Интегрированный урок- проект
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Рудакова Ольга Алексеевна

Урок внеклассного чтения 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

               

                        Интегрированный урок- проект

                 «Сказание о талантах земли Рыльской»

     (Урок внеклассного чтения по литературе в 7 классе)

                                                    Участники проекта:

                                                    учитель Рудакова О.А.,

                                                    ученики 7-х классов.

                                   

Вид проекта:

1. По материальному воплощению – интеллектуально-информационный.

2. По объёму изученного материала – межпредметный.

3. По количеству участников – групповой.

4. По времени работы – краткосрочный.

5. По интересам – познаватольно-исследовательский.

Форма представления – презентации и выступления учеников на уроках литературы.

Информационная поддержка проекта.

Литература:

1. В.С.Алёхин. Стихотворения. Венки сонетов. Поэмы.

2. Подборка газет «Районные будни».

3. М.Е.Саницкий. Рыльское Присемье: сборник стихов и прозы Рыльских литераторов.

4. С.М.Чулкова. Перезвоны: сборник. Памяти А.Ф.Шавлова: стихотворения.

5. Книга «Сказание о земле Рыльской».

Тема учебного занятия: «Сказание о талантах земли Рыльской».

Тип учебного занятия:

1. Познакомить обучающихся талантливых людей Рыльского района, с их творчеством.

2. Совершенствовать исследовательские навыки обучающихся; формировать умения работать в группе над решением единой проблемы, планировать и реализовывать проектную деятельность.

3. Осуществлять эстетическое воспитание, развивать творческие способности обучающихся, способствовать формированию интереса к поэтическому слову, развивать навыки выразительного чтения.

Средства обучения:

1) компьютер, проектор, экран;

2) выставка книг;

3) презентации, подготовленные учителем и учениками в рамках проекта;

4) картины  Рыльских художников.

Предварительное задание:

1 группа – подобрать материал о Рыльских поэтах;

2 группа – подготовить материал о Рыльских художниках;

3 группа – составить презентации.

Индивидуальные задания – подготовить выразительное чтение указанных стихотворений.

                                      Ход учебного занятия.

1. Организация начала урока.

    Цель этапа: подготовка обучающихся к работе.

Компетенции

Методы

Формы

знания

умения

словесный

фронтальный

Организация вни-мания и внутренней готовности

Умение организоваться, быстро включиться в деловой ритм

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Приветствие, проверка готовности к уроку, раскрытие общих целей урока.

Подготовка к работе, включение в деловой ритм.

2. Работа по теме урока.

Цель этапа: познакомить с талантами Рыльской земли.

(В процессе урока обучающиеся реализуют полученные заранее задания по подготовке материалов о художниках, поэтах, народных умельцах Рыльской земли, демонстрируют подготовленные презентации, читают и анализируют под руководством учителя стихи.)

Вступительное слово учителя.

- Во все времена Рыльская земля была богата талантливыми людьми. И сегодня живут в Рыльске и Рыльском районе замечательные художники, музыканты, писатели  и создают замечательные произведения литературы и других видов искусства, которые дополняют и украшают нашу жизнь.

«Сказание о талантах земли Рыльской». Если бы, ребята, перед нами была книга под таким названием и мы могли бы прочитать содержание, то увидели бы большое количество имён действительно талантливых людей.

- А вы знаете имена наших земляков, ставших известными поэтами, писателями или художниками?

Первые страницы посвятим поэтам.

                                              Рыльский край –

                                     соловьиные трели,

                                              Купола, родники,

                                                            чернозём

                                                           И – поэты,

                                       чьи песни воспели

                                                         Отчий край

                                           и родительский дом.

  1) Откроем литературную страницу нашего урока словом о Василии Семёновиче Алёхине.

Ученик.  Родился В.С.Алёхин 19 сентября 1925 года в с. Дуброво, ныне Липецкая область. Известный писатель, поэт. Участник Великой Отечественной войны. Война лишила его зрения и  одной руки. Писать начал ещё в 40 – е годы, но путь в литературу оказался сложным. После войны жил на Урале, печатался в газетах. В1957 году переехал в Рыльск. Лишь в конце 70 – х творчество В.С.Алёхина получило признание.

  Автор трёх стихотворных сборников и нескольких книг прозы.

  Член Союза писателей СССР с 1980 года.

  Будучи на пенсии, продолжал литературную деятельность.

  Умер  В.С.Алёхин в 2006 году.

  Некоторые произведения В.С.Алёхина представлены на нашей книжной выставке: «Баллада о бессмертии», «Синяя птица», повесть «Над обрывом», роман «Сполохи над Сеймом», роман – дилогия «Висожары».

  Одно из стихотворений Алёхина называется «Сыновьям». Оно о Великой Отечественной войне, о погибших в бою за победу над врагом.

Ученик читает стихотворение В.С.Алёхина «Сыновьям».

- Ребята, как вы думаете, почему автор назвал стихотворение «Сыновьям»?

 2) Слово о Михаиле Ефимовиче Саницком.

Михаил Саницкий – в поэзии явление уникальное. Его стихи добрые, порой насмешливые, но необходимые нам.

Ученик. М.Е.Саницкий родился 8 ноября 1929 года в деревне Некрасово Рыльского района. В канун Великой Отечественной войны окончил три класса Семёновской школы. В дальнейшем занимался самообразованием. С 1950 по 1953 год служил в вооружённых силах. Демобилизовался по состоянию здоровья. Находясь после армии на инвалидности, посильно участвовал в трудовой деятельности: работал дворником, культмассовиком, охранником в различных организациях и учреждениях Рыльского района.

М.Е.Саницкий – член Курского областного литературного объединения. Более 30 лет возглавлял литературное объединение «Рыльские зори». Печатался в Курских, Выборгских, Калужских и Тверских газетах.

   В 1982 г. в Воронежском издательстве вышел коллективный сборник стихов «Первый взгляд», в который вошли и стихи М.Е.Саницкого.

   М.Е.Саницкий – автор трёх персональных сборников стихов: «Одоление», «Седина на сердце», «Под каблуком». Третий сборник был издан к 75–летию автора.  Умер М.Е.Саницкий в 2005 году.

   Одно из своих стихотворений М.Е.Саницкий посвятил Рыльску.

Ученик читает стихотворение «Гимн Рыльску». Демонстрируется презентация «Виды Рыльска», подготовленная учениками.

- Ребята, какими чувствами наполнено это стихотворение?

3) На страницах районной газеты часто можно увидеть стихи поэтессы Марии Пироженко. Послушайте внимательно одно из стихотворений и скажите, о чём оно?

Ученик читает стихотворение «Суд людской». (Школьники высказывают своё отношение к стихотворению.)

Выступление ученицы. М.А.Пироженко родилась 12 апреля 1952 года в городе Рльске. Литературным творчеством увлекается с 12 лет. Спервыми стихами Маши Пироженко, которые были помещены в школьной стенной газете, познакомились её одноклассники. Позже стихи Пироженко стали печатать на страницах районной газеты, в областном альманахе «Полдень».

Учитель. М.А.Пироженко – поэт неординарный, откликающийся на все события жизни, не проходящий мимо них равнодушно. Поэзия её не заоблачная, никак не мечтательная, а та самая, которая так нужна человеку.

Сегодня Мария Алексеевна живёт в селе Малогнеушево Рыльского Района и продолжает радовать читателей своими стихами.

4)Ученик.

                            Рыльские берёзки, Курские края,

                            Всё, что сердцу мило, буду помнить я.

                            И вдали от дома мы о Вас поём:

                            Ждите нас, Берёзки!

                            Ждите, мы придём.

Это строки из стихотворения Бориса Михайловича Черникова. Он родился в 1932 году на Воронежской земле. Окончил Воронежский педагогический институт, работал преподавателем иностранного языка в школах и средних специальных учебных заведениях города Рыльска.

Стихи Бориса Черникова хорошо известны рылянам. Их любят, их ждут. Стихи Б.Черникова очень лиричны. Многие из них нежные, ласкающие слух, а потому положены на музыку.

 Поэзия Черникова многогранна. Он земной человек. И его герои – тоже земные люди.

  Особое место в творчестве Б.Черникова занимает природа. Российская природа и сама Россия сливаются в стихах поэта в единое целое. У Бориса Черникова Русь – голубая, а глаза у неё – синие.

  Борис Черников не был на войне. Он видел её глазами 10-летнего мальчишки и запомнил горе, крушение надежд, счастливые мгновения в те дни – дни страшных испытаний. И обо всём этом поэт говорит в своих стихах о войне.

    Звучат стихи поэта.

5)Ученик. Живёт в г.Рыльске поэтесса и композитор Светлана Михайловна Чулкова. Свою искреннюю любовь родному краю поэтесса выражает так:

Ты наша гордость! Ты герой былин,

Не раз восстал из пепла и руин.

Пусть торжествует и ликует жизнь.

Вовеки славься, наш любимый Рыльск!

С.М.Чулкова родилась 8 августа 1955 года в далёком Якутском посёлке Хандыга. Но всю свою жизнь провела в г. Рыльске, который ей очень дорог.

С.М.Чулкова очень любит природу. Превыше всего ценит общение с людьми. Любимым занятием считает музыку.

  С.М.Чулкова – человек удивительно добрый, отзывчивый. Вместе с тем она человек сильный духом. И это качество помогает ей преодолевать многие жизненные невзгоды.

Учитель. Тематика стихов Светланы Чулковой очень разнообразна. Это стихи о временах года, великолепии Рыльских уголков природы, о любви. Много стихов посвятила Светлана Михайловна маме, друзьям, коллегам по перу.

   С.М.Чулкова не только поэт, она ещё и музыкант. На стихи Рыльских поэтов он написала музыку. Решением Рыльской городской думы №41 от 4 октября 2006 года утверждён Гимн города Рыльска Рыльского района Курской области на слова и музыку С.Чулковой.

   Одно из стихотворений С.М.Чулкова посвятила художнику Анатолию Шавлову, который жил в Рыльске.

Ученица читает стихотворение «Памяти Анатолия Шавлова».

- Как вы думаете, что хотела сказать Чулкова своими стихами художнику Шавлову?

Ученик. Анатолий Шавлов был и поэтом, и художником. Он родился 12 марта 1939 года в деревне Барковичи Брянской области. Обучался в средней школе и одновременно окончил заочный университет искусств, факультет рисунка и живописи. Участвовал во всесоюзной выставке работ самодеятельных художников. Репродукция картины «К Курску» воспроизведена в журнале «Москва» в 1961 году.

    В 1958 году поступил в Курское художественно - графическое училище. После второго курса поступил в Курский Гос. педагогический институт на художественно - графический факультет. Окончил в 1965 году и получил диплом по живописи.

  С 1966 по 1987 год работал в якутских художественно- производственных мастерских художником-оформителем.

  С 1987 года жил и работал в Рыльске. Был инициатором открытия в 1989 году отделения «Изобразительное искусство» в детской музыкальной школе.

  В 1999 году Анатолия Шавлова не стало. Талантливый художник-акварелист, замечательный поэт, он оставил глубокий след в общественной и культурной жизни города.

   В память об Анатолии Шавлове в седьмой раз был проведён творческий конкурс «Шавловские вечера», по итогам которого выпущен уже третий региональный сборник «Творенья лучшие мои». В этой книге есть и прелестные стихи Анатолитя Шавлова, его замечательные акварели, воспоминания о нём друзей, посвящения ему.

   В книге «Рыльск – город древний» одна из страниц посвящена А.Шавлову. Здесь помещена его фотография на фоне г.Рыльска, репродукции его картин

 6) Работа с выставкой книг.

- Ребята, обратите внимание на выставку книг.     О них нам расскажет             Н.А. Березуцкая, наш библиотекарь.

7) Знакомство с художниками и их полотнами.

-Живёт в г. Рыльске замечательный художник Александр Андреевич Хомяков. Его имя занесено в энциклопедию Брынцева «Золотые Врата Искусства» (Курск, издательство КГПУ, 2001г.)

Рассказ о художнике и демонстрация презентаций, подготовленных учениками.)

 -Профессиональные почитатели таланта Хомякова в числе других работ выделяют «Морской пейзаж». Художник с редкостной точность уловил и передал зрителям волнующую красоту  водной стихии, чувство тревоги, которое с одинаковой силой испытывает и человек под парусом – такой одинокий, - и мечущиеся над скалистыми берегами чайки, и даже сами морские волны, с разбега бьющиеся о камни.

 И всё-таки в творчестве Хомякова более всего покоряет запечатлённая им на полотнах природа. На картине «Осень. Грибная пора» изображена осень, которую художник запечатлел спокойной, мудрой, нежной, раздольной.

  Есть у Хомякова и портреты, и натюрморты. Фотографии некоторых работ художника я хочу вам показать.

 -А вот эта картина написана художником в 2006 году. Называется она «Зима. Март». Эта картина нежная, словно светится изнутри. На обратной стороне картины есть надпись художника: «С уважением от автора». Я очень рада, что эта картина А.А.Хомякова находится у меня дома.

 -Жил в Рыльске ещё один замечательный художник. Это Борис Алексеевич Митрофанов. Его маленький уютный домик до сих пор стоит недалеко от горы Ивана Рыльского. Снаружи он отделан словно кружевом из дерева. Картины Бориса Алексеевича в основном хранятся в домах рылян. Но благодаря людям творческим, коллегам художника, его работы стали известны более широко. Есть они в Рыльском краеведческом музее.

  Одна из картин более 30 назад была подарена самим художником моим родителям. До сих пор она хранится в нашем доме. Совсем недавно художник Хомяков изготовил для этой картины рамку. Я не знаю, как называется эта картина, но она мне очень нравится, от неё веет жизненной  силой.

Ученик. Есть в нашем районе талантливый фотохудожник. Это Станислав Никитьевич Герасименко. (Рассказ о художнике и демонстрация презентации).

-В книге «Сказание о земле Рыльской» есть фотография Михаила Ивановича Сафронова. Он долгое время жил в Москве, но покинул первопрестольную и вернулся на родную Рыльскую землю.

  Софронов – глубоко верующий человек. Вера и побудила художника заняться иконописью и росписью церквей.

  Впечатляет внутреннее убранство Вознесенской церкви. Роспись центрального купола и более 70 икон, заполнивших иконостас – итог многолетнего труда М.Сафронова.

-По-разному выходит человек на творческую стезю. Случается, живёт он на белом свете и не подозревает, какой талант носит в себе.

 Рассказ обучающихся о народном умельце Владимире Черкасове, демонстрация фотографий его работ.

 - У вас, ребята, вся жизнь впереди и, кто знает, может быть, среди вас есть тот, кто в будущем станет талантливым писателем, художником, музыкантом. Только надо попробовать и вовремя понять, чем больше всего в жизни ты хочешь заниматься.

 3.Подведение итогов.

    Цель этапа: подвести итоги занятия.

4. Домашнее задание ( по выбору обучающихся):

     1) написать сочинение-миниатюру о родном крае;

     2) подготовить рассказ о замечательном человеке, который живёт в вашем                                                                                                  селе;

     3) выучить  стихотворение любого поэта Рыльского района;

     4) прочитать стихотворение собственного сочинения;

     5) подготовить рисунок на тему «Мой родной край» и объяснить, что изображено, какие чувства, какое настроение хотели передать.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок-проект в 6 кл. "Иностранные языки- наши друзья"

Идея компетентностно - ориентированного образования заключается в том, что в основу формирования компетенции личности ложится такой результат образования, как ключевые компетентности, выражающ...

Проект интегрированного урока: "Взаимосвязь музыки с другими видами искусства на примере оперы «Снегурочка» Н.А. Римского- Корсакова»

Цель этого проекта: развитие умения находить  связи между художественными образами, созданными музыкой, литературой, изобразительным искусством, а также развитие  целостного  миро...

Интегрированный урок-проект «Химия и литература о самом необходимом»

8 класс тема:"Химия и литература о самом необходимом"...

Комплексный анализ текста по теме: «Глагол как часть речи. Группы глаголов по значению». Интегрированный урок-проект русского языка и литературы в 5 классе «На урок с К.Г.Паустовским» (по учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова)

Проект практико-ориентированный, по характеру групповой, по времени – краткосрочный, по предметно-содержательной области – межпредметный (русский язык и  литература), связан с изучением творчеств...

Интегрированный урок-проект биология/ОБЖ «Живая природа и безопасность: паразитизм, как биотическая связь, угрожающая здоровью человека

Одной из действенных форм преподавания учебных дисциплин в современной школе является технология интегрированного урока-проекта. В процессе интеграции объединяются в смысловой блок предметы учебного п...

Интегрированный урок-проект по истории и историческому краеведению в 8 классе. Тема «Отечественная война 1812 года».

Одной из главных задач исторического образования в на­стоящее время является воспитание у учащихся патриотизма, уважения к героическому прошлому нашего Отечества. Иссле­дование Отечественной войны 181...

Интегрированный урок-проект обществознания и литературы "Евгений Онегин" - энциклопедия русской жизни.

Аннотация: в статье раскрыты понятия метапредметности и метапредметного подхода на примере интегрированного урока- проекта литературы и обществознания.Ключевые слова: метапредметность, компетенции, ме...