План-конспект урока "А.А.Фет. Музыка стиха"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Ларионова Наталья Васильевна

Урок развития речи для учеников 8 класса. С применением технологии развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_fet.docx25.6 КБ
Файл prezentatsiya_fet.pptx1.38 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

План-конспект урока «А.А.Фет. Музыка стиха»

1. Предмет: литература

2. Класс: 8 класс

3. Тип урока: урок развития речи

4. Базовый учебник: ?

5. Цели и задачи урока:

Образовательные:

  • Ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха; рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; стремиться воспитывать любовь к музыке, поэзии.

Развивающие:

  • Развивать творческую способность анализировать и конструировать метафоры, эпитеты, олицетворения и сравнения;
  • Совершенствовать умения составлять тексты разных жанров.

Воспитательные:

  • Учить излагать свое мнение; самостоятельно создавать письменные тексты; осознанно использовать речевые средства; организовывать работу в группе; преодолевать конфликты

6. Используемые образовательные технологии:

  • Информационные компьютерные технологии: мультимедиа (усвоение нового материала)
  • Технология развития навыков самостоятельной работы (при выполнении практической работы)
  • Технологии развития критического мышления (для закрепления знаний)

7. Форма работы учащихся: работа с компьютерной моделью, практическая работа в тетрадях, устное обоснование ответов.

8. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальные колонки

9. Структура и ход  урока:

I. Организационный момент

II.  Работа с презентацией «Афанасий Фет. Музыка стиха» (Приложение №1). В ходе работы учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают сообщения о роли музыки в жизни поэта:

  • Эпиграф к уроку:

Как беден наш язык! – Хочу и не могу –

Не передать того ни другу, ни врагу,

Что буйствует в груди прозрачною волною.

  • Звучит романс на стихотворение А.Фета «Я тебе ничего не скажу».
  • Слайды с высказываниями современников об А.Фете

III. Ученики читают стихотворения: «Сияла ночь», «Шопену», «Чайковскому», «Романс», «Певице». Отвечают на вопросы: какой темой связаны стихотворения; какие слова и почему повторяются в стихотворных текстах.

IV. Обсуждение истории создания стихотворения «Сияла ночь»  

V. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения «Сияла ночь». После выполнения задания ученики обосновывают письменные ответы устно.

Вопросы для анализа:

- Назовите темы стихотворного текста Фета;

- Расскажите о композиции;

- Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамичный? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?

- Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?

- Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?

- С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?

- Что даёт повтор союза «что» во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?

- Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?

- Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите её функции;

- Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием повтора стиха?

- Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы: фонетические или синтаксические? Почему?

- Как связаны между собой третья и четвертая строфы?

- Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?

- Проанализируйте фонетический строй строфы и сделайте выводы о ведущих приемах мелодизации четверостишия;

- Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры?

-Определите стихотворный размер стиха.

VI. Домашнее задание: письменный анализ законов мелодики в выбранном напевном стихотворении А.А.Фета.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Музыка стиха Афанасий Афанасьевич Фет

Слайд 2

«Как беден наш язык! – Хочу и не могу – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною». А.А.Фет (1820-1892 гг.)

Слайд 3

«Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия» «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом» М.Е.Салтыков -Щедрин П.И.Чайковский Современники о Фете

Слайд 4

«И мукой блаженства исполнены звуки, В которых сказаться так хочется счастью…» « Но ни следов, ни звуков. Всё молчит Как в царстве смерти сказочного мира». «Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг». Сравним строки:

Слайд 5

Музыкальные инструменты в стихах Фета

Слайд 6

«Какое счастье хоть на миг Залюбоваться жизни далью, Призыв заслышать над роялью , - Я всё познал и всё постиг». «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей».

Слайд 7

«И меняются звуков отдельный удар, Так ласкательно шепчут струи, Словно робкие струны вокруг гитар, Напевая призывы любви».

Слайд 8

«Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок, Средь шума толпы неизвестной Те звуки понятны мне вдвое…»

Слайд 9

Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузминской , женщине с живым характером, обаятельной, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О своей встрече с Фетом Татьяна писала: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того, как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы пошли в залу. Там стоял второй рояль. За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за столом, вошел Фет, подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги. -Это вам в память вчерашнего эдемского вечера, - сказал он. «Сияла ночь» История создания

Слайд 10

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! 1877 «Сияла ночь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".

Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...

План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"

Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....

План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...

Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».

Искусство – это красота и   богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...

План-конспект урока "Путешествие в страну музыки"

Цель:-     включить учащихся в учебную деятельность;-     умение работать в группе;-     оценить собственную деятельность на уроке;-...

План-конспект музыкального занятия "В королевстве музыки"

Образовательная область«Художественное - эстетическое развитие»Возрастная группаПодготовительная к школе группа 6-7 летИспользуемые технологииТехнология деятельностного метода («Ситу...

План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».

План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...