Конспект урока "Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории". 6 класс.
план-конспект урока по музыке (6 класс)

Грошева Татьяна Викторовна

Показать учащимся, как песня проявляла себя в переломные моменты истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_kl.urok_no1_2_chetvert.doc49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

2 четверть тема: «Преобразующая сила музыки»

Урок №1

Тема: «Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории».

Цель: показать, как песня проявляла себя в переломные моменты истории.

Музыкальный материал: Руже де Лиль «Марсельеза», «Интернационал» музыка Пьера Дегейтера, слова Эжена Потье, «Маленький реквием» Д.Б. Кабалевский. «Государственный гимн РФ» музыка А.В. Александров, слова С. Михалкова, «Россия – это ты и я».

Дополнительный материал: репродукции картин Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», Г.М. Коржова «Интернационал», Ренатто Гутуззо «Девушка, поющая «Интернационал», скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница».

Ход урока:

Вход под музыку «Государственного гимна РФ» А. В. Александрова в современной обработке.

Слово учителя:

Слушание:

Слушание:

Исполняем и слушаем:

Исполнение:

Слушание:

Итог урока:

Домашнее задание:

Выход:

Песня всегда шагала в ногу с жизнью и особенно ярко проявляла себя в переломные моменты истории. Рядом с революциями шли революционные песни. Они расценивались как оружие, ибо оказывали огромное воздействие на людей. Одну из первых революционных песен – «Марсельезу» - написал в ночь с 25 на 26 апреля 1792 г. французский офицер Руже де Лиль. Через месяц «марсельезу» пела вся Франция. О её силе свидетельствуют донесения генералов. Один из них писал: «Пришлите подкрепление в тысячу человек или тысячу экземпляров «Марсельезы». Другой сообщал: «Я выиграл битву, «Марсельеза» командовала вместе со мной; без Марсельезы» я буду всегда воевать один против двух, а с «Марсельезой» - один против четырёх». Она стала гимном Франции.

«Марсельезы» Руже де Лиля.

  1. Знаете ли вы, что «Марсельеза»сегодня – это государственный гимн Франции?

Она звучала на баррикадах первой русской революции и стала самой популярной песней рабочих. Часто с этой песней революционеры шли на смерть

Рассмотрите репродукцию картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». Как относится автор к событиям, отражённым в картине?

Почему современники художника назвали картину «Марсельезой» французской живописи?

Массовое искусство огненного Парижа, музыка народного революционного энтузиазма нашли своё развитие в могучем мастерстве Л. Бетховена, который как никто другой, услышал призывные интонации своего времени. Вспомните «Пятую симфонию». (Наиграть интонацию).

  • Какие идеи отражены в этом произведении и какими средствами переданы они в музыке?
  • Сравните с картиной «Свобода на баррикадах». В чём близость творческих идеалов композитора и художника? Какими средствами они передают революционную направленность, порыв?

Международным пролетарским гимном в конце 19 века стала песня «Интернационал» (от латинского – интер – между и натио – народ). В трагические дни после разгрома Парижской коммуны французский поэт Эжен  Потье написал текст «Интернационала». Но песней «Интернационал» стал после смерти поэта, когда рабочий-мебельщик, композитор-любитель Пьер Дегейтер в 1888 г. В России «Интернационал» стал распространяться в первые годы 20 века, несмотря на запрещение его царским правительством. Русский революционер и поэт А. Коц (Данин) в 1902 г. перевёл «Интернационал» на русский язык. С того времени песня стала звучать на рабочих собраниях и демонстрациях в России и других странах До 1944 года «Интернационал» был гимном нашего государства.

«Интернационала» (исполнить фрагмент).

Обратить внимание на ту же интонацию, что и в «Марсельезе».

  • Какие средства музыкальной выразительности придают ей решительный, уверенный и целенаправленный характер?
  • (Эта музыка – призыв к действию, это мысли, чаяния большевиков, их оружие в борьбе).

«Интернационал» с 1918 г. по 1944 г. был государственным гимном СССР.

С 1 января 1944 г. был утверждён Государственным гимном СССР новый вариант гимна, написанный композитором А.В. Александровым и поэтом С. Михалковым и Г. Эль- Регистаном.

В 2001 году он был положен в основу нового гимна России.

«Государственный гимн РФ» А.В. Александрова.

- Почему, слушая гимн, мы чувствуем особое волнение?     ---- Почему он вызывает в нас чувство гордости за Родину?

- Какие выразительные средства придают гимну величавый характер? (Сыграть кварту).

Сравните мелодическую интонацию гимна с «Марсельезой» и «Интернационалом».

«Россия – это ты и я».

В нашей стране поставлены памятники, у которых горит Вечный огонь славы в память героев, погибших в боях революции, гражданской войны, в годы ВО войны.

  • Назовите такие памятники в нашем городе.

На Урале, в городе Перми, на высоком холме, который называется «Вышкой», в центре рабочего района, где в дни первой русской революции шли ожесточённые бои против царских войск, сейчас стоит памятник героям этих боёв, горит Вечный огонь славы, и каждый час в их честь звучит траурно-героическая музыка. В этой музыке, особенно в начале и в заключительной части, слышны интонации уже знакомой нам песни. Какой?

Произведения «Маленький реквием» Д.Б. Кабалевского.

  • Интонацию какой песни вы услышали в «Маленьком реквиеме»?

Реквием – заупокойная траурная месса, принятая в католическом богослужении. Посвящённая памяти усопших, она исполняется на 40 –й день после смерти.

Молитва о душе ушедшего человека, горе оплакивающих его – всё это выражается в скорбной, лирической, сдержанно-благородной музыке.

Месса – хоровое произведение.

  • Как влияли на людей революционные песни?
  • Какое значение они имели в определённые моменты истории многих стран ?

Выучить даты когда и какой государственный гимн  был принят в нашей стране.

Выучить фамилии авторов «Государственного гимна РФ».

под музыку «Государственного гимна РФ» в современной обработке.

Картина Э. Делакруа Свобода на баррикадах»

Картина Ренатто Гутуззо «Девушка, поющая «Интернационал».

Портрет А.В. Александрова.

Таблица «Государственного гимна РФ».

Слова песни.

Портрет Д.Б. Кабалевского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки музыки (1-8 кл). Интересные моменты "простого" урока. Применение различных методик.

Эта методическая разработка расскажет об интересных моментах "простого" урока музыки. Урок музыки--урок творческий. И основная задача учителя сделать его ярким. интересным, а главное любимым для учени...

Переломный момент у ученика - музыканта

Что делать родителям, если ребёнок отказывается от дальнейшего посещения музыкальной школы?...

Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс

Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс...

Конспект урока музыки "Звать через прошлое к настоящему", 5 класс

Третий урок блока "Музыка и изобразительное искусство". На примере образа Александра Невского в кантате С.Прокофьева и триптихе П.Корина рассматривается взаимосвязь времён и историческая пам...

конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс

конспект урока музыки " Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс...

проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"

проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...