«Фронтовые письма как отражение эпохи». (Урок развития речи. Написание письма ветерану ВОВ)
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Заморовская Татьяна Ивановна

Представлена методическая разработка по написанию  письма ветерану ВОВ. Урок развития речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon frontovye_pisma.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Фронтовые письма как отражение эпохи»

Методическая разработка

урока  письма (развитие речи)

Заморовской Т.И.

учителя русского языка и литературы

МКОУ «Сорочинская СОШ»

Калачинского района

 Омской области

Калачинск – 2010 г.

Фронтовые письма Родина А.А., действительно,  учат, развивают и воспитывают подрастающее поколение.

В нашей школе появилась традиция поздравлять ветеранов войны и труда, а также близких с праздником открыткой или письмом. Ветеранам войны ученики к празднику 9 Мая пишут письма - «солдатские треугольники» с признательностью и благодарностью за Победу.

I. Выступление учащихся о родственниках - измайловцах, погибших во время войны.

Учитель литературы. (Мультимедиа «Ветераны - измайловцы»)

С измайловской земли на фронт ушло 700 человек. Вернулось 248 человек.

Из Сорочино на фронт ушло 198 человек. Вернулось 100.

В настоящее время в селе живет 6  ветеранов Великой Отечественной войны. Пять тысяч наших земляков, отправившихся на битву с врагом во время Великой Отечественной войны, шли к победе кровавой дорогой длиною 1418 дней и ночей, каждый час, чувствуя возле своего плеча железное дыхание смерти. А ведь у каждого из них в тылу были матери, сестры, жены и деты. Все они с нетерпением ждали - писем, «солдатских треугольников» - с фронта. Писали письма в передышках между боями на обыкновенной бумаге, сворачивали в треугольники и отправляли к адресату. Сейчас мы послушаем фронтовые письма.

«Солдатский треугольник» (Обзор фронтовых писем земляков)

Сейчас мы послушаем фронтовые письма наших земляков - измайловцев, погибших на войне.

Мухин Валерий (правнук Мухиной А.А.) (Мулътимедиа)

У Мухиной Анисьи Алексеевны из родственников на фронт ушли первыми двоюродные братья Курские, затем муж, Мухин Михаил Лукьянович, а уж потом родной брат, Родин Андрей Алексеевич. От них весточки с фронта вместе с Анисьей Алексеевной ждали все родные и знакомые. Прабабушка хранит эти «солдатские треугольники» как семейную реликвию.

Самое первое письмо, присланное с фронта, от Курского Ивана Прохоровича, двоюродного брата Анисьи Алексеевны. Письмо адресовано бывшему тогда еще дома, Родину А.А.: « В первых строках своего письма» Иван Прохорович спешит сообщит,  что «пока еще жив, здоров, все в порядке, а врага» они «громят с каждым часом все больше и больше» . он выражает надежду, что скоро в таком священном деле им придет на помощь и Андрей Алексеевич после того, как закончит уборочную. Письмо заканчивается следующими строками: «извините, что плохо пишу, сами знаете, идет война.

Из письма Родина А. А. 1942 года, января месяца, мы узнаем, что Иван Прохорович пропал без вести.

Мухина Надя (правнучка Мухиной А. А.)

Другое письмо от мужа Анисьи Алексеевны, Мухина M.JI., в котором он сообщает, что жив, здоров, находится в Калининской области. Это письмо было написано 19 августа 1941 года. В 1942 году Михаил Лукьянович вернулся с тяжелым ранением.

Все остальные письма, а таковых 14, от брата Анисьи Алексеевны, Родина А.А. (1941, январь, 1941, август). Из этих писем мы узнаем о последнем, годе жизни Родина А. А..  Но этот последний год важнее 27 прожитых им лет. Содержание писем следующее: «Письмо (дата письма) от известного вам сына Родина Андрея Алексеевича. Добрый день, здравствуйте, дорогой родитель, мамаша. Посылаю я вам свой сыновский привет и бессчетно раз кланяюсь, и желаю всего хорошего вам в вашей жизни и в делах рук ваших...» Половина писем состояла из приветов, после которых шли многочисленные вопросы: « Сколько получили моих писем? Как вы живете? Сколько получили хлеба? Как проходит работа в колхозе? Наверное, бабешки теперь запыхались?» Во всех письмах Андрей Алексеевич старается утешить, успокоить родных: «...Еще я раз, мама, прошу, чтобы вы по мне очень не плакали. Живите спокойно и берегите свои нервы...», « живите, веселитесь, не горюйте обо мне. Растите дочку мою, Надю, и ожидайте меня, жив буду, приеду к вам...»

Учитель литературы        . Вырванных из мирной жизни людей волновало все: здоровье, урожаи, судьбы соседей и просто знакомых, чем и как питаются оставшиеся без кормильцев семьи. Тут же давались советы и отцовские наставления. Переписка была той отдушиной, тем соединяющим звеном, которое связывало настоящее с прошлым и будущим. Именно письма из дома навевали воспоминания о довоенной жизни, успокаивали бойцов и вселяли в них уверенность в предстоящей победе и встречах с родными. В письмах четко прослеживается тоска по дому, по родному краю. Особенно отчетливо она выражена в письме, написанном 1 мая 1942 года.

Мухина Надя (правнучка Мухиной А.А.)

«...Поздравляю я вас с праздником 1 мая. После этого праздника оживает вся природа, расцветают цветы и родные поля. Подошли весенние дни, подходит прекрасное лето....»  В этих словах даже чувствуется какая - то зависть, так как далее Андрей Алексеевич пишет: « Мы тут в настоящее время не только праздника не видим, даже не знаем, какие проходят дни...» Тоска по родным местам, близким, переполняет душу солдата и выливается на бумагу: «Ах, мама, если бы вы знали, как я сейчас страдаю и скучаю по вас всех, и мне очень жаль с вами расставаться, и не забыть мне про вас никогда, до самой моей, может быть, несчастной смерти, а ее здесь можно получить скоро...»        Чтобы хоть как-то унять эту тоску по родным, Андрей Алексеевич просит в одном письме, чтобы ему на фронт прислали

« фотокарточку». И вот, когда его просьбу удовлетворили, он пишет: «...я вам сообщаю, что ваше письмо получил, за которое я вас очень благодарю, что вы мою просьбу выполнили и выслали мне фотокарточку со всех вас. Когда я получил это письмо и достал фото, я не мог наглядеться. Я считал вас гостями и хотел угостить,  но жаль, нет водки, да и не стали бы вы пить. Хотел у вас кое-что спросить, но из вас никто мне ничего не сказал о домашней жизни. После этого на мои глаза наворачивались слезы...»

Мухин Валерий (правнук Мухиной АЛ.)

В письмах домой Родин А.А. в немногих словах пишет о своей фронтовой жизни. Так, из писем, мы узнаем некоторые имена сослуживцев Андрея Алексеевича: «...почти все издалека, только двое из Калачинского района. Один из совхоза № 230, Дмитрий, а другой, Орловский Дьяков, работал до войны в Калачинске, на почте...» В этом, же письме он так описал жизнь прифронтовой полосы: « А сейчас пока едим и смотрим на живую природу, на мирных людей и на живой лес. Люди убирают уже хлеб, наверное, и у вас тоже, а вот где идет бой, там ничего этого не увидишь, даже нет ни одного живого дерева, все рубят снарядами, и вся земля в крови. Вот такая жизнь прифронтовой полосы. Мама,  я сейчас командир отделения. Мне не только отвечать самому за себя, но и надо отвечать за людей, которые поручены мне. А жизнь сейчас минутная. Это вам известно, что идет жестокая война, где льют кровь рекой день и ночь защитники нашей страны...»

Этот отрывок из письма характеризует его как ответственного, преданного своей стране человека. Четыре года в нашей стране горели хлебные нивы, города и села. Гибли люди. Молчали вдовы. Каменели матери. Гитлеровская орда , оставляя зону пустыни, превращала в пепел созданную веками культуру. И наши защитники понимали, что нужно стоять до последнего, нужно перешагнуть через свое «Я» и стать единым «МЫ». Это понимал и Родин А.А. В одном из писем он пишет: « Я очень страдаю... Ну, ничего нельзя сделать, наверное, до тех пор, пока не кончим всех немцев. Только тогда мы будем свободными... вам, мама, там, в далеком, тылу, еще можно жить, вас никто не беспокоит. Живете тихо и ничего не видите, а вот здесь люди себе место не находят, где занимали места. Немцы там пожгли все деревни до одного дома, и мы много уже проезжали таких фактов, и беспрерывно бомбят. Вот где страсть невидимая, и не надо бы ее век видеть...»

Мухина Надя (правнучка Мухиной А.А.)

Да, много страданий своих сограждан видели наши солдаты, но это лишь подстегивало их на новые подвиги, придавало им сил. Они стремились скорей освободить свой народ от страданий и мук, скорее вернуть им свободу и мирную жизнь»... надо скорее очистить нашу Землю от злейших,  наглых врагов и дать всему нашему народу спокойную жизнь и светлую волю...» «..вот победим кровавого Гитлера, так заживем прежней жизнью...»Все эти строки из последнего письма , присланного 15 августа 1942 года. В них Андрей Алексеевич старался все сообщить родным, что мог, пока еще жив. «Я вам пишу подряд уже четвертое письмо. Это по тому случаю, что мы сейчас находимся в очень тяжелых условиях. Так что пока жив, а потому я стараюсь нам сообщить, чтобы вы знали...» В этом письме он пишет, что их везут на новый участок, но, вероятно, он до него не доехал, так как элю было последнее письмо. Но оно наиболее откровенное.

В нем. он рассказывает, о своей боевой жизни без всяких прикрас, чего в предыдущих письмах не было.

Судя по письмам, Родин А.А. с самого начала чувствовал сувою гибель, так как во многих его письмах, так или иначе, проскальзывает слово «смерть».

... «Я пока еще, мама, живой, а если уж придется умереть, так вам еще хватит времени нагореваться...», «...нахожусь пока жив и здоров...», наша жизнь минутная..»,  «...Получите письмо, пишите ответ. Пока жив, буду ждать...», «...с войною я сильно исхудал, но только бы остаться живым, а на живой кости мясо нарастет...»Часто в конце письма он пишет: «...от сего письма пока остаюсь жив..» Он как бы готовил своих родных к тому, чтобы они смирились с его смертью. И вот настал момент, когда прекратились письма от него, наступила гробовая тишина: ни весточки, ни слуху. И эту тишину нарушила похоронка, где был указан адрес его захоронения...

Слово учителю литературы. На особой памяти у всех великая Отечественная война. Славным сынам,  отстоявшим родину и навеки оставшимся на разных фронтах, воздвигли в Петровке обелиск. На нем 60 фамилий. Ив том числе эта - РОДИН А. А.

Вот она цена нашей сегодняшней мирной, свободной жизни. Мы должны чтить память о наших бравых защитниках, так как их имена золотыми буквами вписаны в нашу историю.

II. Из воспоминаний Мухиной А.А. (сестра Родина А.А.)

«Уходя на фронт, Андрей говорил: « Ну, мама, пойду, пойду я искать своего отца, а вы растите мою дочь. Вы знаете, как это делать». На вес золота были для нас письма, присланные им с фронта. Как сейчас помню, пришла похоронка, в ней значилось, что Андрей похоронен в д. Вороново, Ленинградской области, Минского района. Неутешно было горе матери. Она не просто плакала, она кричала день и ночь. Я даже боялась выйти из дома в сарай, так как опасалась, что мать что - нибудь над собой сделает. Тяжелое было время. Я слушала крик души матери, почти нечеловеческий, от которого содрогается сердце, и плакала ей же в тон. Война ворвалась неожиданно, забрала тысячи братьев, сыновей, мужей и отцов. Как неутешно было горе «овдовевших» семей. Однажды я хотела съездить на могилу брата, но мать не пустила, сказав одну фразу: «Его не подымишь».

III. Вдова (Лаптева Ксения)

Костюмированная инсценировка стихотворения (Чтение стихотворения по одной строчке)

Черные платки, мокрые ресницы,

В эту ночь от горя ей опять не спится,

Слезы по щекам и рука трясется,

В эту ночь от горя вдовушка напьется.

Но не опьянеет, лишь всю боль убьет.

Счастье и удачу больше не найдет,

Похоронку страшную не хочется читать,

Как же этот мир теперь ей не проклинать?

Кто вернет ей мужа, кто вернет любовь?

Кто залечит раны, остановит кровь?

Он на бранном поле останется лежать,

Будет мужа милого с болью вспоминать.

Много вдов таких по России ходит,

Смерть из дома мужа у женщины уводит,

Только черные платки, мокрые ресницы Оставляют смерть вдове... ей опять не спится

IV.  Беседа по содержанию.

Способность чувствовать и говорить дана только человеку. Мир чувств - это очень яркий, интересный, загадочный мир. И он у каждого из нас свой - неповторимый, удивительный, индивидуальный, по- особому он раскрывается в экстремальных ситуациях.

  1. Что вас поразило в письмах Родина А.А.?
  2. Какие испытания Родину А.А. удалось вынести? - Какие опасности поджидали его на войне?
  3. Какую роль играли письма?
  4. Был ли герой одинок в душе? Что заставляло идти ее вперед, не отчаиваться? О ком он думал? На кого надеялся?
  5. Можно ли назвать Родина А.А. героем? Почему?
  6. Переживали ли близкие, родные за него? Какие чувства они испытывали? Как это передано в письме?

V. Анализ фронтовых писем

  1. Определить основные признаки жанра, стилистические особенности писем.
  2. Выяснить, как в письмах отражается не только автор, но и эпоха.
  3. Хочется ли вам написать письмо своему другу или ветерану и рассказать в нем. об этом человеке, о страшном военном времени?

V I. Практическая работа

Задание: написать письмо ветерану, земляку, другу, выразить в нем. свое отношение к увиденному и услышанному на уроке.

  V II. Представление лучших писем на общее обсуждение.

Цели:

  1. формирование устойчивых представлений об особенностях жанра;
  2. формирование навыков аналитической работы с источником информации;
  3. воспитание внимательного отношения к результатам работы другого человека;
  4. выработка единых критериев оценивания письма.

Приёмы:

Анализ работы, самоанализ.

Обобщение на основе выделенных смысловых концентров.

  1. Итог урока
  1. Чье письмо вам понравилось больше всего?
  2. Соблюдены ли в нем. правила написания письма?
  1. Какие чувства вы хотели передать своим письмом?
  2. Как        отражается эпоха и автор в письмах личного и официально - делового характера?
  3. Что вы нового узнали из писем, о Великой Отечественной войне и ветеранах - земляках?
  4. Что принес фашизм миру? Ваше отношение к нему?
  5. Какой вывод для себя сделали? Что ценное с урока возьмете с собой в жизнь?

ПРИЛОЖЕНИЕ

Письмо ветерану труда, труженице тыла Мухиной А.А.

Здравствуйте, уважаемая Анисья Алексеевна!

Пишет Вам ученица 10 класса МКОУ «Сорочинская СОШ» Искарева Алевтина. Познакомившись на уроке с фронтовыми письмами Вашего родного брата, я не смогла остаться равнодушной к тому, что писавший письма человек — мой земляк, который погиб, завоевав ценой собственной жизни Победу. Мир, в котором сейчас живу я и сотни, тысячи таких же, как я. Я живу с Вами в одном селе, на одной улице и ничего не знала о Вас, Вашей семье, пока не прочитала письма. Пишу, чтобы разделить с Вами горечь утрат, горе, которое пережили Вы и вся Ваша семья. Посылаю Вам свой привет и кланяюсь Вам, Вашему терпению, мужеству, силе духа, трудовому героизму. Сколько испытаний выпало на Вашу долю в годы Великой Отечественной войны, которая ворвалась в каждый дом неожиданно, забрав тысячи братьев, сыновей, мужей и отцов?! Как неутешно было горе «овдовевших» семей!? В том числе и вашей, когда пришла похоронка на Вашего брата Родина Андрея. Знаю, что он похоронен далеко, в деревне Вороново Ленинградской области Минского района. И вдвойне горше Вам от того, что захоронен на чужбине, среди чужих лесов и степей. И нет рядом родственной души. Больно и трудно писать об этом, а еще больнее Вам вспоминать прошлое. Но я знаю, что это он вместе с другими фронтовиками отвоевал мир на земле, ценой их крови оплачена независимость нашей Родины и свободная жизнь всех будущих поколений. Они не допустили того, чтобы фашизм царствовал на земле.

Дорогая Анисья  Алексеевна! Я знаю, что Ваша жизнь была нелегкой: в 1941 году ушел на фронт муж, Мухин Михаил Лукьянович, но уже в 1942 году он вернулся с тяжелым ранением,, затем, в 1976 году умерла Ваша мать. Преклоняюсь перед Вами, ценю Вас, горжусь Вами!

Анисья Алексеевна, ведь знаю, что и были у Вас и минуты радости - это рождение двух детей, которыми вы гордитесь, так как они сейчас - почетные работники села и района. О них не раз писали на страницах районной газеты «Сибиряк».

Анисья Алексеевна, Ваша жизнь, наполненная испытаниями, трудностями и потерями служит для нас примером, воспитывает в нас чувство патриотизма, бережное отношение к наследию предков, к своей истории, Ваша жизнь показывает, как нужно жить, чтобы навсегда остаться в памяти потомков, в наших сердцах. С Днем, Победы, дорогая землячка! Желаю Вам доброго здоровья, счастья и мирного неба. Пусть Вас всегда окружают близкие и любящие люди!

Примите от меня слова признательности, благодарности и поздравления с праздником! Приглашаем Вас на Урок Мужества, который состоится в МКОУ «Сорочинская СОШ» 8 мая в 9 часов в актовом зале школы.

До встречи. Желаю Вам доброго здоровья и всего самого теплого, светлого и прекрасного.

С уважением к Вам Пекарева Алевтина.

05.05.2010 года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо.Сочинение эпистолярного жанра. Урок развития речи

Разработка урока развития речи. Одной из основных задач этого урока является воспитание у учащихся интереса к письму как средству передачи информации, документу эпохи, благодаря которому осуществляетс...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)

Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Урок развития речи. Благодарственное письмо. 6 класс.

Данный урок представлял собой занятие по развитию речи учащихся из раздела «Словообразование». Этот урок - изучение нового материала Для организации учебной деятельности выбрано проблемное  обуче...

"Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М. Герасимова "После дождя"

Урок развития речи по картине А.М. Герасимова "Мокрая терраса". Подготовка к сочинению-описанию в 5 классе....

Конспект урока по русскому языку. Урок развития речи: написание сочинения по картине А.М.Герасимова «После дождя».

Цели:      1. познакомить учащихся с произведениями русской живописи 20 века             2. собрать материалы, необходимые для написани...