Конспект урока по рассказу Фазиля Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла"
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Завьялова Ольга Анатольевна

На уроке большое внимание уделено работе с текстом. Используются разные виды чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fazil_iskander.urok_.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы в 6 классе

Завьяловой О. А.

Тема: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»

Цели:

  1. Образовательные: познакомить учащихся с биографией и произведениями (на примере рассказа «Тринадцатый подвиг Геракла») Ф.Искандера; повторить средства выразительности, используемые в художественном тексте.
  2. Развивающие: совершенствовать навыки чтения и анализа художественного текста; совершенствовать навыки монологической речи; продолжить развитие коммуникативной компетенции учащихся,
  3. Воспитательные: развивать интерес к родной литературе, воспитывать внимательное отношение к слову, понять нравственный смысл рассказа.

Оборудование: Учебник литературы 6 кл., фонохрестоматия к учебнику/аудиокнига, портрет Ф.Искандера, иллюстрации к мифам о Геракле.

Ход урока

Орг. Момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начнём нашу работу.

Актуализация имеющихся знаний. .

Учитель: Сегодня мы продолжим наше знакомство с произведениями, в которых в центре оказывается ребёнок. Что мы уже прочитали?

Ученики: «Конь с розовой гривой» Астафьева, «Уроки французского» Распутина.

Учитель: Наша цель сегодня — познакомится с писателем Фазилем Искандером. Откройте тетради, запишите тему «Фазиль Искандер. Рассказ «Тринадцатый подвиг Геракла». Вы что-нибудь слышали об этом авторе до 6 класса?

Слово учителя. Знакомство с биографией Искандера. Ученики отмечают главные моменты в тетрадях.

 Фазиль Искандер родился 6 марта 1929 в Сухуми (Абхазия), в семье владельца кирпичного завода. Школу закончил в Абхазии. После окончания школы Фазиль Искандер поступил в Московский Библиотечный институт, но в 1951 перевелся в Литературный институт им. А.М.Горького, окончив его в 1954. В 1954-1956 работал журналистом в Брянске (газета "Брянский комсомолец") и Курске (газета "Курская правда"). В 1956 переехал в Сухуми, став редактором в абхазском отделении Госиздата, где работал до начала 1990-х. Первый сборник стихов Искандера, "Горные тропы", вышел на русском языке в 1957 в Сухуми. Прозу начал писать с 1962 г. Печатался в журналах "Литературная Абхазия", "Юность", "Новый мир", "Неделя". Фазиль Искандер - лауреат многочисленных премий, в том числе Пушкинской премии (1993) и премии "Триумф" (1999). Живет в Москве. 
    Среди произведений Фазиля Искандера - стихи, рассказы, повести, романы, сценарии.

Учитель: А теперь посмотрим, какие произведения написал этот писатель. Названия записаны на доске, только вот буквы в них перепутались. Придётся вам разобраться!

Запись на доске: «К л о и р и к и И ы у д в а», « О с з е в д и е з З о к л у о т а р», «О й м И у к м р», « З п р т н й а е ы О п д л»

Ученики: «Кролики и удавы», «Созвездие Козлотура», «Мой кумир», «Запретный плод».

Учитель: Молодцы! Искандера нельзя назвать детским писателем, поскольку он не адресует свои произведения специально детям. Но в его рассказах, повестях и романах часто фигурирую дети. В одном интервью писателя спросили, почему для него так важна тема детства. Вот что он ответил: «Детство формирует человека, и многие впечатления детства становятся основой характера взрослого человека. В этом смысле детство - это основа будущего взрослого человека.».

Анализ текста

Учитель: Дома вы познакомились с рассказом «Тринадцатый подвиг Геракла». О чём он? Кто появляется в первых строчках?

Ученики: Это рассказ о том, как мальчик поплатился за несделанное задание. На первых страницах мы видим учителя математики — Харлампия Диогеновича.

Учитель: Давайте послушаем отрывок из фонохрестоматии. А вы себе в тетради запишите ключевые слова, характеризующие/показывающие этого необычного учителя.

Ученики слушают фрагмент, выписывают слова. Проверка.

Учитель: Что мы можем сказать, исходя из услышанного? Как водится, ученики бояться контрольных. Послушаем, как проходили контрольные на уроках Харлампия Диогеновича. Откройте учебники.

Ученики. Несколько учеников выразительно читают фрагмент.

Учитель: подчеркните средства выразительности, которые использует автор для создания ярких образов героев.

Ученики: сравнение (с бусами, жёлтыми, как кошачьи глаза), метафора (чёрный лебедь), эпитет (мощные усилия), ирония.

Учитель: Кто ёще действует в рассказе? Для этого выполним небольшую тестовую работу

О ком из героев говориться во фрагменте?

  Рядом со мной сидел тихий и скромный ученик. Звали его___________???______ Теперь он себя называл Аликом и даже на тетради писал Алик, потому что началась война и он не хотел, чтобы его дразнили Гитлером. Все равно все помнили, как его звали раньше, и при случае напоминали ему об этом. 
     Я любил разговаривать, а он любил сидеть тихо. Нас посадили вместе, чтобы мы влияли друг на друга, но, по-моему, из этого ничего не получилось. Каждый остался таким, каким был.  

______???____________подошел к столу, длинный, нескладный, и по липу его было видно, что он так и не решил, что лучше, получить двойку или идти первым на укол. 
     Он заголил рубаху и теперь стоял спиной к докторше, все такой же нескладный и не решивший, что же лучше. И потом, когда укол сделали, он не обрадовался, хотя теперь весь класс ему завидовал.  

______???________, пересядьте, пожалуйста, к ***. 
     ----------???----------------- встает и смотрит на Харлампия Диогеновича вопросительно. Он не понимает, зачем ему, отличнику, пересаживаться к ***, который плохо учится.  

Ученики: выполняют задание. (возможны разные виды проверки).

Учитель: От чьего лица ведётся повествование? В какое время произошла история, описанная в рассказе.

Ученики: послевоенное время, Абхазия. Рассказчик — пятиклассник.

Учитель: Тогда почему же в названии рассказа появляется Геракл? Что это за герой?

Ученики: древнегреческий герой, сын Зевса, совершал подвиги.

Учитель: Перечислите подвиги Геракла

Ученики: (с помощью картинок)

  1. «Немейский лев»
  2. «Лернейская гидра»
  3. «Керинейская лань»
  4. «Эриманфский вепрь»
  5. «Авгиевы конюшни»
  6. «Критский бык»
  7. «Кони Диомеда»
  8. «Пояс Ипполиты»
  9. «Стадо Гериона»
  10. «Стимфалийские птицы»
  11. «Укрощение Цербера»
  12. «Яблоки Гесперид»

Учитель: Хорошо!(оцениваются наиболее активные). Какое значение имеет слово подвиг?

Ученики: Смелый поступок.

Учитель: Можно ли назвать подвигом поступок главного героя рассказа? Почему Искандер называет это «подвигом»

Ученики: Нет, автор иронизирует.

Учитель: Давайте прочитаем концовку рассказа. Каким образом Харлампий Диогенович дал мальчику урок?

Ученики: (чтение по ролям финальной сцены у доски). Он воспитывает смехом. Никто не хочет быть смешным.

Подведение итогов. Сегодня мы познакомились с произведением о детстве. Как и большинство подобных текстов, он учит нас, читателей. Но Искандер учит по-своему. В рассказе нет нравоучительности. Мы смеемся вместе с героем. В том числе и над ним самим. Рекомендую вам прочитать ещё несколько рассказов этого автора.

Выставление оценок за работу на уроке.

Домашнее задание. Выучить наизусть финальное размышление героя о смехе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по рассказу В. Пелевина "Затворник и Шестипалый" литература 10 класс и презентация к нему.

Конспект урока в 10-м классе по теме«Проблема счастья и смысла жизни в рассказе В. Пелевина «Затворник и Шестипалый».Форма урока – урок внеклассного чтения.Данный урок может быть проведён после ...

Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

Урок 87 МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ»

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

конспект урока литературы МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД»

Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....

Презентация к уроку литературы "Мифы о героях. Подвиги Геракла. Яблоки Гесперид" в 5 классе

Данная презентация поможет в яркой форме познакомить учащихся с главным героем мифа о 12 подвиге Геракла....

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....