Главные вкладки

    Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.
    план-конспект урока по музыке (5 класс)

    Иняткина Мария Александровна

    Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

    1. Задачи:
    1. направленные на достижения личностных результатов:
    • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
    • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
    • развитие вокально-хоровых навыков;
    • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
    1. направленные на достижения метапредметных результатов:
    • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
    • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
    • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
    • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
    1. направленные на достижения предметных результатов:
    • знание жанров музыки (опера, балет);
    • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
    • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
    • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

    Тип урока: освоение новых знаний.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Формирование универсальных учебных действий:

    1.Познавательные УУД:

    • Умение запрашивать и самостоятельно находить необходимую информацию из разных источников.
    • Расширение представление учащихся о музыке в синтетических жанрах искусства: театре, кино и мультипликации.

    2.Личностные:

    • Формирование мотивации к обучению и познанию, готовность открыто выражать свою позицию на уроке.
    • Развитие способности эмоционально воспринимать прослушиваемую музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
    • Воспитание российской и гражданской идентичности: уважения у прошлому и настоящему Отечества через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностец отечественной культуры

    3.Регулятивные:

    • Самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

    4.Коммуникативные:

    • Умение сотрудничать в группе при решении учебных задач.

    Предметные результаты:

    • Умение различать музыкальные способы раскрытия образов в кино, театре и мультипликации.
    • Умение сравнивать музыкальные образы.
    • Умение выразительно исполнять вокальное произведение.

    Оборудование и музыкальный материал:   на уроке используется:

    • видеофрагменты из документальных и художественных фильмов;
    • аудиозаписи песен;
    • мультимедийный проектор, презентация.

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_muzyka_v_teatre_kino_i_na_televidenii.docx36.4 КБ

    Предварительный просмотр:

                                               Урок музыки в 5 классе

    Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

      Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

    1. Задачи: 
    1. направленные на достижения личностных результатов:
    • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
    • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
    • развитие вокально-хоровых навыков;
    • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
    1. направленные на достижения метапредметных результатов:
    • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
    • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
    • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
    • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
    1. направленные на достижения предметных результатов:
    • знание жанров музыки (опера, балет);
    • осознание значения музыки в синтетических видах искусства: в театре, кино, на телевидении;
    • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
    • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

    Тип урока: освоение новых знаний.

    Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

    Формирование универсальных учебных действий:

    1.Познавательные УУД:

    • Умение запрашивать и самостоятельно находить необходимую информацию из разных источников.
    • Расширение представление учащихся о музыке в синтетических жанрах искусства: театре, кино и мультипликации.

    2.Личностные:

    • Формирование мотивации к обучению и познанию, готовность открыто выражать свою позицию на уроке.
    • Развитие способности эмоционально воспринимать прослушиваемую музыку, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
    • Воспитание российской и гражданской идентичности: уважения у прошлому и настоящему Отечества через освоение художественно-эстетических, духовно-нравственных ценностец отечественной культуры

    3.Регулятивные:

    • Самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.

    4.Коммуникативные:

    • Умение сотрудничать в группе при решении учебных задач.

    Предметные результаты:

    • Умение различать музыкальные способы раскрытия образов в кино, театре и мультипликации.
    • Умение сравнивать музыкальные образы.
    • Умение выразительно исполнять вокальное произведение.

    Оборудование и музыкальный материал:   на уроке используется:

    • видеофрагменты из документальных и художественных фильмов;
    • аудиозаписи песен;
    • мультимедийный проектор, презентация.

    Структура и ход  урока:

    1. Этап мотивации к учебной деятельности. 2 мин.

     Вход в класс под музыку.

    1. Дети входят в класс под музыку (Г. Гладков «Песенка друзей») и рассаживаются по своим местам.

    Учитель говорит о том, что урок сегодня необычный…и что бы понять, о чем будет идти речь, нужно отгадать несколько загадок.

    1. Этап актуализации знаний. 3 мин.

    У: Ребята! Отгадайте загадки.

    Он по сцене ходит, скачет,

    То смеется он, то плачет!

    Хоть кого изобразит, —

    Мастерством всех поразит!

    И сложился с давних пор

    Вид профессии — ... (актер)

    Он спектаклем заправляет,

    Наизусть все сцены знает,

    Учит он как роль играть.

    Как профессию назвать? (режиссер)

    Коль спектакль завершился

    Слышно «Браво!», комплименты;

    Всем актёрам, в благодарность,

    Дарим мы… (Аплодисменты)

    Пачку, пуанты надела Марина,

    На сцену впорхнула, она -    (балерина)

    Со звонком он в зал придет,

    Место нужное займет.

    Посмотрев спектакль хороший

    Будет хлопать он в ладоши?    (зритель)

    Есть у каждого в квартире

    Он расскажет: что же в мире

    Происходит каждый день.

    Говорить ему не лень.  (телевизор)

    У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?  

    Д:  О театре, кино и телевидении.

    У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении.    

    У: Современные кино и мультфильмы для детей – это экранизации всемирно известных литературных произведений, увлекательные приключения, волшебство и, конечно же, настоящая дружба и любовь.

    У: А с песенкой, которой мы начали урок, встречались раньше, где?

    Д: В мультфильме «Бременские музыканты»

    Создание любого спектакля в драматическом театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а также многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.

    У: Сегодня мы выясним какую роль музыка играет в этих видах искусства. Какую музыку можно в них услышать. Давайте выяснять… И начнем мы с небольшой игры…

    Верно ли утверждение?

    Ответ в начале урока

    Ответ в конце урока

    1. Кинематограф без звука называли «Великий глухой»

    1. Либретто-это название женского голоса

    1. Автор музыки к мультфильму «Бременские музыканты» Г. Гладков

    1. Сюита – циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, различных по характеру, но объединённых общим художественным замыслом, программой.

    1. Сценарий – список персонажей кинофильма.

    1. Первичное усвоение новых знаний. 15 мин.

    Вы уже знаете, что либретто – это литературная основа оперы и балета.

    И спектакль, и фильм, и мультфильм создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету.

    Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму. Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарии).

    А.) Э. Григ «Пер Гюнт»

    У: Ребята, в начальной школе вы  уже знакомились с  музыкальными произведениями, которые были сочинены для спектакля или фильма.

              Сюита «Пер Гюнт» была написана Э. Григом к одноименному драматическому спектаклю Г. Ибсена. Давайте вспомним, что такое сюита? 

    Сюита – крупное произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, объединенных общей темой.

    В  драме говорится о деревенском юноше, который отправился на поиски счастья, оставив родной дом, любимую девушку. Пер странствовал 40 лет. В пути он встречал много интересного, необычного. Вернувшись на родину, встретив в своей избушке девушку, которая ждала его все 40 лет,  Пер Гюнт понимает,  что настоящее богатство, истинное счастье человека дома,  на родине, с родными и близкими людьми.  

    Послушайте музыкальный фрагмент.

    Звучит «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

    У: Знакома ли вам эта музыка?

    Как звучала музыка? Кого она могла бы нам нарисовать? Реального персонажа или сказочного? Злого или доброго? (ответы детей. Метод моделирования музыкального образа.)

     А теперь мы увидим правы вы или нет. (Просмотр видео фрагмента мультфильма)

    В одном из своих приключений Пер Гюнт попадает в пещеру троллей. Именно эту музыкальную картину мы с вами и прослушали.

    Эдвард Григ написал музыку к спектаклю “Пер Гюнт” в 1888 году по одноимённой пьесе Генрика Ибсена.

    Спустя 105 лет, в 1993 году, на студии «Союзмультфильм» режиссёром Инессой Ковалевской на основе музыки Эдварда Грига был создан мультипликационный фильм “Гномы и горный король”.

    В нём были использованы пьесы из сюиты “Пер Гюнт”: «Утро», и «В пещере горного короля».

    Б.) И. Дунаевский «Выходной марш»

    Посмотрите внимательно и скажите, какой из музыкальных жанров больше подойдет к изображенному на экране? (песня, танец или марш).

    Послушайте еще один музыкальный фрагмент. – Звучит выходной марш.

    Где вы могли его услышать?

    - в цирке.

    В тысяча девятьсот тридцать шестом году на Мосфильме режиссёром Григорием Александровым был поставлен комедийный музыкальный художественный фильм «Цирк» с Любовью Орловой в главной роли.

    Музыка, написанная Исааком Осиповичем Дунаевским играет важную роль в фильме. Завоевав любовь миллионов зрителей, она перешагнула границы фильма.

    Так под музыку «Выходного марша» из кинофильма «Цирк» до сих пор выходят на арену цирковые артисты, участвующие в представлении. Этот марш хорошо знаком каждому, кто хоть раз побывал в цирке!

    Давайте выберем из «словаря эмоций» характеристики, отражающие настроение этой музыки.  

    (Работа со словарем эмоций.)

    А сейчас прошу вас внимательно прочитать тексты, которые находятся на ваших партах. И найти ответы на вопросы, которые вы видите на экране.

    Беседа об истории звука в кино.

    А вы знаете, что вначале кино было немым, в нем не было звука! Звук появился в кино в начале 30-х годов XX века. Кинематограф даже прозвали «Великим немым». Одним из первых публика увидела немой документальный короткометражный фильм 1896 года, снятый братьями Люмьер, создателями синематографа. По свидетельствам, первый показ фильма вызвал панику среди публики, которая не была психологически готова воспринять «ожившее» изображение движущегося на зрителей поезда, показанного в натуральную величину. (Просмотр)

    Чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета, свистели, скрипели.

    В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам.  

     Вопросы:

    1. Как называли кинематограф до того, как в нем появился звук? __________
    2. Как называли музыканта, который играл на фортепиано, сопровождая показ фильма музыкой?
    3. Какой известный русский композитор в студенческие годы подраатывал таким музыкантом?

    В.) Музыкальный мультипликационный фильм «Бременские музыканты»

    Музыка в кино делится на закадровую и внутрикадровую. Закадровая музыка сопровождает действие на экране фоном, внутрикадровой называют музыку, исполнителя которой мы видим. Одним из музыкальных мультфильмов, герои которого поют, стал фильм «Бременские музыканты, снятый режиссером Инессой Ковалевской.

    В апреле две тысячи девятнадцатого года этому фильму исполнилось пятьдесят лет. А песни  из него по сей день знают и любят и взрослые, и дети.

    Музыкальная фантазия была написана на одноимённую сказку братьев Гримм. Музыку к мультфильму написал Геннадий Гладков. 

    Первую серию мультфильма озвучивал Олег Анофриев, а во второй – партии исполнял Муслим Магомаев. Давайте послушаем и подпоем.

    Серенадой в эпоху трубадуров (то есть в Средневековье) называлась песня, исполняемая в вечернее время под окном возлюбленной.

    Фрагмент фильма. Серенада Трубадура.

    Г.) А. Хачатурян. Вальс к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад»

    В театре любой спектакль тоже не обходится без музыки.

    Арам Хачатурян написал музыку к драме «Маскарад» Михаила Юрьевича Лермонтова, постановка которой осуществилась в театре имени Вахтангова.

    Премьера состоялась 21 июня 1941 года. А на следующий день началась война. Это и определило судьбу спектакля – он быстро сошёл со сцены.

    Через два года, в 1943 году, музыка была переработана автором в симфоническую сюиту, в которую вошли пять номеров: Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс и Галоп. Один из самых ярких номеров – вальс.

    Слушание музыки. Пластическое интонирование.

    ____________________________________________________

    1. Физминутка. Музыка из фильма «Красная шапочка». Поем с движениями. (Метод символической аналогии)

    1. Закрепление знаний и умений по изучаемому материалу. Вокальная работа.

    5А. Давайте вернемся к вопросам, на которые вы ответиди в начале урока. Попробуйте ответить на них снова. И проверим, совпадут ли ваши ответы. 

    Проверка. Поднимите руки, кто справился со всеми вопросами! Молодцы!

     5Б. Игра «Угадай мелодию»

    Часто происходит так, что музыка к фильму становится не менее знаменитой, чем сам фильм. Сейчас мы в этом убедимся. Попробуйте угадать, музыка из какого фильма сейчас прозвучит.

    Молодцы! Отлично справились!

    1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

    Молодцы, вы успешно справились и с этим заданием!

    У: Итак, как вы думаете, что будет, если убрать из фильмов всю музыку?

    У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?  (открыть как можно больше «окошек» на слайде).

    • служит музыкальной характеристикой героев,
    • создает атмосферу действия,
    • показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам,
    • создает национальный колорит,
    • делает популярными произведения композиторов,
    • показывает мастерство певцов и музыкантов.
    • музыка помогает ярче, глубже переживать содержание фильма.

    У: В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  

    У: 

    И в завершение, я хочу вам что-то сказать. А что, вы узнаете после того как выполните последнее на сегодня задание. Я буду задавать вам вопросы, а вы вписывайте только одну букву, первую букву правильного ответа в заранее заготовленный шаблон на ваших листочках.

     «Буквенный диктант»

         У: Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали, за это спасибо вам большое!

    До новых встреч!

    А вы знаете, что вначале кино было немым, в нем не было звука! Звук появился в кино в начале 30-х годов XX века. Кинематограф даже прозвали «Великим немым». Одним из первых публика увидела немой документальный короткометражный фильм 1896 года, снятый братьями Люмьер, создателями синематографа. По свидетельствам, первый показ фильма вызвал панику среди публики, которая не была психологически готова воспринять «ожившее» изображение движущегося на зрителей поезда, показанного в натуральную величину.

    Чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета, свистели, скрипели.

    В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам.  

    А вы знаете, что вначале кино было немым, в нем не было звука! Звук появился в кино в начале 30-х годов XX века. Кинематограф даже прозвали «Великим немым». Одним из первых публика увидела немой документальный короткометражный фильм 1896 года, снятый братьями Люмьер, создателями синематографа. По свидетельствам, первый показ фильма вызвал панику среди публики, которая не была психологически готова воспринять «ожившее» изображение движущегося на зрителей поезда, показанного в натуральную величину.

    Чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета, свистели, скрипели.

    В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам.  

    А вы знаете, что вначале кино было немым, в нем не было звука! Звук появился в кино в начале 30-х годов XX века. Кинематограф даже прозвали «Великим немым». Одним из первых публика увидела немой документальный короткометражный фильм 1896 года, снятый братьями Люмьер, создателями синематографа. По свидетельствам, первый показ фильма вызвал панику среди публики, которая не была психологически готова воспринять «ожившее» изображение движущегося на зрителей поезда, показанного в натуральную величину.

    Чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого-либо предмета, свистели, скрипели.

    В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам.  

    Верно ли утверждение?

    Ответ в начале урока

    Ответ в конце урока

    1. Кинематограф без звука называли «Великий глухой»

    1. Либретто-это название женского голоса

    1. Автор музыки к мультфильму «Бременские музыканты» Г. Гладков

    1. Сюита – циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, различных по характеру, но объединённых общим художественным замыслом, программой.

    1. Сценарий – список персонажей кинофильма.

    Верно ли утверждение?

    Ответ в начале урока

    Ответ в конце урока

    1. Кинематограф без звука называли «Великий глухой»

    1. Либретто-это название женского голоса

    1. Автор музыки к мультфильму «Бременские музыканты» Г. Гладков

    1. Сюита – циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, различных по характеру, но объединённых общим художественным замыслом, программой.

    1. Сценарий – список персонажей кинофильма.

    Верно ли утверждение?

    Ответ в начале урока

    Ответ в конце урока

    1. Кинематограф без звука называли «Великий глухой»

    1. Либретто-это название женского голоса

    1. Автор музыки к мультфильму «Бременские музыканты» Г. Гладков

    1. Сюита – циклическое произведение, состоящее из нескольких самостоятельных пьес, различных по характеру, но объединённых общим художественным замыслом, программой.

    1. Сценарий – список персонажей кинофильма.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

    Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

    конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс

    конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс....

    Конспект урока по музыке в 5 классе по теме: "Музыка в кино и на телевидении"

    Конспект составлен по программе Критской с учётом ФГОС , расписаны все планируемые результаты и УУД....

    Конспект урока "Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории". 6 класс.

    Показать учащимся, как песня проявляла себя в переломные моменты истории....

    Конспект урока по музыке на тему "Русские народные музыкальные инструменты", 4 класс.

    Цель  урока: Cформировать у учащихся осознанное представление о составе оркестра русских народных инструментов.Задачи:  Познакомить обучающихся с основными группами русских народных музыкаль...

    Презентация к уроку в 5 классе: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

    Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...