Главные вкладки

    Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС
    план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Технологическая карта урока

    «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

    Учитель – составитель урока

    Мунатова Наталья Александровна

    Предмет

    Музыка

    Образовательная программа

    «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская

    Класс

    5 класс

    Тип урока

    Урок – кинопанорама («открытия» нового знания)

    Тема

    «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

    Цель

    Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме.

    Дидактические задачи

    Обучающая: Изучить  особенности музыки для театра и кино.

    Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником,  анализировать  музыкальные примеры,  сравнивать их.

    Воспитательная:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся

    Основные термины  и понятия

    Литературный сценарий

    Музыкальный фильм

    Фоновая музыка

    Оборудование

    ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.

    Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, интерактивная викторина «Музыкальная карусель», видеоролик «Мультфильм с приключениями», фонохрестоматия.

    Формы организации деятельности учащихся

    Фронтальная, в группах.

    Структура и ход урока

    Этапы урока

    Формируемые УУД

    Цели этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающегося

    1.Организационный

    (этап мотивации).

    Метапредметные  УУД:

    личностные:

    - осознание ответственности за общее дело;

    регулятивные:

    осуществлять самоконтроль;

    коммуникативные:

    - умение слышать себя и других в общем хоре

    Подготовка учащихся к работе на уроке:

    выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

    Музыкальное приветствие.

    Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

    Музыкальное приветствие.

    Выполняют требование учителя

    2. Актуализация опорных знаний и умений.

    регулятивные:

    - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

    коммуникативные:

    - участие в диалоге с учителем и одноклассниками

    Активизация мыслительных операций(анализ, обобщение, классификация и т.д.) и  познавательных процессов(внимание, память).

     

    - Знакома вам эта музыка?

    («Утро» Э.Григ).

    - Сюита  «Пер Гюнт» была написана к драматическому спектаклю.

    Работа с учебником (стр. 64).

    Слушают музыку, называют произведение, имя композитора;

    знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя.

    3.Постановка учебной проблемы.

    регулятивные:

    - умение ставить цель, формулировать проблему;

    познавательные:

    - умение структурировать знания;

    сравнивать образцы;

    - находить общее и разное;

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

    Предметные УУД:

    - правильно владеть художественными, музыкальными терминами.

    Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

    Презентация:

    - слайд 1.

    ФЦИОР ресурсы:

    - просмотр и обсуждение видеофрагментов «Музыка в кино»

    Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.

    Знакомятся с видеофрагментами, сравнивают  предлагаемые образы.

    4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

    регулятивные:

    сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное;

    - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

    личностные:

    умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

    устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

    создание творческого и реалистичного  объекта;

    уметь выражать в своей работе  отношение к образам в музыке.

    Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

    Организация дидактической игры «Музыкальная кинопанорама»:

    - класс делится на группы, получаетзадание 1 (вспомнить как можно больше мелодий и песен из фильмов).

    - музыкальное попурри из песен.

    Проблемный вопрос:

    - Какое значение имеет музыка в кино?

    (может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.)

    Физминутка:

    «Звуки музыки» Р.Роджерс.

    Работают в творческих группах, называют и исполняют песни из кинофильмов.

    Дискуссия, работа с учебником на стр.65

    Пластическая импровизация

    5.Открытие нового знания

    познавательные:

    - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

    моделированию изучаемого материала;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - ориентироваться в учебнике;

    - находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

    - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

    - владеть опытом обобщения по теме урока;

    регулятивные:

    -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

    -анализировать свою творческую деятельность;

    Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

    Послушайте пьесу С.М.Слонимского «Мультфильм с приключениями».

    Задание 2.

    Придумайте сюжет мультфильма  (литературный сценарий, музыкальный фильм).

    Посмотрите мультфильм «Кот и мыши». В нём нет звука, как в старом кино. А теперь добавим звук – пьесу «Мультфильм с приключениями». Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка?

    Слушают пьесу,

    Работают в творческих группах над заданием.

    Комментарии и отзывы учащихся,

    ответы на вопросы учителя.

    6. Первичная проверка понимания

    регулятивные:

    - определять и формулировать деятельность на уроке;

    - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

    -проводить анализ творческой деятельности .

    Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

    их коррекция.

     Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

    Работа с учебником стр.66 – 67.

    7.Применение новых знаний.

    регулятивные:

    - построение логической цепи рассуждений;

    - определять последовательность своих действий на уроке;

    - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;

    - анализировать правильность выполнения задания;

    -осуществлять самоконтроль;

    познавательные:

    - умение проводить анализ своей творческой деятельности;

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

    предметные:

    - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала.

    Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

    «Музыкальная кинопанорама»:

    - задание 2 (вспомнить как можно больше песен из мультфильмов).

    Презентация:

    - слайд 2

    Среди композиторов, которые пишут песни для детей, в том числе песни и музыку к мультфильмам особое место занимает Владимир  Шаинский;

    - слайд 3.

    - слайд 4.

    Предлагаю вспомнить эти замечательные песни и «прокатиться» на«Музыкальной карусели»;

    - слайды 5 – 16.

    Работа в творческих группах над заданием.

    Отвечают на вопросы анкеты.

    Знакомятся с творчеством В.Шаинского

    Коллективное творческое дело:

    Отгадывают загадки о песнях  и вместе исполняют их.

    8.Рефлексия учебной деятельности

    личностные:

    - установление связи между целью  деятельности и её результатом;

    регулятивные:

    - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

    коммуникативные:

    - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

    уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.

    Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

    Что для вас было необычным, новым? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось? И т.п.

    Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.

    В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.

    Домашнее задание:

       

    Учебник, стр. 67

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5_kl.docx41.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

    Учитель – составитель урока

    Мунатова Наталья Александровна

    Предмет

    Музыка

    Образовательная программа

    «Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д Критская

    Класс

    5 класс

    Тип урока

    Урок – кинопанорама («открытия» нового знания)

    Тема

    «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

    Цель

    Показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме.

    Дидактические задачи

    Обучающая: Изучить  особенности музыки для театра и кино.

    Развивающая:  развивать умение сравнивать музыкальные интонации, характеризующие  различные  образы,   работать с учебником,  анализировать  музыкальные примеры,  сравнивать их.

    Воспитательная:  формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  учащихся

    Основные термины  и понятия

    Литературный сценарий

    Музыкальный фильм

    Фоновая музыка

    Оборудование

    ТСО: автоматизированное рабочее место учителя.

    Экранно-звуковые пособия: собственная презентация к уроку, интерактивная викторина «Музыкальная карусель», видеоролик «Мультфильм с приключениями», фонохрестоматия.

    Формы организации деятельности учащихся

    Фронтальная, в группах.

    Структура и ход урока

    Этапы урока

    Формируемые УУД

    Цели этапа

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающегося

    1.Организационный

    (этап мотивации).

    Метапредметные  УУД:

    личностные:

    - осознание ответственности за общее дело;

    регулятивные:

    осуществлять самоконтроль;

    коммуникативные:

    - умение слышать себя и других в общем хоре

    Подготовка учащихся к работе на уроке:

    выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

    Музыкальное приветствие.

    Я прошу вас проверить, как организованно ваше рабочее место.

    Музыкальное приветствие.

    Выполняют требование учителя

    2. Актуализация опорных знаний и умений.

    регулятивные:

    - умение применять знание основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения;

    коммуникативные:

    - участие в диалоге с учителем и одноклассниками

    Активизация мыслительных операций(анализ, обобщение, классификация и т.д.) и  познавательных процессов(внимание, память).

     

    - Знакома вам эта музыка?

    («Утро» Э.Григ).

    - Сюита  «Пер Гюнт» была написана к драматическому спектаклю.

    Работа с учебником (стр. 64).

    Слушают музыку, называют произведение, имя композитора;

    знакомятся с материалом учебника, отвечают на вопросы учителя.

    3.Постановка учебной проблемы.

    регулятивные:

    - умение ставить цель, формулировать проблему;

    познавательные:

    - умение структурировать знания;

    сравнивать образцы;

    - находить общее и разное;

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    -умение грамотно ( точно, понятно и развёрнуто) выражать свои мысли   с помощью разговорной речи во время ответов.

    Предметные УУД:

    - правильно владеть художественными, музыкальными терминами.

    Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися

    Презентация:

    - слайд 1.

    ФЦИОР ресурсы:

    - просмотр и обсуждение видеофрагментов «Музыка в кино»

    Определяют тему урока под руководством учителя и планируют свою деятельность.

    Знакомятся с видеофрагментами, сравнивают  предлагаемые образы.

    4.Формулирование  учебной проблемы, планирование действий.

    регулятивные:

    сравнивать  предлагаемые образы, находить в них  общее и различное;

    - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

    личностные:

    умение проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыки.

    устанавливать связь между целью и мотивом (зачем?) учебной деятельности, обсуждать задание;

    создание творческого и реалистичного  объекта;

    уметь выражать в своей работе  отношение к образам в музыке.

    Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

    Организация дидактической игры «Музыкальная кинопанорама»:

    - класс делится на группы, получаетзадание 1 (вспомнить как можно больше мелодий и песен из фильмов).

    - музыкальное попурри из песен.

    Проблемный вопрос:

    - Какое значение имеет музыка в кино?

    (может иллюстрировать действие, играть одну из главных ролей, раскрывая содержание кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п.)

    Физминутка:

    «Звуки музыки» Р.Роджерс.

    Работают в творческих группах, называют и исполняют песни из кинофильмов.

    Дискуссия, работа с учебником на стр.65

    Пластическая импровизация

    5.Открытие нового знания

    познавательные:

    - действия по исследованию, поиску и отбору необходимой информации,

    моделированию изучаемого материала;

    - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - ориентироваться в учебнике;

    - находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  презентации к уроку;

    - уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

    - владеть опытом обобщения по теме урока;

    регулятивные:

    -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;

    -анализировать свою творческую деятельность;

    Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

    Послушайте пьесу С.М.Слонимского «Мультфильм с приключениями».

    Задание 2.

    Придумайте сюжет мультфильма  (литературный сценарий, музыкальный фильм).

    Посмотрите мультфильм «Кот и мыши». В нём нет звука, как в старом кино. А теперь добавим звук – пьесу «Мультфильм с приключениями». Какой вариант вам нравится больше и почему? Какую роль сыграла музыка?

    Слушают пьесу,

    Работают в творческих группах над заданием.

    Комментарии и отзывы учащихся,

    ответы на вопросы учителя.

    6. Первичная проверка понимания

    регулятивные:

    - определять и формулировать деятельность на уроке;

    - под руководством учителя, планировать свою деятельность на уроке и определять последовательность своих действий;

    -проводить анализ творческой деятельности .

    Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений,

    их коррекция.

     Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.

    Работа с учебником стр.66 – 67.

    7.Применение новых знаний.

    регулятивные:

    - построение логической цепи рассуждений;

    - определять последовательность своих действий на уроке;

    - осознанное восприятие конкретных музыкальных произведений;

    - анализировать правильность выполнения задания;

    -осуществлять самоконтроль;

    познавательные:

    - умение проводить анализ своей творческой деятельности;

    коммуникативные:

    - слушать и понимать речь других;

    - умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов.

    предметные:

    - овладение практическими умениями и навыками для реализации творческого потенциала.

    Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации.

    «Музыкальная кинопанорама»:

    - задание 2 (вспомнить как можно больше песен из мультфильмов).

    Презентация:

    - слайд 2

    Среди композиторов, которые пишут песни для детей, в том числе песни и музыку к мультфильмам особое место занимает Владимир  Шаинский;

    - слайд 3.

    - слайд 4.

    Предлагаю вспомнить эти замечательные песни и «прокатиться» на«Музыкальной карусели»;

    - слайды 5 – 16.

    Работа в творческих группах над заданием.

    Отвечают на вопросы анкеты.

    Знакомятся с творчеством В.Шаинского

    Коллективное творческое дело:

    Отгадывают загадки о песнях  и вместе исполняют их.

    8.Рефлексия учебной деятельности

    личностные:

    - установление связи между целью  деятельности и её результатом;

    регулятивные:

    - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

    коммуникативные:

    - обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

    уметь точно, развёрнуто и грамотно излагать свои мысли.

    Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

    Что для вас было необычным, новым? В чём испытывали затруднения? Что больше всего понравилось? И т.п.

    Подведение итогов, выставление оценок, рекомендации о выполнении домашнего задания.

    В конце урока учащиеся активно обсуждают работу и дают объективную оценку.

    Домашнее задание:

    Учебник, стр. 67

    Планируемые результаты урока.

    Предметные умения: дать представление о том, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции.

    Расширение музыкального кругозора.

    Учебно- творческие умения: слушать и понимать музыку, исполнять мелодии и песни из кино и мультипликационных фильмов.

    Речевые умения: работа над артикуляцией, дикцией, звукообразованием.

    Личностные  УУД: исполнять песни из кино и мультфильмов,

    определять жизненную основу музыкальных интонаций,  передавать их в собственном исполнении. Выполнить задание в творческой тетради.

    Регулятивные  УУД: узнавать изученные музыкальные примеры, находить в них сходства и различия.

    Познавательные  УУД: выполнение группового исследовательского проекта.

    Коммуникативные   УУД: участие в вокально-хоровой работе, выполнение музыкально-ритмических движений.  

     «Мультфильм с приключениями».

    Ресурсы: ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино 20-40 г.», «Музыка в кино 60-70 годы», фонохрестоматия.

    Книгопечатная продукция: учебник «Музыка» 5 класс Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская (стр.64 – 67), сборники песен и хоров.

    Самоанализ урока

    Урок «Музыка в театре, в кино, на телевидении»  проводится в форме кинопанорамы и является продолжением тем, ранее изученных в 5 классе - «Путешествие в оперу», «Балетная мозаика», логично развивая главную тему четверти «Музыка и литература» в соответствии с ФГОС.

    Основная цель урока - показать многофункциональное значение музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме достигается путём активного творческого поиска, выполнения учащимися группового мини - проекта, участия в коллективной вокально-хоровой работе.  

    Структура  урока позволяет учителю направить деятельность учащихся так, чтобы они самостоятельно пришли к выводу, что музыка в театре, кино, на телевидении может выполнять разные функции: иллюстрировать действие; играть одну из главных ролей, раскрывая содержание спектакля, кинофильма; подчёркивать эмоциональное состояние, настроение героев и т.п. Кульминацией урока является интерактивная викторина «Музыкальная карусель», во время которой дети с удовольствием отгадывают загадки о персонажах детских мультфильмов и тут же исполняют любимые песни.

    Многогранная и довольно сложная тема предполагает использование разнообразных педагогических приёмов:

     -слушание музыки («Утро» Э.Грига из сюиты «Пер Гюнт»),

    -просмотр видеофрагментов (ФЦИОР ресурсы «Музыка в кино»),

    -пластическая импровизация (Р.Роджерс «Звуки музыки»),

    -дидактическая игра (викторина «Музыкальная карусель»),  

    -ситуация успеха (мини-проект «Мультфильм с приключениями»).

    Методы обучения также разнообразны – это беседа, эффект удивления, сравнение, сопоставление, показ, дискуссия.

    Использование здоровьесберегающих и игровых технологий, современного оборудования (компьютер, интерактивная доска) позволяют избежать перегрузок детей во время урока. Активность и работоспособность учащихся в течение урока обеспечиваются частой сменой их деятельности, доброжелательной атмосферой, своевременным проведением физминутки.

    Мониторинг эффективности использования методической разработки «Музыка в театре, в кино, на телевидении» подтверждает стабильно высокий уровень качества знаний учащихся 5 класса.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока. 9 класс. Музыка "серьёзная" и музыка "лёгкая".

    Данный урок проводится в восьмом классе по программе Д.Б.Кабалевского, под редакцией Г.П.Сергеева, Е.Д.Критской. Урок по планированию проводится во второй  четверти....

    Презентация к уроку в 6 классе "Музыка и кино"

    Презентация к уроку в 6 классе по программе Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева по теме :"Музыка в отечественном кино"...

    Фестиваль педагогического мастерства. "Музыка в театре, в кино, на телевидении". Номинация "Лучшая разработка урока"

    Урок насыщенный и динамичный, с элементами интеграции. Очень нравится детям. Соответствует ФГОС. Есть презентация. Сделан самоанализ урока....

    Музыка в театре, в кино, на телевидении

    Технологическая карта урока...

    Урок музыки 5 класс.В музыкальном театре.Опера

    Архив содержит презентацию к уроку на тему "в музыкальном театре. опера", а также тест, выполненный в программе Power.Point, на закрепление материала по изученной теме...

    Презентация к уроку в 5 классе: «Музыка в театре, кино и на телевидении»

    Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...

    Открытый урок в 5 классе "Музыка в театре, кино, на телевидении" в рамках районного конкурса "Мой лучший урок"

    Цели урока:Образовательные:Сформировать у учащихся представление о специфической роли музыки в спектакле, художественном, документальном и мультипликационном фильме; роли литературного сценария.Развив...