Главные вкладки

    Урок "Музыка и ее театры".
    методическая разработка по музыке по теме

    Плеханова Марина Витальевна

    Урок на котором дети продолжают знакомиться с музыкальными театрами, крупными музыкальными жанрами.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл teatr_korolevy_muzyki.docx18.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей № 8

    г. Тынды

    Урок «Театр Королевы Музыки»

                                            Учитель музыки Плеханова М.В.

                                                           Тында

    Цель:

    продолжить знакомство учащихся с музыкально-сценическими жанрами (опера, балет);

    Задачи:

    -раскрыть учащимся роль дирижёра в создании музыкального         спектакля;

    -развивать творческие способности учащихся;

    -развивать образно-игровое видение  в процессе знакомства с новым     произведением, в процессе размышления о музыке;

    -вызывать эмоциональный отклик на песенную, танцевальную, маршевую музыку из опер и балетов;

    -воспитание  у детей культуры слушателя.

    Ход урока.

        Дети входят с билетами в класс, который оформлен, как зрительный зал.

    После музыкального приветствия .

    Учитель. Ребята, куда мы с вами попали? Что необычного в нашем классе?

    Дети. Наш класс превратился в зрительный зал. (слайд №2)

    Учитель. Совершенно верно. Вы получили билеты и как положено в театре сели на свои места. Но эти билеты я прошу не терять в конце урока, с их помощью  вы сможете себя оценить. В течение всего урока вы можете выставлять себе баллы от1 до 5 за каждый вид работы. Потом посчитаем и выясним – кто же наберет самое большое количество баллов.

    Для чего нужен зрительный зал? Где мы можем найти его?

    Дети. В кино, в театре.

    Учитель. Мы продолжаем разговор о театре. Может ли театр и музыки быть связаны между собой?

    Дети. Конечно, существует музыкальный театр.

    Учитель. Сегодня Королева Музыки приглашает нас в свой музыкальный театр.  В каждой стране мира есть свой музыкальный театр.(слайд №3.4.5) Например: итальянский театр «Ла Скала»,  Парижская опера, Метрополитен опера в США и, конечно, мы не можем не сказать о главном музыкальном театре нашей страны – это Большой театр.(слайд №6) История большого театра величественна и запутанна. Театр неоднократно  горел, восстанавливался,  перестраивался. (слайд№7)Последняя реконструкция  закончилась совсем недавно.

    А построен театр был в  начале 19 века  и считался тогда одним из лучших в Европе,  по масштабам уступая только миланскому  «Ла Скала».

    - А что мы можем увидеть в театре Королевы Музыки?

    Дети. Разные музыкальные спектакли – оперу или балет.

    Учитель. Театр Королевы музыки только для взрослых? А для детей есть музыкальные спектакли? Какие вы знаете музыкальные сказки, которые могут идти музыкальном театре?

    Дети.

    перечисляют и в том числе  опера «Волк и семеро козлят» М.Коваля

    Учитель. (слайд №8)Музыкальный театр многообразен, у него много лиц. Это может быть оперетта, опера, мюзикл, музыкальная сказка и, конечно, балет.

    Я предлагаю вам посмотреть, как танцуют артисты балета.

    Видеофрагмент «Марш» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.(слайд№9)

    Учитель. Этот замечательный и очень красивый марш написал великий русский композитор П.И.Чайковский. Кто знает - как называется этот балет?

    (ответы детей.)(слайд №10)

    Давайте представим, что мы с вами на новогодней елке, начинается детский праздник и мы слушаем этот марш еще раз.

    Слушание

    Учитель. Кто начинает марш: мальчики или девочки?

    - Почему вы так думаете? Верно, вначале музыка звучит бодрая, четкая. И сейчас наши мальчики покажут, как они будут исполнять марш легко и задорно.(слайд№11)

    Учитель проигрывает фрагмент, мальчики выполняют движения:

    Сидя -ладошками по столу, кулочки по коленочкам.Стоя- маршируют.

    Учитель. А какая музыка у девочек? Верно –легкая, воздушная, изящная. Теперь танцуют девочки.

    Учитель проигрывает фрагмент – девочки сидя- пальчиками по столу, стоя ударяют об пол носочком.

    Учитель. А теперь будем танцевать все вместе.

    Под музыку дети выполняют движения: мальчики, девочки, мальчики, девочки.

    Учитель. Ребята, вспомните, какой спектакль называется оперой?( ответы детей)(слайд№12)

    - Предлагаю поиграть в игру « Мы - актеры» и выразительно исполнить хор «Семеро козлят» с движениями.(слайд№13)

    Игра «Мы – актёры».

    - Из какого спектакль этот хор? Каких персонажей из этой сказки вы знаете? ( ответы детей)

    Учитель играет мелодию из «Колыбельной мамы Козы)

    -Кто исполняет эту песню?

    -Правильно, мама поёт своим козлятам колыбельную и в песне называет каждого козлёнка по имени. Подумайте, почему их так назвала мама?

    Дети.

    Всезнайка – всё знает, он даже знает, где мама запрятала банку с вареньем; Бодайка – любитель бодаться; Топтушка на месте не сидит: «Я на венике верхом объезжаю всё кругом, ты, беги, Мазилка, вслед, ну, догонишь, или нет?»; Болтушка – это девочка, которая любит поговорить; Мазилка – всегда чумазый; Дразнилка – любит дразнить своих братьев; Малыш – самый маленький, но он самый смелый.

    - Послушайте, о чём поёт Малыш? Определите, что звучит: песня, танец, марш. Покажите характер музыки движениями рук.

    Дети слушают и показывают кулачками в воздухе чёткий ритм марша.

    Учитель.

    А теперь подумайте и скажите, кто необходим для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль?(слайд№14)

    Дети.

    Для того, чтобы состоялся музыкальный спектакль, необходимы: композитор, актёр, режиссёр, художник, музыкант и дирижёр.

    Учитель. И еще нужны рабочие, которые делают жесткий и мягкий инвентарь, осветители, гримеры, костюмеры, рабочие по сцене – вот как много людей трудится, для того чтобы получился оперный, балетный или любой другой музыкальный спектакль.

     Как вы думаете, важна ли роль дирижера?(слайд№15)

    Дети. Да, палочку дирижёра называют волшебной, так как по её взмаху, без слов  играют музыканты.

    Учитель. Правильно, язык дирижёра, его жесты понятны музыкантам без слов. (слайд№16)

    Видеофрагмент  «Дирижер во время концерта»

     - А теперь, попробуем себя в роли дирижёров. Послушайте музыку, определите её характер (песенный, танцевальный или маршевый) и попробуем этой музыкой продирижировать.

    Игра «Мы- дирижеры»

    «Барыня» (р.н.п.)(слайд№17)

    Дети  слушают,  определяют характер музыки и дирижируют.

    Учитель. Если мы говорим о музыкальном театре – мы не можем не вспомнить музыкантов оркестра. Я предлагаю вам выбрать дирижера, а остальным превратиться в музыкантов оркестра.

    Игра «Дирижер и музыканты»

    Р. Паулс «Колыбельная»

    С.С.Прокофьев «Марш»

    Учитель. Итак, чем различаются балет и опера? что у них общего?(слайд№18)

    Дети.

    - В операх актёры только поют, а в балетах – только танцуют.

    - Оперы и балеты – это музыкальные спектакли и их можно увидеть в музыкальном театре.

    Итог урока: 

    .Обобщение: 

    Учитель. Чтобы понять, в чём сходство и различие оперы и балета, составим таблицу, в которой выделим характерные черты музыкальных спектаклей  -оперы и балета.

    1.(слайд№19)

         

    Опера

    балет

    Роль вокала

    главная

    отсутствует

    Роль танца

    второстепенная

    главная

    оркестр

    симфонический

    симфонический

    2.Дети выполняют проверочные задания, определяют по видеофрагментам, где опера и где балет.

    Учитель. Предлагаю подсчитать баллы, которые вы себе ставили на ваших билетах в течении всего урока. Вы все молодцы и прекрасно справились со всеми заданиями.(слайд№20)

     После музыкального прощания дети выходят из класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

    НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

    Интегрированный урок музыки и ИЗО в 5 классе "Образы борьбы и победы и специфика их отражения в музыке и изобразительном искусстве"

    В материале представлены технологическая карта урока с описанием целей, планируемых результатов, формируемых УУД, технологии проведения,  конспект  и презентацию к уроку....

    Урок музыки и движения в 9 классе для учащихся с ОВЗ. ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург). Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна. Тема урока: «Духовная и народная музыка»

    Урок музыки  в 9 классе для учащихся с ОВЗ.ГБОУ школа № 439 г. Петродворца (Санкт-Петербург).Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Галина Михайловна.Тема урока: «Духовная и ...

    План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.

    Тема урока: Искусство  Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...

    Конспект урока музыки и изобразительного искусства в 6 классе . учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны, учителя изобразительного искусства Поляковой Альмиды Салляховны. Тема урока: «Космос в музыке и в живописи"

    Конспект урока  музыки и изобразительного искусства в 6 классепо программе  Г.П.Сергеевой, Критской Е.Д, Неменского Б.М.учителя музыки Шевченко Светланы Николаевны,...

    Интегрированный урок музыки и литературы "Тема любви в музыке. П.И. Чайковский и А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

    Знаменитого композитора привлекала и волновала поэзия Пушкина. На пушкинские стихи Чайковский написал ряд романсов, по мотивам произведения поэта создал лучшие свои оперы: «Евгений Онегин»...

    МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ.

    МУЗЫКА И ЕЕ РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ  НА ЗАНЯТИЯХ  ПО ХОРЕОГРАФИИ....