Урок по теме "Гоголь и театр"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_teme.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме «Гоголь и театр» на примере изучения комедии «Ревизор» учителя 1 категории МАОУ СОШ №24 города Березники Пермского края Брюхановой И.И.

Цели:

1.Обобщить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе-сатирике

2.Расширить словарный запас учащихся театральными терминами.

3.Ввести учеников в мир драмы, познакомить с её особенностями.

4.Развитие творческих способностей учащихся.

5.Воспитание у ребят интереса к театру.

Оборудование:

1.Афиша к комедии на дверях кабинета

2.Билеты – приглашения на представление

3.Портрет Н.В.Гоголя

4.Слайды с изображением Академического театра драмы имени А.С.Пушкина

5.Кабинет оформлен в виде зрительного зала: сцена, балкон, партер, ложа, раёк.

Ход урока:

Учитель: он сочинял пьесы для гимназического театра, писал декорации, шил костюмы и, конечно, был первым актёром. Он обладал талантом подмечать смешное, нелепое, глупое и преображался в героев своих озорных шуток. Ему прочили славу великого комика.

Учащаяся читает отрывок наизусть «Гоголь о театре»

Учитель: Н.В.Гоголь – самая таинственная загадка русской литературы. А может, и мировой. Он был загадкой даже для тех, кто считал его своим учителем, не до конца его поняли и близкие люди. Даже День рождения великого комика несёт на себе некий символический оттенок: ведь первого апреля мы нарекли Днём смеха. Итак, записываем тему урока «Гоголь и театр», а эпиграфом к нашему уроку будут слова самого великого сатирика:

О смех, великое дело!

Ничего не боится человек так, как  смеха.

Учитель: Вы, наверное, заметили, что каждый из присутствующих сегодня на уроке сидит в определённом месте: места в театре имеют своё название, посмотрите на обратной стороне таблички, как называется ваше место:

Раёк – театральная галёрка, здесь ютятся зрители «подешевле»

Балкон – верхний или средний ярус в зрительном зале – места для студентов

Партер – нижний этаж в зрительном зале

Ложа – место в зрительном зале, отделённое для нескольких лиц

Сегодня у нас на уроке работают библиографы; ребята получили опережающее задание: найти интересные сведения об отношении Гоголя к театру. Даём им слово.

Библиограф 1:Однажды в Неженской гимназии сочинили пьесу, в которой немую роль дряхлого старика взялся сыграть Гоголь. Разучили роль и сделали несколько репетиций. Настал вечер спектакля, на который съехались многие родные лицеистов и посторонние. Пьеса состояла из двух действий; первое действие прошло удачно, но Гоголь в нём не участвовал. Во втором действии на сцене хата, возле хаты – скамейка; на сцене никого нет. Вот  является дряхлый старик в простом кожухе, в бараньей шапке и смазанных сапогах. Опираясь на палку, он едва передвигается, кряхтит, хихикает, кашляет. И, наконец, закашлял таким удушливым сиплым старческим кашлем, с неожиданным прибавлением, что вся публика грохнулась и разразилась неудержимым смехом. А старик преспокойно поднялся со скамейки и поплёлся со сцены, уморивши всех со смеху.

Библиограф 2: С этого вечера публика узнала и заинтересовалась Гоголем как замечательным комиком. В другой раз Гоголь пытается сыграть роль старика-скряги. В этой роли гоголь практиковался более месяца, и главная задача для него состояла в том, чтобы нос сходился с подбородком. Целыми часами просиживал он перед зеркалом и пригибал нос к подбородку, пока, наконец, не достиг желаемого. Сатирическую роль дяди-скряги сыграл он превосходно, морил публику смехом и доставил ей большое удовольствие. Все думали тогда, что Гоголь поступит на сцену, потому что у него был превосходный сценический талант.

Учитель: После окончания Неженской гимназии Гоголь пробовал поступить в Петербург на актёрское отделение, но провалился. Мы с вами сейчас тоже сдадим экзамен на знание театральных терминов, узнаем, провалимся или нет.

Учитель показывает таблички со словами, дети отвечают, что они означают:

Репертуар – совокупность пьес, идущих в театре

Премьера – первое представление спектакля

Бенефис – спектакль в честь(или в пользу) одного из актёров

Мимика – движения лица, выражающие внутреннее душевное состояние

Суфлёр – работник театра, подсказывающий актёрам слова роли

Амплуа – тип актёрских ролей

Гастроль – выступления, спектакли, даваемые приезжими актёрами

Аншлаг – успешное представление при полном зале

Дебют – первое или пробное выступление на сцене

Экзамен мы сдали успешно, продолжаем дальше.

Учитель: Мы с вами уже начали  читать комедию Гоголя, но ведь комедия – это особый жанр литературы, давайте повторим особенности драматических произведений.

Беседа по вопросам:

1.Назовите основные роды литературы?

2.Каковы особенности драмы?

 - что такое реплика?

 - ремарка?

 - эпизодический персонаж?

 - второстепенный персонаж?

 - афиша?

 - резонёр?

 - диалог?

 - монолог?

Учитель: Теперь , когда вы имеете общее представление о драме, настало время рассказать вам об истории создания комедии  «Ревизор»

Библиограф3: Гоголь не переставал писать для сцены: « Мне ничего не остаётся, как выдумать сюжет невинный, которым даже квартальный не мог обидеться», он обращается в октябре 1835 года в письме к А.С.Пушкину с просьбой. «Сделайте милость, дайте какой-нибудь сюжет, смешной, ну чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и клянусь, будет смешнее чёрта»

Библиограф 4: Пушкин рассказал Гоголю про случай, бывший в городе Устюжанине, Новгородской губернии, о каком-то проезжем господине,  выдавшем себя за чиновника министерства и обобравшем всех городских жителей. Кроме того, Пушкин сам, будучи в Оренбурге, узнал , что о нём получена гражданином Петровским секретная бумага, в которой было отмечено, что история Пугачёвского бунта была только предлогом, а поездка Пушкина имела целью проверить секретно действия оренбургских чиновников. На этих двух данных задуман был «Ревизор», коего Пушкин называл себя крёстным отцом.

Антракт.

Выходит ученик в костюме фокусника, достаёт из своей шляпы предметы, которые связаны с сюжетом «Ревизора», ученики отвечают, где они используются:

 - плюшевая игрушка (собака)

 - колода карт

 - бумажные деньги

 - 2 конверта

 - томик  стихов Пушкина

Постановка эпизода из комедии в исполнении учеников класса (Хлестаков и Марья  Андреевна)

Учитель: Сюжет есть, комедия готова за неимоверно короткий срок – два месяца. Готовилась постановка  в Петербургском  Александрийском театре.

На сцене (экране) – слайды с изображением театра.

Гоголь вплотную занялся режиссёрской работой. Перед началом репетиций он сам читал текст актёрам, заботился о костюмах, о декорациях, о манере игры. Гоголь не хочет, чтобы комедия только смешила; не развлекать публику, а тревожить её едким и острым смехом, обнажающим нелепости и уродство действительности – вот цель Гоголя.

Библиограф5: Премьера была назначена на 19  апреля 1836 года. И вот первый спектакль. Зал полон. Ложи и партер сияют звёздами сановников и драгоценностями дам. В царской ложе  - Николай 1 с наследником. Очевидцы тех событий вспоминали: « Уже после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как должно думать о картине, только что представленной. Аплодисментов почти не было, зато напряжённое внимание, мёртвая тишина показывали, что происходящее на сцене страшно захватывало сердца зрителей»

Библиограф 6: Царь на представлении много смеялся и аплодировал, желая подчеркнуть, что комедия безобидная и не стоит принимать её всерьёз. Он отлично понимал, что его гнев оказался бы ещё одним подтверждением правдивости гоголевской сатиры.

Итог урока: Что же вы сегодня узнали нового о театре, о Гоголе, захотелось ли вам прочитать комедию до конца и понять её?

Домашнее задание: чтение комедии «Ревизор»

 

                                                                                 

                                                                                                                 

       

 

 

                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: "Музыкальный театр" в 3 кл.

Показан обобщённый урок по теме "Музыкальный театр" в виде похода в театр. Беседа по закреплению материала и постановка мини-спектакля "Волк и семеро козлят"....

Конспект урока "Поход в кукольный театр"

Разработка урока английского языка с элементами инсценировок сказки на английском языке....

Урок "Музыка и ее театры".

Урок на котором дети продолжают знакомиться с музыкальными театрами, крупными музыкальными жанрами....

Открытый урок "Досуг молодёжи: посещение театра/кино"

Тема урока позволяет расширить и углубить представления учащихся о культурной жизни страны изучаемого языка и России, исторической ценности такого социального явления как театр/кино, позволяет с...

Урок краеведения, 8 класс - Театры Саратова

Презентация, предназначенная для сопровождения урока, посвященного культурным достопримечательностям Саратова, а именно театрам...

Урок немецкого языка "Большой театр", 11 класс

Здесь представлен конспект урока аудирования по теме "Большой театр" для 11 класса с презентацией в программе SMART Notebook....

Презентация к уроку в 5 классе "Театр Древней Греции"

Данная презентация позволит учителям истории провести увлекательный и интересный урок по истории Древнего мира в 5 классе на тему "Театр Древней Греции". Красочные иллюстрации позволят учащимся легче ...