План-конспект урока "А.А.Фет. Музыка стиха"
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Урок развития речи для учеников 8 класса. С применением технологии развития критического мышления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_fet.docx | 25.6 КБ |
prezentatsiya_fet.pptx | 1.38 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект урока «А.А.Фет. Музыка стиха»
1. Предмет: литература
2. Класс: 8 класс
3. Тип урока: урок развития речи
4. Базовый учебник: ?
5. Цели и задачи урока:
Образовательные:
- Ввести учащихся в сложный мир напевного фетовского стиха; рассмотреть особенности поэтического таланта А.А.Фета; выявить выразительные средства, придающие музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта; стремиться воспитывать любовь к музыке, поэзии.
Развивающие:
- Развивать творческую способность анализировать и конструировать метафоры, эпитеты, олицетворения и сравнения;
- Совершенствовать умения составлять тексты разных жанров.
Воспитательные:
- Учить излагать свое мнение; самостоятельно создавать письменные тексты; осознанно использовать речевые средства; организовывать работу в группе; преодолевать конфликты
6. Используемые образовательные технологии:
- Информационные компьютерные технологии: мультимедиа (усвоение нового материала)
- Технология развития навыков самостоятельной работы (при выполнении практической работы)
- Технологии развития критического мышления (для закрепления знаний)
7. Форма работы учащихся: работа с компьютерной моделью, практическая работа в тетрадях, устное обоснование ответов.
8. Необходимое техническое оборудование: Интерактивная доска, проектор, компьютер, музыкальные колонки
9. Структура и ход урока:
I. Организационный момент
II. Работа с презентацией «Афанасий Фет. Музыка стиха» (Приложение №1). В ходе работы учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают сообщения о роли музыки в жизни поэта:
- Эпиграф к уроку:
Как беден наш язык! – Хочу и не могу –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною.
- Звучит романс на стихотворение А.Фета «Я тебе ничего не скажу».
- Слайды с высказываниями современников об А.Фете
III. Ученики читают стихотворения: «Сияла ночь», «Шопену», «Чайковскому», «Романс», «Певице». Отвечают на вопросы: какой темой связаны стихотворения; какие слова и почему повторяются в стихотворных текстах.
IV. Обсуждение истории создания стихотворения «Сияла ночь»
V. Самостоятельная работа учащихся. Анализ стихотворения «Сияла ночь». После выполнения задания ученики обосновывают письменные ответы устно.
Вопросы для анализа:
- Назовите темы стихотворного текста Фета;
- Расскажите о композиции;
- Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамичный? Как развитие образа-переживания связано с содержанием произведения?
- Найдите аллитерацию в стихах первой строфы. Что достигается повтором тех или иных согласных звуков и как это связано с содержанием первой строфы?
- Обратите внимание на синтаксическое строение третьего стиха первой строфы. Влияет ли синтаксис на напевное звучание поэтической строки? Почему?
- С какой целью используется синтаксический параллелизм во второй строфе?
- Что даёт повтор союза «что» во втором стихе второй строфы? Как это связано с содержанием строфы?
- Зачем Фет использует однородные члены предложения в четвертом стихе второй строфы?
- Как часто встречается аллитерация в третьей строфе? Определите её функции;
- Расскажите о синтаксисе третьей строфы. С какой целью использует Фет анафору, прием повтора стиха?
- Какие приемы создания мелодического образа преобладают в четвертом стихе третьей строфы: фонетические или синтаксические? Почему?
- Как связаны между собой третья и четвертая строфы?
- Проанализируйте синтаксическое строение заключительной строфы: зачем поэт использует синтаксический параллелизм, анафору, однородные члены предложения?
- Проанализируйте фонетический строй строфы и сделайте выводы о ведущих приемах мелодизации четверостишия;
- Каково значение эпифоры в стихотворении? Как она связана с композицией, динамикой, содержанием фетовской лирической миниатюры?
-Определите стихотворный размер стиха.
VI. Домашнее задание: письменный анализ законов мелодики в выбранном напевном стихотворении А.А.Фета.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Как беден наш язык! – Хочу и не могу – Не передать того ни другу, ни врагу, Что буйствует в груди прозрачною волною». А.А.Фет (1820-1892 гг.)
«Большая часть его стихотворений дышит самою искреннею свежестью, а романсы его распевает чуть ли не вся Россия» «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…Это не просто поэт, скорее поэт-музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом» М.Е.Салтыков -Щедрин П.И.Чайковский Современники о Фете
«И мукой блаженства исполнены звуки, В которых сказаться так хочется счастью…» « Но ни следов, ни звуков. Всё молчит Как в царстве смерти сказочного мира». «Сады молчат. Унылыми глазами С унынием в душе гляжу вокруг». Сравним строки:
Музыкальные инструменты в стихах Фета
«Какое счастье хоть на миг Залюбоваться жизни далью, Призыв заслышать над роялью , - Я всё познал и всё постиг». «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нём дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей».
«И меняются звуков отдельный удар, Так ласкательно шепчут струи, Словно робкие струны вокруг гитар, Напевая призывы любви».
«Исполнена тайны жестокой Душа замирающих скрипок, Средь шума толпы неизвестной Те звуки понятны мне вдвое…»
Стихотворение посвящено Татьяне Андреевне Кузминской , женщине с живым характером, обаятельной, с хорошим голосом. Она была одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой. О своей встрече с Фетом Татьяна писала: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. А соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. По мере того, как я пела Глинку, Даргомыжского и «Крошку» Булахова на слова Фета, Афанасий Афанасьевич подошел ко мне и попросил повторить. Подали чай, и мы пошли в залу. Там стоял второй рояль. За чаем зашёл разговор о музыке. Фет сказал, что на него музыка действует так же сильно, как красивая природа, и слова выигрывают в пении. Было два часа ночи, когда мы разошлись. На другое утро, когда мы все сидели за столом, вошел Фет, подошел ко мне и положил исписанный листок бумаги. -Это вам в память вчерашнего эдемского вечера, - сказал он. «Сияла ночь» История создания
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна – любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звуки не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой. И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна – вся жизнь, что ты одна – любовь. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! 1877 «Сияла ночь»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План конспект открытого урока "Осень в музыке и живописи". Презентация к уроку "Осень в музыке и живописи".
Дорогие читатели перед вами план коспект открытого урока, который проводиться совместно с музыкальным и художественным отделением. "Осень в музыке и живописи" можно посмотреть как и в виде презентации...
План-конспект урока музыки во 2 классе "Музыка вокруг нас. Как появляется музыка"
Урок создан по программе "Музыка" Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной во 2 классе....
План – конспект интегрированного урока/ Литература и музыка 7класс «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благ...
Презентация к плану - конспекту интегрированного урока. Литература и музыка 7класс Тема урока: «Стихи и песни, звавшие на подвиг».
Искусство – это красота и богатство человеческой жизни, а героический подвиг – это высшее проявление красоты и богатства человеческого духа. Настоящая красота всегда благородна...
План-конспект урока "Путешествие в страну музыки"
Цель:- включить учащихся в учебную деятельность;- умение работать в группе;- оценить собственную деятельность на уроке;-...
План-конспект музыкального занятия "В королевстве музыки"
Образовательная область«Художественное - эстетическое развитие»Возрастная группаПодготовительная к школе группа 6-7 летИспользуемые технологииТехнология деятельностного метода («Ситу...
План-конспект музыкального занятия. Тема: «Влияние музыки на человека».
План-конспект музыкального занятияТема: «Влияние музыки на человека».Цель: воспитание у детей любви к музыке, желание ее слушать, обогащать музыкальные впечатления.Задачи:Образовательные:...