Главные вкладки

    Конспект урока музыки в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении"
    план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Малханова Сэсэг Будаевна

    по программе ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                               Открытый урок музыки в 5 классе

    Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

    Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

    Задачи:

    1. Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
    2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
    3. Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

    Музыкальные произведения:

    1. Фрагмент из оперы "Садко».
    2. Балет Чайковского «Щелкунчик»
    3. А. Рыбников «Песенка Буратино»
    4. Музыкальные заставки из разных передач

                   

    Видеофрагменты:

    1. Балет «Щелкунчик» П. Чайковский.
    2. Кинофильм «Приключения Буратино»
    3. Фрагмент из мюзикла "Звуки музыки" песня "До, ре, ми, фа"

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Приветствие учеников: "Здравствуйте ребята", "Здравствуйте учитель"

    (слайд 1) Начнём сегодняшний урок строчками Дмитрия  Шостаковича: -«Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку  открыть то, чем наполнена душа всего человечества»

    Ребята, скажите пожалуйста, как  музыка может показать то, что творится в душе человека и человечества? (слайд 2)

    Уч-ки:  Через  вокализ.

    Уч-ль: Если музыке поможет литература?

    Уч-ки: Получится песня, романс, серенада...

    Уч-ль: Когда мы с вами исполняли песни, романсы, слушали вокализ, баркаролу, то мы представляли различные образы.

    У: Ведь мы можем не только представлять, но и увидеть образы перед глазами.

    в этом нам помогут 2 видеофрагмента. Знакомы ли  они вам ? Знаете  ли вы их названия?

     На экране видеофрагменты:

     фрагмент из оперы "Садко" - заиграйте мои гусельки и Песня «До,ре,ми» Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки»

      У:  подумайте, есть ли сходство и  различие между этими произведениями?

     Версии учащихся:

    Сходство: наличие музыки, помогающей выразительно передать жизнерадостный характер увиденных сцен (песенность, танцевальность ); оба произведения имеют сюжет, литературное содержание.

    Различие: разные жанры киноискусства: художественный  и мультипликационный фильмы, инструментарий.

    Учитель: А вот еще одна муз. загадка. Где звучит эта музыка? 

    У. Раскрывает  ли песня содержание этой детской передачи?

     Является ли она музыкальной иллюстрацией к тому видеоряду, который мы каждый вечер видим на экранах телевизоров?

     Задание-слушание заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!» (  «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл З.Петровой).

    После прослушивания:

    Учитель: Для чего мы сейчас с вами вспомнили произведения Роджерса, Гладкова, музыкальную заставку к телепередаче, что их объединяет?( МУЗЫКА) Где была использована эта музыка? (В ТЕАТРЕ, КИНОФИЛЬМЕ, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ)

    Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. (посовещайтесь в группе )

    Дети: Посовещавшись в группе дети называют варианты: музыкальные театр, кино и телепередачи;

    У: Нет

    Дети: театры, кинофильмы и передачи в музыке

    У: Нет

    Дети:

     «Музыка в театре, в кино, на телевидении"

    У: Конечно (слайд 7)

    Сегодня мы будем  говорить о взаимоотношениях этих видов искусств.   А так как у нас урок музыки то ,что мы должны будем выяснить?....

    Как вы думаете что?

    дети: «Какова роль  музыки в театре, в кино и на телевидении

    У: Правильно это и будет главной целью и вопросом нашего урока.

    1  этап урока.

    Чтобы услышать музыку в театре мы с вами отправимся в культурный поход в театр. Но чтобы нам войти в зал нужно знать правила поведения в театре. Для этого мы с вами посмотрим небольшой сюжет.

    ( Просмотр видео) (слайд 9)

    У: Ну что, какие правила вы узнали? (слайд 10)

    С правилами мы с вами познакомились, Теперь посмотрим фрагмент балета, название я вам не скажу, а вы сами догадайтесь

    (Фрагмент из балета «Щелкунчик».)(слайд 11)

    Д: Балет "Щелкунчик"

    У:Правильно

    У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

    Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам героев, Щелкунчика, Мэри, мышинного принца и солдатиков

    Д: Музыка сначала нежная, даже радостная, когда щелкунчик катает Мэри, но потом музыка становиться злой, когда появляется мышь. Потом снова радость и выходят друзья солдаты.

     У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

    Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

    У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

    Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

    У: Какова же роль музыки в театре тогда

    Д: Музыка сопровождает пение и движения в балете

    У: А под какую музыку поют и танцуют в театре

    Д: Под классическую, живую - играет симфонический оркестр.

    2 этап урока

    У: Балет и оперу мы можем посмотреть в театре оперы и балета. Но ведь театры бывают разные: драматический, кукольный, детский музыкальный театры и т.д.

    Так как у нас нет возможности посетить все эти театры мы можем увидеть музыкальные спектакли с помощью музыкальных фильмов. И поэтому мы с вами отправляемся в кино

    В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  

    У: Одной из таких песен стали «Буратино", "Крылатые качели", "леди Мэри" и многие другие песни

    Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из  музыкального фильма «Приключения Буратино»

    (Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино») (Слайд 12)

    У: Теперь разберем  и разучим эту песню.

    (Разучивание песни «Буратино») (слайд 13-15)

    пение

    А теперь я предлагаю спеть по ролям и

    «Песенка Буратино»

    1. Кто доброй сказкой входит в дом?

    Кто с детства каждому знаком?

    Кто не ученый, не поэт,

    А покорил весь белый свет,

    Кого повсюду узнают,

    Скажите, как его зовут?

    Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!

    2. На голове его колпак,

    Но околпачен будет враг,

    Злодеям он покажет нос

    И рассмешит друзей до слез,

    Он очень скоро будет тут,

    Скажите, как его зовут?

    Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!

    3. Он окружен людской молвой,

    Он не игрушка- он живой!

    В его руках от счастья ключ,

    И потому он так везуч,

    Все песенки о нем поют,

    Скажите, как его зовут!

    Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!

    У: Да, при помощи музыки мы сейчас разыграли мини спектакль из кинофилима

    У: Каков характер музыки?

    У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами.  В них мы также слышим много музыки и песен.

    У: А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. 

    У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

         Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма  

         необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы Д: да, конечно

     (слайд...)

         У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

         Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,  

         настраивает зрителя на определенные моменты.

    А  сейчас я объявляю интеллектуальный конкурс (слайд 16) 

    у вас на столах колокольчики, которые помогут не выкрикивать, а первая команда, которая зазвенит, та и отвечает.

    За каждый правильный ответ я буду выдавать билетики. В конце урока мы подсчитаем билетики и определим ваши оценки.

    Итак, начинаем)))

    6 этап урока.

    У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре и кино?

    Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

    У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

    В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

    Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.

    У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

    А сейчас мы  с вами проведем музыкальную викторину, ваша задача по послушанной музыке определить из какой она телепередачи?

    здесь логика игры такая же, как и в предыдущей.

    Итак, начинаем.

    1.

    2.

    7 этап урока.

          У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

          Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

         Наш урок подошел к концу. Давайте  же подсчитаем у кого сколько получилось билетиков.

         Д/З:


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

    Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

    "Музыка в театре, кино и на телевидении" - 28.01.2014

    Конспект и презентация урока музыки в 5 классе...

    Тест "Художник и искусство театра, кино, фото и телевидения"

    Тест  для закрепления знаний  по  изобразительному  искусству 9 класс  по  окончании изучения материала. ( Программа Б.Неменского. Учебник 8 класса). Тест  составлен...

    Презентация к уроку в 5 классе: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

    Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

    Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.

    Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...

    Музыка в театре, кино и на телевидении. 5 класс

    Музыка в театре, кино и на телевидении....

    Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"

    Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"Тип урока: ознакомление с новым материаломЦели урока: Образовательные:- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спекта...