План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_k_75-letiyu_rasputina.docx22.6 КБ

Предварительный просмотр:

К 75-летию со дня рождения В.Распутина

План-конспект урока

по фрагменту повести В.Распутина

«Прощание с Матёрой» в 8 классе

        

Кенетова Любовь Хадзимурзаевна ,

учитель высшей квалификационной категории,

заслуженный учитель КБР

Цель урока: воспитать у учащихся чувство любви к родному дому, определить нравственные аспекты поступков героев повести и отношении к ним учащихся, определить правовые нормы происходящего.

Оборудование к уроку:

1) стенд: «Мой дом - моя крепость»;

2) иллюстрации к повести «Прощание с Матерой»;

3) интерактивная доска, хроника событий, происходящих в Ленске  и в Якутске в мае 2001 года;

4)  портрет Валентина Распутина.

Запись на доске: Эпиграф:

                                            «Мать России целой-деревушка»...

                                                                                      Н.Рубцов

Ход урока: 1. Просмотр и прочувствование кадров хроники:

« Трагедия Ленска и Якутска».

(На экране дети видят наводнение и его последствия; погибший город, затопленные дома, измученных жителей, у которых вода похитила все, Интервью с очевидцами) 2-3 минуты

 II Беседа учителя с классом по вопросам:

1) Какое чувство испытываете Вы, когда смотрите эти кадры хроники?

(ужаса, незащищённости перед стихией; сострадания к старикам,

женщинам, детям - ко всем людям, оставшимся без крова)

2) Почему Вас охватывает такое беспокойство?

Примерные ответы учащихся (Мы видим, что люди потеряли то, что наживали всю жизнь. Они остались без родного города, где всё связано с их корнями. Они утратили связь со своим прошлым)

III Звучит песня « Родительский дом» в исполнении Л. Лещенко

IV Слово учащихся; Дорогие ребята, сегодня мы должны поговорить о самом святом- о нашем доме. О доме, где мы родились, выросли, где всё нам любо и мило. Дом- это главная опора человека в жизни. Так уже повелось, что, как справедливо замечено в народе, « дома и стены помогают» Разве можно усомниться в истинности народной мудрости. О чувстве любви к своему дому написано много стихов и песен. Но я бы хотела, чтобы сейчас прозвучали стихи, в которых мы найдём ответы на волнующие нас вопросы. Очень много о родном доме писал наш земляк, удивительный балкарский поэт Кайсын Кулиев.

Звучат стихи в исполнении учащихся.

Чтец «Птица летит к гнездовью»,

Целый день проведшая в трудах

Птица возвращается в бессилье

В то гнездо, где её родили.

Но и птиц одолевает страх,

Что родное дерево срубили.

Всякий раз с весенних дней поныне.

Птица возвращается, страшась,

Что гнезда того, где родилась,

Может статься, нет уже в помине,

В том гнезде бывало ей тепло,

Ей порою только там казалось,

Что её птенцов земное зло

Не коснётся, как бы ни старалось.

Хочет птица долететь скорей

К своему гнезду, и эта малость

Возвращает снова силы ей

В час, когда их больше не осталось.

Птица возвращается туда,

Где её гнездовье вековое,

И священ покой её гнезда

В мире том, где вовсе нет покоя,

Может, птица попадает в беду,

Ведь и птичий век не вечно длится,

И гнездо её не сохранится

В дальней роще или же саду.

Но другая птица народится,

И любовь к родному гнезду

Будет жить, покуда живы птицы.

Учитель: Ребята, обратите внимание на последние строки. В них заключается главная мысль стихотворения. Запишите эти строки в тетради( учащиеся записывают строки).

Учитель: Кайсын Кулиев в своих часто пишет о птице и об отчем доме. Птица- это символ свободы, а её гнездо- символ крепости. Поэт хочет, чтобы и мы с Вами прониклись этой (своей) святой любовью к своему дому. Вот ещё поэтические строки:

Чтец « Птица любит своё гнездо»

Птица любит своё гнездо

И стремится к нему, страшась,

Что срубили дерево, где

Возводила она свой дом,

Что жилище разорено!

Птица любит своё гнездо

И древесный зелёный приют,

Там тепло ей и хорошо.

Для неё там дом и покой.

Птица любит своё гнездо

Наслаждаясь полётом весь день,

Птица вечером мчится к гнезду,

Мчится к дереву своему,

И так рада, рада она,

Если целыми их застаёт.

И куда бы лететь ни пришлось,

Возвращаться птица сюда.

И боится она как и мы,

За свой дом, за своё гнездо,

За зелёного дерева сень.

Чтоб к нему не пришла беда,

Чтоб его не сожгла гроза,

Чтобы хищник в гнездо не проник...

Птица любит своё гнездо, Птица дерево любит своё.

Учитель: Есть у поэта стихи и о своём доме. Рождённый в горах, он воспевает родной Чегем. Об этом его стихотворение. Слушайте!

Чтец:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       В Чегем, там, под самым небом,

Стоит меж скал мой отчий дом.

Где б ни был я, - а где я не был? –

Всегда я думаю о нем,

И если я по доброй воле

Воспоминаньям изменю,

Как стебель в выгоревшем поле,

И я погибну на корню.

В том доме было все легко мне,

И ясный материнский взор,

Каким его с тех пор запомнил,

Таким я вижу до сих пор,

Тот дом наш старый в тишине

Я вспоминаю, и бывает,

Что чистоту былую мне

Воспоминанье возвращает.

Вот и теперь я вспомнил горы,

 Дорожку, что в наш дом вела,

Огонь в печи и хлеб, который

Когда-то мать моя пекла.

Учитель: Ребята, последние строки стихов Кайсына Кулиева точно говорят нам о том, за что мы любим свой дом. Это место, где мы защищены, где нас любят и ждут. Здесь всякий крепнет душой, отходит. Давайте теперь обратимся к фрагменту повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой», где автор остро ставит проблему отчего дома, которая очень важна для каждого из нас. Итак, переносимся в Восточную Сибирь, где текут полноводные реки, где люди живут своей жизнью, потому что большинстве из них никогда не мечтают оказаться на большой земле.

Ребята, сразу хочу сказать, что начало урока мною выбрано не случайно, мы видели трагедию людей, застигнутых стихией. А вот Валентин Распутин заставит нас ещё раз испытать подобные чувства потрясения. Но теперь уже человек сам сознательно разрушает дома, забирает у старух надежду на будущее. Мы столкнемся с фактом, мимо которого не может и должен пройти хороший человек. Прежде всего я хотела бы обратить Ваше внимание на имя его главной героини. Вы задумались, почему её так зовут?

Ученик: героиню В. Распутина зовут Дарьей. Я думаю, что это вовсе не случайно. Героиню Н.В. Некрасова «Мороз Красный нос» тоже зовут Дарьей. Рассказывая о её нелегкой судьбе, поэт приходит к обобщению, что у русской женщины сильный характер. Она не боится никаких трудностей, она все осилит. Но лучше сказать о русской женщине словами самого поэта:

В игре её конный — не словит,

В беде не сробеет — спасет:

Коня на скаку остановит,

В горящую избу войдет!

И ситуации в этих произведениях схожи: Дарья хоронила мужа, а старуха Дарья прощалась с избой, тоже обряжала её для похорон.

Учитель: Значит, ребята, Вы считаете, что у старухи Дарьи стойкий характер?! Познакомившись с текстом, мы убеждаемся, что это по-некрасовски сильная женщина.

А теперь давайте обратимся к тексту. К какому выводу Вы приходите, когда вдумчиво прочитаете первый абзац? Что Вы можете сказать о Дарье?

Ученик: Дарья - работящая женщина, он не боится тяжелого труда. Автор находит точное выражение: «нажгла и добыла известку».

Учитель: почему Дарья решила обрядить свою избу?

Ученик: Дарья должна была покинуть свою хату, она расставалась с ней навсегда, она её хоронила. В тексте мы находим объяснение её поведению: «А как можно отдать на снос родную избу, из которой выносили отца и мать, деда и бабку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье? Нет, другие как хотят, а она без понятия. Она проводит её как следует»

Учитель: Ребята, проследите по тексту, что для Дарьи значила её изба. Ответы учащихся: 1) Ей, она совершала прощальный обряд.

2) Родной дом для старухи Дарьи - это её связь с прошлым. Она очеловечивает свою избу, сама тог не замечая, она разговаривает с ней, советуется. Через общение с родным домом приходит к ней уверенность в правильности её поступков.

Учитель: Хотелось бы, ребята, чтобы Вы пояснили, что происходило на Матере, почему старожилы должны были оставить свои насиженные места?

Ученик: Матеру должны были затопить, избы сжечь. На остров наступала современная цивилизация. Только теперь мы понимаем, как пагубны были её действия.

Учитель: Выделите в тексте словосочетания и глаголы, которые характеризуют действия старухи Дарьи.

(взбиралась на стол, торопливо присаживалась, поднималась на четвереньки, водила кистью, заторопилась, выбелила, подмазала, ноги не ходили, руки не шевелились, плескалась боль и т. д.)

Учитель: Почему для Дарьи «настолько горек и настолько радостен был

этот последний, поданный из милости день»?

Ученик: «Подготовив, подновив избу, выскоблив косарем до желтизны пол, принималась за стряпню, за варево и жарево, и крутиться возле подбеленной же печки с гладко вылизанным подом, среди чистоты и порядка, в предчувствии престольного праздника, было до того ловко и приятно, что долго-долго не сходило потом с души светлое воскресение.

Не теперь ей предстояло готовить избу не к празднику, нет».

Учитель: Перечитайте ещё раз в тексте то место, где Дарья приняла решение проводить избу «как следует». Почему Дарья решила побелить избу перед уничтожением?

Ученик: Таков был древний обычай предков. Для Дарьи изба - это её родное, живое существо, с которым она делила и горе, и радости. К избе она относится, как к своим кровным родственникам. Это кусочек её жизни, это её святыня. Это её Бог.

Учитель: почему Дарья сказала «пожогщикам»; «... чтоб в избу ни ногой...»?

Ученик: Дарья выполнила свой долг перед избой, она не позволяла «пожогщикам» осквернить своей святыни, дотрагиваться до своей души, прикасаться к святой памяти, которая давала её силы выжить.

 Учитель: теперь давайте обобщим наши наблюдения. О чем этот фрагмент? Определите его основную тему и идею.

Ученик: тема фрагмента - это прощание Дарьи с избой. Трагична жизнь старухи, трагична судьба её жилища. И всему виной наша бесхозяйственность, бессердечность. Автор переживает за судьбу своей героини, он призывает нас любить свой дом, свято относиться к памяти предков, к своим корням, чтить прошлое, черпая в этой памяти силу.

Обобщающее слово учителя: «… Это память – наша совесть

                                                              Она как сила нам нужна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

План - конспект урока "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерпные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые" в 7 классе

Конспект урока составлен на основе системно - деятельностного метода обучения....

План-конспект урока по профильному труду (швейное дело) 8 класс. Тема урока: Построение чертежа втачного рукава и притачной манжеты в М1:4.

Формирование умений и навыков по построению чертежа  в М1:4 втачного рукава и притачной манжеты....

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...