Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме

Завьялова Ольга Анатольевна

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.

Материал включает план урока, приложение, презентацию, видео к презентации. Поскольку видео слишком большое, прилагаю ссылку на файлообменник: http://files.mail.ru/D45C30F5189B4A719C903733A58EE379

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.odt25.53 КБ
Файл prilozhenie1.odt13.84 КБ
Файл baryshnya-kr.prezentaciya.odp264.63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения

Тема: «Что за прелесть эти уездные барышни!» (по повести А. С. Пушкина «Барышня-крестьянка»)

Автор: Завьялова О.А., учитель русского языка и литературы

Цели:

        Образовательные: расширение знаний учащихся о творчестве А.С.Пушкина; систематизация знаний по сборнику «Повести Белкина», изучение явления «игры» в литературном произведении.

        Развивающие: совершенствовать навыки выразительного чтения, анализа художественного произведения; развитие умения обобщать полученные знания, проводить аналогии.

        Воспитательные: развитие эстетического вкуса учащихся,

Задачи: дать представление о мастерстве Пушкина как прозаика; пробудить интерес к художественной литературе; научить давать характеристику героя литературного произведения.

Оборудование: Сборник повестей А.С.Пушкина, мультимедийная презентация, фрагменты кинофильма «Барышня-крестьянка».

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия ученика

ЭОР, раздаточный материал

Организационный момент

Приветствие. Оглашение и запись темы урока

Приветствие. Запись темы урока

Слайд 1

Актуализация имеющихся знаний

Сегодня мы говорим о повести «Барышня-крестьянка». Напомните мне, в какой сборник вошла эта повесть. Чем повесть отличается, например, от романа?

Сборник повестей сначала получил отрицательные отзывы. «Слишком просто». Впоследствии это мнение изменилось (слайд 2) Вспомните, почему о Пушкине часто говорят на уроках не только литературы, но и русского языка.

Помимо языка произведений Пушкина, сегодня на уроке мы обратим внимание на  несколько литературоведческих терминов (слайд 3). В начале урока мы уже повторили один из терминов - «повесть».

«Повести Белкина». Перечисляют вошедшие в это сборник произведения. Повести небольшие по объему.

Он первым начал писать на современном русском языке.

Слайд 2

Слайд 3

Работа с текстом.

Анализ прочитанного

Откройте, пожалуйста текст. Кто же, по словам Пушкина, рассказал историю о барышне покойному И.П.Белкину? Какие ещё истории принадлежат этому рассказчику? Можем ли мы, исходя из этого, предположить содержание и характер повести?

Прочитайте эпиграф (что такое эпиграф?). К какому герою относятся эти слова?

Перечислите главных героев повести.

Слайд 4

Завязка повести. Какую известную историю напоминает такое начало? («Ромео и Джульетта») В каком из произведений Пушкина мы уже встречали этот мотив? («Дубровский») А какое настроение передается в «Барышне-крестьянке»? (Весёлое).

Кто главные герои повести? Лиза и Алексей.  Подчеркните слова, которые выражают отношение автора к героям. Как он относится к ним? (Иронически) Какие слова помогают нам понять это?

Развитие отношений между героями.  Первая встреча героев. Кем представляются герои? Как это видно в тексте? Речь героев. (разговорная лексика). Но как при этом герои проявляют себя во время встреч?

Какую ещё маску надевает Лиза? (сцена в доме Муромских). Слайд 6. Но что всегда происходит с тайной? Что грозит человеку, который слишком «заигрался»? Слайд 7 Кто может быть примером такой жизни? (Муромский).

 Чем заканчивается повесть? Можем ли мы по финалу сказать, как автор относится к героям? Почему они получили награду? Что хотел этим сказать Пушкин.

Ответы на вопросы.

Повесть рассказала некая девица. Она же поведала Белкину историю, ставшую сюжетом повести «Метель»

Женщины любят рассказывать о любви.

Выразительное чтение учащимися фрагментов текста о Муромском и Берестове.

Беседа по вопросам.

Чтение описания героев. Работа с текстом.

Ответы на вопросы

Выразительное чтение фрагментов текста (встречи Лизы и Алексея)

Беседа по вопросам.

Пересказ финала.

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Объяснение домашнего задания

Подготовить устный рассказ (характеристику) об одном из героев повести.

Запись домашнего задания

СЛАЙД5 +Приложение1

Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке.

В этом году наше знакомство с творчеством А. С. Пушкина. Для себя отметьте, что «Повести Белкина» были для Пушкина удачным экспериментом с прозой. Они несут в себе все особенности повести как жанра: эпиграф, интрига, неожиданный финал. Поэтому и сегодня эти произведения интересно читать. В следующем году мы прочитаем еще несколько повестей из этого сборника.

Литература:

  1. Белый А. А. «„Повести Белкина“: перипетии совести». Московский пушкинист. Т. XII, М. ИМЛИ РАН. 2009. С. 316.
  2. В. Э. Вацуро «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» // В. Э. Вацуро. Записки комментатора. СПб., 1994.
  3. Вас. В. Гиппиус. Повести Белкина (1937) // В. В. Гиппиус. От Пушкина до Блока. М.; Л., 1966.
  4. Т. А. Китанина. Еще раз о «старой канве». (Некоторые сюжеты «Повестей Белкина») // Пушкин и мировая культура. СПб.; Симферополь, 2003.


Предварительный просмотр:

План характеристики героя литературного произведения

  1. Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
  2. Общественное и семейное положение; обстановка.
  3. Манера держаться, внешность, особенности костюма
  4. Речь героя
  5. Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
  6. Жизненная позиция, основные интересы
  7. Чувства героя, внутренняя жизнь
  8. Отношения других героев к нему
  9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

План характеристики героя литературного произведения

  1. Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
  2. Общественное и семейное положение; обстановка.
  3. Манера держаться, внешность, особенности костюма
  4. Речь героя
  5. Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
  6. Жизненная позиция, основные интересы
  7. Чувства героя, внутренняя жизнь
  8. Отношения других героев к нему
  9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

План характеристики героя литературного произведения

  1. Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
  2. Общественное и семейное положение; обстановка.
  3. Манера держаться, внешность, особенности костюма
  4. Речь героя
  5. Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
  6. Жизненная позиция, основные интересы
  7. Чувства героя, внутренняя жизнь
  8. Отношения других героев к нему
  9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

План характеристики героя литературного произведения

  1. Место, занимаемое героем в лит.произведении (главный, персонаж второго плана, эпизодическая роль)
  2. Общественное и семейное положение; обстановка.
  3. Манера держаться, внешность, особенности костюма
  4. Речь героя
  5. Поступки, особенности поведения, влияние на окружающих
  6. Жизненная позиция, основные интересы
  7. Чувства героя, внутренняя жизнь
  8. Отношения других героев к нему
  9. Отношение автора к герою и значение героя в раскрытии идеи произведения.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских

Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...