План - конспект урока "Тип Хордовые. Подтипы Бесчерпные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые" в 7 классе
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему

Вересова Татьяна Николаевна

Конспект урока составлен на основе системно - деятельностного метода обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_7_klass.docx36.62 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока «Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые»  на основе системно – деятельностного  метода  обучения  для учащихся 7 класса.

Составила: учитель биологии МБОУ «Центр образования №4» - Вересова Татьяна Николаевна.

Тема урока: «Тип Хордовые. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные. Класс Ланцетники. Класс Круглоротые».

Тип урока:  «открытие» новых знаний.

Технологии: здоровьесбережения, проблемного, развивающего обучения, развития критического мышления, интерактивные.

Цель урока: раскрыть особенности строения хордовых на примере ланцетника, показать его приспособленность к среде обитания; сформировать умение отличать беспозвоночных и хордовых животных, низших и высших хордовых животных.

Планируемые результаты:

1.Личностные:

  • Формирование и развитие  познавательного  интереса  к изучению  биологии, элементов экологической культуры.
  • Умение применять полученные знания в практической деятельности.
  • Понимание значимости животных в природе и жизни человека.
  • Эстетическое восприятие объектов природы.

2.Метапредметные:

  • Познавательные: умения давать определения понятиям, делать выводы; работать с текстом, иллюстрациями и натуральными объектами; сравнивать и классифицировать объекты по определённым критериям.
  • Регулятивные: определять цель урока и ставить задачи, организовывать выполнение заданий по предложенному плану; прогнозировать результаты своей деятельности и анализировать их.
  • Коммуникативные: отвечать на вопросы и высказывать свою точку зрения; строить продуктивное, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

3.Предметные:

  • Научиться объяснять значение понятия «хорда».
  • Объяснять принципы систематики типа Хордовые
  • Называть основные систематические категории типа Хордовые.
  • Сравнивать особенности строения низших и высших хордовых.
  • Объяснять приспособление ланцетника, миноги и миксины к образу жизни.
  • Овладение методами биологического исследования.
  • Изучение  новых понятий и терминов.
  • Фиксировать полученные знания в рабочей тетради в виде ответов на вопросы, схем.

Оборудование: таблички с названиями систематических категорий типа Хордовые, влажный препарат «Ланцетник», скелет рыбы, ЭОРы по теме.

  • Ход урока

1. Организационный момент. (1-2 мин.)

(Учитель  приветствует  обучающихся, создаёт доброжелательную атмосферу, проверяет готовность рабочего места).

2. Этап актуализации знаний.

Демонстрация влажного препарата и изображения ланцетника.

В конце 17 века в одну из своих многочисленных экспедиций молодой петербургский академик, немец по национальности, Пётр Симон Паллас на небольших глубинах Чёрного моря обнаружил неизвестное животное, Он принял его за моллюска и назвал «ланцетовидным слизнем». Но, внимательно изучив это животное, учёный сделал заключение, что по общему типу строения оно скорее напоминает рыбу. Его и причислили было к рыбам в качестве наиболее примитивной упрощённой формы.

Через 60 лет после открытия ланцетника знаменитый русский учёный А.О. Ковалевский, изучавший зародышевое развитие животных, установил, что он занимает промежуточное положение между позвоночными и беспозвоноч-ными животными. Благодаря работам  А.О. Ковалевского это животное стало одним из самых популярных. Оно привлекало и привлекает до сих пор к себе внимание многих учёных – биологов и философов. Причина такого внимания заключается в том, что этот организм способствует развитию понимания происхождения позвоночных животных. Из всех существующих животных ланцетник ближе всего стоит к древним предкам. Систематическое положение этого животного около ста лет было неопределённым.

3. Этап выявления места и причины затруднения.

Учебный диалог.

- Как называется животное, занимающее промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными? Почему дано такое название? (работа с текстом учебника)

- Какие знания об этом животном привлекли к нему большое внимание со стороны учёных?

- Что значит занимать промежуточное положение между позвоночными и беспозвоночными животными?

- Каких животных называют беспозвоночными?

- Каких животных называют позвоночными?

- Каких вы знаете позвоночных животных?

- А к какой группе животных относится ланцетник? (проблема).

Начинаем работу по конструированию истинного систематического положения ланцетника.

4. Этап построения проекта выхода из затруднения.

Ланцетник как и известные вам позвоночные животные имеет внутренний скелет, который представлен плотным  упругим тяжем, расположенным  на спинной стороне тела. Этот упругий внутренний стержень называется хордой.

Животные могут иметь хорду  в течение всей жизни, как ланцетник  или на зародышевой стадии развития, как большинство позвоночных. Такие животные относятся к типу Хордовые.

Определение темы и целей урока, конструирование систематики типа Хордовые и заполнение схемы в рабочей тетради. По ходу составления систематики хордовых пояснения  о численности и многообразии животных.

                                      Тип Хордовые

Подтип Бесчерепные                                  Подтип Черепные или Позвоночные

   

                         Подтип Черепные или Позвоночные

Класс Круглоротые         Класс Хрящевые рыбы               Класс Костные рыбы

Класс Земноводные         Класс Пресмыкающиеся    Класс Птицы  

             Класс Млекопитающие или Звери

5.Этап реализации построенного проекта

Представители класса Круглоротые минога и миксина, также как и ланцетник, имеют хорду на протяжении всей жизни, эти животные относятся к низшим хордовым. Остальные представители классов Позвоночных животных относятся к высшим хордовым.

Наличие хорды не единственный признак  представителей типа Хордовые.

Работая с текстом учебника, обучающиеся формулируют следующие выводы:

Для всех хордовых характерно

  1. Наличие упругого стержня, выполняющего роль осевого скелета – хорды.
  2. Нервная система трубчатого типа, расположена над хордой.
  3. Пищеварительный канал расположен под хордой, на стенках глотки закладываются жаберные щели (они пожизненно сохраняются только у водных низших хордовых, а у остальных бывают в эмбриональном состоянии).
  4. Кровеносная система замкнутая. Сердце или заменяющий его сосуд располагаются на брюшной стороне тела.
  5. Двусторонняя симметрия тела.

Просмотр учебной презентации «Подтип Бесчерепные.  Класс Ланцетники».

6.Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Учебный диалог.

- Почему ланцетник – это низшее хордовое животное?

- Почему ланцетник относится к подтипу Бесчерепные?

- Как приспособлен ланцетник к подземно –донному образу жизни?

- Какое значение имеет ланцетник в природе и жизни человека?

- Какие ещё животные относятся к низшим хордовым?

Демонстрация слайдов.

Характеристика класса Круглоротые.

Приспособленность миноги к паразитическому образу жизни.

Приспособленность миксины к хищническому образу жизни.

7.Этап включения в систему знаний и повторения.

 Выполнение заданий в рабочей тетради:

№4 Что общего в значении хорды у хордовых животных и хитинового панциря у членистоногих?

(выполняют  роль скелета)

№5 В чём отличие скелета высших и низших хордовых?

(в отличие от низших,  у высших хордовых хорда есть только на зародышевой стадии, а затем она заменяется хрящевым или костным позвоночником)

№6 Каково происхождение головного мозга  у высших хордовых ?

(нервная трубка в передней части расширяется и превращается в головной мозг)

№7 Можно ли встретить ланцетника в Балтийском море?

(нет, так как они обитают в тёплых морях)

№17Докажите верность утверждения: «Круглоротые – связующее эволюционное звено  между бесчерепными и рыбами, которое природа сохранила до наших дней».

(как и ланцетник круглоротые имеют хорду в течении всей жизни, но по общему строению они ближе к рыбам, так как имеют череп, головной мозг, сердце, жабры…)

  8.Этап рефлексии учебной деятельности.

- Ребята, есть ли у вас затруднения по теме?

- Какие вопросы вы планируете проработать для устранения затруднений?

- Насколько хорошо усвоен термин хорда подскажет оставление синквейна (коллективная работа)

Хорда

Упругая, плотная

Укрепляет, поддерживает, защищает

В процессе эволюции превращается в позвоночник

Стержень

9.Домашнее задание: параграф 20, задания в рабочей тетради, синквейн «Ланцетник» по желанию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

План- конспект урока по теме "План и карта" для 6 класса

План- конспект урока  обобщающего повторения по теме "План и карта" для 6 класса...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока по профессионально-трудовому обучению(9 класс) на тему:"Пошив изделия по плану".

Закрепление практических и теоретических знаний, умений, навыков в 9 классе...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...