Главные вкладки

    конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс
    план-конспект урока по музыке (6 класс) по теме

    Гашимова Ирина Юрьевна

    конспект урока по музыке "Перезвоны. Молитва." по УМК Сергеевой - Критской 6 класс.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon perezvony._molitva._urok_muzyki_6_klass.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «Перезвоны. Молитва».

    Цель: развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

    Задачи:

    • дальнейшее знакомство с хоровой симфонией-действом  «Перезвоны» В. Гаврилина;
    • осмысление интонационного богатства народной музыки;
    •  дальнейшее знакомство с жанром молитвы в музыке отечественных композиторов;
    • воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа;
    • развитие музыкального и эстетического вкуса.

    Музыкальный материал:

    •  «Смерть разбойника» В.Гаврилина.
    • «Ерунда» В.Гаврилина.
    • «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.
    • С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».
    • «Молитва» Б.Окуджавы.
    • «В минуту скорбную сию…» иеромонаха Романа.

    Ход  урока.

    1. Организация детей на работу.
    2. Распевка.
    3. Сообщение темы урока.
    4.         Работа над новым материалом.

    1.        Прослушивание и характеристика  произведения  «Смерть разбойника» В.Гаврилина.

    -Что вы услышали? (Обращение к Богу.)

    - О чём просит этот человек? (О спасении, защите, помиловании…)

    - Каждый человек приходит в храм со своими просьбами и в наше время.

    - Какая  это музыка, старинная или современная? (Современная).

    2. Знакомство с творчеством Гаврилина В.А.

    Современный композитор Валерий Александрович Гаврилин сочинил симфонию-действо «Перезвоны» для солистов, хора и ударных. Она имеет подзаголовок «По прочтении В.Шукшина».

    «Перезвоны» - это размышление композитора о любви к человеку, к родной земле – о том, чему посвятил своё творчество русский писатель Василий Макарович Шукшин.  Это сочинение – диалог-раздумье композитора и писателя о самых простых трудных истинах: жизнь и смерть, любовь и разлука, печаль и радость, грех и раскаяние, мать и сын, человек и природа, Отчизна, душа, совесть.

    3. Прослушивание и характеристика произведения.  «Ерунда» В.Гаврилина.

    -Какой характер музыки? (Шуточный, весёлый…)

    -Какое исполнение? (Хор, используются ударные.)

    4. Прослушивание и характеристика произведения.  «Ти-ри-ри» В.Гаврилина.

    - Какое исполнение? (хор – пример народной музыки.  Озорные частушки.)

    В музыке В. Гаврилина возникает голос народной жизни во всём её многообразии. Многочисленные звоны раскрывают праздничную и будничную, комическую и трагическую стороны народной жизни.

    5.  Обобщение учителем.

    6. Прослушивание и характеристика произведения  С.В. Рахманинова «Богородице Дево, радуйся».

    -Охарактеризуйте прослушанное произведение.  (Напевно, мягко, тихо, нежно и т.д., хоровое исполнение.)

    - К какому жанру можно отнести музыку? (К жанру духовной музыки: молитва.)

    - Какие чувства испытывает  человек во время молитвы?

    (Он волнуется, переживает, просит, мучается, страдает, радуется и т.д.)

    -Можно ли это  произведение назвать молитвой? ( Да. )

    7. Обобщение учителем.

    Это обращение к Богу современного человека со своими сокровенными мыслями, с просьбами поддержать его в трудную минуту жизни, помочь найти верное решение жизненных проблем, с покаянием в своих прегрешениях.

    8. Исполнение песни «Молитва» Б.Окуджавы учащимися.

    9. Прослушивание и характеристика произведения  «В минуту скорбную сию…» в исполнении иеромонаха Романа.

    К жанру молитвы в своём творчестве обращается иеромонах Роман, который поёт свои духовные стихи и молитвы под … гитару.

    - Охарактеризуйте эту молитву.

    - Какая это молитва? Почему?

    1. Обобщение учителем.

    В наше тревожное, неутешительное время произведения духовной музыки отечественных композиторов, сочинения, написанные в жанре молитвы, напоминают о Вечности, помогают человеку обрести в себе утерянный образ Божий. Слушая духовную и народную музыку, ощущаешь её глубокие связи с жизнью человека, его раздумьями о смысле жизни, о любви к Отчизне, матери, о душе и совести человека, грехе и раскаянии.

    1. Подведение итога урока.
    1. Беседа.

    - Что нового узнали на уроке?

    -Какие произведения мы прослушали?

    - Какие средства музыкальной  выразительности позволяют композитору Гаврилину выявить контрастность образов?

    - Как музыкальные образы песен раскрывают лирические чувства поэтических высказываний?

    - Назовите  особенности музыкального языка каждого произведения, которые подчеркивают их принадлежность к жанру молитвы.

    2. Обобщение ответов.

    3.         Д/задание.

    4. Оценка работы детей.

    1. Организованное окончание урока.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект урока английского языку по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья” Урок повторения и обобщения.М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса.

    План-конспект урока английского языку разработан по методике Шадрикова для 6 класса по теме: “Семья”  Урок повторения и обобщения . М.З.Биболетова. “Enjoy English” учебник для 5-6 класса....

    Конспект урока с презентацией на тему "Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику "Русский язык" В.В. Львова, С.И. Львовой, 5 класс, в 3-х частях.

    Конспект урока с презентацией на тему " Виды словочосетаний". 5 класс. Урок составлен по учебнику Львова, Львовой, 5 класс, в 3-х частях.Данный конспект составлен в виде технологической карты, к нему ...

    Конспект урока по русскому языку ( для учащихся 7 - 9 классов) Тема урока: « Слова – «приятели»

    Конспект урока по русскому языку "Слова-приятели" для 7-9 классов. Тип урока: проверка знаний, умений, навыков....

    План-конспект урока с ЭОР. УМК "Английский в фокусе. 5 класс". Н.И. Быкова,Дж.Дули. Модуль №8,урок 8a

    План - конспект урока c ЭОР. УМК "Английский в фокусе. 5 класс". Н.И. Быкова, Дж. Дули. Модуль №8, урок 8a...

    Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 класса Тема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метров

    Конспект урока по физической культуре (по ФГОС) для 5 классаТема урока: Техника спринтерского бега. Бег на 30 и 60 метровФ.И.О. педагога:Пастухов Сергей АлександровичПредмет: физическая культураКласс:...