Главные вкладки

    Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"
    план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

    Ищенко Ирина Владимировна

    Тема: Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина "Повести покойного И. П. Белкина"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.71 КБ

    Предварительный просмотр:

    Открытый урок по литературе в 6 классе.

    Тема:      Путешествие по страницам произведения А. С. Пушкина

    «Повести покойного И.П. Белкина»

    Цель: 1) Постигнуть тайну творчества А. С. Пушкина, окунуться в мир его повестей.

    2) научить почувствовать, ощутить, услышать гармонию художественной формы.

    3) развивать художественную интуицию и читательский вкус.

    Тип урока: урок-игра

    Оборудование: портрет А. С. Пушкина, иллюстрации к повестям, подготовленные вопросы к игре «Умники и умницы», вырезанные из бумаги значки умника.

    Ход урока

    1.    Организационный момент

    2.    Слово учителя.

    Сегодняшняя наша встреча посвящена творчеству великого русского поэта А. С. Пушкину.

    Пушкин - спутник многих поколений. К его имени слух привык с детства. О нем говорят «мой Пушкин». Завершив жизненный путь, он оставил миру свое наследие, к которому уже не прибавляются новые произведения, но его жизнь продолжается в памяти общества. Каждое поколение прочитывает творения по-своему, открывает для себя будто впервые, с позиций своего времени определяет их художественную ценность. Классик оказался современником своих потомков. Пушкин являет собой пример наиболее яркий. Он живет, развивается, меняется в памяти, он поистине всегда и бесконечно новый Пушкин, «вечно тот же, вечно новый...».

    А. С. Пушкин - это не просто великий русский поэт с мировой славой. Он создатель современного русского языка, родоначальник новой русской литературы, которая подарила нам А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и др. Вы с детства знакомы с именем А. С. Пушкина, вам известны многие его произведения. В этом году вы познакомились с новыми его произведениями. Каждый из вас открыл для себя своего Пушкина, и никого, наверное, не оставили равнодушными его душевная лирика и проза.

    Ребята, а ведь и А. С. Пушкин был когда-то ребенком, стремившимся получить образование и оставить после себя след в литературе. Давайте с вами еще раз вспомним, каким был А. С. Пушкин в детстве, где учился, и что собой представляли его первые произведения.

    (Учащиеся рассказывают о жизни поэта в Царскосельском лицее, читают его ранние стихотворения).

    На уроках литературы вы познакомились не только с поэзией А. С. Пушкина, но и его прозой. Надеюсь, что вам понравились «Повести И. П. Белкина», написанные великим русским поэтом. К волшебной поэзии Пушкина мы успели уже привыкнуть, не уставая восхищаться ею... Но чтобы Пушкин обратился к прозе... этого, пожалуй, не ожидали даже друзья и близкие поэты. Мы с огромным удовольствием окунулись в мир пушкинской прозы, услышали правдивые истории от лица очевидца, покойного И. П. Белкина. Эти произведения вызывали у нас боль, обиду, радость. сочувствие и т. д.

    3.    Проведение игры «Умники и умницы»

    Сегодня мы проведем игру «Умники и умницы» по всем известному произведению А. С. Пушкина «Повести Белкина». Игра состоит из двух туров. Каждый из участников за правильный ответ получает значок умника. В первом туре участвует весь класс. Из всех учащихся выбирают лучших, которые и продолжат игру во втором туре.

    1 тур

    Рассмотрев иллюстрации к повестям, необходимо назвать героев повести и определить, к какому произведению был сделан рисунок. Коротко рассказать сюжет произведения.

    1.   повесть «Выстрел»

    а) «Офицер, разгоряченный вином, игрою и смехом товарищей, почел себя жестоко обиженным и. в бешенстве схватив со стола медный шандал, пустил его в Сильвио. который едва успел отклониться от удара»

    б) «С этим словом он хотел в меня прицелиться... при ней! Маша бросилась к его ногам!»

    2. повесть «Метель»

    а)  «...На дворе была метель; ветер выл, ставни тряслись и стучали; все казалось ей угрозой и печальным предзнаменованием. Скоро в доме все утихло и замерзло. Маша окуталась шалью, надела теплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу».

    б)  «Аи, не он! Не он!» - и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия, бросился в кибитку и закричал: пошел!»

    3. повесть «Станционный смотритель»

    а)  «...Три года тому назад , однажды, в зимний вечер, когда смотритель разлиневывал новую книгу, а дочь его за перегородкой шила себе платье, тройка подъехала, и проезжий в черкесской шапке, в военной шинели, окутанный шалью, вошел в комнату, требовал лошадей. Лошади все были в разгоне. При сем известии путешественник возвысил голос и нагайку; но Дуня, привыкшая к таковым сценам, выбежала из-за перегородки и ласково обратилась к проезжему с вопросом: не угодно ли будет ему чего-нибудь покушать?»

    б) «С этой мыслию прибыл он в Петербург, остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца, и начал свои поиски. Вскоре он узнал, что ротмистр Минский в Петербурге и живет в Демутовом трактире. Смотритель решил к нему явиться».

    в)  «...Смотритель, не отвечая, зашел в залу. Он подошел к растворенной двери и остановился. В комнате, прекрасно убранной, Минский сидел в задумчивости. Дуня, одетая со всею роскошью моды, сидела на ручке его кресел, как наездница на своем английском седле».

    г)  «Вот летом проезжала барыня, так та спрашивала о старом смотрителе и ходила к нему на могилу»

    4.  повесть «Барышня-крестьянка»

    а) «Мысль эта ужаснула Лизу, и она решилась на другое утро опять явиться в рощу Акул иной»

    б)  «Но лошадь, доскакав до оврага, прежде ею не замеченного, вдруг кинулась в сторону, и Муромский не усидел. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылку, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока.  Иван Петрович поскакал  к нему, осведомляясь,  не ушибся ли он.  Между тем стремянный привел виновную лошадь, держа ее под уздцы. Он помог Муромскому взобраться на седло, а Берестов пригласил его к себе. Муромский не мог отказаться , ибо чувствовал себя обязанным, и таким образом Берестов возвратился домой со славою, затравив зайца и ведя своего противника раненым и почти военнопленным».

    в)  «Он вошел... и остолбенел! Лиза... нет, Акулина, милая смуглая Акулина, не в сарафане, а в белом утреннем платьице, сидела перед окном и читала его письмо; она так была занята, что не слыхала, как он и вошел. Алексей не мог удержаться от радостного восклицания. Лиза вздрогнула, подняла голову, закричала и хотела убежать».

    2 тур

    Каждый из участников выбирает себе дорожку после того, как ответит на вопросы.

    Выбор дорожки

    1.  Кто были две женщины, которые дали А. С. Пушкину материнскую любовь и ласку? (Няня Арина Родионовна - крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, и бабушка Марья Алексеевна Ганнибал).  

    2. Сколько лет было Пушкину, когда его определили в лицей? (12 лет)

       3. Сколько лет Пушкин пробыл в лицее? (6 лет)

    Зеленая дорожка

    Вам около 35 лет, вы бывший гусар и теперь проводите время в компании молодых людей. Ваша обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имеют сильное влияние на молодые умы. Вы носите иностранное имя. Кто вы? (Сильвио, «Выстрел»).

    1.    Каково ваше главное упражнение, ваше хобби? (стрельба из пистолета)

    2.    В один из вечеров у вас в доме, за игрой в карты один молодой человек бел недоволен результатами игры. Как он выразил свое недовольство. (Пустил в Сильвио медный шандал).

    3.    Как вы объясните молодому офицеру, которого вы больше всех не любили, свое нежелание драться со своим обидчиком, который запустил в вас шандал?  («Я не имею права подвергать себя смерти. Шесть лет назад я получил пощечину, и враг мой еще жив»).

    4.    Почему вы не выстрелили в вашего соперника на дуэли шесть лет назад? О чем вы подумали в тот момент, когда увидели его равнодушие к возможной гибели? («Что пользы мне, - подумал я, - лишить его жизни, когда он ею вовсе не дорожит», т. е. захотел злобной мести).

    Желтая дорожка

    Вы стройная, бледная 17-летняя девица, богатая невеста. Вы воспитаны на французских романах и влюблены. Избранник ваш - бедный армейский прапорщик, который тоже вас любит. Вашу любовь даже не останавливают запреты ваших родителей. Кто вы? (Марья Гавриловна, «Метель»).

    1.    Расскажите о своем отце. Кто он? Как называется его поместье? Какой он хозяин? Семейное положение.       («Отец   мой   владелец   поместья   Ненарадово,   славится   по   всей   округе гостеприимством и радушием, женат»).

    2.    Вы настолько любите своего избранника, что встречались с ним тайком. Где вы с ним встречались? (В сосновой роще, у старой часовне).

    3.    Как   звали   вашего   избранника,   бедного   армейского   прапорщика?   Какова   его   судьба? (Владимир    Николаевич,    был    тяжело    ранен    под    Бородином    и    умер    в    Москве)

    Красная дорожка

    Вы пожилой человек, смотритель почтовой станции. Живете в опрятной обители, по стенам которым развешаны картинки, изображающие историю блудного сына. У вас дочь 14-ти лет, маленькая кокетка с большими голубыми глазами. Кто вы? (Самсон Вырин)

    1.  Вы спокойно жили со своей любимой Дуней, но однажды увезли вашу голубку. Кто был этот человек, который увез Дуню с собой? Куда он ее увез?

    (Ротмистр Минский, Петербург)

    2.  Сколько раз вы приходили к Минскому в Петербург, и чем закончились эти встречи? (При первой встрече Минский сказал, что он не пустит Дуню, что она счастлива с ним, и, сунув ему в рукав пакет с ассигнациями, выгнал; второй раз Самсон пришел в дом к Дуне. Дуня, увидев отца, падает в обморок. Минский жестоко выгнал Вырина и на сей раз).

    4.   Подведение итогов

    1.    Какие произведения вошли в книгу «Повести покойного И. П. Белкина»?

    2.    Кто все-таки создатель повести?

    3.    Каково первое впечатление от пушкинской прозы?

    4.    Каково было вам читать «Станционного смотрителя»? Почему так больно и обидно за смотрителя и Дуню?

    5.    Каково ваше первое ощущение от повести «Барышня-крестьянка»?

    6.    Как вы можете оценить поступки Сильвио в повести «Выстрел»?

    5. Домашнее задание

    Подготовить материал о жизни и творчестве М. Ю. Лермонотова.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

    Целью данного урока является: определить место повести в творчестве А.С.Пушкина;.проанализировать образы героев; способствовать воспитанию гуманного отношения к людям; способствовать развитию умения р...

    Повести покойного Ивана Петровича Белкина

    http://www.proshkolu.ru/club/vschool/blog/263428/...

    Урок внеклассного чтения в 6 классе А.С.Пушкин «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». «Выстрел», «Барышня-крестьянка»

    Урок в игровой форме помогает проверить знания учащихся произведений Пушкина, а также вспомнить факты лицейской жизни поэта, которые изучаются в школьной программе 6 класса....

    Программа предметного элективного курса «По страницам произведений Б. Шоу (английский язык)» 9 класс

    Предлагаемая программа предметного элективного курса разработана для УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, Б. Оби, В. Эванс, Дж. Дули “Английский в фокусе” 9 класс; Москва, “Просвещение”, 2014 г. для и...

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель"

    А.С. Пушкин "Повести покойного Ивана Петровича Белкина". Образ "маленького" человека в повести "Станционный смотритель...