Главные вкладки

    Музыка в театре, в кино, на телевидении
    план-конспект урока по музыке (5 класс) на тему

    Технологическая карта урока

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Данные об учителе:  Шатова Ирина Владимировна,  II квалификационная категория МОУ СОШ с.Звонарёвка Марксовского р-на, Саратовской обл.

    Предмет: музыка         класс 5     УМК   Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская

    Тема урока: «Музыка в театре, в кино, на телевидении»

    Тип урока: открытие нового знания 

    Цель урока: показать роль музыки в кинофильмах, театре и телевидении.

    Метапредметные связи: музыка, история, литература, ИЗО..

    Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, фортепиано

    Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений класса, для которого проектируется урок:

    Учащиеся 5 класса умеют рассуждать, не стесняются высказывать собственное мнение и отстаивать его, имеют достаточные знания предмета.

     

    Этап урока

              Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Универсальные действия

    Время

    1. Этап мотивации к учебной деятельности.

    Организационный момент. Эмоциональный настрой.

    ♪ Музыкальное приветствие «Колокольчик».

    Настраивает на работу:

    - Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

    - Как много улыбок засветилось. Спасибо!

    - А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

    Исполняют музыкальное приветствие,

    настраиваются на работу.

    Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

    Самоопределение, смыслообразование (Личностные УУД)

    Целеполагание

    (Познавательные УУД)

    Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные УУД)

    1 мин

    2. Определение темы. Постановка проблемы.

    Актуализация знаний.

    3.Постановка учебной задачи

    Выявляется уровень знаний.

    Отгадывают загадки

     

    Ребята, сегодняшний урок я бы хотела начать с загадок.

    1. 1. Он работает играя.

                               (Есть профессия такая!)

                               Он на сцене с давних пор.

                               Та профессия -       

    1. 2. Он спектаклем заправляет,

                               Наизусть все сцены знает,

                               Учит он как роль играть.

                               Как профессию назвать?

    1. 3. «Меню» в театре составляют

                               На весь сезон из разных пьес.

                               И только то, в него включают,

                               Что вызывает интерес?  

    1. 4. Пачку, пуанты надела Марина,

                               На сцену впорхнула, она -    

    1. 5. Со звонком он в зал придет,

                               Место нужное займет.

                               Посмотрев спектакль хороший

                               Будет хлопать он в ладоши?    

    1. 6. Есть у каждого в квартире

                              Он расскажет: что же в мире

                              Происходит каждый день.

                              Говорить ему не лень.

                              Папа смотрит там футбол

                              И кричит все время – «Гол!»,

                              Мама любит сериалы,

                              Что идут на всех каналах,

                              Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

                              И мультфильмы очень, очень!  

    Активизирует знания ученика.

    Создание проблемной ситуации.

                  -  Мы отгадали все загадки, и думаю,

                    что вы догадались, о чем сегодня на

                нашем уроке пойдёт речь?

                   - Правильно, тема нашего урока                                                                                  

    урока    «Музыка в театре, кино и на

                   телевидении».

                  А так как у нас урок музыки, то что,

                мы должны будем выяснить?

    Какая проблема стоит на уроке?

    - С помощью чего мы сможем решить  

    Эту проблему?

     Отгадывают загадки, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности.          

    (ответы детей)

     

    1. актер

     

    1. режиссер

       

    1. репертуар

    1. балерина

    1. зритель

    1. телевизор

    Определяют для себя тему урока (ответы детей)

    - О театре, кино и телевидении.

    Определяют для себя цели урока (ответы детей)

    - Какую  роль играет музыка в этих видах

    искусства.

    - Будем слушать музыкальные фрагменты,  учиться анализировать их

    зрит

    Уметь  проводить сравнение по заданным критериям

    (Познавательные УУД)

    Уметь слушать и понимать речь других

    (Коммуникативные УУД)

    Уметь осуществлять анализ объектов, с целью выделения признаков.

    (Познавательные УУД)

    Уметь определять и формулировать тему урока  с помощью учителя

    (Регулятивные УУД)

    Уметь определять и формировать цель на уроке с помощью учителя

    (Регулятивные УУД)

    2 мин

    2 мин

    4. Построение проекта выхода из затруднения

     Организация учащихся по  исследованию проблемной ситуации.

    Насколько значима роль музыки в театре, кино, телевидении?

    - Вспомним, в какой театр мы совершили путешествие на прошлом уроке?

    - Я думаю, что вы любите ходить в театр.

    На дом вам было дано задание, узнать,

    какие театры есть у нас в г.Саратове?

     

    - А вы знаете, как нужно вести себя в театре? Давайте разработаем правила поведения в театре.

      - Зачитайте свои правила и обсудите каждое.  

       Из отдельных правил составьте памятку  «Правила поведения в театре».    

    - А какие профессии нужны театру? Представьте, что вы администратор и вам необходимо набрать работников театра. Кто вам будет нужен?

    - Либреттист – это кто?

     Работа с текстом на 64 странице учебника.  

    - Без литературы спектакль мог бы состояться?

    - Скажите, а настолько ли значима роль музыки в театре, кино, телевидении? Пока не торопитесь отвечать на этот вопрос.

    (ответы детей)

    - Музыкальный театр

    - Театр оперы и балета

    Перечисляют театры:

    - Театр юного зрителя им.

    Киселёва(ТЮЗ)

    - Театр оперы и балета им. Чернышевского

    - Драматический театр им. Слонова

    - Театр кукол «Теремок»

    - Театр магии и фокусов «Самокат»

    - Театр «Балаганчик»

    - Театр музыкальной комедии

    - Театр «Версия»

    - Театр кукол «Романтик»

    Работа в группах.

    Ребята обсуждают правила поведения в театре и составляют памятку.

    Дети перечисляют профессии с комментариями почему.

    - Гримёр;

    - костюмер;

    - декоратор;

    - осветитель;

    - музыканты;

    - режиссёры…  …  …  …

    (ответы детей)

    - Тот, кто пишет либретто

    Учащиеся слушают, анализируют, находят нужную информацию в учебнике.

    Зачитывают из учебника

    Понятие «Либретто». 

    - Нет.

    Уметь слушать и понимать речь других

    (Коммуникативные УУД)

    Уметь осуществлять анализ объектов

    (Познавательные УУД)

    Инициативное сотрудничество в выборе информации – (Коммуникативные УУД)

    Логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование – (Познавательные УУД)

    Выбор информации – (Коммуникативные УУД)

    9 мин

    5.Первичная проверка понимания.

    - А скажите, для чего музыка нужна в театре?

    - Вы знаете, очень часто так бывает, что музыка из спектакля словно сходит со сцены и уже живет самостоятельной жизнью. Таких примеров много. Может кто-нибудь назовет такие примеры?

    - Один из них мы сейчас услышим, я даже не буду говорить название этого спектакля.

    (Звучит Bell из «Нотрдам де Пари»)

    - Как называется этот спектакль?

    - Какую роль выполняет музыка в этом спектакле?

    - Создаёт атмосферу

    - Иллюстрирует

    Приводят примеры.

    Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент, делают выводы.

    (ответы детей)

    Выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению

    (Регулятивные УУД)

    Самоопределение

    (Личностные УУД)

    Умение структурировать знания

     (Познавательные УУД)

    4 мин

    6.Первичное закрепление

    - Но где, же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

    – Как вы думаете, когда появился 1-й кинофильм?

    Из истории: Начало 20 века - это время появления кинематографа. В 1908г была снята 1-я игровая картина  «Стенька

    Разин и княжна». Кинематография очень быстро развивалась и становилась популярным видом искусства 20в. В наше время кино так же остается востребованным искусством.

    - А чем отличались первые кинофильмы от современных?

    - Кинопроектор работал очень шумно, кроме этого, не специально, но шумели и зрители. Как вы думаете, что придумали киномеханики?

    - Появилась новая профессия в кинематографии ТАПЕР

    - Ребята, откройте учебник и найдите ответ на вопрос, кто такие были таперы?

    Работа с текстом на 66 странице учебника.  

    - А выглядело это примерно так.

    ♪Иллюстрирует на примере фильма с участием «Чарли Чаплина».

    - Какую роль выполняет музыка в этом фильме?

    - Но прошло время, и герои на экране заговорили. Казалось, что теперь музыка должна была утратить своё былое значение? Но, случилось чудо! Звуковому кино еще больше стала нужна музыка. Ребята, а вы обратили внимание, что музыка звучит в начале каждого фильма, а также на протяжении всего фильма?

    - Как, вы, думаете, для чего она нужна?

    –Да, музыка замечательное средство характеристики героев фильма, времени, окружения, всей атмосферы действия фильма.

    - Что мы услышим в этой музыке, и о каком фильме она нам напомнит?

    ♪ Звучит вступление к к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)

    - Очень часто музыка рисует нам образ положительного или отрицательного героя. Все мы знает сказочного персонажа Бабу-Ягу. Давайте посмотрим, какой она предстала, благодаря музыке в  одном из фильмов.

    ♪ Песенка Бабы-Яги из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити»

    - Какой предстала Баба-Яга в этой песенке?

    - Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

    - Варианты ответов детей.

    Ответы детей

    - Они были черно-белые

    - У них не было звука

    Варианты ответов детей.

    Учащиеся слушают, анализируют, находят нужную информацию в учебнике.

    Формулируют

    понятие «Тапер». 

    - Пианист, который игрой сопровождал фильм

    Дети смотрят видео фрагмент фильма с участием Чарли Чаплина, анализируют, делают выводы.

    (ответы детей)

    - Иллюстрирует

    - Создаёт атмосферу

    Варианты ответов детей.

    Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент, делают выводы.

    Дают характеристику главным героям фильма.

    (ответы детей)

    Дети слушают и анализируют музыкальный фрагмент.

    Дают характеристику главной героине фильма.

    (ответы детей)

    Умение выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание

    (Познавательные УУД)

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    (Коммуникативные УУД)

    Выбор информации (Коммуникативные УУД)

    Умение осознано и правильно строить речевое высказывание на поставленный вопрос (Познавательные УУД)

    Умение структурировать знания

    (Познавательные УУД)

    Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание (Познавательные УУД)

    Управление поведением сверстников – контроль, коррекция, оценка действий (Коммуникативные  УУД)

    11 мин

    7.Физминутка

    - Вспомните свои любимые мультфильмы.

    - Там нужна музыка?

    - А для чего?

    Соблюдение здоровьесберегающих технологий.

    ♪ ф/минутка с фрагментом песенки «Следы» из м/ф «Маша и

           медведь» 

    - Да.

    (ответы детей)

    Участие в  физминутке,

    коллективные движения.

    2 мин

    8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

    Организует деятельность по применению

     новых знаний в викторине – угадайке.

    Создает атмосферу успешности усвоения материала в деятельности учащихся.

    - Нам сегодня не нужно далеко ходить, чтобы посмотреть фильм. Достаточно включить телевизор и мы в волшебной стране, полной музыки. Телевидение принесло нам не только фильмы, но множество разнообразных передач. Каждая третья – музыкальная. Музыка звучит эпиграфом ко всем передачам. Давайте проведем небольшую викторину.

    ♪ Проводится викторина-угадайка.

    Осуществляют самопроверку по эталону в игровой деятельности.

    Дети по фрагментам музыкальных заставок называют телепередачи.

    Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

    (Регулятивные УУД)

    Самоопределение

    (Личностные УУД)

    4 мин

    9.Рефлексия деятельности

    (итог урока)

    Организует рефлексию. Подводит итоги урока. Создает атмосферу  успешности усвоенного материала в деятельности учащихся.

    - Итак, после сегодняшнего урока у вас осталось сомнение о том, насколько значима роль музыки в театре, кино телевидении?

    - Какую роль  выполняет музыка в театре, кино, на телевидении?

    - Достигнута ли поставленная нами цель урока?

    - Оцените свою работу на уроке. Работу класса.

    - Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

     

    Домашнее задание: Оформить музыкальный словарь в рабочей тетради на стр. 52.

    Оценки за урок:              

    - В заключение урока я хочу вспомнить фильм, который трудно представить без песен. Это фильм, который вы, несомненно, смотрели – «Приключения Электроника».

    - Давайте исполним песню из этого фильма, которую мы разучивали с вами на прошлом уроке.

    ♪«Колокола» Муз.Е.Крылатова, сл.Ю.Энтина -  исполнение.

     

    - На этом наш урок закончен. До свидания!                                                                      Выход из класса под «Песню о кино» муз.Т.Островской, сл.В.Аленикова.

    Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты.

    Ответы учеников.

    - Нет

    - Создаёт обстановку, вводит в атмосферу действия;

    - Иллюстрирует события;

    - Дает характеристику героя спектакля, картины;

    - Создаёт национальный колорит;

    - Делает популярными произведения композиторов;

    - Усиливает переживания.

    - Да. Мы определили роль музыки в театре, кино и на телевидении.

    Анализируют работу на уроке через самооценку.

    Проявляют эмоциональную отзывчивость по отношению к уроку.

    Записывают домашнее задание.

    Дыхательная гимнастика. Распевание. Исполнение песни «Колокола».

    Выходят под музыку из класса.

    Рефлексия

    (Коммуникативные УУД)

    Смыслообразование

    (Личностные УУД)

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли (Коммуникативные  УУД)

    Смыслообразование

     (Личностные УУД)

    5 мин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок музыки по ФГОС в 5 классе "Музыка в театре, кино и на телевидении".

    Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценари...

    Фестиваль педагогического мастерства. "Музыка в театре, в кино, на телевидении". Номинация "Лучшая разработка урока"

    Урок насыщенный и динамичный, с элементами интеграции. Очень нравится детям. Соответствует ФГОС. Есть презентация. Сделан самоанализ урока....

    104. Тема 25 Камерная музыка, музыка для театра и кино Уроки 46-47

    Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

    Урок музыки в 5 классе «Музыка в театре, в кино, на телевидении» по ФГОС

    Технологическая карта урока«Музыка в театре, в кино, на телевидении»Учитель – составитель урокаМунатова Наталья АлександровнаПредметМузыкаОбразовательная программа«Музыка» Г.П.Сергеева – Е.Д КритскаяК...

    Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"

    Урок музыки (технологическая карта) 5 класс. "Музыка в театре, кино, на телевидении"...

    Конспект урока музыки «Музыка в театре, кино и на телевидении», 5 класс.

    Цель  урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах  искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – с...