Конспект урока музыки в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении"
план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

Малханова Сэсэг Будаевна

по программе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                           Открытый урок музыки в 5 классе

Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Задачи:

  1. Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
  2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
  3. Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

Музыкальные произведения:

  1. Фрагмент из оперы "Садко».
  2. Балет Чайковского «Щелкунчик»
  3. А. Рыбников «Песенка Буратино»
  4. Музыкальные заставки из разных передач

               

Видеофрагменты:

  1. Балет «Щелкунчик» П. Чайковский.
  2. Кинофильм «Приключения Буратино»
  3. Фрагмент из мюзикла "Звуки музыки" песня "До, ре, ми, фа"

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Приветствие учеников: "Здравствуйте ребята", "Здравствуйте учитель"

(слайд 1) Начнём сегодняшний урок строчками Дмитрия  Шостаковича: -«Музыка может показать миллионам людей то, что делается в душе одного человека, и одному человеку  открыть то, чем наполнена душа всего человечества»

Ребята, скажите пожалуйста, как  музыка может показать то, что творится в душе человека и человечества? (слайд 2)

Уч-ки:  Через  вокализ.

Уч-ль: Если музыке поможет литература?

Уч-ки: Получится песня, романс, серенада...

Уч-ль: Когда мы с вами исполняли песни, романсы, слушали вокализ, баркаролу, то мы представляли различные образы.

У: Ведь мы можем не только представлять, но и увидеть образы перед глазами.

в этом нам помогут 2 видеофрагмента. Знакомы ли  они вам ? Знаете  ли вы их названия?

 На экране видеофрагменты:

 фрагмент из оперы "Садко" - заиграйте мои гусельки и Песня «До,ре,ми» Роджерса из муз.фильма «Звуки музыки»

  У:  подумайте, есть ли сходство и  различие между этими произведениями?

 Версии учащихся:

Сходство: наличие музыки, помогающей выразительно передать жизнерадостный характер увиденных сцен (песенность, танцевальность ); оба произведения имеют сюжет, литературное содержание.

Различие: разные жанры киноискусства: художественный  и мультипликационный фильмы, инструментарий.

Учитель: А вот еще одна муз. загадка. Где звучит эта музыка? 

У. Раскрывает  ли песня содержание этой детской передачи?

 Является ли она музыкальной иллюстрацией к тому видеоряду, который мы каждый вечер видим на экранах телевизоров?

 Задание-слушание заставки к передаче «Спокойной ночи, малыши!» (  «Спят усталые игрушки» муз. А.Островского, сл З.Петровой).

После прослушивания:

Учитель: Для чего мы сейчас с вами вспомнили произведения Роджерса, Гладкова, музыкальную заставку к телепередаче, что их объединяет?( МУЗЫКА) Где была использована эта музыка? (В ТЕАТРЕ, КИНОФИЛЬМЕ, НА ТЕЛЕВИДЕНИИ)

Я предлагаю вам назвать тему нашего урока. (посовещайтесь в группе )

Дети: Посовещавшись в группе дети называют варианты: музыкальные театр, кино и телепередачи;

У: Нет

Дети: театры, кинофильмы и передачи в музыке

У: Нет

Дети:

 «Музыка в театре, в кино, на телевидении"

У: Конечно (слайд 7)

Сегодня мы будем  говорить о взаимоотношениях этих видов искусств.   А так как у нас урок музыки то ,что мы должны будем выяснить?....

Как вы думаете что?

дети: «Какова роль  музыки в театре, в кино и на телевидении

У: Правильно это и будет главной целью и вопросом нашего урока.

1  этап урока.

Чтобы услышать музыку в театре мы с вами отправимся в культурный поход в театр. Но чтобы нам войти в зал нужно знать правила поведения в театре. Для этого мы с вами посмотрим небольшой сюжет.

( Просмотр видео) (слайд 9)

У: Ну что, какие правила вы узнали? (слайд 10)

С правилами мы с вами познакомились, Теперь посмотрим фрагмент балета, название я вам не скажу, а вы сами догадайтесь

(Фрагмент из балета «Щелкунчик».)(слайд 11)

Д: Балет "Щелкунчик"

У:Правильно

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какая музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам героев, Щелкунчика, Мэри, мышинного принца и солдатиков

Д: Музыка сначала нежная, даже радостная, когда щелкунчик катает Мэри, но потом музыка становиться злой, когда появляется мышь. Потом снова радость и выходят друзья солдаты.

 У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: Какова же роль музыки в театре тогда

Д: Музыка сопровождает пение и движения в балете

У: А под какую музыку поют и танцуют в театре

Д: Под классическую, живую - играет симфонический оркестр.

2 этап урока

У: Балет и оперу мы можем посмотреть в театре оперы и балета. Но ведь театры бывают разные: драматический, кукольный, детский музыкальный театры и т.д.

Так как у нас нет возможности посетить все эти театры мы можем увидеть музыкальные спектакли с помощью музыкальных фильмов. И поэтому мы с вами отправляемся в кино

В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  

У: Одной из таких песен стали «Буратино", "Крылатые качели", "леди Мэри" и многие другие песни

Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из  музыкального фильма «Приключения Буратино»

(Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино») (Слайд 12)

У: Теперь разберем  и разучим эту песню.

(Разучивание песни «Буратино») (слайд 13-15)

пение

А теперь я предлагаю спеть по ролям и

«Песенка Буратино»

1. Кто доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не ученый, не поэт,

А покорил весь белый свет,

Кого повсюду узнают,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!

2. На голове его колпак,

Но околпачен будет враг,

Злодеям он покажет нос

И рассмешит друзей до слез,

Он очень скоро будет тут,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!

3. Он окружен людской молвой,

Он не игрушка- он живой!

В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч,

Все песенки о нем поют,

Скажите, как его зовут!

Бу! Ра! Ти! Но! Буратино!

У: Да, при помощи музыки мы сейчас разыграли мини спектакль из кинофилима

У: Каков характер музыки?

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами.  В них мы также слышим много музыки и песен.

У: А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. 

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

     Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма  

     необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы Д: да, конечно

 (слайд...)

     У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

     Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,  

     настраивает зрителя на определенные моменты.

А  сейчас я объявляю интеллектуальный конкурс (слайд 16) 

у вас на столах колокольчики, которые помогут не выкрикивать, а первая команда, которая зазвенит, та и отвечает.

За каждый правильный ответ я буду выдавать билетики. В конце урока мы подсчитаем билетики и определим ваши оценки.

Итак, начинаем)))

6 этап урока.

У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре и кино?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

А сейчас мы  с вами проведем музыкальную викторину, ваша задача по послушанной музыке определить из какой она телепередачи?

здесь логика игры такая же, как и в предыдущей.

Итак, начинаем.

1.

2.

7 этап урока.

      У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

      Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

     Наш урок подошел к концу. Давайте  же подсчитаем у кого сколько получилось билетиков.

     Д/З:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

"Музыка в театре, кино и на телевидении" - 28.01.2014

Конспект и презентация урока музыки в 5 классе...

Презентация к уроку в 5 классе: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.

Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...

Музыка в театре, кино и на телевидении. 5 класс

Музыка в театре, кино и на телевидении....

Открытый урок по теме: "Музыка в театре, кино и на телевидении"

Тема: "Музыка в театре, кино и на телевидении"Тип урока: ознакомление с новым материаломЦели урока: Образовательные:- Сформировать у учащихся представление о сценической роли музыки в спекта...

План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Показать важное значение музыки в разных видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария....