Конспект урока - КВН по литературе для 6-7-8 класса "Мир басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Пинаева Ольга Александровна

Конспект урока- КВН по творчеству поэта Кузбасса, баснописца Александра Константиновича Пинаева (ссылка на сайт apinaev.ru      поиск в Google).  Можно использовать как региональный компонент на уроках внеклассного чтения по литературе в 6-7-8 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literature_pinaev.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе  «Мир басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева» 6-7-8 класс ( региональный компонент на уроках литературы)

Урок-КВН по басням Александра Константиновича Пинаева.

        Ссылка на сайт apinaev.ru   (поиск в Google)

 

Форма работы: групповая работа, КВН

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ и элементов театрализации.

Цели:

 1. Создать условия для интеллектуальной деятельности учащихся на уроке для формирования знаний о  поэтах Кузбасса.

 2. Формировать навыки самостоятельного мышления, критического восприятия исторических источников, работы с текстом; расширять словарный запас.

         3. Воспитывать патриотические чувства,  культуру общения.

         4. Углубить нравственное воздействие басен на учащихся; научить                              

                острее видеть и понимать жизненные явления.

         5. Активизировать творческие способности и логическое мышление.        

Оборудование:

1.Компьютер, мультимедийный проектор, экран.

          2. Театральные костюмы.

3. Выставка рисунков.

Ход урока:

          I. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя

 А. К.Пинаев - Кузбасский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы.

1 слайд.  Пинаев Александр Константинович (1931-1994)

 Родился в Красноярском крае. Детство и юность провел в Иркутске, работал на заводе и учился в металлургическом институте. По окончании института женился и по распределению переехал в Новокузнецк, где стал работать преподавателем в СМИ. В 1968 году получил диплом кандидата технических наук, а в 1973 году - звание доцента. Александр Константинович был разносторонним и образованным человеком: любил читать литературные произведения, написанные на английском языке, интересовался историей, научными достижениями во всех областях жизни, любил ходить в лес, в тайгу на несколько дней, но самое любимое занятие, которому он всегда отдавал предпочтение - это написание стихов и басен.

2 слайд.  Эпиграф.

        Будьте мудры, как змии, и просты,

                 

                  как голуби

           

             (Евангелие от   Матф., 10, 16)                  

        Слова Иисуса, обращённые к апостолам: «Руководствуйтесь в своих поступках разумом. Но не теряйте душевной чистоты, простосердечности».

3.«Конкурс теоретиков»

  1. Назовите известных баснописцев.
  2. Что такое басня?
  3. Что такое мораль басни?
  4. Олицетворение это…
  5. Аллегория это..

Басня-небольшое произведение повествовательного рода в стихах или в прозе с нравоучительным, сатирическим или ироническим содержанием.  Черты человеческого характера, поступки и отношения людей изображаются иносказательно: отношения людей заменяются отношениями животных или вещей.

Басня часто заканчивается кратким заключением- моралью, в которой разъяснена основная поучительная мысль.

Басня как вид литературы возникла в древние времена. Ещё в античной Греции басни сочинял раб Эзоп. Широкую известность приобрели  басни французского поэта Лафонтена.  Мировую славу заслужили басни И.А.Крылова. Советский поэт Д.Бедный создал ряд революционных басен. Известны басни С.В.Михалкова.

Аллегория- один из видов тропов- иносказательное изображение отвлечённого понятия или явления действительности  при помощи конкретного образа. Аллегория часто применяется  в баснях и сказках, где хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность в обличии волка и т.д.

Олицетворение- один из приёмов художественного изображения, состоящий в том, что животные, предметы, явления природы наделяются человеческими способностями и свойствами.

4. РАЗМИНКА.

 «Продолжи строчку...»

А. «Медведь ходил стеречь малину,

Вести на пасеке дела»…        (Попутно брал с собой корзину-

        Малина вкусная была)

        «Директор»

Б.  « И стало звёздам вдруг обидно»…        (Что эта круглая Луна

        Закрыла их)

        «Красавица»

В. «Ленивая Ворона от безделья»…        (Слабеть и чахнуть стала на                                        

        глазах)

        «Ленивая ворона»

Г. «В глухом лесу на ручейке»…        (Бобры плотину строить    

        стали)

        «Бобры и      

        Медведь»

5. «Конкурс знатоков».  Из каких басен извлечена мораль?

А.  И мы не можем здесь не согласиться,

Чтоб быть здоровым- надобно трудиться.        «Ленивая ворона»

Б.  Где дружба- там хороший мир,

Любовь- её большой кумир.        «Красавица»

В.  Кто гонит искренних друзей,

Похоже, сам себе злодей.        «Дуб и муравьи»

Г. Да, участь важного певца

Зависит часто от глупца.        «Музей»

5.  «Кто быстрее?»   Рассмотрите иллюстрации, назовите эти басни

 

6. Конкурс «Узнайте басню по ключевым словам»

 

А. Осёл, Пёс, лягнуть        «Щенок и Ослик»

Б. Счастье, лес, труд        «Дятел»

В. Друзья, певец, невежда        «Соловей»

Г. Обезьяна, манекен, смех        «Статуя»

7.Конкурс рисунков.

« Нарисуй иллюстрацию к басне» ( рисует команда на большом листе )

8. Конкурс капитанов «Знаешь ли ты басни?»

Собрать из предложенного набора букв название басни и раскрыть её поучительный смысл.

        

9.  «Эрудит».  Назвать человеческие пороки, характерные для героев  басни  (учащиеся  по очереди вытягивают бумажки с названиями басен)

10. Выразительное чтение отрывка из басни ( другая команда должна ответить,  из какой басни )

11. Домашнее задание. Инсценировка басен.

12 Подведение итогов.         (Жюри подсчитывает баллы)

         1. Чему учит басня? 

Басня даёт возможность  людям узнать самих себя,  помогает обнаружить недостатки и подсказывает, как можно от них избавиться. Она учит мудрости жизни.

2. Какая басня вам понравилась и почему?

          3.Объявление  результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок по русскому языку и литературе для 8 класса "Однородные члены предложения" в аспекте требований ФГОС ОО (на материале цитат из Библии и басен Кузбасского поэта А.К.Пинаева)

интегрированный урок по русскому языку и литературе  для 8 класса. Православие и региональный компонент на уроке "Однородные члены предложения"....

Конспект урока по французской литературе с использованием мультимедийной презентации «Французская литература эпохи классицизма»

В данном уроке представлены сведения об основных представителях класицизма во Франции....

Конспект урока по русской литературе на тему "Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы" 10 класс

Развёрнутый конспект урока литературы в 10 классеРусская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы(с использованием технологий проблемного обу...

план-конспект урока по родной литературе "Алтайский поэт Роберт Иванович Рождественский"

план-конспект урока по родной литературе, который посвящен жизни и творчеству поэта Алтайского края  Роберта Рождественского...

Конспект урока по английскому языку 7 класс Тема: «В. Шекспир – великий английский поэт и драматург»

Конспект урока по английскому языку 7 классТема: «В. Шекспир – великий английский поэт и драматург»...

Тема: «Фольклорные сюжеты и образы в русской литературе: Баба Яга» Конспект урока родной (русской) литературы в 7-8 классе

Баба Яга  – один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха. Она живет в лесу в избушке на курьих ножках, ездит в ступе и заметает свой след помелом. Баба Яга в...