План конспекта урока музыки в 5 классе «Музыка в театре, кино и на телевидении»
план-конспект урока по музыке (5 класс)

Разумова Надежда Ильинична

Показать важное значение музыки в разных видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_kl.muzyka_v_teatre_kino_i_na_tv.docx33.02 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

      План конспекта урока музыки в 5 классе

                                                                                                        Подготовила концертмейстер

                                                                                                        МБОУ "Килемарская СОШ"

                                                                                                        Разумова Надежда Ильинична.  Слайд 1Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

Учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. Музыка 5 класс.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран

Тип урока : открытие новых знаний

Цель  урока: Показать важное значение музыки в разных видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Задачи:

  1. личностные результаты:
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
  • формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
  • развитие вокально-хоровых навыков;
  • наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
  1. метапредметные результаты:
  • освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
  • размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
  • проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
  • овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
  1.  предметные результаты:
  • знание жанров музыки (опера, балет);
  • осознание значения музыки в различных видах искусства:в театре, кино, на телевидении;
  • умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
  • сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.

1.Организационный момент

Под музыку «Как в кино…» входят дети в класс, с билетами в руках, рассаживаются на места, согласно билетам.

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь на места.

2.Постановка темы и цели урока. Мотивация.

У: Ребята! Отгадайте загадки и тогда вы сможете сказать, о чем пойдет речь на нашем уроке.

Слайд 2

1.Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия -(актер)  

2.Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать?(режисер)

3. Ловко движется по сцене,

Музыкальный вкус в ней ценен.

Не нужна ей пелерина : 

Пачку носит ...(балерина).
4.Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши?(зритель)

5.Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!(телевизор)

У:Ребята, вы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем речь?

Д:О театре, кино и телевидении.

У:Правильно, тема нашего урока "Музыка в театре, кино и на телевидении".

2.Освоение нового материала. Актуализация.

У: И спектакль и фильм создаются на основе литературного сценария, который напоминает либретто к опере или балету. В то же время создание любого спектакля в драматическом театре, художественного, документального, мультипликационного фильма, а также многочисленных передач по телевидению не может обойтись без музыки.

Слайд 3 На заре кинематографии, когда ещё не умели записывать звук, немые фильмы всегда сопровождались музыкой, которую исполняли таперы — музыканты-аккомпаниаторы. Именно музыка помогала ярче, глубже переживать содержание фильма.

(Фрагмент из немого кино)

У :Как помогает музыка раскрыть смысл сюжета в разных видах искусства? (ответы детей)

Слайд4 Вам уже знакомы музыкальные произведения, которые были сочинены для какого-либо спектакля или фильма. Сюита «Пер Гюнт» была написана Э. Григом к одноимённому драматическому спектаклю Г. Ибсена. Мюзикл «Звуки музыки» Р. Роджерса обрёл вторую жизнь в кино. Песни, которые любят и знают многие, также были написаны их авторами для конкретных фильмов или постановок.

Слайд 5 А сейчас, мы отправляемся в виртуальное путешествие в театр оперы и балета. И первая станция–театр! Великий гений У. Шекспир сказал: «Весь мир – театр, а люди в нем актеры!». И оказался прав! Но, театр – это, прежде всего, зрелищная постановка, перевоплощение, призванная развлекать, отвлекать и поучать. Но театр не может существовать без оперы и балета.

 У: Давайте вспомним, что такое опера?

Д:Опера -это музыкальный спектакль в котором все действующие лица поют в сопровождении оркестра.

Слайд 6 

У: Опера в переводе с итальянского- труд, дело, сочинение. Возникла опера в Италии на рубеже XVI и XVII веков и первоначально называлась драма на музыке. Появление оперы в Италии не случайно. Именно эта страна считается родиной бельканто – прекрасного пения. В опере на основе литературного сюжета соединились музыка (вокальная и инструментальная), драматическое (театральное) действие, сценическое и изобразительное искусство( костюмы, декорации), реже хореография.

В основе оперы лежит поэтический текст, положенный на музыку, а для того, чтобы слушатель проникся пением, оперный певец должен уметь не только петь, но и играть и правильно держать себя на сцене.

Слайд 7 У:В фойе театра можно купить небольшую брошюрку-программу с кратким изложением сюжета оперы. Оно называется либретто, в переводе с итальянского означает книжечка. В основу либретто может быть положен какой-либо исторический факт или литературное произведение-роман, повесть, миф, легенда, поэма, сказка, былина.

Слайд 8 Вот и сегодня в нашем театре пройдет опера – «Снегурочка», композитор Н.А. Римский-Корсаков.

У: Ребята, скажите, а на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение.

Д :Опера написана на сюжет сказки русского писателя и драматурга А.Н. Островского.

У:И так, давайте прослушаем фрагмент оперы «Снегурочка»

Вопросы детям: В каком характере звучала музыка? Какой образ нам рисует музыка?

(Ответы детей)    

Слайд 9

У:Ребята, что такое балет?

Д: Это музыкально-театральный жанр, в котором тесно переплелись несколько видов искусств - музыка, танец, живопись, драматическое и изобразительное искусство. В переводе с итальянского, слово «балет» означает – «танцую».

У: Послушайте Адажио из балета Петра Ильича Чайковского "Щелкунчик"

 В переводе с итальянского adagio значит «тихо, медленно». В балете словом «адажио» обозначают медленную часть танца.

(Звучит фрагмент Адажио)

Слайд 10 Физкультминутка (1-2 мин - "Фиксики") 

Слайд 11 А, сейчас прервемся на антракт. Что такое антракт?(Ответы детей)

Перерыв между актами (действиями) спектакля или отделениями концерта. 

Служит для отдыха исполнителей и зрителей,а также для перемены декорации.

 Итак, следующая станция – кино, а мы будем находиться в кинозалах!

У :Как вы думает, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

Слайд 12 Сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.

А какую роль играет музыка в кино?

Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает, о чем либо,  

     настраивает зрителя на определенные моменты.

Слайд13

У:Киномузыка-важнейшая из средств выразительности в искусстве кинематографа. Нет в мире ни одного великого фильма без достойной музыки. Пренебрежение ей может негативно сказаться на будущем кинокартины.

Но где же еще мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов.

 Слайд14 Музыкальные  шоу на телеканале: "Голос-дети", "Суперстар!", "Шоумаскгоон", "Ты супер!", "Маска", "Дуэты","Минута славы",мультфильмы и конечно кинофильмы.

У:В кинофильмах можно услышать много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми хитами.

Слайд15 У: Одной из таких песен стала «Песня друзей» из кинофильма «Бременские музыканты», музыку которую написал советский композитор Геннадий Гладков, слова Юрия Энтина

Давайте мы ее исполним. ( Вокально-хоровая работа) 5 мин.

Можно ли этот фильм назвать музыкальным? (Да)

Слайд 16 Сейчас вам предлагаю музыкальную викторину - «Угадай мелодию!» Вы услышите отрывки из песен, которые звучали в мультфильмах.Угадайте, как они называются и из каких они мультфильмов  или фильмов.

1. «Ничего я не хочу» -м/ф  "Бременские музыканты"

2. «Снегурочка» - м/ф "Снегурочка"

3. «Адажио» балет "Щелкунчик"

4. « Хоть поверьте, хоть проверьте» к/ф" Золушка"

5. «Буратино» к/ф "Буратино"

6.Этап рефлексии.(1-2 мин.)

У:Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем сегодня говорили на уроке?

Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли.

Слайд 17 У: Верно. Музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма, передачи; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев.

Домашнее задание: Вспомни и спой полюбившиеся тебе песни из кинофильмов, теле радиопередач.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»

Урок с использованием  ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль  "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы.  В практический модуль входи...

Конспект урока по немецкому языку "Музыка" 10 класс

Разработка урока по немецкому языку в 10 классе по теме "Музыка"...

План-конспект урока "А.А.Фет. Музыка стиха"

Урок развития речи для учеников 8 класса. С применением технологии развития критического мышления....

План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»,

Цель:  показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая декламация»;закр...

План-конспект урока в 5 классе с применением ИКТ технологий Тема четверти: «В чем сила музыки?»

Цель: на материале урока показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки и их связь с жизнью.Задачи:познакомить с жанром хорового концертапознакомить с понятием «речевая дек...

План-конспект урока "Путешествие в страну музыки"

Цель:-     включить учащихся в учебную деятельность;-     умение работать в группе;-     оценить собственную деятельность на уроке;-...