мясную лавку и опять накупил языков. Едва только гости устроились за столом, как их взору предстали жареные языки.

Все то же?! — закричали раздосадованные гости, а Ксанф   остолбенел.   Наконец,   придя   в   себя,   он   произнес:
Что же далее?

Эзоп появился с вареными языками.

—    Ах, злодей! Да он хочет, видно, сжить нас со свету своими языками! — повскакивали со своих мест гости.— Да и ты, Ксанф,    хорош:    позволяешь    рабу    такие    издевательства!

Третье появление Эзопа с холодными языками вызвало неописуемый гнев.

Так, значит, самое прекрасное — язык, как ты, негодяй, вчера уверял, сегодня оказалось самым плохим? — злорад¬но воскликнул Ксанф.

Совершенно верно, хозяин,— безмятежно отвечал Эзоп,— все  соответствует  твоему  сегодняшнему  распоряжению. Что может быть хуже языка? Ведь это он начинает раздоры, сеет обман, зависть и оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей.

Вот и сейчас, Ксанф, ты и твои гости поносите меня почем зря с помощью все того же языка!

- Какое человеческое качество раба проявляется в этом эпизоде? – Мудрость.

- А какими еще качествами, на ваш взгляд, должен обладать баснописец?

(Умом, мудростью, смелостью…)

-А как вы думаете, почему чаще бедные люди становятся мудрецами?

      Итак, мы пришли к заключению, что баснописец -  мудрый человек. А сейчас, работая в группах, попробуем продолжить фразы о мудрецах. Таким образом мы ответим на вопрос -  какими качествами обладают мудрецы.

Задание по карточкам в группах. (Продолжить предложенные высказывания).        

- Тот истинный мудрец, кто говорит…(коротко и ясно).

- Неразумные люди спорят с другими, а мудрые…(с самими собой).

- Чудаки провозглашают свои поступки, а мудрецы… (их обдумывают).

    - Теперь мы знаем, кто такие мудрецы. А обладает ли всеми качествами мудреца И.А.Крылов?

    - А сегодня мы поговорим о басне «Волк на псарне» из цикла басен об Отечественной войне 12 года.

    - Аудиозапись басни.

    - Как вы думаете, почему высмеивая человеческие пороки, Крылов обращается к конкретным историческим деятелям - Кутузову и Наполеону? (Он же гражданин своей страны -  душа Крылова болит за свою страну и ее народ.)

    -Каким образом сюжет басни связан с событиями войны 12 года?

   - Итак, две великие личности представлены в басне в аллегорической форме. Один – в качестве волка, другой – ловчий.

 - Объясните такой выбор автора.

 - Дайте определения волку(по тексту). «Забияка», «вор», «хитрец», «сер».

 - А ловчему? Почему только одно ? «Сед» - старый, немощный, переживший горе???

 - Подумайте, какое, на ваш взгляд, слово или сочетание слов, характеризующее внешность, может  заключать в себе глубокий смысл?

  -Какое чувство правит волком? Страх.

  -Какие выражения из этой басни стали крылатыми?

 ( «Волк ночью, думая залезть в овчарню, попал на псарню».

   «И что приходит, наконец, ему расчесться за овец…»

   «Ты сер, а я, приятель, сед».)

   - Где в этой басне мораль?

( «А потому обычай мой такой…»)

    - Говорят, что когда Крылов написал эту басню и отослал её в войска, Кутузов прочитал произведение перед солдатами, и во время заключительных строк сорвал с головы шапку, глаза его сверкали!

   - Итак, умейте смеяться, не бойтесь проявлять свои чувства. Помните, что смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица. Не теряйте чувство юмора. Юмор для человека, что аромат для розы. И главное – не бойтесь насмешки: насмешка – хорошее испытание для самолюбия!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Басня И.А. Крылова "Волк на псарне". Конкурс "Недаром помнит вся Россия"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА  К  БУКЛЕТУ         Буклет «Басня И.А. Крылова «Волк на псарне» представляет собой наглядное пособие  для уроко...

Игра по басне И.А.Крылова "Волк на псарне"

В игровой форме дети учатся бережному отношению к русскому языку,  языку великого баснописца....

Историческая басня И.А.Крылова «Волк на псарне".

В презентации дан материал об истории создания басни. В форме беседы с учащимися выясняется идейное содержание произведения....

Урок по литературе 5 класс "Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Урок направлен на формирование ответственного отношения к учёбе; формирование коммуникативной компетентности; воспитание потребности у учащихся совершенствовать свои речевые умения; выделение изобрази...

Презентация к уроку литературы "Отражение исторических событий 1812 года в басне И. А. Крылова "Волк на псарне" 5 класс

Заключительный урок в 5 классе побасням И. А. Крылова. Включает в себя викторину по изученным ранее басням...

Басня И.А. Крылова "Волк на псарне"

Презентация урока в 5 классе....

Урок чтения в 8 классе на тему: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне».

УРОК ЧТЕНИЯ в  8 классе ТЕМА: «Басни И.А. Крылова. Волк на псарне». Цели:  Познакомить учащихся с басней И.А. Крылова.Совершенствовать навык выразительного чтения. Совершенствовать...