Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.
Материал включает план урока, приложение, презентацию, видео к презентации. Поскольку видео слишком большое, прилагаю ссылку на файлообменник: http://files.mail.ru/D45C30F5189B4A719C903733A58EE379
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.53 КБ |
![]() | 13.84 КБ |
![]() | 264.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения
Тема: «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)
Автор: Завьялова О.А., учитель русского языка и литературы
Цели:
Образовательные: расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина; систематизация знаний по сборнику «Повести Белкина», изучение явления «игры» в литературном произведении.
Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.
Воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся,
Задачи: дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика; пробудить интерес к художественной литературе; научить давать характеристику героя литературного произведения.
Оборудование: Сборник повестей А.С.Пушкина, мультимедийная презентация, фрагменты кинофильма «Барышня-крестьянка».
Ход урока
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | ЭОР, раздаточный материал |
Организационный момент | Приветствие. Оглашение и запись темы урока | Приветствие. Запись темы урока | Слайд 1 |
Актуализация имеющихся знаний | Сегодня мы говорим о повести «Барышня-крестьянка». Напомните мне, в какой сборник вошла эта повесть. Чем повесть отличается, например, от романа? Сборник повестей сначала получил отрицательные отзывы. «Слишком просто». Впоследствии это мнение изменилось (слайд 2) Вспомните, почему о Пушкине часто говорят на уроках не только литературы, но и русского языка. Помимо языка произведений Пушкина, сегодня на уроке мы обратим внимание на несколько литературоведческих терминов (слайд 3). В начале урока мы уже повторили один из терминов - «повесть». | «Повести Белкина». Перечисляют вошедшие в это сборник произведения. Повести небольшие по объему. Он первым начал писать на современном русском языке. | Слайд 2 Слайд 3 |
Работа с текстом. Анализ прочитанного | Откройте, пожалуйста текст. Кто же, по словам Пушкина, рассказал историю о барышне покойному И.П.Белкину? Какие ещё истории принадлежат этому рассказчику? Можем ли мы, исходя из этого, предположить содержание и характер повести? Прочитайте эпиграф (что такое эпиграф?). К какому герою относятся эти слова? Перечислите главных героев повести. Слайд 4 Завязка повести. Какую известную историю напоминает такое начало? («Ромео и Джульетта») В каком из произведений Пушкина мы уже встречали этот мотив? («Дубровский») А какое настроение передается в «Барышне-крестьянке»? (Весёлое). Кто главные герои повести? Лиза и Алексей. Подчеркните слова, которые выражают отношение автора к героям. Как он относится к ним? (Иронически) Какие слова помогают нам понять это? Развитие отношений между героями. Первая встреча героев. Кем представляются герои? Как это видно в тексте? Речь героев. (разговорная лексика). Но как при этом герои проявляют себя во время встреч? Какую ещё маску надевает Лиза? (сцена в доме Муромских). Слайд 6. Но что всегда происходит с тайной? Что грозит человеку, который слишком «заигрался»? Слайд 7 Кто может быть примером такой жизни? (Муромский). Чем заканчивается повесть? Можем ли мы по финалу сказать, как автор относится к героям? Почему они получили награду? Что хотел этим сказать Пушкин. | Ответы на вопросы. Повесть рассказала некая девица. Она же поведала Белкину историю, ставшую сюжетом повести «Метель» Женщины любят рассказывать о любви. Выразительное чтение учащимися фрагментов текста о Муромском и Берестове. Беседа по вопросам. Чтение описания героев. Работа с текстом. Ответы на вопросы Выразительное чтение фрагментов текста (встречи Лизы и Алексея) Беседа по вопросам. Пересказ финала. | Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6 Слайд 7 |
Объяснение домашнего задания | Подготовить устный рассказ (характеристику) об одном из героев повести. | Запись домашнего задания | СЛАЙД5 +Приложение1 |
Подведение итогов урока | Выставление оценок за работу на уроке. В этом году наше знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Для себя отметьте, что «Повести Белкина» были для Пушкина удачным экспериментом с прозой. Они несут в себе все особенности повести как жанра: эпиграф, интрига, неожиданный финал. Поэтому и сегодня эти произведения интересно читать. В следующем году мы прочитаем еще несколько повестей из этого сборника. |
Литература:
- Белый А. А. «„Повести Белкина“: перипетии совести». Московский пушкинист. Т. XII, М. ИМЛИ РАН. 2009. С. 316.
- В. Э. Вацуро «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // В. Э. Вацуро. Записки комментатора. СПб., 1994.
- Вас. В. Гиппиус. Повести Белкина (1937) // В. В. Гиппиус. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966.
- Т. А. Китанина. Еще раз о «старой канве». (Некоторые сюжеты «Повестей Белкина») // Пушкин и мировая культура. СПб.; Симферополь, 2003.
Предварительный просмотр:
План характеристики героя литературного произведения
- Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
- Общественное и семейное положение; обстановка.
- Манера держаться, внешность, особенности костюма
- Речь героя
- Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
- Жизненная позиция, основные интересы
- Чувства героя, внутренняя жизнь
- Отношения других героев к нему
- Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
План характеристики героя литературного произведения
- Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
- Общественное и семейное положение; обстановка.
- Манера держаться, внешность, особенности костюма
- Речь героя
- Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
- Жизненная позиция, основные интересы
- Чувства героя, внутренняя жизнь
- Отношения других героев к нему
- Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
План характеристики героя литературного произведения
- Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
- Общественное и семейное положение; обстановка.
- Манера держаться, внешность, особенности костюма
- Речь героя
- Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
- Жизненная позиция, основные интересы
- Чувства героя, внутренняя жизнь
- Отношения других героев к нему
- Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
План характеристики героя литературного произведения
- Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
- Общественное и семейное положение; обстановка.
- Манера держаться, внешность, особенности костюма
- Речь героя
- Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
- Жизненная позиция, основные интересы
- Чувства героя, внутренняя жизнь
- Отношения других героев к нему
- Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.
В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-99940-1353236783.jpg)
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-33125-1353080858.jpg)
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...
Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских
Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245593-1366396005.jpg)
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245593-1366396005.jpg)
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...
Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.
Данная разработка урока литературы в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни" поможет учащимся разобраться в сложных философских вопрос...